ГДЗ к разделу учебника Приставка

Что такое приставка?

Упражнение № 153. Прочитайте слова. Рассмотрите рисунки.

• Докажите, что данные слова являются однокоренными. Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов.

Пере(ход)ит, вы(ход)ит, под(ход)ит, об(ход)ит, в(ход)ит, у(ход)ит.

• Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово?

Часть слова, которая находится перед корнем. 

• Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня? Посмотрите на схему и скажите, как называется эта часть слова.

Приставка.

• Спишите слова. Выделите в них приставки.

 

Упражнение № 154. Прочитайте приставки и запомните их написание: они всегда пишутся одинаково.

• Назовите приставки, которые пишутся с буквами о, а, е.

до-  о-/об-  на-  пред-   вы-
по-  от-      над-  пере-  в-
про-  под-  за-     при-   у-
                                       с-

• Проговорите приставки так, как они написаны.

• Прочитайте слова. К какой части речи они относятся?

Лить, лететь, думать, смотреть, рисовать, писать, везти, клеить - это глаголы.

• С помощью каких приставок можно образовать новые глаголы? Запишите эти глаголы, выделите в них приставки.

До|лить, по|лить, про|лить, об|лить, от|лить, под|лить, на|лить, за|лить, пере|лить, вы|лить, в|лить, с|лить.
До|лететь, по|лететь, про|лететь, об|лететь, от|лететь, под|лететь, на|лететь, за|лететь, пере|лететь, при|лететь, вы|лететь, в|лететь, у|лететь, с|лететь.
По|думать, про|думать, об|думать, на|думать, за|думать, при|думать, вы|думать.
До|смотреть, по|смотреть, про|смотреть, под|смотреть, пере|смотреть, при|смотреть, у|смотреть.
До|рисовать, про|рисовать, об|рисовать, за|рисовать, пере|рисовать, при|рисовать, с|рисовать.
До|писать, про|писать, под|писать, на|писать, пере|писать, при|писать, в|писать, с|писать.
До|везти, про|везти, от|везти, под|везти, за|везти, пере|везти, при|везти, вы|везти, у|везти.
До|клеить, про|клеить, об|клеить, от|клеить, на|клеить, за|клеить, пере|клеить, при|клеить, в|клеить.

Пояснение от : не забудьте выделить указанные приставки!

Упражнение № 155. Прочитайте. Отгадайте загадку. Найдите в ней антонимы.

Бывает он в холод,        То что-то прошепчет,
Бывает он в зной1,         То вдруг загудит.
Бывает он добрый,         Притихнет, умчится,
Бывает он злой.              Примчится опять,
В открытые окна             То вздумает по морю
Нежданно влетит,            Волны гонять…

Н. Найдёнова

Антонимы: холод - зной, добрый - злой, умчится - примчится.

• Найдите в загадке глаголы. Как определить, в каких из них есть приставки? Могут ли употребляться эти глаголы без приставок или с другими приставками? Подберите такие глаголы. Сделайте вывод, как найти в слове приставку.

Бывает, влетит (летит, вылетит, полетит), прошепчет (шепчет, нашепчет), загудит (гудит, прогудит), притихнет (затихнет, стихнет), умчится (мчится, промчится), примчится (мчится, помчится) вздумает (думает, подумает), гонять (погонять, отгонять).

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

• Выпишите из загадки глаголы с приставками, выделите приставки

В|летит, про|шепчет, за|гудит, при|тихнет, у|мчится, при|мчится, вз|думает.

Звуко-буквенный разбор:

Зной [зной’] - 1 слог
з [з] - согл., звонк. парн., твёрд. парн.
н [н] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
о [о] - гласн., ударн.
й [й’] - согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
4 б., 4 зв.

Упражнение № 156. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное слово, противоположное по смыслу.

Раз|гибать - с|гибать, выб…жать - … , закрывать - … , отг…дать - … , вв…зить - … , приехать - … , выиграть - … , зацв…тать - … .

Запишите получившиеся пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки.

Раз|гибать - с|гибать, вы|бежать — за|бежать, за|крывать — от|крывать, от|гадать — за|гадать, в|возить — вы|возить, при|ехать — у|ехать, вы|играть — про|играть, за|цветать — от|цветать.  

Упражнение № 157 Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Предпраз...ничный день, перекрасить пол в комн..те, перерисовать к..ртинку, отплыть от бер..га, поуж..нать вмест.., обм..розить щёки, доехать до ст..лицы, запустить р..кету, вырастить пш..ницу и ..вес, перекопать ог..род, подпрыгнуть выс..ко, прокатить на тракт..ре, переч..тать расска.. .

• Найдите слова с приставками. Выделите приставки.
• В каком слове и какая приставка имеет значение:
а) повторить действие заново;
б) направление действия снизу вверх?

а) пере|красить, пере|рисовать, пере|копать, пере|читать.
б) под|прыгнуть

Пишем:

Пред|праздничный день, пере|красить пол в комнате, пере|рисовать картинку, от|плыть от берега, по|ужинать вместе, об|морозить щёки, до|ехать до столицы, за|пустить ракету, вы|растить пшеницу и овёс, пере|копать огород, под|прыгнуть высоко, про|катить на тракторе, пере|читать рассказ.

Упражнение № 158 Прочитайте. Назовите сказки.

1. И послушалась волна: тут же на берег она бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько. (А. Пушкин) 2. Буратино выкопал ямку, положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щепотку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастет дерево... (А. Толстой)

• Найдите слова с приставками. Какая приставка и в каких словах указывает на направленность действия изнутри?

На направленность действия изнутри указывает приставка вы-: вы|несла, вы|копал, вы|нул.

• Выпишите слова с приставками. Выделите приставки. Объясните написание выделенных букв в корне слов.

По|слушалась, вы|несла, от|хлынула, вы|копал, по|ложил, за|сыпал, вы|нул, по|сыпал, с|верху, на|брал, при|горшню, по|лил, вы|растет.

Берег (берега), вынесла (нёс), легонько (лёгкий), тихонько (ти́хий), выкопал (подкóп), золотые (зóлото), дерево (дерéвья)

Упражнение № 159 Прочитайте. Назовите сказку К.Чуковского.

Одеяло                       Что случилось?
Уб..жало,                    Отчего же
Ул..тела простыня,    Всё кругом
И подушка,                Зав..ртелось,
Как лягушка,              Закружилось
Ускакала от меня...   И помч..лось кувырком?

• Выпишите глаголы, вставляя пропущенные буквы. Выделите в них приставки. Какие приставки имеют значение:
а) начало действия;
б) направление движения в сторону?

У|бежало, у|летела, у|скакала, случилось, за|вертелось, за|кружилось, по|мчалось.
а) за|вертелось, за|кружилось,
б) у|бежало, у|летела, у|скакала.

Упражнение № 160 Прочитайте.

• Запишите глаголы с одной из приставок упр. 154. Выделите приставки.

По|дарить, за|кипеть, про|читать, у|бежать, с|шить, до|строить, пере|писать, при|делать, на|рисовать. 

Упражнение № 161 Прочитайте стихи Ф. Тютчева.

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

• Найдите слова с приставками. А в каком слове две приставки? Что обозначает это слово?

Не|охотно, не|смело, про|гремело, при|на|хмурилась.
Слово с двумя приставками: при|на|хмурилась (земля потемнела). Приставки при-, на-

• Подготовьтесь записать стихотворение под диктовку.

Упражнение № 162 Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Вышел звёздной ноч..ю ослик.4 Увидел в небе мес..ц. Уд..вился: «А где же половинка?» Пошёл искать. В кусты загл..нул, под лопухами пошарил. Нашёл её в саду в маленькой лужице. Посм..трел и тронул ножкой — живая.

Г. Цыферов

• Прочитайте текст ещё раз. Заинтересовал ли он вас? Чем? Придумайте к тексту заголовок.
• Найдите в тексте глаголы с приставками. Выделите приставки.

Вы|шел звёздной ночью ослик. У|видел в небе месяц. Уивился: «А где же половинка?» По|шёл искать. В кусты за|глянул, под лопухами по|шарил. На|шёл её в саду в маленькой лужице. По|смотрел и тронул ножкой — живая. 

Разбор предложения:

Вышел звёздной ночью ослик.
Вышел (когда?) ночью, ночью (какой?) звёздной. 

Упражнение № 163 Рассмотрите рисунок.

• Определите тему рисунка. Как его можно было бы подписать? Составьте по рисунку 2-3 предложения. Запишите их.

Тема: "На автобусной остановке".

К остановке подъехал автобус. Одни пассажиры выходят из салона, другие садятся в автобус. По тротуару идёт женщина с коляской.