Задание 16.1. Заполните пропуски числами, чтобы получились правильные фразы.

А) Если тело равномерно переместилось вдоль прямой на расстояние S = 16 м за t = 2 с, то скорость тела была равна v=St=162=8v=St=162=8 м/с.
Б) При равномерном движении со скоростью 4 м/с тело за 1 с проходит путь, равный 4 м; за 2 с − путь, равный 8 м, за 0,5 с − путь равный 2 м.

Задание 16.2. Запишите значения физических величин в указанных единицах, заполнив пропуски недостающими числами.

1 см = 0,01 м → 4 смс=40,01мс=0,04мс
1 мин = 60 с → 1200 ммин=1200м60с=1200м60с=20мс
1 км = 1000 м → 60 кммин=601000ммин=6000060мс=1000мс
1 ч = 60 мин = 3600 с → 18 кмч=181000мч=180003600мс=5мс

Задание 16.3. Заполните пропуски в тексте.

Путь − это скалярная физическая величина, так как характеризуется только числовым значением . Путь обозначается буквой S.
Скорость − это векторная физическая величина, так как характеризуется не только числовым значением, но и направлением. Скорость обозначается символом v. Буквой v обозначают модуль скорости, который характеризует числовое значение векторной величины.

Задание 16.4. Улитка равномерно проползла по листку бумаги отрезок ОА за 20 с. Длина стороны клетки равна 4 мм. Определите скорость улитки и выразите ее значение в указанных единицах. Покажите на рисунке направление скорости улитки.


S = 5 клеток * 4 мм = 20 мм.

v=St=20мм20с=1ммс=0,1смс=0,001мс

Задание 16.5. Мальчик ехал на велосипеде первые 30 с со скоростью 4 м/с, потом 20 с − со скоростью 5 м/с. Определите среднюю скорость мальчика.

Дано:
t1 = 30 c; 
v1 = 4 м/с; 
t2 = 20 с;
v2 = 5 м/с;
vср − ?
Решение:
vср=St
S=S1+S2
t=t1+t2
S1=v1t1=430=120 м;
S2=v2t2=520=100 м;
S = 120 + 100 = 220 м;
t = 30 + 20 = 50 c;
vср=22050=4,4 м/с.
Ответ. 4,4 м/с.

Задание 16.6. Первый пролёт лестницы длиной 10 м мальчик пробежал за 2 с, второй пролёт такой же длины со скоростью 2 м/с. Найдите среднюю скорость мальчика.

Дано:
t1 = 2 c;
S1=S2 = 10 м;
v2 = 2 м/с.
vср − ?
Решение:
vср=St
S=S1+S2
t=t1+t2
S = 10 + 10 = 20 м;
t2=S2v2=102=5 c;
t = 2 + 5 = 7 c;
vср=207=267 м/с.
Ответ. 267 м/с.

Задание 16.7. Пользуясь графиком зависимости пройденного телом пути s от времени t, заполните таблицу.

Точка на графике          0 A  B    C    D     E
Пройденный путь s, м   0 40 80 120 160 200
Время t, с                       0  2  4    6      8    10

Задание 16.8. В таблице приведены значения пути s, пройденного телом за различные промежутки времени t. Используя эти данные, постройте график зависимости пути s от времени t. Для этого на координатной плоскости постройте шесть точек и соедините их прямой линией.

Точка на графике        0   A    D    C     K     H
Пройденный путь s, м 0 180 360 540 720 900
Время t, с                     0   1    2     3     4     5

Задание 16.9. Из леса выбежал заяц, пересек поляну за 8 с и опять скрылся в лесу.
а) Используя график зависимости пути s от времени t в период пребывания зайца на поляне, ответьте на вопросы.
Какой путь по поляне заяц пробежал:

за первые 4 с наблюдения – 60 м;
за последние 6 с наблюдения – 90 м;
за все время пребывания на поляне – 120 м

б) Заполните таблицу.

Промежуток времени    0−2 с 2−4 с 4−6 с 6−8 с
Время прохождения
участка пути Δt, с           2         2       2        2
Длина пройденного
участка пути Δs, м       30        30    30       30
Скорость зайца на
пройденном участке
пути v, м/с                     15        15     15       15

в) Анализируя вид графика и значения скорости зайца на разных участках пути, сделайте правильный вывод, зачеркнув в тексте по одному из выделенных слов.

Если график зависимости пути s от времени t является прямой, то он описывает равномерное, неравномерное движение, при котором модуль скорости тела есть величина постоянная, переменная.

Задание 16.10. Вокруг ромашки кружила бабочка. На графике представлена зависимость расстояния l от бабочки до цветка от времени t. Опишите характер движения бабочки на каждом участке графика и запишите в пустых окошках соответствующую цифру.
1. Бабочка сидит на ромашке.
2. Бабочка летит к ромашке.
3. Бабочка сидит на другом цветке.
4. Бабочка летит вокруг ромашки на одном и том же расстоянии от неё.
5. Бабочка улетает от ромашки.