Формы слова. Окончание

Что такое окончание?

Упражнение 142. Прочитайте.

Красива осина в солнечные дни. Сверху лист осины яркий, зелёный, а снизу — зеленовато-серый. Прилетел к осине рябчик, сел на веточку, задрожали листики. Про осину и в загадке говорится: никто не пугает, а вся дрожит.

• Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? Что обозначает это слово? Что в нём менялось?

Выделенные слова имеют одно лексическое значение: лиственное дерево. В нём менялось окончание. Это формы одного и того же слова осина. 

• Выпишите выделенные слова, обозначая в них изменяемую часть так: .

 Осин[а], осин[ы], к осин[е], про осин[у] .

Упражнение 143. Прочитайте. Спишите пословицы.

Роса — утра краса. 2. Без росы и трава не растёт. 3. Земля пьёт воду, а трава росу. 4. Утром лес росой умывается4.

Найдите в предложениях формы слова роса. Выделите в них изменяемую часть.
Образец. Рос[а], ... .

Рос[а], без рос[ы], рос[у], рос[ой].

Какая пословица вам больше всего понравилась? Объясните почему.

Без росы и трава не растёт. Без воды нет жизни.

Разбор предложения:

Утром лес росой умывается. Умывается (когда?) утром, умывается (чем?) росой.

Упражнение № 144. Прочитайте. Составляет ли каждая пара слов словосочетание? Почему?

Хвост (лиса), подкрался к (лиса), увидел (лиса), охотился за (лиса), рассказ о (лиса).

Пары слов не составляют словосочетания. Словосочетание - это "сложное название", которое более точно, чем слово, может назвать: предмет, действие, признак. 

• Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания? А что менялось в слове лиса, когда вы составляли словосочетания? Для чего же служат окончания?

Чтобы получились словосочетания, нужно изменить окончания в слове "лиса", задав вопрос от главного к зависимому слову.

• Запишите составленные словосочетания. Выделите окончания в формах слова лиса.

Ответ:

Хвост лис[ы], подкрался к лис[е], увидел лис[у], охотился за лис[ой], рассказ о лис[е].

Упражнение № 145. Прочитайте.

1. Н…чался дождь. 2. О (дождь) н…род сложил разные приметы. 3. В…рона каркает задолго до (дождь). 4. Жур…вли крич…т1 к (дождь). 5. Перед (дождь) пчёлы сидят в ул…е.

• Что нужно сделать, чтобы во 2 - 5-м предложениях слова были связаны по смыслу?

Чтобы слова были связаны по смыслу, нужно в формах слова "дождь" изменить окончание.

• Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в формах слова дождь.

Начался дождь. О дожд[е] народ сложил разные приметы. Ворона каркает задолго до дожд[я]. Журавли кричат к дожд[ю]. Перед дожд[ём] пчёлы сидят в улье.

Звуко-буквенный разбор слова "кричат":

Кричат [кр’ич’áт] - 2 слога
к [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
р [р’] - согл., звонк. непарн., мягк. парн.
и [и] - гласн., безуд.
ч [ч’] - согл., глух. непарн., мягк. непарн.
а [á] - гласн., ударн.
т [т] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
6 б., 6 зв. 

Упражнение № 146. Прочитайте слова без окончаний.

Белк… там жив… ручн… ,
Да затейниц… какая!
Белк… песенк… по…
Да орешк… всё грыз… ,
А орешк… не прост… ,
Всё скорлупк… золот… ,
Ядр… - чист… изумруд.

А. Пушкин

• Если бы вы не знали этих строк, можно было бы понять их содержание? А теперь прочитайте, дополняя слова окончаниями. Что изменилось?

Окончания помогли нам связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.

• Спишите, вставляя в слова пропущенные окончания.

Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд.

Как найти в слове окончание?

Упражнение 147. Прочитайте. В чём сходство и различие каждой пары выделенных слов?

1. Трав[а] — трав[ы], свеча — ..., кольцо1 — ..., письмо - ... .
2. Зелён[ое] (поле) — зелён[ые] (поля), молодой (лес) — ... .
3. Раст[ёт] - раст[ут], поет — ..., кричит — ... .

Все выделенные пары слов даны в форме единственного и множественного лица. В первой строке - существительные, во второй - прилагательные, в третьей - глаголы.

• Запишите рядом с каждым словом это же слово, но в форме множественного числа. Выделите в словах окончания.

Трав[а] - трав[ы], свеч[а] - свеч[и], кольц[о] - кольц[а].
Зелён[ое] (поле) - зелён[ые] (поля), молод[ой] (лес) - молод[ые] (леса).
Раст[ёт] - раст[ут], по[ёт] - по[ют], крич[ит] - крич[ат].

Звуко-буквенный разбор слова кольцо

Кольцо [кал’цó] - 2 слога
к [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
о [а] - гласн., безуд.
л [л’] - согл., звонк. непарн., мягк. парн.
ь [-]
ц [ц] - согл., глух. непарн., твёрд. непарн.
о [ó] -гласн., ударн.
6 б., 5 зв.

Упражнение № 148. Прочитайте пословицы.

Доброе дело два века живёт. Добрым людям добрая и слава.

• Докажите, что в словах первого предложения выделены окончания. Объясните, как найти окончания в словах второго предложения.

Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова:
1) доброе - добрая, добрые;
дело - дела, делом;
два - двое, двух;
века - веком, веками;
живёт - живут, живём.
2) добрым - добрые, добрых;
людям - люди, о людях;
добрая - доброе, добрый;
слава - славой, славе.

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

• Запишите вторую пословицу по памяти. Выделите в словах окончания.

Добр[ым] люд[ям] добр[ая] и слав[а].

Упражнение № 149. Прочитайте. Спишите без скобок.

Обед1 - (без) обеда, (к) обеду, (за) обедом, (на) обеде.
Ужин - (без) ужина, (к) ужину, (за) ужином, (на) ужине.

• Что обозначают слова обед, ужин?

Обед - приём пищи в середине дня.
Ужин - вечерняя еда.

• Выделите в словах окончания. Сравните окончания, которыми различаются формы этих слов. В каких словах вы не увидели окончаний?

Обед[] - без обед[а], к обед[у], за обед[ом], на обед[е].
Ужин[] - без ужин[а], к ужин[у], за ужин[ом], на ужин[е].

Звуко-буквенный разбор:

Обед [аб’эт] - 2 слога
о [а] - гласн., безуд.
б [б’] - согл., звонк. парн., мягк. парн.
е [э] - гласн., ударн.
д [т] - согл., глух. парн, твёрд. парн.
4 б., 4 зв.

Упражнение № 150. Прочитайте.

Вет…р, …ктябрь, ж…лтый, тракт…р, обл…ко, п…года, д…ревня, пш…ница, М…сква, праздн…к, …бед, с…роки, тв…рог, п…н…дельник, яг…да, м…г…зин, …гурец, ябл…ко, п…м…доры, уж…н.

• Спишите, вставляя пропущенные буквы, сначала слова с нулевым окончанием, затем остальные слова. Выделите в словах окончания.
• Проверьте написание слов по орфографическому словарю.

Ветер, октябрь, трактор, праздник, обед, творог, понедельник, магазин, огурец, ужин.
Жёлт[ый], облак[о], погод[а], деревн[я], пшениц[а], Москв[а], сорок[и], ягод[а], яблок[о], помидор[ы].

Упражнение № 151. Прочитайте.

1. В, тихо, лес, журчал, ручей.
2. Вода, по, плыли, осенние, листики.
3. На, ветке, маленькая, ива, птичка, сидела, и, смотрела, вода, на.
4. Яркий, плыл, около, берег, листик.
5. Опустилась, птичка, листик, на, и, поплыла.

• Составьте из слов предложения. Там, где нужно, изменяйте форму слов.
• Озаглавьте текст. Запишите заголовок и текст.

Ответ к упражнению № 151 Русский язык 3 класс Канакина 1ч.

У ручья

В лесу тихо журчал ручей. По воде плыли осенние листики. На ветке ивы сидела маленькая птичка и смотрела на воду. Около берега плыл яркий листик. Птичка опустилась на листик и поплыла.

Упражнение № 152. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.

Рябина, рябинушка, (к) рябине, рябинка, (у) рябины, рябиновый, рябинник.

Однокоренные слова: рябина, рябинушка, рябинка, рябиновый, рябинник.
Формы одного слова: рябин[а], к рябин[е], у рябин[ы].