Ответы к стр. 26. А. С. Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье!..
◊ Какие чувства вызывает у тебя стихотворение Пушкина "Унылая пора! Очей очарованье!.."?
Это стихотворение вызывает у меня чувство восхищения и грусти одновременно, так как осень уходит.
◊ Какие средства художественной выразительности отбирает Пушкин для создания картины осени? Запиши.
Оксюморон (пышное увядание), эпитеты (унылая пора, очей очарованье, свежее дыханье), метафоры (волнистой мглой, седой зимы).
◊ Рассмотри репродукции картин В. Поленова "Золотая осень" и И. Левитана "Вечерний звон". Какие выразительные средства (цвет, свет и др.) используют художники, изображая осень? Запиши.
Удивительно сочно и ёмко переданы на картинах цвета и краски – волшебство проникло в плавные линии и изгибы водной глади, в небеса, нависающие над холмами, в лес и купол церквушки, оживляя и делая всё это объёмным и настоящим. Строгое великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд – тепло последних осенних дней, кажется, стекает с полотна и разливается по залу. Солнечные зайчики и блики от воды заставляют щуриться и улыбаться, вспоминая такие же дни из своей жизни. Холмы, очерченные мягкими, текучими линиями, медленно исчезают, растворяются в безграничной дали. И только крохотная часть огромной равнины попадает в оттиск художника – и река, и деревья, и громады холмов, словно мазки какой-то большой, иной картины.
◊ Какая из картин больше соответствует стихотворению Пушкина?
Картина В. Поленова "Золотая осень".
◊ Составь план рассказа по этой картине.
1. Картина В. Поленова "Золотая осень".
2. Великолепный пейзаж.
3. Краски осени.
4. Моё отношение к картине.
В. Поленов на картине "Золотая осень" изобразил пору золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе ещё кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета.
Осень на ней ещё только-только просыпается, она ещё не дохнула на деревья, и многие из них ещё в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовёт за собой в лес, где ещё цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей, и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.
Знаменитое полотно И. Левитана "Вечерний звон" написано в 1892 г. В этой картине живописец не ставил перед собой задачу точно изобразить конкретное место. Она была создана после посещения двух монастырей — на Волге и под Звенигородом — и отражает состояние души человека, который видит монастырь в лучах заката и слышит колокольный звон...
Красива природа в лучах заходящего солнца: и неподвижная широкая река, и розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками, и густая роща на дальнем берегу. Безмятежный покой не нарушают ни лодка с группой паломников, медленно скользящая по реке, ни два монаха, прогуливающиеся по дальнему берегу, ни лодочник в лодке на переднем плане.
Торжественен и величественен белокаменный монастырь в окружении зелёной рощи. И даже его отражение в широкой реке неподвижно и безмятежно. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. Если бы на картине не было храма, пейзаж потерял бы огромную часть своей прелести.
Закончился день. Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздухе плывёт вдоль берега и исчезает где-то в отдалении сладкозвучный перезвон церковных колоколов, зовущих людей на вечернюю службу. И окончание дня навевает воспоминания и некоторую печаль.