Ответы к домашним заданиям к части 2. Развитие речи

Страница 55

69. Прочитай разговор Шарика и почтальона Печкина из сказки Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Вышел Шарик из деревни и в лес пошёл на охоту. Видит почтальон Печкин на телеге едет. Печкин говорит:
Садись, охотник, подвезу.
Шарик на телегу сел, лапы свесил.
А Печкин спрашивает:
— А как ты, друг, стреляешь? Хорошо?
— А как же!
— А если я шапку брошу, попадёшь в неё?
Шарик на задние лапы встал, ружьё приготовил.
Бросайте вашу шапку! Сейчас от неё ничего не останется. Одни дырочки.

Расставь в тексте пропущенные знаки препинания. Подчеркни все побудительные предложения одной чертой.

70. Расставь знаки препинания так, чтобы предложения получились разные ПО ИНТОНАЦИИ.

Не беги так быстро. Не беги так быстро!

Расставь знаки препинания так, чтобы предложения были разными ПО ЦЕЛИ высказывания.

Мы идём купаться на речку?
Мы идём купаться на речку!

Страница 56

71. Прочитай запись 1.

1. Грачи уничтожают множество вредных насекомых. Скворцы прилетают к гнезду 198 раз за день! На высоком тополе собралось с десяток скворцов. Апрельский лес особенно оживает с прилётом зябликов.

Что объединяет все эти предложения?

— Все они рассказывают о птицах.

Какое высказывание тебе кажется верным:

(б)

Обведи нужную букву: а) или б).

Страница 57

Прочитай запись 2.

2. ПРИЛЁТ СКВОРЦОВ

Прилетают скворцы ранней весной, когда ещё лежит кое-где на полях снег. После прилёта скворцы начинают устраивать свои гнёзда. Они чистят домики-скворечники, носят в клювах былинки, устраивают уютное гнездо.
Прилёт скворцов — верный признак весны.

Напиши.

Все эти предложения о прилёте скворцов.

Какое высказывание тебе кажется верным:

(а)

Обведи нужную букву: а) или б).

Сравни две записи. Что их отличает друг от друга?

(2)

Обведи нужную цифру

Страница 58

72. Прочитай текст.

Осенняя рыбалка

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Быстро наступает осенний вечер в глухом лесу. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули. Приходилось выезжать на старой лодке на середину озера. Там мы ловили разноцветных окуней и ершей.

(По К. Паустовскому)

Определи и запиши его тему:

Осенняя рыбалка

Проверь, все ли предложения связаны друг с другом по смыслу.
Какое предложение случайно попало в этот текст? Подчеркни это предложение.
Придумай для текста такое название, которое выражало бы его тему. Запиши своё название.

73. Поменяй предложения местами так, чтобы запись превратилась в текст.

Моя берёза

1. Летом у моей берёзы отличная зелень. 2. Листва у неё яркая, упругая. 3. Целый день в ней щебечут птицы. 4. Но сколько ни вглядывайся, не увидишь их настолько она густа, непроницаема. 5. Даже солнце не может пробиться. 6. И потому на земле всегда лежит большая прохладная тень, в которую можно спрятаться от жары.

Придумай и запиши название для этого текста.

Страница 59

74. Прочитай начало текста.

Все звери с наступлением осени меняют плохонький, редкий летний мех на зимний — густой и тёплый.

Можно ли по такому началу точно сказать, о чём будет текст, какова его тема?

Начало текста подготавливает развитие мысли всего текста.

(V) Миша решил, что текст о том, как меняется внешний вид зверей зимой...

С чьим мнением ты согласишься? Отметь нужный кружок.
Если известно, что этот текст называется «Звери наряжаются в зимние шубы», то чьё мнение окажется верным: Маши или Миши?
Нужное подчеркни.

Страница 60

75. Прочитай текст.

Что в тексте отсутствует: название, начало, окончание, связь между предложениями? Нужное подчеркни.
Определи, какой из вариантов начала текста наиболее подходит по смыслу. Запиши его как первое предложение текста.

Придумай и запиши название для этого текста.

Нырок

Я пошёл на озеро купаться. Гляжу — утка-нырок учит своих утят уплывать от людей. Нырок плывёт, как лодка, а они ныряют. Они нырнут, а он на то место приплывёт и глядит по сторонам. Наконец они вынырнули около камышей, заплыли в камыши, а я стал купаться.

Страница 61

76. А к данному тексту какой вариант начала подходит?

Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосёнком. Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног маленький лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице-рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

(По И. Соколову-Микитову)

Страница 62

77. Прочитай фрагменты двух текстов.

1. Летняя гроза

Потемнело, нахмурилось небо, побежали чёрные грозовые тучи. В гнетущей тишине осторожно, ещё не совсем уверенно, прогремел гром. Вслед за ним ударили по листьям первые крупные капли дождя.

2. Почему бывает гроза

Громадные тёмные тучи клубятся в небе. Мы и не подозреваем, какие в них бушуют вихри. Верхняя и нижняя части туч несут разные электрические заряды. Между ними проскакивает искра и образуется молния.

Перед каждым названием поставь номер текста: 1 или 2.

Страница 63

78. Прочитай текст. Подумай, как лучше завершить этот текст. Какое окончание подходит по смыслу? Запиши в конце текста нужный вариант окончания.

Тихо в лесу, сумрачно. Но остановитесь и приглядитесь внимательно. Кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит гусеницу. Вот какая-то пёстрая птица пролетела и скрылась в кустах. Вот белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу!

79. Прочитай запись. Что нужно изменить в этой записи, чтобы получился текст?
Подумай, какое предложение нужно сделать 1-м? Как лучше завершить текст?
Последовательность предложений обозначь цифрами.
Не забывай о том, чтобы мысль развивалась последовательно.

1. Слава с мамой переехали в один из новых районов города. 2. Их квартира была на самом последнем — двенадцатом этаже. 3. Славе нравилось, что они живут так высоко. 4. Подойдёшь к окну — всё видно, что кругом делается: и краны новостроек, и каток, и лес, который начинался почти сразу за их домом. 5. В этот лес Слава ходил кататься на лыжах.
(по В. Чаплиной)

Страница 64

80. Реши, кому ты будешь писать письмо: бабушке, дедушке, другу или подруге, кому-то из взрослых. Напиши.

Как ты начнёшь своё письмо:

Здравствуйте, мои дорогие бабушка и дедушка!

Как поблагодаришь за полученное письмо:

Я получил ваше письмо. Большое спасибо.

Что напишешь, если давно не было писем:

Я очень беспокоюсь, что от вас нет давно писем. Напишите, пожалуйста, как у вас дела.

Как ты закончишь письмо:

Целую и крепко обнимаю вас. Люблю. Ваш Ваня.

Страница 65

81. Вернись к заданию 76 на стр. 61.
Ещё раз прочитай текст.
Какую основную мысль хочет донести до нас автор, для чего он рассказывает эту историю?
— Автор хочет рассказать нам, что лосиха всегда защищает своего лосёнка, — сказала Маша.
Подчеркни предложение, в котором выражена эта мысль.

Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосёнком. Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног маленький лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице-рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать.
(По И. Соколову-Микитову)

Страница 66

82. Прочитай текст.

Как зайца трусость спасает

Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы.
Как только приходит утро, заяц начинает слышать то лай собак, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страха метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь — и со всего размаха прыгнет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.
Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам, удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.

О ком или о чём этот текст? Какая тема объединяет все предложения? Напиши.

Этот текст о заячьих следах.

Автор сразу высказывает основную мысль текста, или она является выводом из всего рассказа?

Основная мысль текста является выводом из всего рассказа и заключена в двух последних предложениях.

Подчеркни те предложения, которые выражают ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста — то, что хотел сказать автор.
Можно ли об этом сказать в заголовке?

Миша предложил назвать этот текст «Заячьи следы».
Маша придумала другой заголовок: «Как зайца трусость спасает»

Какой из этих заголовков связан с основной мыслью текста? Запиши его над текстом.

Страница 67

83. У Георгия Скребицкого есть книга, которая называется «Колючая семейка».
Можно ли по названию определить тему книги, узнать, о чём или о ком в ней говорится?

Эта книга о семействе ежей.

А можно ли определить основную мысль текста по его названию?

Маша считает, что для этого надо прочитать текст целиком.

Ты соглашаешься с Машей?

Да, я согласен с Машей. Здесь название книги выражает её тему.

Какое слово в названии «Колючая семейка» говорит о том, как автор относится к ежам, о которых пишет? Подчеркни это слово.

Страница 68

84. Прочитай текст 1.

1. Маленькие солнышки

У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в широких зелёных лугах, даже у самых порогов деревенских домов всё лето цветут одуванчики.
Это простые, всем известные цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами.

(По И. Соколову-Микитову)

Подчеркни предложение, которое выражает ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста.

Теперь прочитай текст 2.

2. Изменчивый цветок

По склонам, лугам, обочинам сельских домов весело зажелтели компании одуванчиков. Пройдёт немного времени — и жёлтые цветки сменяются нежной пушистой шапочкой. Как сразу изменится одуванчик. Даже не верится, что перед тобой то же самое растение.

(По Б. Александрову)

Какую мысль ты считаешь ОСНОВНОЙ во втором тексте? Одно или несколько предложений её выражают? Подчеркни это место в тексте.

Страница 69

Прочитай текст 3, на этот раз — стихотворный.

3. Летняя вьюга

…И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву…
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.

Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
…Ветер дунул неосторожно —
Облетел одуванчик мой.

Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня…

(Е. Благинина)

Каким ярким ВПЕЧАТЛЕНИЕМ делится с нами поэтесса?
Подчеркни предложение, которое его выражает. На странице 70 отметь галочкой V правильный вариант ответа на вопрос, каким является это предложение по цели высказывания и по интонации.

Страница 70

По цели высказывания: По интонации:
V побудительное            V восклицательное

Придумай к 1-му и ко 2-му текстам названия, которые выражали бы их ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ, а к 3-му — которое выражало бы ГЛАВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ.
Запиши своё название над каждым текстом.

85. Прочитай текст.

Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались ещё важнее.
Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогие тёплые шубы. Чудно, хорошо было кругом!

Какие сравнения подбирает автор, чтобы рассказать, как красивы деревья зимой?
Подчеркни эти сравнения волнистой линией.

Этот текст не закончен. Выбери такой вариант окончания, который передавал бы то, что чувствует, что переживает автор. Допиши это предложение в конце текста.

Страница 71

86. Прочитай текст.

Необыкновенная весна

Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ёжик. Распустились деревья, зазеленела травка, и тысячи вымытых дождями птиц запели в лесу. Сначала цвели голубые подснежники. Потом зацвели одуванчики. Даже старый пень выпустил зелёные побеги.

(По С. Козлову)

Запиши тему этого текста: необыкновенная весна Ёжика.

Какое чувство или переживание в нём выражено? Подчеркни предложение, в котором об этом говорится.
Чьё это переживание — автора или Ёжика?
Нужное подчеркни.
Придумай для этого текста такое название, которое выражало бы его главное переживание.
Запиши своё название.

Страница 72

87. Прочитай текст.

Да, счастливое время жизни — детство, и счастливое время года — весна. Только вспомню о них, и передо мной, как наяву, встаёт наш крохотный городок, весь залитый весенним солнцем. Блестят окошки, крыши домов. Весь городок выглядит таким нарядным, весёлым!

(Г. Скребицкий)

В каком предложении выражено главное переживание автора?

Маша предложила назвать текст «Весенний городок», а Миша — «Счастливое время».
Чьё название выражает главное переживание автора — придуманное Машей или Мишей? Подчеркни нужное.

Страница 73

88. Прочитай стихотворение.

БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ
ДЛЯ МАЛЕНЬКОЙ КОМПАНИИ

Под гpустное мычание,
Под бодpое pычание,
Под дpужеское pжание
Рождается на свет
Большой секpет
Для маленькой,
Для маленькой такой компании,
Для скpомной такой компании
Огpомный такой секpет:

Ах, было б только с кем…
Ах, было б только с кем…
Ах, было б только с кем
Поговоpить!

(Ю. Мориц)

Из кого состоит маленькая компания, о которой идёт речь? Напиши.

Из коровы, собаки, лошади.

Подчеркни одной чертой строчки, которые помогли тебе догадаться.
В чём же заключается секрет этой компании?
Подчеркни двумя чертами строчки, в которых об этом говорится.

Какое главное переживание выражено в стихотворении?

Миша считает, что главное переживание — это желание коровы, собаки и лошадки с кем-нибудь поговорить.

Речь действительно идёт только о корове, собаке и лошадке? Или поэтесса говорит с нами и о чём-то другом? О чём же? Напиши.

Главное — это друзья, в этом и заключается большой секрет.

Страница 74

89. Прочитай сначала текст 1.

1. ОСЕННЕЕ УТРО
   Листик за листиком падают с липы на крышу. Какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. Ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
   Стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так бывает грустно, и так хорошо. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета.

Страница 75

Определи тему этого текста. Запиши.

Осень

Подчеркни строчки, в которых говорится, что чувствует, что переживает герой.
С чем автор сравнивает летящие осенние листья? Подчеркни эти сравнения волнистой линией.
Название текста выражает его тему или главное переживание? Нужное подчеркни.

Прочитай текст 2.

2. Вот уже третьи сутки моросил въедливый, холодный дождь. Резкий ветер давно сорвал с деревьев последние листья. Теперь они лежали бурые, поблёкшие, словно приклеенные дождём к земле. Кругом было как-то особенно уныло. Так бывает совсем поздней осенью, когда давно миновали красивые золотые дни и ещё не наступила зима.

(По В. Чаплиной)

Страница 76

Можно ли сказать, что тема этого текста — тоже осень?

Можно.

Как автор вспоминает всё, что его окружает в эти дождливые дни?
Подчеркни предложение, из которого это видно.

Миша предложил назвать этот текст «Дождливая осень».
Маша придумала другой заголовок: «Унылая пора».

Чей вариант названия учитывает тему текста? Подчеркни это название одной чертой.
В каком названии выражено главное переживание автора текста? Это название подчеркни двумя чертами.

Прочитай высказывания:

1. Осенней порой и грустно и хорошо.
2. Поздней осенью особенно уныло и неуютно кругом.

Страница 77-78

Какое из этих высказываний выражает главное переживание автора в 1-м тексте, а какое — во 2-м? Поставь номер 1 или 2 перед каждым высказыванием.

Что у этих текстов общее: тема или главное переживание?
А что у этих текстов разное: тема или главное переживание? Подчеркни нужное.

90. Прочитай текст 1.

                         Лесная кормушка (отрывок)

   Кормушку для птиц Слава смастерил сам и устроил её на большой раскидистой берёзе.
   Первыми появлялись всегда синицы. Следом прилетал поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку семечки. Выхватывал их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать на своей руке птицу. Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами, за их поведением.
(По В. Чаплиной)

Запиши тему этого текста.

Как Слава кормил птиц.

Миша решил, что основная мысль в тексте такая: мальчик Слава сам построил кормушку для птиц.

Подчеркни одной чертой те слова и выражения в тексте, на которые обратил внимание Миша.

Маша сказала, что главное переживание в тексте — это то, как приятно Славе кормить птиц и дружить с ними.

Подчеркни двумя чертами те слова и выражения в тексте, которые заметила Маша. А с кем согласишься ты: с Машей или с Мишей? Нужное подчеркни.

Страница 79

Азбука вежливости. Как написать поздравление

91. Напиши поздравления ученым. Подумай, с чего нужно начать и как лучше закончить. Можешь дописать свои пожелания!

Уважаемые учёные! Пишут вам ученики, которые вам очень благодарны за ваш труд.

Поздравляем вас с Новым годом!
Желаем вам успехов в работе, здоровья и благополучия.

Еще желаем вам счастья и новых открытий. Никогда не падайте духом! Желаем вам, чтобы все беды и неудачи остались в прошлом году!

92. Расшифруй запись.

Ну вот и все, осталось пожелать вам хороших каникул!