Урок 9. Вычитание двузнаных чисел: 40 - 28

1. Используя рисунки, объясни Решение: примеров. Сделай вывод.

Как выполнить это вычитание в столбик?

Решение:

40 ? 24 = (30 + 10) ? (20 + 4) = (30 ? 20) + (10 ? 4) = 10 + 6 = 16
30 ? 12 = (20 + 10) ? (10 + 2) = (20 ? 10) + (10 ? 2) = 10 + 8 = 18
20 ? 17 = (10 + 10) ? (10 + 7) = (10 ? 10) + (10 ? 7) = 3
В каждом из примеров у уменьшаемого 1 десяток заменили на 10 единиц, а затем вычли отдельно десятки из десятков, а единиц из единиц и полученные результаты сложили.
_40 _30 _20
  24   12   17
  16   18     3

2. Реши примеры в тетради по образцу. Что ты замечаешь?

Запиши и реши следующий пример.

Решение:

?40
  22
  18

?50
  23
  27

?60
  24
  36

?70
  25
  45

?80
  26
  54

В каждом следующем примере уменьшаемое увеличивается на 10, а вычитаемое на единицу.
?90
  27
  63

3. Выполни действия. Что ты замечаешь?
40 ? 6
40 ? 16

80 ? 35
90 ? 35

60 ? 19
60 ? 49

30 ? 7
50 ? 27

Решение:

40 ? 6 = 36
40 ? 16 = 26

80 ? 35 = 45
90 ? 35 = 55

60 ? 19 = 41
60 ? 49 = 11

30 ? 7 = 23
50 ? 27 = 23

Можно заметить, что увеличение уменьшаемого на столько же увеличивает разность, а увеличение вычитаемого на столько же уменьшает разность.

4. Выбери и реши примеры на новый вычислительный прием:
86 ? 20
70 ? 26
40 + 56
38 ? 18
50 ? 35

Решение:

70 ? 26 = (60 + 10) ? (20 + 6) = (60 ? 20) + (10 ? 6) = 40 + 4 = 44
50 ? 35 = (40 + 10) ? (30 + 5) = (40 ? 30) + (10 ? 5) = 10 + 5 = 15