Страница 7-21. Жизнь дана на добрые дела
Добрый друг
Т. Коти
Как вы думаете, почему автор выбрал именно эти слова для названия стихотворения? Может ли совесть быть добрым другом? Почему? Случались ли в вашей жизни такие ситуации, когда вы слышали голос совести? Прислушивались ли вы к её советам? Предложите свои варианты заголовков стихотворения. Запишите их.
Совесть - это добрый друг человека, и об этом стихотворение.
Совесть может быть добрым другом, она подсказывает человеку правильные решения.
У меня были такие ситуации. Мне приходилось прислушиваться к советам совести.
Предложите свои варианты заголовков стихотворения. Запишите их.
«Совесть»,«Жизнь дана на добрые дела», «Голос совести».
Прочитайте, что говорил о родном русском языке Владимир Иванович Даль в «Напутном слове». Не кажется ли вам, что его
слова, сказанные почти 150 лет назад, звучат сегодня очень современно?
В. Даль
Взгляните на Державина, на Карамзина, Крылова, на Жуковского, Пушкина... не ясно ли, что они избегали чужеречий; что старались, каждый по-своему, писать чистым русским языком? А как Пушкин ценил народную речь нашу, с каким жаром и усладою он к ней прислушивался... Говоря просто, русской речи предстоит одно из двух: либо испошлеть донельзя, либо, образумясь, своротить на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы.
Слова В.Даля звучат современно даже сейчас. В русскую речь стало входить много иностранных слов, многие каверкают слова, потому что плохо учат русский язык.
Объясните, как вы поняли слова чужеречие, испошлеть, образумясь. Посмотрите значения этих слов в толковом словаре. Как вы думаете, о каких запасах, покинутых второпях, ведёт речь В.Даль? Почему мы их должны беречь? Обсудите с другом, как вы сами относитесь к родному языку, бережёте ли, не засоряете ли свою речь ненужными некрасивыми словами.
Чужеречие – пришедшее из иностранного языка слово.
Испошлеть – ухудшиться.
Образумясь – одумавшись.
Даль ведет разговор о русских словах. Нужно беречь их, не искажать, иначе вскоре люди перестанут понимать друг друга.
Я стараюсь говорить правильно и не использовать некрасивые слова.
Страница 9
...запишите их, распределив в две колонки по значению.
Добро - имущество, достаток
Кто живет в добре, тот ходит в серебре.
Много желать - добра не видать.
На чужое добро и глаза разгораются.
Добро - благо
Худо тому, кто добра не делает никому.
Час в добре пробудешь, всё горе забудешь.
Лихо помнится, а добро век не забудется.
Страница 10
Как вы думаете, какое богатство для человека важнее? Почему?
Для человека важнее богатство внутреннего мира. Деньги и драгоценности можно потерять, а духовное богатство остается на всю жизнь и делает ее лучше.
Подумайте и дайте выражению богатый человек два характеристики...
1. Человек, у которого много денег и дорогих вещей.
2. Человек, богатый духовно - умный, начитанный, добрый, интеллигентный.
Творческое задание
Страница 11
Попробуйте написать небольшой рассказ на тему "Доброе дело". Придумайте заголовок. Вам помогут слова и выражения из "Словарной коробочки".
Сказать правду На обмане далеко не уедешь Пойти на обман Честное слово Чистая совесть Сделать доброе дело Взаимопомощь Попросить прощения Легко на душе Правда всего дороже)
Пишем рассказ
Чистая совесть
Однажды Вася пришёл со школы весь в грязи. Мама стала ругать его, спрашивать, где он так замарался. Вася хотел ответить, что по дороге на него напала собака, но подумал, что мама испугается за него. Он сказал маме, что специально бегал по лужам, потому что это весело. Это была правда.
Страница 12
...Выпишите из рассказа слова, которые Минька запомнил на всю жизнь.
«Люди, которые идут на вранье и обман, смешны и комичны, потому что рано или поздно их вранье всегда обнаружится. И не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья осталось неизвестным»
...как решение говрить правду помогло мальчику в дальнейшей жизни.
Решение говорить только правду помогло мальчику в дальнейшем чувствовать, что у него на сердце весело и спокойно.
Соберите пословицы.
За худые слова слетит и голова.
Меньше врётся - спокойнее живётся.
За правое дело стой смело.
Языком не торопись, а делом не ленись.
Блюди хлеб до обеда, а слово до ответа.
Мастерская писателя
Страница 13-14
Отзыв о прочитанном произведении
Автор произведения - Леонид Давидович Каминский.
Название произведения "Сочинение"
Жанр (стихи, рассказ, повесть, фантастика, сказка) - рассказ.
Основная тема произведения (о чем?) - рассказ о девочке Лене, которая все наврала в сочинении.
Какое впечатление произвело на вас прочитанное произведение? С одной стороны хочется сказать девочке, что она поступает плохо. С другой - смешно за ней наблюдать.
Какие персонажи показались вам особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему? Подруга Лены - Оля. Она действительно помогает своей маме.
Опишите запомнившийся эпизод, поступок героя, дайте ему оценку. Когда мама мыла полы, она попросила Лену поднять ноги, а Лена на неё заворчала. Лена показала такие качества характера как капризность, неблагодарность.
Есть ли среди героев произведения кто-то похожий на вас или ваших друзей? Я всегда помогаю маме по дому. Думаю, Оля похожа на меня.
Знаком ли вам автор произведения? Какие его книги вы знаете?
Я впервые читаю произведение этого автора.
Наш театр
Вы уже прочитали рассказ Н. Носова «Трудная задача». Представьте двух друзей — Федю и Юру. О чём они могли бы разговаривать, когда решали задачу? Придумайте диалог и запишите его. Попробуйте разыграть диалог с соседом по парте.
- Привет, Юра! Ты уже решил задачу?
- Привет, Федя! Конечно, задача, то была пустяковая.
- А мне кажется, что задача трудная. В голове моей, прям какая-то каша получается.
- Заходи, я тебе всё объясню.
Юра с Федей вместе прочитали условия задачи, нарисовали схему и Федя понял, как решить задачу.
- Спасибо, Юра! Оказывается задача и совсем нетрудная.
- Пожалуйста.
Страница 18
Найдите в тексте слова автора, которые:
• передают настроение героя рассказа;
"Ай да Андрюшка, здорово прохватил!", "Опять здорово. Нам очень понравилось!"
• описывают его действия, мимику, жесты.
"И мы еле досидели до конца уроков, а потом побежали в малый зал на репетицию"
"И отвернулись, чтобы он не задавался"
"Мы с Мишкой так и прыснули"
"мы даже захлопали в ладоши"
"я очень громко орал"
"Но я пел только громко, не хотел петь потише"
Представьте, что вы — режиссёр спектакля. Посоветуйте актёрам, как лучше изобразить героя, каким голосом можно выразить его настроение. Разыграйте с друзьями сценку, в которой рассказывается, как проходило выступление.
Актер, который будет играть Дениса, должен быть уверенным в себе, громко выкрикивать стихи под музыку. Миша должен быть более тихим.
Творческое задание
Страница 19
Готовимся к пересказу
Вспомните, что надо делать, если вам необходимо пересказать не весь рассказ, а какое-то одно событие. Как называется такой пересказ? Выберите правильное название: • подробный пересказ; • детальный пересказ: • выборочный пересказ; • краткий пересказ. Запишите план подготовки к такому пересказу.
Выборочный пересказ
1. Прочитать весь рассказ.
2. Определить границы пересказа.
3. Выделить событие, относящееся к теме выборочного пересказа.
4. Составить план.
Прочитайте рассказ Т. Коти «Поломойка». Выберите один из вариантов пересказа. Составьте план пересказа. Запишите его. Перескажите текст по плану.
Подробный пересказ рассказа Т. Коти «Поломойка».
План:
1. Подготовка Мишей шпаргалки для контрольной.
2. Спрятанная под парту шпаргалка.
3. Первое погружение под парту.
4. Второе погружение под парту.
5. Третье погружение под парту.
6. Оправдания Весёлкина перед учительницей.
7. Смех класса и вмешательство в разговор старосты.
8. Весёлкина о тправили мыть руки.
9. Учительница нашла шпаргалку.
10. Прозвище.