ГДЗ к теме Предложение

Что такое предложение?

Упражнение № 17. Прочитайте. Можно ли выразительно прочитать эту запись? (Это не предложение и не текст, прочитать выразительно такую запись сложно.)

прошложаркоелетонаступаетосеньнадеревьяхпоявляютсяжёлтыелисточкияркокраснеюталыегроздьярябинынадрябинойвьютсядрозды

• Выделите предложения. Прочитайте вполголоса каждое предложение. Понижается ли голос в конце? Не забывайте делать паузу между предложениями.
• Вспомните, как обозначается на письме начало (с заглавной буквы) и конец предложения (ставится точка) и как пишутся слова в предложении. Запишите текст.

Ответ к упражнению:

Прошло жаркое лето. Наступает осень. На деревьях появляются жёлтые листочки. Ярко краснеют алые грозди рябины. Над рябиной вьются дрозды.

Упражнение № 18. Прочитайте заголовок и слова.

Приметы хорошей погоды

1. Рано, из пчёлы, ульев, вылетают.
2. Птицы, и, весело, звонко, поют.
3. Мошки, столбом, вьются.
4. Играет, вечером, рыба, на, вода.
5. На, села, чайка, воду.
6. Ночь, поёт, всю, соловей.
7. Зелёный, заря, луч, имеет.
8. На, ласточки, большой, высоте, летают.
9. Поют, громко, вечером, сверчки, поздно.

• Что нужно сделать, чтобы из слов каждой строки сложилось предложение? (Расположить их в правильном порядке)
• Запишите составленные предложения. Подчеркните в каждом из них главные члены: подлежащее и сказуемое.

Ответ к упражнению:

Приметы хорошей погоды

1. Из ульев рано вылетают пчёлы.
2. Птицы поют весело и звонко.
3. Мошки вьются столбом.
4. Вечером на воде играет рыба.
5. На воду села чайка.
6. Всю ночь поёт соловей.
7. Заря имеет зелёный луч.
8. Ласточки летают на большой высоте.
9. Сверчки громко поют поздно вечером.

Упражнение № 19. Прочитайте. Озаглавьте текст. ... Я. Тайц

• Как вы понимаете выражения видимо-невидимо, усатые колосья? В каком значении употреблено слово хлеб?
• Почему в конце предложений поставлены разные знаки препинания?
• Найдите в тексте диалог. Объясните, как вы его узнали.
• Спишите диалог. Проверьте себя.
• Выразительно прочитайте диалог по ролям.

Ответ:

Как хлеб растёт.
Видимо-невидимо - очень много. Усатые колосья - у пшеницы длинные колючие усики. Хлеб - пшеница.
Если преложение вопросительное, то в конце ставится вопросительный знак. Если предложение повествовательное, в конце ставится точка.
Диалог - это разговор двух лиц.

Списываем диалог:

- Бабушка, а тут что растёт?
- Хлеб, внученька!
- Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.- А баранки?
- И баранки здесь.
- А пряники?
- И пряники здесь. Всё здесь, внученька.

Виды предложений по цели высказывания

Упражнение № 20. Прочитайте.

  Что за растение – овёс? Это хлебный злак. У него узкие и длинные листья. Стебель заканчивается метёлкой с колосками. В колосках зреют зёрна.
   Как люди используют зёрна овса? А что можно приготовить из овсяной муки?

• Прочитайте предложения, в которых содержится вопрос. С какой целью употреблены эти предложения в тексте? А какое слово в каждом из них вы произнесли с усилением голоса и почему?
• О чём сообщается в других предложениях? Прочитайте их. Что вы узнали о растении овёс? Произнесите эти предложения спокойно, с понижением голоса в конце. С какой целью употреблены эти предложения в тексте?

Ответ к упражнению:

Усилением голоса произносятся вопросительные слова что? как? Это вопросы, которые обращены к читателю.
В других предложениях сообщается об овсе и его внешнем виде. У овса узкие и длинные листья, на стебельке метёлочка с колоском, в котором созревают зерна.

Упражнение № 21. Прочитайте текст упр. 20 ещё раз. Спишите одно из двух последних вопросительных предложений. Запишите ответ на вопрос, заключённый в этом предложении.

Ответ к упражнению:

Как люди используют зёрна овса?
Из зёрен овса делают овсяную муку и овсяные хлопья.
А что можно приготовить из овсяной муки?
Из овсяной муки можно приготовить хлеб, овсяное печенье, кисель.

Упражнение № 22. Прочитайте выразительно.

1. Будьте внимательны друг к другу.
2. Любите и уважайте своих родителей.
3. Берегите нашу Землю!
4. Не радуйтесь чужой беде.
5. Уступайте старшим по возрасту место в транспорте.

• Почувствовали ли вы, что произнесли эти предложения с интонацией побуждения? Что в ней выражается: пожелание, совет, приказ, просьба? С какой целью употреблены эти предложения?
• Спишите предложения.

Ответ к упражнению:

В интонации побуждения выражается просьба, совет, эти предложения побуждают к действию.
Будьте внимательны друг к другу. Любите и уважайте своих родителей. Берегите нашу Землю! Не радуйтесь чужой беде. Уступайте старшим по возрасту место в транспорте.

Упражнение № 23. Прочитайте каждое побудительное предложение, выражая сначала просьбу, потом приказание.

Не кричите! Не смейтесь слишком громко!
Не размахивайте руками во время разговора.
Старайтесь при ходьбе не задевайте окружающих.
Соблюдайте правила уличного движения.
Переходите улицу только на зелёном свете светофора.
Будьте аккуратны на улице: не разбрасывайте обёртки от конфет.

• Какой темой можно объединить эти предложения? Можно ли их назвать правилами поведения?

Ответ к упражнению:

Эти предложения можно объединить общей темой правила поведения или этикет. Произносить их лучше с интонацией совета, просьбы, а не приказа.

Упражнение № 24. Прочитайте предложения. Какая это сказка?

1. Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый.
2. Пудель Артемон носился по траве и лаял.
3. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
4. Завтракайте, пожалуйста, спокойно.
5. Папа Карло, а где твоя куртка?
6. Улицу переходил полосатый кот Базилио.
А.Толстой

• Каким по цели высказывания является каждое предложение? Объясните свой ответ.
• Спишите повествовательные предложения. Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

Ответ к упражнению:

Золотой ключик или приключения Буратино.
Повествовательные предложения – 1, 2, 6. Вопросительное предложение - 5. Побудительные - 3 и 4.
Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый.
Пудель Артемон носился по траве и лаял.
Улицу переходил полосатый кот Базилио.

Упражнение № 25. Прочитайте вопросительные предложения, выделяя голосом слова, над которыми стоит знак ↑.

Зимой рождаются клесты?  Зимой рождаются клесты? Зимой рождаются клесты?

• Одинаковы или различны по смыслу эти предложения?
• Спишите предложение, которому будет соответствовать такой ответ: «Да, зимой». Подчеркните в нём главные члены.
• Напишите ответ на вопрос, изменяя порядок слов в предложении: подлежащее сказуемое второстепенный член.

Ответ к упражнению:

Эти предложения различны по смыслу.
Зимой↑   рождаются клесты? Клесты рождаются зимой.

Упражнение № 26. Рассмотрите в « Картинной галерее» учебника репродукцию картины Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».

• Поделитесь своими впечатлениями от картины. А приходилось ли вам наблюдать приближающуюся грозу?
• Почему картина так названа? Всмотритесь внимательно в картину. Как художник сумел передать предгрозовое состояние природы? Расскажите о детях: девочке и её брате. Какое чувство вы видите в глазах детей?
• Составьте рассказ по картине, используя слова для справок. Подготовьтесь его рассказать.

Слова для справок: надвигается гроза, мрачное серое небо, тучи, сильный ветер, узкий ручеёк, тёмные воды, ненадёжный мостик, прогибается, девочка, корзинка с грибами, маленький брат, обхватывает шею, поддерживает, испуг а в глазах, боязливо оглядывается.

• Запишите несколько предложений из составленного текста.

Ответ к упражнению:

    На картине Маковского «Дети, бегущие от грозы» изображены девочка и мальчик, которые спешат спрятаться от непогоды. Надвигается гроза. Мрачное серое небо затянуло тучами. Дует сильный ветер. На пути детей протекает узкий ручеёк. Его темные воды отражают грозовые тучи. Дети должны пробежать по шаткому ненадёжному мостику, который прогибается под ними.
    На поясе у девочки корзинка с грибами. Маленький брат обхватил шею сестры. Мальчик испуган, но девочка  поддерживает малыша. У обоих детей в глазах испуг, они боязливо оглядываются назад и спешат к дому.

Еще примеры сочинений по теме "Дети, бегущие от грозы"

Виды предложений по интонации

Упражнение № 27. Прочитайте.

Ребята! В предложениях
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
тревогу, восхищение,
победу, торжество!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произносить должны!

А. Тетивкин

• Как нужно произносить предложения с восклицательным знаком? Когда используются в речи такие предложения?

Ответ к упражнению:

Предложения с восклицательным знаком нужно произносить с восклицательной интонацией.

Упражнение № 28. Прочитайте.

Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!

А. Пушкин

• Каким чувством наполнены эти строки? Прочитайте, передавая это чувство интонацией. Скажите, какое по интонации каждое предложение? Объясните свой ответ.
• Спишите поэтические строки.

Ответ к упражнению:

Каждое предложение восклицательное. Списываем.

Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!

Упражнение № 29. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

В тёмный лес дремучий
Загл…нула ос…нь.
Сколько свежих ш…шек
У з…лёных сосен!
Сколько алых яго…
У л…сной рябинки!..

Е. Трутнева

• Прочитайте выразительно. Определите вид каждого предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное?

Ответ к упражнению:

В тёмный лес дремучий
Заглянула осень. (невоскл.)
Сколько свежих шишек
У зелёных сосен! (воскл.)
Сколько алых ягод
У лесной рябинки!.. (воскл.)

Упражнение № 30. Прочитайте.

1. Самолёт летит. 2. Гроза надвигается. 3. Кто сломал ветку берёзку? 4. Как жаль эту берёзку. 5. Не ломайте ветви деревьев. 6. Пусть будет мир во всём мире.

• Определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
• Прочитайте предложения ещё раз, но произнесите их с восклицательной интонацией.
• Какое чувство вы выразили в каждом из восклицательных предложений?

Ответ к упражнению:

1. Повествовательное, невосклицательное.
2. Повествовательное, невосклицательное.
3. Вопросительное, невосклицательное.
4. Повествовательное, невосклицательное.
5. Побудительное, невосклицательное.
6. Побудительное, невосклицательное.

Упражнение № 31. Прочитайте схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений.

Ответ к упражнению:

1. Повествовательное, невосклицательное.
Наступила осень.
2. Повествовательное, восклицательное.
Наступила осень!
3. Вопросительное, невосклицательное.
Кто сломал ветку берёзки?
4. Вопросительное, восклицательное.
Кто сломал ветку берёзки?!
5. Побудительное, невосклицательное.
Соблюдайте правила уличного движения.
6. Побудительное, восклицательное.
Соблюдайте правила уличного движения!

Упражнение № 32. Прочитайте стихотворение.

Скучать некогда
Села пчёлка на цв…ток,
Опустила х…боток(.!)
Подл…тает к ней комар:
- Что ты ищешь там (?!)
- Нектар (!?)
- А тебе не надоело (?!)
- Нет (!?)
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скуч…ть (!?)

Г. Ладонщиков

• Спишите, выбирая нужный знак препинания из скобок и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
• Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль стихотворения.

Ответ к упражнению:

Скучать некогда

Села пчёлка на цветок,
Опустила хоботок. (Повеств., невоскл.)
Подлетает к ней комар:
- Что ты ищешь там ? (Вопросит., невоскл.)
- Нектар! (Повеств., воскл.)
- А тебе не надоело?  (Вопросит., невоскл.)
- Нет ! (Повеств., воскл.)
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать! (Повеств., воскл.)

Упражнение № 33. Прочитайте.

Вы были на лугу в начале лета до чего же там хорошо трава высокая и густая а сколько кругом цветов а какой запах особенно сильно пахнут белые соцветия тáволги.

• Объясните значение слова таволга.
• Можно ли выразительно прочитать эту запись? Почему?
• Найдите границу каждого предложения и прочитайте его с нужной интонацией. Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения.
• Запишите, обозначая начало и конец предложений.

Ответ к упражнению:

Вы были на лугу в начале лета? До чего же там хорошо! Трава высокая и густая! А сколько кругом цветов! А какой запах! Особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.

Таволга – это луговое травянистое растение с крупными бело-розовыми соцветиями душистых цветков.

Что такое обращение?

Упражнение № 34. Прочитайте диалоги. Почему они вызывают улыбку?

1. – Петя, ты знаешь алфавит?
- Да.
- Какая буква идёт после «А»?
- Все остальные.

2. – Пойдём в зоопарк, мама!
- А какого зверя ты хотел бы увидеть?
- Змея Горыныча!

3. – Игорёк, почему у бегемота круглые ступни?
- Чтобы легче было перепрыгивать с кувшинки на кувшинку!

• Какой диалог вам показался интереснее? Почему? Определите, какой рисунок к какому диалогу относится. ( 1 диалог - 3 рисунок, 2 диалог - 1 рисунок, 3 диалог - 2 рисунок)
• К кому обращаются участники диалогов? (1 - к Пете, 2 - к маме, 3 - к Игорьку)
• Спишите любой диалог. Подчеркните слово, называющее лицо, к которому обращена речь. Как это слово отделено от других слов предложения?

Ответ к упражнению:

- Игорёк, почему у бегемота круглые ступни?

- Чтобы легче было перепрыгивать с кувшинки на кувшинку!

Игорёк – это обращение. Оно называет того, к кому обращается его собеседник. Обращение отделяется запятой.

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. 

Упражнение № 35. Прочитайте. Из каких сказок А.Пушкина эти предложения?

1. Чего тебе надобно, старче_ 2. Смилуйся, государыня рыбка _ Опять моя старуха бунтует _ 3. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте _ 4. Балдушка, погоди ты морщить море _ 5. Здравствуй, зеркальце _

• Прочитайте вполголоса, передавая интонацию каждого предложения.
• Скажите, как на письме выделено обращение в начале, в середине и в конце предложений.
• Спишите, ставя нужные знаки в конце предложений. Подчеркните обращения.

Ответ к упражнению:

Чего тебе надобно, старче? Смилуйся, государыня рыбка! Опять моя старуха бунтует. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? Балдушка, погоди ты морщить море! Здравствуй, зеркальце!

Обращение может быть отделено запятой с одной стороны или с двух сторон.

Упражнение № 36. Рассмотрите рисунок. Определите его тему, придумайте для него название.

• Составьте по рисунку небольшой текст, включите в него диалог. Подготовьтесь рассказать получившийся текст.
• Запишите только диалог. Подчеркните в нём обращения.

Ответ к упражнению:

Тема: Встреча с цаплей.

Цапля

   Однажды Саша и Оля отправились на озеро. Вдруг Саша увидел большую белую птицу, которая стояла на одной ноге.
   - Смотри, Оля, какая странная птица!
   - Саша, это цапля. Цапли живут на болотах и озёрах.
   - А что они едят, Оля
   - Лягушек и рыб.
   Саше очень понравилась цапля и он решил дома почитать о ней в энциклопедии, чтобы узнать об этой птице больше.

Главные и второстепенные члены предложения

Упражнение 37. Прочитайте. Определите границы предложений. Прочитайте предложения с нужной интонацией.

Барсук готовит на зиму постель он толкает в нору ворох осенних листьев вдруг глухой стук заставил барсука вздрогнуть что это упал с дуба спелый жёлудь.

• Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения. Запишите, правильно обозначая начало и конец предложений.

Ответ к упражнению:

Барсук готовит на зиму постель. Он толкает в нору ворох осенних листьев. Вдруг глухой стук заставил барсука вздрогнуть. Что это? Упал с дуба спелый жёлудь.

Упражнение 38. Прочитайте схему «Члены предложения». Расскажите о том, что вы знаете о членах предложения, пользуясь схемой.

Упражнение № 39. Прочитайте. Сравните первое и второе предложения. Объясните, чем они отличаются.

1. Стрижи улетели.
2. Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.

• Какое предложение является распространённым, а какое – нераспространённым? Спишите распространённое предложение. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
• Какой (какие) из второстепенных членов этого предложения поясняет (уточняет) сказуемое, подлежащее? Поставьте вопрос к каждому второстепенному члену предложения.

Ответ к упражнению:

Нераспространённое предложение состоит только из главных членов. Это 1-е предложение.
Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов (2-е).

Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг.
Стрижи (какие?) быстрокрылые, улетели (куда?) на юг, улетели (когда?) давно.

Упражнение № 40. Прочитайте. Составьте из слов каждой группы предложения так: сначала подберите слова, которые будут в предложении главными членами, потом – слова, которые будут их пояснять.

1. Лето, уже, красное, прошло.
2. Журавли, тёплые, улетели, в, страны.
3. Спрятался, ёж, в, гнездо, под, сосны, корнями.
4. Скрылись, в, деревьев, кору, жуки.
5. Змеи, в, тёплый, зарылись, мох, и, ящерицы.
6. Выбрал, место, для, медведь, берлоги.

• Запишите составленные предложения. Какой темой их можно объединить? Дополните текст ещё одним предложением на эту же тему.
• Подчеркните во втором предложении главные члены. Скажите, какую роль выполняют в этом предложении второстепенные члены.

Ответ к упражнению:

Осень наступила

   Уже прошло красное лето. Журавли улетели в тёплые страны. Ёж спрятался в гнездо под корнями сосны. Жуки скрылись в кору деревьев. Змеи и ящерицы закрылись в тёплый мох. Медведь выбрал место для берлоги. Листья опадают с деревьев.
   
Второстепенные члены во 2-м предложении указывают, куда улетели журавли.

Упражнение № 41. Прочитайте.

1. Белочка сидела (рыжая, на, пеньке). 2. Она грызла (шишку, еловую). 3. Подбежал медвежонок (к, белочке, маленький, вдруг). 4. Он хотел поиграть (с, ней). 5. Зверёк прыгнул (рыжий, быстро, на, ель, высокую).

• Распространите предложения второстепенными членами, используя слова из скобок. Запишите.
• Составят ли предложения текст? Почему? Придумайте тексту заголовок.

Ответ к упражнению:

Неожиданная встреча

Рыжая белочка сидела на пеньке. Она грызла еловую шишку. Вдруг к белочке подбежал маленький медвежонок. Он хотел с ней поиграть. Рыжий зверёк быстро прыгнул на высокую ель.

Это текст, потому что предложения в нем связаны по смыслу.

Упражнение № 42. Прочитайте.

Седые туманы плывут к облакам.

А.Пушкин

Птички улетели в тёплые края.

А.Плещеев

Кругом пестреет лес зелёный.

А.Майков

• Объясните другу, как найти в данных предложениях главные и второстепенные члены предложения.
• Запишите одно из предложений по памяти. Проверьте себя. Подчеркните основу предложения.

Ответ к упражнению:

Седые туманы плывут к облакам.
Птички улетели в тёплые края.
Кругом пестреет лес зелёный.

Упражнение № 43. Прочитайте предложение.

Осенью расцвели белые астры.

• Прочитайте Памятку «Как разобрать предложение по членам» . Обратите внимание на последовательность действий при разборе.

• Разберите данное предложение по членам, пользуясь Памяткой (кроме п.6).

Ответ к упражнению:

       Когда?                       Какие?
     ↓------------|                 ↓---------|
Осенью расцвели белые астры.

В предложении говорится об астрах. Астры - подлежащее. Об астрах говорится, что они расцвели. Расцвели - сказуемое. Астры расцвели - главные члены предложения. Найдем второстепенные члены предложения. Астры (какие?) белые.  Расцвели (когда?) осенью.

Упражнение № 44. Прочитайте.

Румяной зарёю
Покрылся восток.4
В селе за рекою
Потух огонёк.
Росой окропились
Цветы на полях.
Стада пробудились
На мягких лугах.

А.Пушкин

• Напишите строки по памяти. Проверьте себя.

Ответ к упражнению:

Румяной зарёю
Покрылся восток.
В селе за рекою
Потух огонёк.
Росой окропились
Цветы на полях.
Стада пробудились
На мягких лугах.

Разберем предложение по членам.

Румяной зарёю покрылся восток.

Упражнение № 45. Прочитайте.

1. Лист…я на деревьях пож…лтели.
2. В гн…зде сидел маленький с…вёнок.
3. Белые ч…йки круж…лись над водой.
4. Осенний вет…р жалобно шумит.

• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
• Выберите любое предложение для разбора по членам предложения. Скажите, как вы будете его разбирать.

Ответ к упражнению:

Листья на деревьях пожелтели.
В гнезде сидел маленький совёнок.
Белые чайки кружились над водой.
Осенний ветер жалобно шумит.

       Какие?                   Где?
       ↓--------|          |-----------------↓
Белые чайки кружились над водой.

(Кто?) чайки (подлежащее), чайки (что делали?) кружились (сказ.), чайки (какие?) белые (вт. член), кружились (где?) над водой (вт. член).

Упражнение № 46. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы, сначала нераспространённые предложения, затем распространённые.

1. Светит мес…ц.
2. Расцв…ла душ…стая сирень.
3. Моросил дож…ь.
4. К…ртоф…ль сварился.
5. Мы ехали по лесной д…роге.
6. В ог…роде созрели красные п…м…доры.
7. В…рона громко каркнула.

• Подчеркните основу каждого предложения (главные члены).
• Разберите любое распространённое предложение по членам.

Ответ к упражнению:

Нераспространённые предложения- 1,3,4. Остальные - распространенные.

1. Светит месяц. Моросил дождь. Картофель сварился.

2. Расцвела душистая сирень. Мы ехали по лесной дороге. В огороде созрели красные помидоры
Ворона громко каркнула.

(Что?) помидоры, помидоры (что сделали?) созрели, помидоры (какие?) красные, созрели (где?) в огороде.

Упражнение № 47. Рассмотрите схемы предложений. Какие предложения из упр. 46 подойдут к этим схемам?

• Запишите эти предложения. Устно разберите их по членам предложения.
• Начертите схему к одному из других распространённых предложений упр. 46 Объясните, как вы это делали.

Ответ к упражнению:

К первой схеме подходит предложение:

В огороде созрели красные помидоры.

Ко второй схеме подходит предложение:

Ворона громко каркнула.

Начертим схему к предложению: Расцвела душистая сирень.

Простое и сложное предложения

Упражнение № 48. Прочитайте.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

А. Толстой

Подморозило. Выпал тонкий снежок.

К. Паустовский

• Спишите предложения. Подчеркните основу каждого предложения. Сколько основ в каждом предложении?
• В каких предложениях основа состоит из двух главных членов, а в каких – из одного главного члена?

Ответ к упражнению:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Подморозило. Выпал тонкий снежок.

В каждом предложении одна основа. В 1 предложении основа состоит из одного подлежащего. В 3 - из одного сказуемого. 2 и 4 - из подлежащего и сказуемого

Упражнение № 49. Прочитайте. Спишите.

Осенью выдался славный денёк. Свинцовые тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло.

К. Ушинский

• Докажите, что первое предложение простое. Подчеркните основу.

• Можно ли назвать второе предложение простым? Почему? Посчитайте, сколько в нём основ. Как бы вы назвали второе предложение: простым или сложным?

• Как отделены друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного?

Ответ:

Осенью выдался славный денёк.

Свинцовые тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло.

Первое предложение простое, потому что оно состоит из одной грамматической основы. Второе предложение сложное, потомучто оно состоит из трёх грамматических основ. Простые предложения, входящие в состав сложного, отделены запятой.

Упражнение № 50. Прочитайте. Спишите.

Гаснет вечер, даль синеет,
Солнышко садится.

И. Бунин

• Определите, какое это предложение: простое или сложное?
• Прочитайте ещё раз. Произносится ли первое и второе простые предложения с интонацией конца предложения?
• Какой темой связаны по смыслу предложения, входящие в состав сложного?
• Подчеркните главные члены в частях сложного предложения.

Ответ:

Это сложное предложение

Гаснет вечер, даль синеет,
Солнышко садится.

Упражнение № 51. Прочитайте. Спишите.

Утро. Зорькой золотою
Зарумянился восток,
Из села выходит стадо,
Заливается рожок.

И. Суриков

• Докажите, что только одно из двух предложений сложное. Сколько в нём простых предложений? Объясните знаки препинания в сложном предложении.
• Подчеркните главные члены в каждом простом предложении, входящем в состав сложного предложения.
• Найдите в предложении многозначные слова. Какие из них употреблены в переносном смысле?

Ответ:

Второе предложение сложное. Оно состоит из трёх простых предложений.

Утро. Зорькой золотою
Зарумянился восток,
Из села выходит стадо,
Заливается рожок.

Многозначные слова, употребленные в переносном смысле - золотою, зарумянился, заливается.

Упражнение № 52. Рассмотрите схему. Расскажите, как отличить простое предложение от сложного. Какой знак препинания ставится между частями сложного предложения?

В простом предложении одна основа. В сложном предложении несколько основ. Между частями сложного предложения ставится запятая.

Упражнение № 53. Прочитайте.

1. Молния вспыхнула красным огнём, и гром грянул тяжко и сердито. (И. Тургенев)

2. Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба. (М. Пришвин)

3. Была поздняя осень, но сирень ещё не пожелтела. (К. Паустовский)

• Что обозначает слово заря? А что обозначает выражение заря горела?
• Докажите, что вы прочитали сложные предложения. Запишите их.
• Подчеркните главные члены в каждой части сложных предложений.

Ответ:

Заря - яркое освещение горизонта солнцем на восходе или закате. Заря горела - ярко освещала небо красным цветом.

Молния вспыхнула красным огнём, и гром грянул тяжко и сердито.
Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба.
Была поздняя осень, но сирень ещё не пожелтела.

Упражнение № 54. Прочитайте. Вспомните название сказок. (Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о царе Салтане. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

1. Ст…рик л…вил неводом рыбу ст…руха пряла свою пряжу. 2. Дверь т…хонько заскр…пела и в св…тлицу входит царь. 3. Час обеда приближался топот по дв…ру раздался. 4. Мес…ц под косой блестит а во лбу звезда горит.

А. Пушкин

• Обсудите, в каких предложениях пропущена запятая и где её нужно поставить.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые.

Ответ:

Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь. Час обеда приближался, топот по двору раздался. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Запятые поставили по правилам:

Союзы и, а, но (в сложных предложениях 2, 4)

Части сложного предложения (в предложениях 1,3)

Упражнение № 55. Прочитайте. Образуйте сложное предложение из двух простых предложений. Подберите, если нужно, союз для соединения простых предложений в сложное.

Мир строит.
Война разрушает.

Ночью была оттепель.
Лень портит.

Труд человека кормит.
К утру ударил мороз.

• Запишите составленные предложения. Правильно расставьте знаки препинания.
• Найдите среди предложений пословицы. Какая главная мысль заключена в каждой из них?
• В каких случаях жизни уместно употребить эти пословицы?

Ответ:

Мир строит, а война разрушает.
Ночью была оттепель, но к утру ударил мороз.
Труд человека кормит, а лень портит.

Перед союзами а, но в сложном предложении ставится запятая. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой.

Упражнение № 56. Прочитайте Памятку «Как дать характеристику предложению». Пользуясь памяткой, охарактеризуйте данные предложения:

Гроза прошла? Гроза прошла! Гроза прошла.

Выглянуло солнышко, и весело запели птицы.

Ответ:

Гроза прошла? (Предложение вопросительное, невосклицательное, простое, нераспространённое.)

Гроза прошла! (Предложение повествовательное, восклицательное, простое, нераспространённое.)

Гроза прошла. (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, нераспространённое)

Выглянуло солнышко, и весело запели птицы. (Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное,  простые предложения соединены в сложное с помощью союза и.)