Страница 55-63. Картины родной природы
В учебнике вы познакомились с произведением И. Соколова-Микитова «Март в лесу». Перечитайте особенно понравившиеся строки этой необычной пейзажной зарисовки. Придумайте с друзьями небольшой текст-зарисовку на тему «Мелодии весеннего леса», используйте слова и выражения, которые даны в «Словарной коробочке». Озаглавьте получившийся текст.
СЛОВАРНАЯ КОРОБОЧКА
Сказочное настроение Трель соловья Постукивание дятла Гулкое уханье совы Журчание ручейка Шелест листвы Звонкая капель Радостные перепевы птиц Весенние лучики солнца
Зарисовка на тему "Мелодии весеннего леса"
Звучание весны
Весенний лес создает сказочное настроение. Издали слышна трель соловья. То и дело раздается с разных сторон постукивание дятла. По ночам можно услышать глухое уханье совы. Эти звуки дополняет журчание ручейка, шелест листвы и звонкая капель. Отовсюду раздаются радостные перепевы птиц. Весенние лучики солнца согревают землю.
Страница 56
Наблюдали ли вы интересные изменения природы весной? Составьте рассказ, озаглавьте его и запишите.
Подснежники
Ранней весной, когда начинает пригревать солнышко, на проталинках появляются подснежники. Снег еще не стаял, а эти отважные цветочки уже проклюнулись сквозь холодную землю. Они радуют глаз и говорят о том, что скоро вся природа оживёт и покроется зеленью.
Страница 57
В учебнике вы познакомились с произведением Саши Чёрного "Летом". Найдите в тексте средства художественной выразительности.
Запишите их.
Эпитеты: студёный пруд, толстуха-мать, облака плывут.
Сравнения: пруд синеет круглой кашкой, тени вьются, словно дым.
Олицетворения: ветер-самолёт, рябинка вечно с ветром не в ладу, бежит тропинка, солнце брызнуло полоской.
Рассмотрите репродукцию картины А.Рылова "Зелёный шум". Сопоставьте её со стихотворением Саши Чёрного «Летом». Составьте рассказа по картине, озаглавьте его и запишите.
Ветренный день
На картине А.Рылова "Зелёный шум" изображен ветренный день. Гнутся деревья, ветер срывает с них зелёную листву и кружит её в небе. Быстро бегут по небу облака. С возвышенности открывается чудесный вид на необъятные просторы. Перед нами синеет река с белыми парусами лодок. Ветер подгоняет их в своем беге. Художнику отлично удалось передать ощущение восторга от веселого шума берез, от широкого простора реки.
Страница 58
В учебнике вы познакомились с произведением Ф. Тютчева «В небе тают облака...». Перечитайте понравившиеся строки стихотворения. Какие средства художественной выразительности есть в этом стихотворении? Как они называются? Запишите их.
Эпитеты: лучистая река; зеркало стальное; к немым дубравам; с белеющих полей.
Сравнения: словно зеркало стальное.
Олицетворения: тают облака, катится река, поля дышат.
Посмотрите репродукцию картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки». О чём хотел рассказать художник? Выразите своё отношение к картине в небольшом рассказе. Запишите его. Озаглавьте получившийся текст.
Спокойствие природы
На картине А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки» мы видим тихий летний день. У реки пасется стадо коров, видимо неподалёку есть деревенька или село. Погода спокойная и безветренная. Небо отражается в водной глади. Солнца не видно, а значит не слишком жарко. Сосны величаво возвышаются над гладью реки. Художник хотел показать покой и умиротворение, которое может царить в природе в летний день.
Мастерская писателя
Страница 60
Т. Коти
В родном краю
Мне на тебя не наглядеться,
Пока дышу, пока живу.
Любовь к земле родится в сердце.
Как тонкий стебель на ветру.
Мне всё в краю родимом мило.
Мне всё здесь душу веселит:
Вьюнок запутался игриво
И речка песенку журчит.
Вот белокрылая ромашка
Открыла солнечный глазок
И видит лес, луга и пашни
И цвета неба василёк.
Вот одуванчик распушился
И разлетелся от лица.
Дубок при встрече поклонился
И машет веткой до крыльца.
Мне на тебя не наглядеться.
Заветный с детства уголок.
Любовь к земле родится в сердце
И расцветает как цветок!
Прочитайте стихотворение. Найдите в стихотворении средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты, которые помогли автору описать природу родного края. Запишите их.
Сравнения: как тонкий стебель на ветру, и расцветает как цветок.
Олицетворения: речка песенку журчит, ромашка открыла солнечный глазок, дубок при встрече поклонился и машет веткой.
Эпитеты: в краю родимом, запутался игриво, белокрылая ромашка, солнечный глазок, цвета неба василёк, заветный с детства уголок.
Выпишите из стихотворения слова и выражения, которыми автор описывает своё отношение к родному краю.
«Мне на тебя не наглядеться, пока дышу, пока живу.»
«Любовь к земле родится в сердце…»
«Мне всё в краю родимом мило, мне всё здесь душу веселит...»
«…заветный с детства уголок…»
Какое время года описывается в стихотворении? Определите основную мысль стихотворения. Найдите строки, её выражающие. Запишите их.
Лето. Главная мысль: любовь к родному краю.
«Мне всё в краю родимом мило».
Как вы думаете, можно ли эти стихи положить на музыку? Докажите своё мнение.
Можно. Если прочитать эти строки нараспев, рождается мелодия.
Страница 62
Какие чувства вы испытывали, читая эти стихи? Какие места описывает автор? Знакомы ли они вам? Видели ли вы подобные места в своём краю? Запишите свои мысли.
В родном краю всё мило душе. В России широкие просторы, поля леса, луга, многие картины природы повторяются. Это описание напомнило мне мой родной край. У нас тоже растут на лугах ромашки, васильки и одуванчики. Я испытываю чувство городости за свою родину, читая эти строки.
Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение. Как и какими красками вы бы рисовали? Опишите устно получившуюся картину.
Для этой картины хорошо подошла бы акварель, чтобы передать нежность цветов и зелени. Нужно нарисовать луг и речку. На лугу вьнки, ромашки, одуваничик. На берегу стоит молодой дубок.
Страница 63
Творческое задание
Пишем рассказ
В родном краю
В моем родном краю природа прекрасна. У нас много лесов, лугов, рек и озёр. Белоствольные березы опускают свои ветви к самой земле. Сосны величаво тянутся в высь. В глади озер и рек отражается лазурное небо. Осинки шуршат своими узорчатыми листиками. На лугах пестрят разноцветные цветы - ромашки, колокольчики, дикая гвоздика, вьюнок. Я люблю свой родной край.