Ответы к странице 104

165. Запишите предложения, вставляя на месте пропуска мягкий знак там, где это необходимо. В скобках запишите вопрос к глаголу.

1. Мартышка вздумала (...) трудит..ся. (И. Крылов) 2. Человек (...) трудит..ся, чтобы жизнь вокруг него становилась прекрасной. 3. Пословица не на ветер (...) молвит..ся. 4. Хороший солдат (...) надеет..ся стать генералом. 5. Всегда надо (...) надеят..ся на лучшее. 6. Быль за сказкой (...) не угонит..ся. 7. Была бы охота, а работа (...) найдёт..ся. 8. Надо (...) наклонит..ся, чтоб из ручья воды (...) напит..ся. 9. От работы руки (...) не отнимут..ся. 10. Солнышко нас (...) не дожидает..ся.

1. Мартышка вздумала (что делать?) трудиться. (И. Крылов) 2. Человек (что делает?) трудится, чтобы жизнь вокруг него становилась прекрасной. 3. Пословица не на ветер (что делает?) молвится. 4. Хороший солдат (что делает?) надеется стать генералом. 5. Всегда надо (что делать?) надеяться на лучшее. 6. Быль за сказкой (что сделает?) не угонится. 7. Была бы охота, а работа (что сделает?) найдётся. 8. Надо (что сделать?) наклониться, чтоб из ручья воды (что сделать?) напиться. 9. От работы руки (что сделают?) не отнимутся. 10. Солнышко нас (что делает?) не дожидается.

166. Составьте с глаголами по два предложения, употребив каждый глагол в неопределённой форме и в форме 3-го лица.

Трудиться, улыбаться, надеяться, стараться, умываться, общаться.

В жизни важно много трудиться. Мой папа трудится на заводе. Нужно чаще улыбаться. Солнышко улыбается нам по утрам. Чтобы хорошо учиться, нужно стараться. В учёбе  нужно надеяться только на себя. Папа надеется на хорошую погоду, чтобы пойти на рыбалку. Ученик старается решить задачу. Нужно умываться по утрам и вечерам. Кошка умывается лапкой. Мне нравится общаться с друзьями. Мой дедушка общается с художниками.

167. Игра «Кто больше?». Прочитайте предложения. Определите, где на месте пропуска надо писать мягкий знак. Объясните. Определите, сколько орфографических правил надо знать, чтобы верно выполнить это задание.

1. Надо береч.. прекрасный русский язык. 2. Реч.. человека может многое рассказать о нём. 3. Чем похожи слово и нож..? Оба могут больно ранить человека. 4. Чтобы выбрать верное слово, иногда приходит..ся решать много трудных задач.. . 5. Если постараеш..ся, то сможеш.. всего добит..ся. 6. Затопила мама печ.., чтобы пироги испеч.. . 7. Неправдою свет пройдёш.., да назад не воротиш..ся. 8. Лесная тиш.. — это то, что все мы мечтаем послушать. 

1. Надо беречь (глаг., н.ф.) прекрасный русский язык. 2. Речь (сущ., 3 скл.) человека может многое рассказать о нём. 3. Чем похожи слово и нож (сущ., м.р., 2 скл.) ? Оба могут больно ранить человека. 4. Чтобы выбрать верное слово, иногда (что делает?) приходится решать много трудных задач (сущ., Р.п., мн.ч.). 5. Если постараешься (глаг., 2 л., ед.ч.), то сможешь (глаг., 2 л., ед.ч.) всего (что сделать?) добиться. 6. Затопила мама печь (сущ., 3 скл) , чтобы пироги испечь (глаг., н.ф.). 7. Неправдою свет пройдёшь (глаг., 2 л., ед.ч.), да назад не воротишься (глаг., 2 л., ед.ч.). 8. Лесная тишь (сущ., 3 скл.) — это то, что все мы мечтаем послушать.