Урок 9. Вычитание двузнаных чисел: 40 - 28
1. Используя рисунки, объясни Решение: примеров. Сделай вывод.
Как выполнить это вычитание в столбик?
Решение:
40 ? 24 = (30 + 10) ? (20 + 4) = (30 ? 20) + (10 ? 4) = 10 + 6 = 16
30 ? 12 = (20 + 10) ? (10 + 2) = (20 ? 10) + (10 ? 2) = 10 + 8 = 18
20 ? 17 = (10 + 10) ? (10 + 7) = (10 ? 10) + (10 ? 7) = 3
В каждом из примеров у уменьшаемого 1 десяток заменили на 10 единиц, а затем вычли отдельно десятки из десятков, а единиц из единиц и полученные результаты сложили.
_40 _30 _20
24 12 17
16 18 3
2. Реши примеры в тетради по образцу. Что ты замечаешь?
Запиши и реши следующий пример.
Решение:
?40
22
18
?50
23
27
?60
24
36
?70
25
45
?80
26
54
В каждом следующем примере уменьшаемое увеличивается на 10, а вычитаемое на единицу.
?90
27
63
3. Выполни действия. Что ты замечаешь?
40 ? 6
40 ? 16
80 ? 35
90 ? 35
60 ? 19
60 ? 49
30 ? 7
50 ? 27
Решение:
40 ? 6 = 36
40 ? 16 = 26
80 ? 35 = 45
90 ? 35 = 55
60 ? 19 = 41
60 ? 49 = 11
30 ? 7 = 23
50 ? 27 = 23
Можно заметить, что увеличение уменьшаемого на столько же увеличивает разность, а увеличение вычитаемого на столько же уменьшает разность.
4. Выбери и реши примеры на новый вычислительный прием:
86 ? 20
70 ? 26
40 + 56
38 ? 18
50 ? 35
Решение:
70 ? 26 = (60 + 10) ? (20 + 6) = (60 ? 20) + (10 ? 6) = 40 + 4 = 44
50 ? 35 = (40 + 10) ? (30 + 5) = (40 ? 30) + (10 ? 5) = 10 + 5 = 15