Стр. 102  ГДЗ к теме учебника Правописание частей слова

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Упражнение № 192 Прочитайте. Спишите.

Ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла, посыпал зернистым инеем на крыши, захрустел под ногами.

К. Паустовский

• В каких значимых частях слов выделены буквы? Выделите эти значимые части.
• Почему написание выделенных букв надо проверять?

Ответ:

 

 Написание выделенных букв надо проверять, потому что они находятся в безударной позиции.

Упражнение № 193 Прочитайте пословицы. Спишите.

1. Встречай людей не лестью, а честью.
2. Кто ленив, тот и сонлив.
3. Легко сказать, да тяжело сделать.
4. Без столбов и забор не стоит.
5. Был бы пирог, найдётся и едок.

• В каких значимых частях слов выделены буквы? Выделите эти значимые части.

• Произнесите звук, который обозначает каждая выделенная буква. Почему написание этих букв надо проверять?

Написание выделенных букв надо проверять, потому что их произношение отличается от обозначения на письме. 

 

Правописание слов с безударными гласными в корне

Упражнение № 194 Прочитайте.

Дворы, стрела, вода, трава, холмы, жара, свеча, пчела, гнездо, чижи, дожди, шкафы.

• Почему написание выделенных букв надо проверять? Как это сделать?

Написание выделенных букв надо проверять, потому что они находятся в безударной позиции. Для этого нужно: а) или изменить слово; б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

• Подберите к каждому из слов два проверочных слова: одно - изменив форму слова, другое - подобрав однокоренное слово.

• Запишите сначала проверочные слова, затем проверяемое слово. Обозначьте в словах ударение.

Образец. (Двор, дворник) дворы, ... .

(Двор, двóрник) дворы́, (стрéлы, стрéлока) стрелá, (вóды, вóдный) водá, (трáвы, трáвушка) травá, (холм, хóлмик) холмы́, (жар, жáркий) жарá, (свéчи, свéчка) свечá, (пчёлы, пчёлка) пчелá, (гнёзда, гнёздышко) гнездó, (чиж, чи́жик) чижи́, (дождь, дóждик) дожди́, (шкаф, шкáфчик) шкафы́.

Упражнение № 195 Прочитайте. Докажите, что каждая пара слов - это однокоренные слова.

О? А?
С..лить, с..лёный; к..рмить, к..рмушка; б..льной, заб..леть; д..лёкий, д..леко; м..лчать, м..лчун; в..рить, в..ренье; ск..зать, переск..зать; с..сновый, с..сна.

Е? И? Я?
Св..тить, св..тильник; п..сьмо, зап..сать; пч..линый, пч..ла; уд..влять, уд..вительный; з..рно, з..рновой; пл..сать, пл..сунья.

• Подберите для каждого однокоренного слова проверочное.
• Запишите однокоренные слова так: сначала проверочное, затем проверяемые слова. Выделите в них корень.
Образец: (Соль/) сол/ить, сол/ёный.

Пояснение от : корни мы выделили жирным шрифтом, а вы в тетради рисуйте над ними дугу.

 О? А?
(Соль) солить, солёный; (корм) кормить, кормушка; (боль) больной, заболеть; (даль) далёкий, далеко; (молча) молчать, молчун; (вар) варить, варенье; (сказ) сказать, пересказать; (сосны) сосновый, сосна.

Е? И? Я?
(Свет) светить, светильник; (пишет) письмо, записать; (пчёлка) пчелиный, пчела; (диво) удивлять, удивительный; (зёрнышко) зерно, зерновой; (пляска) плясать, пляс/унья.

Упражнение № 196 Рассмотрите рисунки. Прочитайте предложения. Соотнесите рисунки и предложения.

1. Алёша картошку решил отв..рить и в кухне пошире окно отв..рить. 2. У Толи братишка пломбир весь сл..зал, пока тот с друзьями с забора сл..зал. 3. Я утром сегодня в окно ув..дал, как розовый куст во дворе ув..дал.

• Какие слова произносятся одинаково в каждом предложении? Какими буквами надо обозначить безударный гласный звук в корне этих слов и почему?

1) отварить (вáрит) - отворить (ствóрка);
2) слизал (ли́жет) - слезал (полéз);
3) увидал (ви́дит) - увядал (завя́л).

• Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Алёша картошку решил отварить и в кухне пошире окно отворить. (второй рисунок)
2. У Толи братишка пломбир весь слизал, пока тот с друзьями с забора слезал. (третий рисунок)
3. Я утром сегодня в окно увидал, как розовый куст во дворе увядал. (первый рисунок) 

Упражнение № 197 Прочитайте. Спишите.

И север есть у нас, и юг,
Сады цветут на юге,
На севере снега вокруг —
Там холода и вьюги.

Н. Забила

• Что обозначают слова север, юг?

Север, юг - стороны света.

• В каком слове написание выделенной буквы надо запомнить? Подберите проверочные слова для объяснения написания других орфограмм.

Север (надо запомнить), (сад) сады, (цвет) цветут, (снег) снега, (хóлод, холóдный) холода.

• Подчеркните в предложениях антонимы.

Упражнение № 198 Прочитайте. Объясните смысл этих выражений.

1. Всякому ов..щу своё время. 2. Пш..ница — среди хлебов ц..рица. 3. Не гони к..ня кнутом, а к..рми ..всом. 4. П..суда любит ч..стоту. 5. Не ..дежда красит человека, а добрые дела.

• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните непроверяемые орфограммы.

 1. Вся́кому óвощу своё врéмя. 2. Пшени́ца — среди́ хлебóв цари́ца. 3. Не гони́ коня́ кнутóм, а корми́ овсóм. 4. Посýда лю’бит чистотý. 5. Не одéжда крáсит человéка, а дóбрые делá.

Объясним смысл выражений:

Всякому овощу своё время. Каждое дело должно совершаться тогда, когда пришло время его осуществлять. Говорится тогда, когда кто-нибудь торопит события или опаздывает с решением каких-либо дел.
Пшени́ца — среди хлебов царица. Хлеб делают из муки, а муку из пшеницы.
Не гони коня кнутом, а корми овсом. Чтобы коня хорошо служил, его нужно сытно кормить, а не кнутом погонять.
Посуда любит чистоту. В доме всё должно быть чистым.
Не одежда красит человека, а добрые дела. Человека нужно судить не по внешности, а по поступкам.

Упражнение № 199 Найдите в каждом слове орфограмму в корне и объясните её написание.

Хвалить, тяжёлый, вечерний, семёрка, озеро, далёкий, тащить, скворец, просить, пятнистый, широкий, долина, волнистый, вишнёвый, еловый, правдивый, мирить, позвонить, краснота, кормушка.

• Запишите слова так: сначала проверочное слово, а затем проверяемое.
Образец: (Хвáлит) хвали́ть, (тя́жесть) тяжёлый,

Пояснение от : корни мы выделили жирным шрифтом, а вы в тетради рисуйте над ними дугу.

(Хвáлит) хвали́ть, (тя́жесть) тяжёлый, (вéчер) вечерний, (семь) семёрка, (озёра) óзеро, (дальдалёкий, (тáщит) тащи́ть, (сквóрушка) скворéц, (прóсьба) проси́ть, (пя́тнышко) пятни́стый, (ширь) ширóкий, (дол) доли́на, (вóлны) волни́стый, (ви́шня) вишнёвый, (ель) елóвый, (прáвда) правди́вый, (мир) мири́ть, (звон) позвони́ть, (крáсный) краснотá, (корм) кормýшка. 

 Разбор слов пятнистый, кормушка по составу:

Упражнение № 200 Прочитайте. По какому признаку слова распределены по группам?

Слова распределены по частям речи.

• Произнесите слова. Сколько безударных гласных звуков находится в корне каждого слова? Подберите проверочные слова, воспользовавшись словами для справок.

В корне каждого слова два безударных гласных.

Слова для справок: молодость, молоденький, позолота, золото, говор, разговор, зелёный, зелень, полоска, полосы, головка, головы.

• Запишите каждую группу слов. Выделите в них корень.

Пояснение от : корни мы выделили жирным шрифтом, а вы в тетради рисуйте над ними дугу.

(Пóлосы, полóска) полосá.
(Гóловы, голóвка) головá.
(Зéлень, зелёный) зеленéть.
(Гóвор, разговóр) говори́ть.
(Зóлото, позолóта) золотóй.
(Мóлодость, молóденький) молодóй. 

Упражнение № 201 Прочитайте.

Ст..р..жить, ст..рожка, стор..ж.
В..ч..рок, веч..р, в..черний.
В..с.лить, в..сёлый, весло.
К..р..бок, к..робка, кор..б.
Х..л..док, хол..д, х..лодный.
С..к..лёнок, с..колик, сок..л.
Б..р..жок, бер..г, поб..режье.
Щ..б..тать, щеб..т, щ..бечут.

• Расскажите, как проверить написание пропущенных букв в корне однокоренных слов.

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо: а) или изменить слово; б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте в словах ударение, выделите в однокоренных словах корень.
• В каждой группе слов найдите главное слово, от которого образовались другие слова. Подчеркните это слово.

Ответ:

Пояснение от : корни мы выделили жирным шрифтом, а вы в тетради рисуйте над ними дугу.

Сторожи́ть, сторóжка, стóрож.
Вечерóк, вéчер, вечéрний.
Весели́ть, весёлый, вéсело.
Коробóк, корóбка, кóроб.
Холодóк, хóлод, холóдный.
Соколёнок, сокóлик, сóкол.
Бережóк, бéрег, поберéжье.
Щебетáть, щéбет, щебéчут.

Упражнение № 202 Прочитайте. Придумайте название для стихотворения.

Мы сегодня ув..дали
Г..р..док внутри рояля.
Целый гор..д к..стяной,
М..л..тки ст..ят горой,
Блещут струны жаром солнца,
Всюду мягкие суконца,
Что ни ул..ца — струна
В этом гор..де в..дна.

О. Мандельштам

• Чем интересно описание устройства рояля?

Описание интересно тем, что устройство рояля сравнивается с городком.

• Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Мы сегодня увидали
Городок внутри рояля.
Целый город костяной,
Молотки стоят горой,
Блещут струны жаром солнца,
Всюду мягкие суконца,
Что ни улица — струна
В этом городе видна.

Упражнение № 203 Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах?

К..л..сок, с..п..жок, д..л..ко, с..л..вей, гр..б..шок, д..р..вянный, д..р..вёнька, б..р..да, м..л..ко, п..л..сатый2, ст..р..на, с..р..бристый2, н..б..са, б..р..га, тр..кт..рист2, з..рк..ла.

• Спишите сначала слова с проверяемыми орфограммами в корне, затем слова, в которых есть и проверяемая, и непроверяемая орфограмма. Вставьте пропущенные буквы.

1) Колосок, далеко, гребешок, деревянный, борода, полосатый, сторона, небеса, зеркала.
2) Сапожок, соловей, деревенька, молоко, серебристый, берега, тракторист.

Разбор слов  полосатый, серебристый, тракторист по составу:

Упражнение № 204 Прочитайте. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Изд..л..ка его видно — з..л..той шарик на голубой воде. 2. Высунулся из воды ст..белёк, будто палочка, и на нём распустился б..льшой круглый цв..ток. 3. Посреди л..сного оз..рца расцв..ла ж..лтая кувш..нка.

Э. Шим

• Составляют ли предложения текст? Почему? Расположите предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
• Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы.

Жёлтая кувшинка

Посреди лесного озерца расцвела жёлтая кувшинка. Высунулся из воды стебелёк, будто палочка, и на нём распустился большой круглый цветок. Издалека его видно — золотой шарик на голубой воде.

• Прочитайте написанное. Какой получился текст: описание или повествование? Найдите в тексте сравнения.

 Это текст-описание. Сравнения: будто палочка, золотой шарик.

Упражнение № 205 Прочитайте пары слов.

млад — молод
млеко — молоко
страж — сторож
древо — дерево
брада — борода
нрав — норов
блат — болото

• Понятно ли значение данных слов? Какие из этих слов не употребляются в современной речи? А где их можно встретить?

Слова "млад, млеко, страж, древо, брада, нрав, блат" не употребляются в современной речи. Устаревшие слова используют в специально исторической или художественной литературе для наиболее точного описания эпохи. 

• Произнесите выделенные буквосочетания.

Упражнение № 206 Прочитайте.

1. Там царь Кащей над златом чахнет. 2. Остров на море лежит, град на острове стоит. 3. Сребрит мороз увянувшее поле. 4. Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. (А. Пушкин) 5. Я на брегу один. 6. Чёрный вран, свистя крылом, вьётся над санями. Ворон каркает... (В. Жуковский) 7. Что смолкнул веселия глас? (А. Пушкин)

• Найдите в предложениях слова из старославянского языка, которым соответствуют следующие русские слова: Ворон, холод, серебрит, берег, золото, город, голос.

Ворон - вран, холод - хлад, серебрит - сребрит, берег - брег, золото - злато, город - град, голос - глас.

• Спишите три предложения. Подчеркните слова, пришедшие к нам из старославянского языка.
• Выпишите из предложений два слова с безударным гласным звуком в корне. В скобках перед каждым словом запишите проверочное слово.

1. Там царь Кащей над златом чахнет. 2. Остров на море лежит, град на острове стоит. 3. Сребрит мороз увянувшее поле.

(Лёжа) лежит, (стóя) стоит.

Упражнение № 207 Прочитайте. Назовите произведение.

Леб..ди стадом л..тели из х..лодной ст..р..ны в тёплые земли д..л..ко внизу синела в..да м..л..дой леб..дь л..тел поз..ди всех силы его ослабели леб..дь опустился на воду море пок..чало его на в..стоке кр..снела з..ря мес.ц и звёзды стали бл..днее л..бедь открыл гл..за, взд..хнул, выт..нул шею, взм..хнул крыл..ями и ... .

Л. Толстой

Это рассказ Л. Толстого "Лебеди".

• Сколько здесь предложений? Прочитайте, делая паузу между предложениями. Закончите последнее предложение.

9 предложений.

• Определите тип текста. Озаглавьте текст. Запишите заголовок.

Текст-повествование. Заголовок: "Лебедь".

• Найдите в тексте три части. Запишите текст, выделяя каждую часть и вставляя пропущенные в словах буквы.

Лебедь

   Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Далеко внизу синела вода.
Молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Лебедь опустился на воду. Море покачало его.
   На востоке краснела заря. Месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь открыл глаза, вздохнул, вытянул шею, взмахнул крыльями и полетел.

• Подберите к выделенным словам антонимы.

Холодный - тёплый, далеко - близко, молодой - старый.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Упражнение № 208 Прочитайте.

Несколько дней ст..яли м..розцы2. Вчера пот..плело и начал падать сн..жок, который у охотников называется порошей. Весь день землю пор..шило м..л..дым сн..жком2.

М. Пришвин

• Почему написание выделенных и пропущенных букв надо проверять? Как это сделать?

Выделенные и пропущенные буквы - это орфограммы, которые нужно проверять, так как их звучание не совпадает с написанием.
Стояли (стóя), морозцы (словарное слово, морозы), потеплело (тёплый), снежок (снег), порошило (порóша), молодым (мóлодость, молóденький), снежком (снег).

• Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Несколько дней стояли морозцы. Вчера потеплело и начал падать снежок, который у охотников называется порошей. Весь день землю порошило молодым снежком.

Разбор слов по составу:

 

Упражнение № 209 Прочитайте. Спишите.
• Какой звук обозначает каждая выделенная буква? Укажите его в квадратных скобках над словом.

       [ш]             [ж]            [ж]
Сапожки - сапожок - сапожник.
        [т’]          [д’]           [д]
Лебедь - лебеди - лебёдушка.
  [с]        [з]      [з’]
Узкий - узок - узенький.
   [ф]          [в]
Ловкий - ловок.

• Расскажите, в каких словах написание выделенных букв надо проверять и почему. Подчеркните эти буквы.

Написание выделенных букв надо проверять, потому что это орфограмма парный по глухости/звонкости согласный в корне. 

Упражнение № 210 Прочитайте. Как узнать, какой буквой следует обозначить парный согласный звук в каждом слове?

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в].

• Подберите к каждому слову по два проверочных слова: одно - изменив форму слова, другое - подобрав однокоренное слово.
• Запишите сначала проверочные слова, затем проверяемое слово.
Образец . (Пояса, поясок) пояс, ... .

(Пояса, поясок) пояс, (глаза, глазик) глаз, (клювы, клювик) клюв, (шарфы, шарфик) шарф, (чертежи, чертёжный) чертёж, (шалаши, шалашик) шалаш, (кусты, кустик) куст, (льды, лёдик) лёд.

Расставьте ударения самостоятельно.

Упражнение № 211 Прочитайте.

На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег1,
Звездами падая на брег.

А. Пушкин

• Обсудите, в каких словах надо проверять написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук. Объясните, как это сделать.

Лапках - лапа, задумав (задумывать), вод (воды), лёд (льда), снег (снега), на брег (берега).

Звуко-буквенный разбор слова снег:

снег [сн’эк] - 1 слог
с [с] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
н [н’] - согл., звонк. непарн., мягк. парн.
е [э] - гласн., ударн.
г [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
4 б., 4 зв. 

Упражнение № 212 Прочитайте выразительно стихи из упр. 211. Какие слова употребляет автор для описания первого снега?

Весёлый; мелькает, вьётся первый снег; звездами падает.

• А теперь расскажите о своих впечатлениях: каким вы увидели в этом году первый снег? Как он преобразил всё вокруг?
• Составьте рассказ на тему «Первый снег». Запишите его.

Первый снег

Зимой природа засыпает безмятежным сном. Деревья без листьев выглядят угрюмо. Но когда выпадает первый снег, наступает самое сказочное и волшебное время года. Деревья одеваются в снежную шубу, кусты сверкают серебристым инеем. На снегу появляются цепочки-узоры звериных следов. Прекрасен зимний лес, убранный снежной бахромой!

Упражнение № 213 Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед глухим согласным звуком.

Грибок, дороженька2, ягода, колосок, тетради, ошибаться, подсказать, сапожок, мягонький, ледяной2, обедать, гвоздик, голубочек, ложечка, узенький, записать, хлебец.

• Запишите однокоренные слова по образцу. Подчеркните в корне каждого слова букву, которой вы обозначили парный по глухости-звонкости согласный звук.

Образец . (Скользить) скользкий.

(Грибок) гриб, (дороженька) дорожка, (ягода) ягодка, (колосок) колос, (тетради) тетрадки, (ошибаться) ошибка, (подсказать) подсказка, (сапожок) сапожки, (мягонький) мягкий, (ледяной) лёд, (обедать) обед, (гвоздик) гвоздь, (голубочек) голубь, (ложечка) ложка, (узенький) узкий, (записать) запись, (хлебец) хлеб

 Разбор по составу слов дороженька, ледяной:

 

Упражнение № 214 Прочитайте.

Кана(ф, в)ка, ко(ф, в)та, ко(к, г)ти, ло(к, г)ти, зама(с, з)ка, про(с, з)ьба, ре(с, з)ьба, блю(т, д)це, перча(т, д)ка, лягу(ш, ж)ка, крова(т, д)ка, стри(ш, ж)ка, сковоро(т, д)ка, сала(с, з)ки, улы(п, б)ка.

• Объясните, какую букву надо вписать в каждое слово и почему. Запишите слова правильно.

Канавка (канава), кофта (словарное слово), когти (коготки), локти (локотки), замазка (замазать), просьба (просить), резьба (резать), блюдце (блюдечко), перчатка (перчаточка), лягушка (лягушечка), кроватка (кровати), стрижка (стрижечка), сковородка (сковорода), салазки (салазочки), улыбка (улыбочка). 

Упражнение № 215 Прочитайте.

А в лесу мороз1 кружева развесил — ни пером описать, ни в сказке сказать! Невзначай зацепишь — летит на шапки алмазная2 лёгкая пыль.

И. Соколов-Микитов

• Объясните, как вы понимаете значение выделенного фразеологизма. В каких случаях так говорят? А что обозначает слово невзначай?

Ни пером описать, ни в сказке сказать! О восхищении чем-то прекрасным, которое трудно передать словами.
Невзначай - неожиданно, случайно, ненамеренно.

• Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

А в лесу мороз кружева развесил — ни пером описать, ни в сказке сказать! Невзначай зацепишь — летит на шапки алмазная лёгкая пыль. 

Звуко-буквенный разбор:

Мороз [марóс] - 2 слога
м [м] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
о [а] - гласн., безуд.
р [р] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
о [о] - гласн., ударн.
з [с] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
5 б., 5 зв.

Разбор слова алмазная по составу:

Упражнение № 216 Прочитайте.

1. Хороший — хорош1, свежий, слабый, счастливый, грубый, трусливый, молодой, правдивый.
2. Сберегу — сберёг, отнесу, отвезу, замёрзну, подстерегу, ползу.
3. Много ягод, слёз (книги, лужи, сороки, канавы, колёса, коровы, рыбы).

• Измените слова так, чтобы на конце этих слов был парный по глухости-звонкости согласный звук.
• Запишите. Подчеркните букву, обозначающую этот звук в проверочном и проверяемом словах.

Хороший — хорош, свежий - свеж, слабый - слаб, счастливый - счастлив, грубый - груб, трусливый - труслив, молодой - молод, правдивый - правдив.
Сберегу — сберёг, отнесу - отнёс, отвезу - отвёз, замёрзну - замёрз, подстерегу- подстерёг, ползу - полз.
Много ягод, слёз, книг, луж, сорок, канав, колёс, коров, рыб.

Звуко-буквенный разбор слова хорош:

Хорош [харóш] - 2 слога
х [х] - согл., глух. непарн., твёрд. парн.
о [а] - гласн., безуд.
р [р] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
о [о] - гласн., ударн.
ш [ш] - согл., глух. парн., твёрд. непарн.
5 б., 5 зв. 

Упражнение № 217 Прочитайте. Подберите заголовок к стихотворению.

Дружит белка с ши(ш, ж)кой,
За..ц — с кочеры(ш, ж)кой,
Жеребёнок — с тра(ф, в)кой,
В..р..бей — с козя(ф, в)кой,
Шмель1 с цв..точною пыльцой...

В. Лунин

• Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Объясните, почему вы выбрали именно её.

Дружит белка с шишкой (шишечка),
Заяц — с кочерыжкой (кочерыжечка),
Жеребёнок — с травкой (трава),
Воробей — с козявкой (козявочка),
Шмель с цветочною (цвет) пыльцой...

• Придумайте продолжение стихотворения о том, кто с кем дружит.

 Дружат пчёлы и цветок,
Дружит лист и ветерок,
Дружат в поле колоски,
И с тобою дружим мы.

Звуко-буквенный разбор слова шмель:

Шмель [шмель] - 1 слог.
ш [ш] - согл., глух. парн., твёрд. непарн.
м [м’] - согл., звонк. непарн., мягк. парн.
е [э] - гласн., ударн.
л [л’] - согл., звонк. непарн., мягк. парн.
ь [-]         
5 б., 4 зв.

Упражнение № 218 Прочитайте. Как узнать, какой буквой надо обозначить выделенный звук в каждом слове?

Ре[с]кий голо[с], ре[т]кий ле[с], сколь[с]кий лё[т], у[с]кий прохо[т], ги[п]кий пру[т], ло[ф]кий челове[к], мя[х]кий хле[п], лё[х]кий гру[с], сла[т]кий пиро[к], бли[с]кий дру[к].

• Спишите словосочетания, обозначая в каждом слове парный согласный звук буквой.

Резкий (резок) голос (голоса),
редкий (редок) лес (леса),
скользкий (скользит) лёд (ледяной),
узкий (узок) проход (проходы),
гибкий (гибок) прут (прутик),
ловкий (ловок) человек (человеком),
мягкий (мягок) хлеб (хлеба),
лёгкий (лёгок) груз (грузовой),
сладкий (сладок) пирог (пироги),
близкий (близок) друг (друга). 

Упражнение № 219 Прочитайте. Придумайте заголовок к стихотворению.

Приветливые2 птичьи г..л..са.
В лучах зари берё..ки-б..лосне..ки.
И с папоротника крупная р..са
Спускается в тарелку сырое..ки.

В. Агапов

• Запишите заголовок. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

             Утро
Приветливые птичьи голоса.
В лучах зари берёзки-белоснежки.
И с папоротника крупная роса
Спускается в тарелку сыроежки.

• В чём сходство и различие в подборе проверочных слов для обозначения буквой безударного гласного звука и парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слов?

 При подборе проверочных слов в обоих случаях надо изменить слово или подобрать однокоренное, при этом безударный гласный должен встать под ударение, а для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного в корне слов надо, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в].

Разбор слова приветливые по составу:

Упражнение № 220 Прочитайте.

1. Золушка, в, и, большую, огород, побежала, выбрала, тыкву. (Ш. Перро) 2. Лебедь, в, Рак, Щука, облака, пятится, воду, в, рвётся, назад, а, тянет. (И. Крылов) 3. Нина, украдкой, прошла, рощу, в. 4. Чук, тёплую, позабыл, на, опушке, варежку, леса. (А. Гайдар)

• Составьте из слов предложения. Можете ли вы назвать произведения, из которых они взяты?
• Запишите предложения. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

1. Золушка побежала в огород и выбрала большую тыкву. (Ш. Перро "Золушка")
2. Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. (И. Крылов "Лебедь, Рак и Щука")
3. Нина украдкой прошла в рощу. (А.Гайдар "Совесть")
4. Чук позабыл тёплую варежку на опушке леса. (А. Гайдар "Чук и Гек").

• Найдите сложное предложение. Объясните употребление в нём знаков препинания.

 Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. (Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой).

Упражнение № 221 Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

1. Гла(с, з) мал, да далеко видит. 2. Договор дороже дене(к, г). 3. Вешний лё(т, д) обманчи(ф, в). 4. Некраси(ф, в) лицом, да хоро(ш, ж) умом. 5. Огоро(т, д) — для семьи дохо(т, д). 6. 0(ф, в)сяная каша сама себя хвалит. 7. Ска(с, з)ка — скла(т, д)ка, а послушать сла(т, д)ко.

• Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Подготовьтесь доказать, что правильно выполнили задание.

Глаз мал, да далеко видит. 2. Договор дороже денег. 3. Вешний лёд обманчив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Огород — для семьи доход. 6. Овсяная каша сама себя хвалит. 7. Сказка — складка, а послушать сладко.

Проверочные слова:

Глаз - глаза, денег - деньги, лёд - льдина, обманчив - обманчивый, некрасив - некрасивый, хорош - хороший, огород - огороды, доход - доходы, овсяная - овёс, сказка - сказочка, складка - складочка, сладко - сладенький.

• Подготовьтесь объяснить смысл любой пословицы.

Глаз мал, да далеко видит. Нельзя судить по первому впечатлению.
Договор дороже денег. Нужно держать своё слово.
Вешний лёд обманчив. Нельзя судить по первому впечатлению.
Некрасив лицом, да хорош умом. Ум важнее внешности.
Огород — для семьи доход. Свой урожай прокормит.
Овсяная каша сама себя хвалит. Не хвались, твоё дело само себя похвалит.
Сказка — складка, а послушать сладко. Складную сказку послушать приятно. 

Упражнение № 222 Рассмотрите рисунок.

• Какой текст можно составить по рисунку: рассказ? сказку? Какого типа будет текст: описание? повествование? рассуждение? повествование с элементами описания?

По рисунку можно составить сказку. Это будет текст-повествование.

• Определите тему всего текста и его частей.

Дружба.
1) Знакомство
2) Угроза
3) Спасение

• Составьте текст. Придумайте к нему заголовок.
• Подготовьтесь рассказать придуманную историю.

                                 Друг не оставит в беде

   Пришла зима. Все утки улетели на юг, но одна маленькая уточка была слаба и не смогла улететь со стаей. Она плавала на озере. Тут и познакомилась уточка с зайчишкой. Они вместе играли и рассказывали друг другу разные истории.
   Но озеро замерзло, осталась лишь маленькая полынья. Кралась мимо полыньи рыжая лиса и заметила утку. Решила лиса её съесть. Легла она на живот и попыталась лапой достать уточку.
   Зайчишка в это время пришел к озеру и увидел эту страшную картину. Он подбежал и дернул лису за хвост, чтобы отвлечь её на себя, а потом пустился со всех ног наутёк. Лиса за ним. Заяц к медвежьей берлоге. Лиса за ним. Заяц сделал вид, что забежал в берлогу, а сам за неё запрыгнул и притаился. Лиса ввалилась к медведю, медведь проснулся, разозлился и изрядно потрепал рыжую плутовку. Вот так друг спас друга, а враг остался ни с чем.

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне

Упражнение № 223 Прочитайте.

• Какие звуки произносятся на месте выделенных буквосочетаний в словах? Какой согласный звук не произносится, но буквой обозначается?
• Спишите слова. Подчеркните буквы, которыми обозначены непроизносимые согласные звуки.

Праздник, тростник, здравствуй, счастливый, сердце, честный, солнце, чувство. 

Упражнение № 224 Прочитайте. В каком из слов пропущенная буква обозначает непроизносимый согласный звук? (в слове здравствуй)

Д..св..данья, красно лето,
Здра..ствуй, зиму..ка-зима!

Ю. Синицын

• Спишите, вставляя пропущенные буквы.

До свиданья, красно лето,
Здравствуй, зимушка-зима!  

Упражнение № 225 Прочитайте.

грустить — грустный
честен — честность
опоздать — поздний
звезда — звёздный
место — местность
свистеть — свистнуть

• Сравните произношение и написание каждой пары одно-коренных слов. В каких словах есть непроизносимый согласный звук? В какой значимой части слова он находится?
• Какое слово будет проверочным для каждого слова с непроизносимым согласным звуком и почему?

Первое слово в каждой паре проверочное, потому что в нём согласный, который является непроизносимым в проверяемом слове, произносится отчётливо.

• Спишите. Выделите в словах корень. Подчеркните букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове.

Корни мы выделим жирным шрифтом, а вы в своей тетради над ними карандашиком рисуйте дугу.

Груст)ить - груст)ный, о(позд)ать - позд)ний, мест)о - мест)ный, чест)ен - чест)ность, звезд)а - звёзд)ный, свист)еть - свист)нуть. 

Упражнение № 226 Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное слово с непроизносимым согласным звуком в корне. Запишите пары слов.

• Выделите в словах корень, подчеркните букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове.

Ненастье - ненастный, радость - радостный.

Хлестать - хлестнуть, свистеть - свистнуть.

Счастье - счастливый, жалость - жалостливый. 

Упражнение № 227 Прочитайте. Объясните значение словосочетаний.

Чудесный день, прекрасная погода, вкусный2 пирог, ужасный случай, интересная2 сказка, опасный путь, искусный мастер.

• Спишите. Подчеркните в словах буквосочетание сн.

Чудесный день, прекрасная погода, вкусный пирог, ужасный случай, интересная сказка, опасный путь, искусный мастер.

• Составьте с одним из словосочетаний предложение и запишите его. Подчеркните в предложении грамматическую основу.

На улице стоит прекрасная погода.

Разбор по составу слов вкусный, интересная:

 

Упражнение № 228 Прочитайте.

Мороз и со(?)це; день чуде(?)ный!
Ещё ты дремлешь, друг преле(?)ный —
Пора, красавица, проснись...
«Здра(?)твуй, князь ты мой прекра(?)ный!
Что ты тих, как день нена(?)ный?»
Три девицы под окном
Пряли по(?)но вечерком.

А. Пушкин

• Как узнать, в каких словах с пропущенными буквами есть непроизносимый согласный звук, а в каких - нет? Подберите к ним проверочные слова.

• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки.

Мороз и солнце (солнышко); день чудесный (чудесен)!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный (прелесть) —
Пора, красавица, проснись...
«Здравствуй (здравие), князь ты мой прекрасный (прекрасен)!
Что ты тих, как день ненастный (ненастье)?»
Три девицы под окном
Пряли поздно (поздний) вечерком. 

Упражнение № 229 Догадайтесь, какие слова написаны. Прочитайте.

Интере(?)ный, извё(?)ный, опа(?)ный, кра(?)ный, радо(?)ный, моро(?)ный, звё(?)ный, обла(?)ной, нена(?)ный, ужа(?)ный, ме(?)ный, напра(?)ный, добле(?)ный2.

• Устно подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово.
• Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки.

Интересный (интересен), известный (известен), опасный (опасен), красный (красен), радостный (радость), морозный (морозен), звёздный (звезда), областной (область), ненастный (ненастье), ужасный (ужасен), местный (место), напрасный (напрасен), доблестный (доблесть).

• Составьте предложение с одним из слов. Запишите его.

Вчера я прочитал интересный рассказ.

Разбор по составу слова доблестный:

Упражнение № 230 Прочитайте.

И ужасно, и опасно букву Т
писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
букву Т писать уместно!

Я. Козловский

• Какое правило письма напомнили вам эти стихи?

Правило написания слов с непроизносимым согласным звуком.

• Выпишите слова на это правило. Подчеркните в них буквосочетания с непроизносимым согласным звуком.

Ужасно, опасно, напрасно, известно, прелестно, уместно.

• Подходит ли рисунок к стихотворению? Объясните свой ответ.

Рисунок подходит к стихотворению, так как есть слово с непроизносимой т. Трость - проверочное слово для слова тростник.

Упражнение № 231 Прочитайте.

1. Погода была чуде[сн]ая: со[нц]е сияло и грело. 2. Хру[сн]ула ветка. В кустах сви[сн]ул дрозд1. 3. Моро[зн]ая звё[зн]ая ночь пра[з'н']ично украсила землю.4 4. Я уча[ст]вовал в интере[сн]ой прогулке по горной ме[сн]ости и чу[ст]вовал себя прекра[сн]о. 5. Был нена[сн]ый день по[з'н']ей осени. Отправляться в путешествие в такой день было опа[сн]о.

• Спишите предложения, обозначая звукосочетания буквосочетаниями. Подчеркните в словах букву, обозначающую непроизносимый согласный звук.
• Докажите, что вы правильно выполнили задания.

1. Погода была чудесная (чудесен): солнце (солнечный) сияло и грело. 2. Хрустнула (хруст) ветка. В кустах свистнул (свист) дрозд. 3. Морозная (мороз) звёздная (звёзды) ночь празднично (праздник) украсила землю. 4. Я участвовал (участие) в интересной прогулке по горной местности (место) и чувствовал (словарное слово) себя прекрасно (прекрасен). 5. Был ненастный (ненастье) день поздней (опоздал) осени. Отправляться в путешествие в такой день было опасно (опасен).

Разбор предложения:

Морозная звёздная ночь празднично украсила землю.
ночь (какая?) морозная, ночь (какая?) звёздная, украсила (кого? что?) землю, украсила (как?) празднично.

Звуко-буквенный разбор слова дрозд:

Дрозд [дрост] - 1 слог
д [д] - согл., звонк. парн., твёрд. парн.
р [р] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
о [о] - гласн., ударн.
з [с] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
д [т] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
5 б., 5 зв.

Упражнение № 232 Прочитайте стихи А. Барто. Вспомните их продолжение.

• Как узнать, какой звук обозначает каждая выделенная буква: парный по глухости-звонкости согласный звук или непроизносимый согласный звук? Подберите проверочные слова для объяснения написания выделенных букв. Что общего в способах подбора проверочных слов?

Общее в подборе проверочных слов (надо подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый согласный звук стоял перед гласным звуком).

• Запишите предложения по памяти.

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко.
Ёлка в блёстках ледяных,
В тёплых слёзках смоляных.

Правописание слов с удвоенными согласными

Упражнение № 233 Прочитайте.

Кто получит низкий балл,
Не придёт на школьный бал.
Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.

• Какие слова произносятся одинаково, но имеют разный смысл? Объясните значение каждого слова.

Балл - оценка, бал - танцевальный вечер.
Сор - мусор, ссора - размолвка.

• Выпишите слова с удвоенными согласными.

Балл, ссора.

Упражнение № 234 Прочитайте.

Аппетит, троллейбус, грамматика, теннис, суббота, бассейн, терраса, дрожжи, коллектив, хоккей, колледж, кроссворд, пассажир, кросс, антенна, коллекция.

• Объясните лексическое значение каждого слова.

Аппетит - желание поесть;
троллейбус - вид транспорта;
грамматика - совокупность правил языка;
теннис - вид спорта;
суббота - день недели;
бассейн - искусственный водоём;
терраса - пристройка к дому;
дрожжи - вещество из грибков, вызывающее брожение;
коллектив - группа лиц, объединённых общей работой;
хоккей - вид спорта;
колледж - учебное заведение;
кроссворд - головоломка;
пассажир - тот, кто едет транспортом;
кросс - бег по пересечённой местности;
антенна - устройство для приёма радиоволн;
коллекция - собрание предметов.

• Запишите слова в алфавитном порядке. Подчеркните в них удвоенные согласные.

Антенна, аппетит, бассейн, грамматика, дрожжи, колледж, коллектив, коллекция, кросс, кроссворд, пассажир, троллейбус, суббота, теннис, терраса, хоккей.    

• Образуйте от выделенных слов однокоренные слова - названия лиц, которые занимаются этим видом спорта.

Теннис - теннисист, хоккей - хоккеист. 

Упражнение № 235 Прочитайте.

• Образуйте от каждого слова однокоренное имя прилагательное при помощи суффикса -н-. Запишите пары слов.
луна, камень, длина, сон, окно1, лимон, конь, осень.

• Почему в именах прилагательных пишутся две буквы н?

В прилагательных две буквы нн, потому что одна буква н относится к корню, вторая буква н - к суффиксу.

• Дайте совет другу, как перенести слова с двойными согласными с одной строки на другую.

Одна буква остается на строке, другая с остатком слова переносится.

Звуко-буквенный разбор слова окно:

Окно [акнó] - 2 слога
о [а] - гласн., безуд.
к [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
н [н] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
о [о] - гласн. ударн.
4 б., 4 зв.

Упражнение № 236 Прочитайте.

Беззвёздный2, перрон, картинный2, ванна, матросский, ввозить, шоссе, аккуратный, суффикс, рассказать, коллектив, осинник, ссора.

• Спишите слова в алфавитном порядке.

Аккуратный, беззвёздный, ванна, ввозить, картинный, коллектив, матросский, осинник, перрон, рассказать, ссора,  суффикс,  шоссе.

• Назовите слова с удвоенными согласными: а) в корне; б) на стыке приставки и корня; в) на стыке корня и суффикса.

а) в корне: аккуратный, ванна, коллектив, перрон, ссора, суффикс, шоссе;
б) на стыке приставки и корня: беззвёздный, ввозить, рассказать;
в) на стыке корня и суффикса: картинный, матросский, осинник.

• Подберите синоним к выделенному слову.

Аккуратный - опрятный.

Разбор по составу слов беззвёздный, картинный:

Упражнение № 237 Прочитайте. Измените форму каждого слова из скобок по образцу. Запишите словосочетания.
1. Много (программа, антенна, ванна, касса, сумма).
2. Много (килограмм, грамм, класс, балл, кристалл).
Образец . 1. Много программ. 2. Много килограммов.
• Запомните, как произносятся и пишутся слова с выделенными согласными в данных словосочетаниях.

1. Много программ, много антенн, много ванн, много касс, много сумм.
2. Много килограммов, много граммов, много классов, много баллов, много кристаллов.

Упражнение № 238 Рассмотрите в «Картинной галерее» репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка».
• Почему художник так назвал картину? Что на ней изображено?
• Какой вы увидели природу на картине? А Снегурочку?
• Понравилась ли вам картина? Поделитесь своими впечатлениями.
• Составьте описательный текст по картине В. М. Васнецова «Снегурочка». Подготовьтесь его рассказать и записать. При составлении текста можете пользоваться опорными словами.

Опорные слова: зима, тёмный лес, ночь, алмазные звёзды, лунный свет, поляна, сияющий голубоватый цвет, яркие тени, комья снега, хруст снега, красивый наряд, жемчужно-серебристый цвет, парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, тёплые варежки, пушистые ёлочки, тонкая берёзка, огоньки-светлячки.

   Перед нами картина В. М. Васнецова "Снегурочка." Сказочно красивая ночь. Заснеженный тёмный лес, ослепительно белый снег, молодые пушистые ёлочки на переднем плане. В холодном небе мерцают алмазные звёзды.
   Снегурочка только что вышла из леса на поляну, залитую лунным светом. Она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Снегурочка по-настоящему прекрасна! Под стать и богатый наряд Снегурочки, сшитый из великолепной парчи. А очаровательная шапочка с меховой опушкой делает героиню очень нежной, трогательной и женственной.
   Картина навевает тревогу, переживание за одинокую, беззащитную Снегурочку.

Правописание суффиксов и приставок

Упражнение № 239 Прочитайте. Какие из данных значимых частей слов являются суффиксами, а какие приставками?

• Выпишите сначала приставки, потом суффиксы. Подчеркните в приставках и суффиксах орфограммы.

Приставки: по, за, над, на, под, об, до, про, пере.
Суффиксы: ист, еньк, оньк, ик, тель, чик, еват.

• Подберите слова, в которых могут быть данные суффиксы и приставки.

Упражнение № 240 Прочитайте. Объясните отгадку к загадке.

Расколи его — будет зёрнышко,
Посади его — будет солнышко.
Подсолнечник

• В каких словах есть приставки? суффиксы? Выделите в этих словах все части слова.

• Догадайтесь, почему растение так названо.

Растение растёт под солнцем, его соцветия всегда поворачиваются навстречу к солнцу, и сам цветок похож на солнце.

Упражнение № 241 Прочитайте. Озаглавьте текст.

Как узнать чернику? Тоненький2 ст..белёчек тянется вверх. По ст..бельку, как крылышки, в разные стор..ны з..лёные маленькие листики. У листиков сидят черничники, чёрные яг..дки с синим пушком. Черничники похожи на мелкий г..рошек.
М. Пришвин

• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
• Найдите в тексте слова с суффиксами -еньк-, -инк-, -ек, -ик, -ышк-, -к-.

Как узнать черн/ик\у? Тоненький стебелёч/ек\ тянется вверх. По стебель/к\у, как крыл/ышк\и, в разные стороны зелёные мал/еньк\ие лист/ик\и. У лист/ик\ов сидят чернич/инк\и, чёрные ягод/к\и с синим пуш/к\ом. Черничинки похожи на мел/к\ий горош/ек\.

• Придумайте свой рассказ о каком-нибудь другом растении.

                         Герань
Герань растёт не только дома на подоконнике. Она растёт и на лугу и называется луговая. Другое название герани – журавельник. На какое слово похоже? На журавль. Чем же герань похожа на журавля? Посмотри на плоды герани. Они появляются ближе к осени, когда герань отцветёт. На что похож этот плодик? Да, у плода есть длинный клювик, как у журавля. Поэтому и называют ещё герань луговую журавельником.

Разбор слова тоненький по составу:

Упражнение № 242 Прочитайте.

орешек — орешки
овражек — овражки
чулочек — чулочки
птенчик — птенчики
ёжик — ёжики
кирпичик — кирпичики

• Произнесите каждую пару слов. В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется, а в каком гласный звук исчезает, выпадает?
• Сформулируйте правило: когда в слове пишется суффикс -ек, а когда - суффикс -ик.

В суффиксе -ик при изменении формы слова гласная буква сохраняется.
В суффиксе -ек при изменении формы слова гласная буква исчезает.

• Запишите слова так: сначала слова с суффиксом -ек, затем с суффиксом -ик. Выделите суффиксы.

Ореш/ек\, овраж/ек\, чулоч/ек\.
Птенч/ик\, ёж/ик\, кирпич/ик\.

Упражнение № 243 Прочитайте.

-Ек или -ик?
Ковр..к, замоч..к, клубоч..к, прут..к, луч..к, бараш..к, веноч..к, кармаш..к, ключ..к, внуч..к.

Обсудите, какие из этих слов имеют суффикс -ек, а какие - суффикс -ик. Какой оттенок значения вносят эти суффиксы в слово?

Уменьшительно-ласкательное значение.

• Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Ковр/ик\, замоч/ек\, клубоч/ек\, прут/ик\, луч/ик\, бараш/ек\, веноч/ек\, кармаш/ек\, ключ/ик\, внуч/ек\.

Упражнение № 244 Прочитайте.

1. Шёл, дождик, летний, тёплый. 2. Спрятались, дождя, мы, ёлкой, под, в, от, шалаше. 3. Прилетел, и, хохлатый, уселся, рябчик, над, шалашом. 4. Под, зяблик, устроился, веточкой, ели. 5. Ёжик, пришёл. 6. Пробежал, зайчик, мимо. 7. Дождик, что-то, ёлке, шептал, долго.

М. Пришвин

• Составьте из слов предложения. Прочитайте. Получился ли у вас текст? Придумайте к нему заголовок.
• Запишите заголовок и составленный текст.
• Найдите слова с частью -ик. В каких словах это суффикс, а в каких - часть корня?

Упражнение № 245 Прочитайте. Отгадайте загадки.

1. Само с кулачок,        2. Был рожок -
Красный бочок .                Стал кружок.
(Я - - - - о)                          (М - - - ц)
3. Есть корешок, есть шляпка, но не гриб1.
(3 - - т)

• Запишите любую загадку и отгадку по памяти. Проверьте себя. Обозначьте в словах ударение и суффикс -ок.
• Подчеркните в словах букву перед выделенным суффиксом. Какой звук она обозначает в каждом из слов?

Записываем любую из загадок:

1. Само с кулач/óк\,        2. Был рож/óк\— 
Красный боч/óк\               Стал круж/óк\.
(Яблоко)                          (Месяц)

3. Есть кореш/óк\, есть шляпка, но не гриб. (3онт)

• Сформулируйте правило: когда после шипящих пишется суффикс -ок?

После шипящих под ударением в суффиксе -ок пишется буква о.

Звуко-буквенный разбор слова гриб:

Гриб [грип] - 1 слог
г [г] - согл., звонк. парн., твёрд. парн.
р [р’] - согл., звонк. непарн., мягк. парн.
и [и] - гласн., ударн.
б [п] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
4 б., 4 зв.

Упражнение № 246 Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные существительные при помощи суффикса -ок. Запишите слова парами.

жук — ..., творог — ..., паук — ..., друг — ..., каблук — ... .

• Обозначьте в словах ударение, выделите корень и суффикс. Подчеркните в каждой паре слов буквы, обозначающие чередующиеся согласные звуки.

Упражнение № 247 Прочитайте.

-Оньк- или -еньк-?
Берёз_а, реч_а, доч_а, лис_а, мел_ий, тон_ий, лёг_ий, Саш_а, Кол_а, Maш_a, кис_а, хорош_ий, глаз_и.

• Определите, какой суффикс (-оньк- или -еньк-) надо написать в каждом слове.
• Запишите, вставляя пропущенные суффиксы. Выделите их в словах.

Берёз/оньк\а, реч/еньк\а, доч/еньк\а, лис/оньк\а, мел/еньк\ий, тон/еньк\ий, лёг/оньк\ий, Саш/еньк\а, Кол/еньк\а, Maш/еньк\a, кис/оньк\а, хорош/еньк\ий, глаз/оньк\и.

Упражнение № 248 Прочитайте стихотворение.

Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.

И. Никитин

• Что обозначают слова разгулялась, принакрылась?

Разгулялась - дала себе волю.
Принакрылась - накрылась, укрылась чем-либо (здесь: непогода запорошила снегом дорогу).

• Спишите или запишите стихи по памяти. Выделите в словах приставки. В каком слове две приставки?

Упражнение № 249 Прочитайте слова парами. Сравните, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначены на письме.

вбежать — втолкнуть
сделать — склеить
отбить — открыть
подвезти — подсказать
обрубить — обсушить

• Спишите глаголы, выделите приставки. Подчеркните в глаголах изученные орфограммы.

Пояснение от : приставки мы выделили жирным шрифтом, а вы в тетрадках обозначайте надчеркиванием.

вежать — волкнуть
с|делать — с|клеить
от|бить — от|крыть
над|резать — над|писать
подезти — под|сказать
об|рубить — об|сушить

• Составьте предложение с любым словом. Запишите его.

Внутренний голос подскажет правильное решение.

Упражнение № 250 Прочитайте приставки. Почему их объединили в две группы?

• Прочитайте глаголы. Выберите приставки, с помощью которых можно образовать новые глаголы.

Клеил, ставил, грел.

• Запишите любую группу однокоренных глаголов с приставками. Выделите приставки.

Упражнение № 251 Прочитайте.

вязать п..р..вязать, з..вязать, д..вязать, н..двязать
брать н..брать, з..брать, с..брать, в..брать
лить пр.. лить, д..лить, п..длить. ..тлить

• Запишите группы однокоренных слов, вставляя пропущенные в приставках буквы.

Вязать - пере|вязать, за|вязать, до|вязать, над|вязать.
Брать - на|брать, за|брать, со|брать, во|брать.
Лить - про|лить, до|лить, под|лить, от|лить.

• Выделите приставки. Какие ещё глаголы можно образовать от выделенных слов с помощью других приставок?

От|вязать, по|вязать, с|вязать.
Подо|брать, ото|брать, пере|брать.
Пере|лить, на|лить, по|лить.

Упражнение № 252 Рассмотрите рисунки.

• О ком или о чём можно составить текст по рисункам? Составьте текст по одному из рисунков или сразу по двум рисункам. Озаглавьте свой текст и запишите его.

                  Неожиданные гости
    Одним зимним днём, в преддверии Нового года, ребята играли на улице. Во дворе росла маленькая ёлочка, и они решили украсить её к празднику. Получилось очень нарядно. А Вова ещё повесил на ёлочку кормушку с орешками и семечками. Затем ребята слепили снеговика, а Маша принесла нос-морковку. Довольные под вечер, ребята разошлись по домам.
   А ночью из ближайшего городского парка пришли к ёлочке белочка и заяц. Они вечером слышали весёлые крики ребят и им стало любопытно, что же тут происходит. Конечно, они с удовольствием полакомились семечками и орешками.
   На утро ребята обнаружили, что у снеговика пропал нос-морковка, но заметив следы "гостей", они ни капельки не обиделись.

Упражнение № 253 Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Глупый ...судит, а умный ...судит.
Сам кашу ...варил, сам и ...хлёбывай.
...говорил, так надо ...говаривать.

Глупый осудит, а умный рассудит. Глупый всё меряет по себе, другие мнения и поступки он осуждает, а умный вникает в суть, пытается найти верное решение.
Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. Раз затеял сложное дело, должен сам и распутывать его.
Заговорил, так надо договаривать. Если начал излагать мысль, то доведи до логического заключения.

• Вставьте в слова подходящие по смыслу приставки за-, о-, рас-, до-, с-.
• Запишите одну из пословиц по памяти. Проверьте себя.

Глупый осудит, а умный рассудит.
Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
Заговорил, так надо договаривать.

Упражнение № 254 Прочитайте песенку.

Маленькой ёл..чке
Хол..дно з..мой.
Из лесу ёл..чку
Взяли мы д..мой.4
Сколько на ёл..чке
Шар..ков2 цветных2,
Роз..вых прян..ков,
Ш..шек з..л..тых!

3. Александрова

• В какой части слов пропущены буквы: в корне? в суффиксе? Объясните их написание.
• Запишите песенку по памяти.

 

Разбор предложения:

Из лесу ёлочку взяли мы домой.
взяли (кого? что?) ёлочку, взяли (откуда?) из лесу, взяли (куда?) домой.

Разбор слов по составу слов шариков, цветных:

Упражнение № 255 Прочитайте.

Бел(и, е)нький, храбр(о, а)сть, осе(н, нн)ий, о(п, б)ходить, топор(и, е)к, овраж(и, е)к, шо(с, сс)е, подосин(а, о)вик, на(т, д)писать, ру(с, сс)кий, (ф, в)тянуть, (с, з)делать, по(т, д)снежник2, ко(л, лл)екция, п(а, о)кормить, перев(и, я)зать.

• Объясните, для какой значимой части слова нужно выбрать из скобок букву.
• Запишите слова, правильно выбирая букву из скобок. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

• Найдите слово-название растения. Объясните, как оно образовано.

подснежник (под снегом) - приставка под- + корень -снеж-  + суффикс - ник

Упражнение № 256 Прочитайте. Озаглавьте текст.

Из Москвы мне прив..зли небольшой перочинный ножич..к с к..стяной2 ручкой и двумя з..ркальными2 лезвиями. Одно лезвие п..больше, другое п..меньше. На каждом — ям..чка, чтобы з..цеплять ногтем, когда надо о..крыть.

В. Солоухин

• Определите тип текста: это повествование или описание?

Это текст-описание.

• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах приставки. Докажите, что задание выполнено правильно.

 

                                                   Ножичек
 

• Составьте свой текст - описание предмета, который вам дорог. Подготовьтесь его рассказать.

                      Будильник
    Я не знаю, когда он появился в нашем доме, но знаю, что без него утром я могу опоздать в школу. Будильник небольшой, круглый, зелёного цвета. Он стоит на двух металлических ножках. Под стеклом видны чёрные цифры и две стрелки. Длинная секундная стрелочка быстро пробегает по кругу. За ней медленно движется минутная стрелка. Будильник работает без перерыва и никогда не устаёт.

Правописание приставок и предлогов

Упражнение № 257 Образуйте словосочетания, подбирая к глаголам подходящие по смыслу имена существительные.

отплыл от ...
постучал по ...
подсунул под ...
зашёл за ...
пропел про ...
надписал над ...
доехал до ...
скатился с ...
наклеил на ...
устроил у ...
впустил в ...
изгнал из ...

• Запишите составленные словосочетания. Выделите приставки, обведите в кружок предлоги.

• В чём сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок в каждом словосочетании?
• Какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании и предложении?

Приставки и предлоги пишутся одинаково, независимо от произношения. Приставка образует новые слова, пишется со словами слитно. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово. Предлог служит для связи слов в словосочетании или предложении, пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос.

Упражнение № 258 Расшифруйте и запишите поговорку. Объясните её смысл.

ЗАУШКОДАНАСОЛНЫШКО

• Подчеркните предлоги.

За ушко да на солнышко.
Смысл: разоблачив кого-либо, привлечь к ответственности.

Упражнение № 259 Прочитайте.

1. (С)востока (по)тянул ветерок.4 2. Далеко (в)лесу (за)кричала сова. 3. Туча краем (на)катилась (на)со..нце. 4. Муравьишка (до)лез (до)вершины берёзы. 5. Синичка (по)летала (по)комнате, (в)летела (в)клетку и стала клевать зерно.

• Объясните, что дано в скобках: предлог или приставка.
• Спишите без скобок. Выделите в словах приставки, подчеркните предлоги.

 

Разбор предложения:

С востока потянул ветерок.
Потянул (откуда?) с востока.

Упражнение № 260 Прочитайте стихотворение Я. Козловского.

Солнце (с)пряталось (за)бор.4
Галка села на (за)бор.
Мы (у)виделись (у)дачи,
(По)желали всем (у)дачи.
Зависело б (от)мыла,
Веснушки я б (от)мыла.

• Найдите слова, которые произносятся одинаково. Что они обозначают? Как узнать, что дано в скобках: предлог, приставка или часть корня?

За (тёмный) бор, на забор (т.е. изгородь, подобрав однокоренные слова, докажу, что это часть корня: заборчик, заборный);
У (летней) дачи, пожелать удачи (т.е. везение, подобрав однокоренные слова, докажу, что это часть корня: удачливый, удачный,);
От (душистого) мыла, веснушки отмыла (т.е. вымыла, подобрав однокоренные слова, докажу, что это приставка: вымыла, помыла).

• Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги, в словах выделите приставки.

Разбор предложения:

Солнце спряталось за бор.
спряталось (куда?) за бор.

Упражнение № 261 Прочитайте фразеологизмы.

Как с неба (с луны) свалился.
Покраснел до ушей.
Сгорать от стыда.
Как воды в рот набрал.
Язык развязался.
В час по чайной ложке.
Оставляет желать много лучшего.
Зарубить на носу.

• Объясните, как вы поняли значение фразеологизмов.

Как с неба (с луны) свалился. Не понимать очевидного.
Покраснел до ушей. Сильно покраснеть.
Сгорать от стыда. Испытывать сильное чувство стыда.
Как воды в рот набрал. Молчать, ничего не говорить.
Язык развязался. Начать много, безостановочно говорить, стать болтливым.
В час по чайной ложке. Чересчур медленно, небольшими порциями, с чрезмерными перерывами.
Оставляет желать много лучшего. Недостаточно хорош, не соответствует определенным требованиям.
Зарубить на носу. Запомнить навсегда.

• Спишите. Выделите в словах приставки, подчеркните предлоги.

• Составьте предложение или текст, используя в нём одно из данных устойчивых сочетаний (фразеологизмов).

От страха он как воды в рот набрал.

Упражнение № 262 Прочитайте.

              Летучая рыба
Н..слась (п..д)водой рыба, сама себя хв..стом (п..д)гоняла.
(Разо)гналась, (и..)воды (вы)скочила, крыл..я-плавники (р..с)правила и (п..)летела... И обратно в воду — шлёп!

С. Сахарнов

• Что дано в скобках: предлог или приставка? Объясните написание пропущенных букв.
• Запишите без скобок. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

              Летучая рыба

Упражнение № 263 Прочитайте.

1. На, распевала, песенку, снегу, оляпка, негромкую.
2. Приблизился, к, я, ней.
3. Тут, слетела, к, и, птичка, в, проруби, нырнула, воду.
4. Побежала, оляпка, дну, по.
5. Перевернула, и, клювом, камешек, достала, водяного, жучка, она.
6. Через, оляпка1, из, минуту, другой, выскочила, проруби.

В. Бианки

• Составьте из слов предложения, а из предложений — текст. Озаглавьте его.
• Запишите заголовок и текст. Выделите приставки и подчеркните предлоги с теми словами, к которым они относятся.

                    Оляпка

Звуко-буквенный разбор слова оляпка:

Оляпка [ал’áпка] - 3 слога
о [а] - гласн., безуд.
л [л’] - согл., звонк. непарн., мягк. парн.
я [á] - гласн., ударн.
п [п] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
к [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
а [а] - гласн., безуд.
6 б., 6 зв.

Правописание слов с разделительным ъ

Упражнение № 264 Прочитайте.

приехать — отъехать
ёжился — съёжился
выяснить — объяснить
юбилей — предъюбилейный

• Спишите. Выделите в словах приставки и подчеркните букву, которой заканчивается приставка.
• После каких приставок пишется разделительный твёрдый знак? Перед какими буквами корня он стоит? Подчеркните их.

Упражнение № 265 Прочитайте.

Волк ужасно разъярён —
Съесть ежа не может он.
Ёж1, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки —
Объегорил злого волка.

В. Лунин

• Что обозначает выделенное слово? В какой речи оно чаще употребляется: разговорной или литературной?

Объегорил - обманул. Употребляется в разговорной речи.

• Спишите. Найдите слова с разделительным твёрдым знаком, выделите в них приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак и букву после него.

Звуко-буквенный разбор слова ёж:

ёж - [йош] - 1 слог
    [й] - согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
ё 〈
    [о] - гласн. ударн.
ж [ш] - согл., глух. парн., твёрд. непарн.
2 б., 3 зв.

Упражнение № 266 Прочитайте.

Фона[р'], мале[н']кий, ру[жй'о́], [сй'э]зд.

• Запишите слова, обозначая звуки буквами. Подчеркните разделительный твёрдый знак.
• Где в слове находится разделительный твёрдый знак? Выделите в этом слове приставку.

• Скажите, в каких словах мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного звука, а в каких - выполняет роль разделительного мягкого знака.

Ь указывает на мягкость предшествующего согласного звука в словах: фонарь, маленький.
Ь выполняет роль разделительного мягкого знака в слове: ружьё.

Упражнение № 267 Прочитайте приставки и части слов. Образуйте слова с данными приставками.

(От-, под-, раз-, с-, в-)езд, (об-, предъявил, (раз-, об-)яснил, (об-, разъединить, (с-)юлил, (с-)ёжился, (раз-)ярённый, (с-)ябедничал.

• Запишите получившиеся слова. Выделите приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак.

• Как вы понимаете лексическое значение каждого слова?

Упражнение № 268 Прочитайте приставки и слова. Выберите приставки, с помощью которых можно образовать от данных слов другие слова.

(под-, с-) ехал — подъехал, ... .
(об-, из-) ел — ...
(от-, в-) ездил — ...

• Запишите слова, которые вы образовали. Выделите приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак.

• В чём различие в значении однокоренных слов ехал и ездил? Обратите внимание на чередующиеся согласные в корне однокоренных слов: ехал, объехал, объезжал, объезд.

Мы используем глаголы "ехал" и "ездил", когда говорим о движении с использованием различных видов транспорта. Разница между ними в том, что глагол «ехать» мы используем, когда мы говорим о движении в одну сторону и один раз. Глагол «ездить» используется, когда речь идет о частом движении на транспорте, о движении в разные стороны.

Упражнение № 269 Прочитайте слова. Произнесите их.

• Что общего в произношении слов с разделительными твёрдым и мягким знаками?

Разделительные твёрдый и мягкий знаки указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я) обозначает два звука: звук [й'] и последующий гласный звук.

• Проведите опыт: представьте, что в данных словах нет ни твёрдого, ни мягкого разделительных знаков. Как надо было бы произнести эти слова? Получились ли те слова, что здесь написаны?

Слова исказились, стал непонятен смысл слова.

Упражнение № 270 Прочитайте. Обсудите, нужно ли на месте вопросительного знака поставить твёрдый знак и почему.

С(?)езд, с(?)есть, с(?)варить, с(?)уметь, в(?)ехать, в(?)лить, без(?)облачный, об(?)винить, об(?)яснить.

• Запишите только слова с разделительным твёрдым знаком.

Ответ:

Съезд, съесть, въехать, объяснить.

Упражнение № 271 Прочитайте. Назовите сказку.

«Мы об..ехали весь свет;
За морем ж..т..ё не худо,
В свете ж вот какое ч..до:
Остро.. на море л..ж..т,
Град1 на острове ст..ит
С златоглавыми ц..рквами,
С т..ремами и с..дами;
Ел.. растёт перед дв..рцом,
А под ней хрустал..ный дом...»
А. Пушкин

А. Пушкин "Сказка о царе Салтане".

• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите к выделенным словам синонимы.

«Мы объехали весь свет;
За морем житьё не худо,
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом...»

Свет - мир, не худо - не плохо, чудо - диво.

• Выпишите слово с разделительным твёрдым знаком. Подберите к нему однокоренные слова с другими приставками. Запишите их.

Объехали - приехали, отъехали, выехали, доехали, подъехали, съехали.

Звуко-буквенный разбор слова град:

Град [грат] - 1 слог
г [г] - согл., звонк. парн., твёрд. парн.
р [р] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
а [а] - гласн., ударн.
д [т] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
4 б., 4 зв.

Упражнение № 272 Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах?

Маленький2, обез..яна; ч..тыре, под..езд; серьёзный, девочка; под..ём, гора; необ..ятный, поле; взъерошенный, в..р..бей; с..езд, учит..ля; охотник, руж..ё; с..ёжился, м..роз; объяснить, задача; под..ехать, ш..ссе; с..ёмка, фил..м1.

• Составьте словосочетания с каждой парой слов и запишите их. Если нужно, изменяйте форму слов и используйте предлоги. Подчеркните разделительный твёрдый знак.
Образец. Маленькая обезьяна, ...

Маленькая обезьяна, четыре подъезда, серьёзная девочка, подъём в гору, необъятное поле, взъерошенный воробей, съезд учителей, охотничье ружьё, съёжился от мороза, объяснить задачу, подъехать к шоссе, съёмка фильма.

• Докажите, что вы правильно выполнили задания.

Звуко-буквенный разбор слова фильм:

Фильм - [фил’м] - 1 слог
ф [ф’] - согл., глух. парн., мягк. парн.
и [и] - гласн., ударн.
л [л’] - согл., звонк. непарн., мягк. парн.
ь [-]
м [м] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
5 б., 4 зв.

Разбор слова маленький по составу:

Упражнение № 273 Прочитайте. Обратите внимание, как переносятся слова с разделительными твёрдым и мягким знаками.

1. Кры-лья, вью-га, обезь-яна, обезья-на, льёт, фильм.
2. Подъ-ехать, разъ-езд, объ-яснить, объяс-нить, съёжил-ся, съём-ка, съесть, въезд.

• Какие слова с разделительными твёрдым и мягким знаками нельзя перенести с одной строки на другую?

Льёт, фильм, съесть, въезд (в них один слог).

• Какие приставки вместе с твёрдым знаком можно оставить на одной строке при переносе?

Подъ-, разъ-, объ- (они образуют слог)

• Спишите слова, в которых поставлен знак переноса.

Кры-лья, вью-га, обезь-яна, обезья-на, подъ-ехать, разъ-езд, объ-яснить, объяс-нить, съёжил-ся, съём-ка.

• Обсудите, как перенести с одной строки на другую данные слова. Подъёмный, печенье, объезд.

Подъ-ёмный, Подъём-ный, пе-ченье, пече-нье, объ-езд.

Упражнение № 274 Прочитайте.

1. Дружба крепка не лест..ю, а правдой и чест..ю.
2. Чтобы рыбку с..ест.., надо в воду лезт.. .
3. Всего света не из..ездит.. .
4. Ужу и в пещере раздол..е, соколу и в поднебес..е тесно.
5. Не гони коня плет..ю на под..ём1 в гору.
6. Не привыкай к бездел..ю, учись рукодел..ю.

• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните:

а) одной чертой мягкий знак - показатель мягкости согласного звука;
б) двумя - разделительный мягкий знак;
в) тремя - разделительный твёрдый знак.

Звуко-буквенный разбор слова подъём:

Подъём [падйом] - 2 слога
п [п] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
о [а] - гласн., безуд.
д [д] - согл., звонк. парн., твёрд. парн.
ъ [-]
   [й] - согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
ё 〈
   [о] - гласн., ударн.
м [м] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
6 б., 6 зв.

Упражнение № 275 Прочитайте.

                  Объявление.
В воскресенье, 20 января, в школе открывается выставка рисунков на тему «Планете нужен мир!».
Открытие выставки состоится в 12 часов в актовом зале школы. Приглашаются все желающие.
Участники кружка «Юный художник».

• Прочитайте объявление ребят. Понятно ли из объявления, кому оно предназначено? когда произойдёт событие? для чего и зачем оно организуется?

Из объявления понятно, кому оно предназначено (всем желающим), событие произойдёт (в воскресенье, 20 января, в 12 часов) для чего и зачем оно организуется (в поддержку акции «Планете нужен мир!».)

• Спишите объявление или составьте своё объявление и запишите его/

Упражнение № 276 Прочитайте. Озаглавьте текст.

Зимний тёплый день. На земле мя..кий снег.4 Куропатки ле..ко проделали в снегу норки. Туда птицы нырнули на н..члег. Ноч..ю грянул мороз1. Ре..кий хол..д з..м..розил снег.4 Появилась сколь..кая и жёс..кая л..дяная2 корка снега. Утром куропатки проснулись.4 Хотели взл..теть — над г..л..вой кре..кий, как стекло, л..док. Как птицам д..стать пищу? В кровь разбивают о лёд свои г..ловки серые куропаточки — только бы вырваться из л..дяного колпака2.
В. Бианки

• Определите тип текста. Сколько частей можно выделить в данном тексте и почему?

Текст-повествование. 3 части.

• Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы. Каждую часть записывайте с красной строки.
• Докажите, что вы правильно выполнили задания.

              Зимний день
Зимний тёплый день. На земле мягкий снег. Куропатки легко проделали в снегу норки. Туда птицы нырнули на ночлег.
Ночью грянул мороз. Резкий холод заморозил снег. Появилась скользкая и жёсткая ледяная корка снега.
Утром куропатки проснулись4. Хотели взлететь — над головой крепкий, как стекло, лодок. Как птицам достать пищу? В кровь разбивают о лёд свои головки серые куропаточки — только бы вырваться из ледяного колпака.

Разбор предложений:

На земле мягкий снег.
Снег (какой?) мягкий, снег (где?) на земле.

Резкий холод заморозил снег.
Холод (какой?) резкий, заморозил (кого? что?) снег.

Утром куропатки проснулись.
Проснулись (когда?) утром.

Звуко-буквенный разбор слова мороз:

Мороз [марос] - 2 слога
м [м] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
о [а] - гласн., безуд.
р [р] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
о [ó] - гласн., уд.
з [с] - согл., глух. непарн., твёрд. парн.
5 б., 5 зв.

Разбор по составу слов ледяная, колпака:

Упражнение № 277 Прочитайте.

В..скресен..е, в..сёлое объявление, извес..ная п..еса, раз..ярённый звер.., вос..мой под..езд, об..ездная д..рога, с..ехал в овраж..к, в..южная п..года, щ..пал..ца ос..минога, с..ел пш..ничный калач..к.

• Объясните друг другу по очереди правописание слов с пропущенными буквами.
• Подготовьтесь писать под диктовку.

Воскресенье, весёлое объявление, известная пьеса, разъярённый зверь, восьмой подъезд, объездная дорога, съехал в овражек, вьюжная погода, щупальца осьминога, съел пшеничный калачик.

Упражнение № 278 Прочитайте. Можно ли назвать текстом то, что вы прочитали? Объясните свой ответ.

   Музыка затихла, а песня продолжала звучать. Скворец Лёва насвистывал новую мелодию. Он прыгал в клетке, выкрикивал известные ему слова, разговаривал и пел.
   Вот в павильон зашёл пианист. Сел за рояль и начал наигрывать мелодию. Вдруг музыкант услышал, что ему подпевают. Он оглянулся. Вокруг не было ни души. Заиграл снова, и опять зазвучал нежный голос.
   Однажды скворца привезли на телестудию. Он забился в угол клетки, нахохлился и сидел неподвижно.
Скворец Лёва жил в зоопарке. Лёва умел говорить и насвистывать знакомые песенки.
М. Родионова

• Составьте текст. Объясните, как вы это сделали.
• Выпишите глаголы из составленного текста. Выделите в них приставки. Подчеркните изученные орфограммы.

• Найдите слова на другие правила. Выпишите трудные для написания слова.

• Подготовьтесь написать изложение данного текста по самостоятельно составленному плану. Воспользуйтесь Памяткой 7 «Как подготовиться к изложению». Озаглавьте свой текст.

Мелодия скворца
1. Скворец Лёва в зоопарке.
2. Однажды в телестудии.
3. Пианист.
4. Песня скворца.

• Запишите заголовок и подготовленный текст.

                 Мелодия скворца
   Скворец Лёва жил в зоопарке. Лёва умел говорить и насвистывать знакомые песенки.
   Однажды скворца привезли на телестудию. Он забился в угол клетки, нахохлился и сидел неподвижно.
   Вот в павильон зашёл пианист. Сел за рояль и начал наигрывать мелодию. Вдруг музыкант услышал, что ему подпевают. Он оглянулся. Вокруг не было ни души. Заиграл снова, и опять зазвучал нежный голос.
   Музыка затихла, а песня продолжала звучать. Скворец Лёва насвистывал новую мелодию. Он прыгал в клетке, выкрикивал известные ему слова, разговаривал и пел.

Упражнение № 279 Рассмотрите рисунок.

• Составьте по рисунку текст на одну из тем:

Хорошо зимой!
Как мы лепили снеговика.
Вот так покатался!

• Подготовьтесь рассказать составленный текст. Запишите его.

                  Хорошо зимой!
   Хорошо зимой играть во дворе с ребятами! Коля и Женя катаются с горки на санках. Рядом бегает их пёс Дружок. Вдруг Коля упал с санок, но он не ушибся, потому что снег мягкий.
   Остальные ребята лепят снеговика. Они надели ему на голову железное ведро и дали в руки метлу. Катя принесла для снеговика морковку. Весело зимой в нашем дворе!