Страница 142 Наши проекты. Составляем орфографический словарь

Что такое орфографический словарь? Когда мы к нему обращаемся?
1. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Яснова.

Орфографический словарь

На прашлагодние ашипки прошлогодние ошибки
Сматреть Смотреть мне трудно без улыпки улыбки.
Пишу я лучче лучше многих в класе классе,
Мне падарил подарил падарок подарок Вася:
Я изучяла изучала весь енварь январь
Арфаграфичиский Орфографический славарь словарь.

Какие ошибки допустила ученица? Попробуйте их исправить. А если не получится самостоятельно, загляните в орфографический словарь!

2. Прочитайте оглавление учебника. Назовите правила письма, с которыми вы познакомились.

1. Правописание слов с безударными гласными в корне.
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
4. Правописание слов с удвоенными согласными.
5. Правописание суффиксов и приставок.
6. Правописание приставок и предлогов.
7. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

3. Вспомните эти правила. Приведите примеры слов, в которых есть орфограммы на изученные правила письма.

1. Правописание слов с безударными гласными в корне.
вода, волна, гора, закрепить, мячи, окно
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
флажки, гриб, глазки, лодка, прыжки, лошадка
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
звёздный, радостный, солнце, пастбище, свистнуть
4. Правописание слов с удвоенными согласными.
класс, тонна, рассада, троллейбус, суббота
5. Правописание суффиксов и приставок.
полететь, прошёл, дописать, кустик, денёчек
6. Правописание приставок и предлогов.
на конверте написал, побежал по следам
7. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
объезд, съехал, объяснение, разъярённый

4. Прочитайте. Какому правилу соответствует каждая группа слов?

1. Правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
4. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
5. Правописание слов с безударными гласными в корне, непроверяемыми ударением.

Выберите любое правило и составьте свой словарик слов с орфограммой на это правило. Слова можете выбрать из учебника, из рабочей тетради или из словарей. Слова записывайте по алфавиту. Подчеркните в словах орфограммы на выбранное правило письма. Подготовьтесь представить свой словарик в классе.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Буква Б стоит в начале алфавита. Она обозначает звонкий согласный звук. Но не всегда она так звучит. Звучание зависит от соседних звуков. Когда рядом с Б вдруг окажется тихий, глуховатый звук, Б сразу меняется. Куда девается бодрость, звонкая радость?! В этих случаях при написании слова букву Б часто путают с её дальней родственницей-буквой П. У звука,который она обозначает, со звуком б одинаковое губное происхождение.

Ф. Кривин

Арбуз, берёзка, бородка, верблюд, вязкий, глаз, грибки, дождь, дорожка, ёж, жидкий, загадка, зарядка, игрушки, изумруд, когти, кружка, лёд, лодка, мёд, мягкая, назад, ножка, обрезки, ошибка, подготовка, посадка, резкий, рыбка, сладкий, сторож, травка, трубка, узкая, упаковка, флажки, хлеб, холод, чашка, чертёж, шарф, шубка, ягодка.

 

Первая часть учебника за третий класс окончена. Берем вторую!

 

Теперь же можно перейти в некоторым из заданий, которые мы разберем более подробно. 

Разбор некоторых заданий по Русскому языку за 3 класс учебник 1 часть (Канакина, Горецкий)

Упражнение № 31.

Прочитайте схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о
видах предложений и знаках препинания в конце предложений.
Приведите свои примеры для каждого вида предложений. 

Ответ к упражнению:

1. Повествовательное, невосклицательное.

Наступила осень.

2. Повествовательное, восклицательное.

Наступила осень!

3. Вопросительное, невосклицательное.

Кто сломал ветку берёзки?

4. Вопросительное, восклицательное.

Кто сломал ветку берёзки?!

5. Побудительное, невосклицательное.

Соблюдайте правила уличного движения.

6. Побудительное, восклицательное.

Соблюдайте правила уличного движения!

Упражнение № 32. Прочитайте стихотворение.

Скучать некогда

Села пчёлка на цв…ток,

Опустила х…боток(.!)

Подл…тает к ней комар:

- Что ты ищешь там (?!)

- Нектар (!?)

- А тебе не надоело (?!)

- Нет (!?)

Тому, кто занят делом,

Просто некогда скуч…ть (!?)

Г. Ладонщиков

• Спишите, выбирая нужный знак препинания из скобок и вставляя
пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

• Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль
стихотворения.

Ответ к упражнению:

Скучать некогда

Села пчёлка на цветок,

Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

- Что ты ищешь там?
- Нектар!
- А тебе не надоело?
- Нет !

Тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать!

Упражнение № 33. Прочитайте.

Вы были на лугу в начале лета до чего же там хорошо трава
высокая и густая а сколько кругом цветов а какой запах особенно
сильно пахнут белые соцветия тáволги.

• Объясните значение слова таволга.
• Можно ли выразительно прочитать эту запись? Почему?
• Найдите границу каждого предложения и прочитайте его с нужной
интонацией. Объясните, какие знаки препинания вы употребите в
конце каждого предложения.
• Запишите, обозначая начало и конец предложений.

Ответ к упражнению:

Вы были на лугу в начале лета? До чего же там хорошо! Трава
высокая и густая! А сколько кругом цветов! А какой запах!
Особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.

Таволга – это луговое травянистое растение с крупными соцветиями
душистых цветков.

Что такое обращение?

Упражнение № 34. Прочитайте диалоги. Почему они вызывают улыбку?

1. – Петя, ты знаешь алфавит?

- Да.

- Какая буква идёт после «А»?

- Все остальные.

2. – Пойдём в зоопарк, мама!

- А какого зверя ты хотел бы увидеть?

- Змея Горыныча!

3. – Игорёк, почему у бегемота круглые ступни?

- Чтобы легче было перепрыгивать с кувшинки на кувшинку! 

• Какой диалог вам показался интереснее? Почему? Определите,
какой рисунок к какому диалогу относится.

• К кому обращаются участники диалогов?

• Спишите любой диалог. Подчеркните слово, называющее лицо, к
которому обращена речь. Как это слово отделено от других слов
предложения?

Ответ к упражнению:

– Игорёк, почему у бегемота круглые ступни?

- Чтобы легче было перепрыгивать с кувшинки на кувшинку!

Игорёк – это обращение. Оно называет того, к кому обращается его
собеседник.

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того (лицо
или предмет), к кому обращена речь. Чаще всего обращение
отделяется от других слов запятой.

Упражнение № 35. Прочитайте. Из каких сказок А.Пушкина эти
предложения?

1. Чего тебе надобно, старче_ 2. Смилуйся, государыня рыбка _
Опять моя старуха бунтует _ 3. Чем вы, гости, торг ведёте и куда
теперь плывёте _ 4. Балдушка, погоди ты морщить море _ 5.
Здравствуй, зеркальце _

• Прочитайте вполголоса, передавая интонацию каждого предложения.

• Скажите, как на письме выделено обращение в начале, в середине
и в конце предложений.

• Спишите, ставя нужные знаки в конце предложений. Подчеркните
обращения.

Ответ к упражнению:

Чего тебе надобно, старче? Смилуйся, государыня рыбка! Опять моя
старуха бунтует. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь
плывёте? Балдушка, погоди ты морщить море! Здравствуй, зеркальце!

Упражнение № 36. Рассмотрите рисунок. Определите его тему,
придумайте для него название. 

• Составьте по рисунку небольшой текст, включите в него диалог.
Подготовьтесь рассказать получившийся текст.

• Запишите только диалог. Подчеркните в нём обращения.

Ответ к упражнению:

Тема: Встреча с цаплей.

Цапля

Однажды Вова и Лена отправились на озеро. Вдруг Вова увидел
большую птицу, которая стояла на одной ноге.

- Смотри, Лена, - воскликнул мальчик, - какая странная птица!

- Это цапля, - объяснила Лена, - они живут на болотах и других
маленьких водоёмах.

- А что они едят, Лена? – спросил Вова.

- Лягушек и рыб, - ответила Лена.

Главные и второстепенные члены предложения

Упражнение 37. Прочитайте. Определите границы предложений.
Прочитайте предложения с нужной интонацией.

Барсук готовит на зиму постель он толкает в нору ворох осенних
листьев вдруг глухой стук заставил барсука вздрогнуть что это
упал с дуба спелый жёлудь.

• Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого
предложения. Запишите, правильно обозначая начало и конец
предложений.

Ответ к упражнению:

Барсук готовит на зиму постель. Он толкает в нору ворох
осенних листьев. Вдруг глухой стук заставил барсука вздрогнуть.
Что это? Упал с дуба спелый жёлудь.

Упражнение 38. Прочитайте схему «Члены предложения». Расскажите о
том, что вы знаете о членах предложения, пользуясь схемой.

---------------
Упражнение № 39. Прочитайте. Сравните первое и второе
предложения. Объясните, чем они отличаются.

1. Стрижи улетели.

2. Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.

• Какое предложение является распространённым, а какое –
нераспространённым? Спишите распространённое предложение.
Подчеркните подлежащее и сказуемое.

• Какой (какие) из второстепенных членов этого предложения
поясняет (уточняет) сказуемое, подлежащее? Поставьте вопрос к
каждому второстепенному члену предложения.

Ответ к упражнению:

Нераспространённое предложение состоит только из главных членов.

Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных
членов.

Упражнение № 40. Прочитайте. Составьте из слов каждой группы
предложения так: сначала подберите слова, которые будут в
предложении главными членами, потом – слова, которые будут их
пояснять.

1. Лето, уже, красное, прошло.

2. Журавли, тёплые, улетели, в, страны.

3. Спрятался, ёж, в, гнездо, под, сосны, корнями.

4. Скрылись, в, деревьев, кору, жуки.

5. Змеи, в, тёплый, зарылись, мох, и, ящерицы.

6. Выбрал, место, для, медведь, берлоги.

• Запишите составленные предложения. Какой темой их можно
объединить? Дополните текст ещё одним предложением на эту же
тему.

• Подчеркните во втором предложении главные члены. Скажите, какую
роль выполняют в этом предложении второстепенные члены.

Ответ к упражнению:

Уже прошло красное лето. 

Ёж спрятался в гнездо под корнями сосны.

Жуки скрылись в кору деревьев.

Змеи и ящерицы закрылись в тёплый мох.

Медведь выбрал место для берлоги.

Листья опадают с деревьев.

Упражнение № 41. Прочитайте.

1. Белочка сидела (рыжая, на, пеньке). 2. Она грызла (шишку,
еловую). 3. Подбежал медвежонок (к, белочке, маленький, вдруг).
4. Он хотел поиграть (с, ней). 5. Зверёк прыгнул (рыжий, быстро,
на, ель, высокую).

• Распространите предложения второстепенными членами, используя
слова из скобок. Запишите.

• Составят ли предложения текст? Почему? Придумайте тексту
заголовок.

Ответ к упражнению:

В лесу

Рыжая белочка сидела на пеньке. Она грызла еловую шишку. Вдруг к
белочке подбежал маленький медвежонок. Он хотел с ней поиграть.
Рыжий зверёк быстро прыгнул на высокую ель.

Упражнение № 42. Прочитайте.

Седые туманы плывут к облакам.

А.Пушкин

Птички улетели в тёплые края.

А.Плещеев

Кругом пестреет лес зелёный.

А.Майков

• Объясните другу, как найти в данных предложениях главные и
второстепенные члены предложения.

• Запишите одно из предложений по памяти. Проверьте себя.
Подчеркните основу предложения.

Ответ к упражнению:

Седые туманы плывут к облакам.
Птички улетели в тёплые края.
Кругом пестреет лес зелёный.