Ответы к домашним заданиям к части 1. Законы языка

Страница 3

1. Расшифруй запись.

Мы рады встрече с тобой!

2. Запиши новые слова.

Учени́к — учéние — учёный

Сегодня ты ученик, а завтра — учёный!

3. Буквы заблудились. Помоги им встать на свои места.

а, б, в, г, д, е, ё, ж,
з, и, й, к, л, м, н, о,
п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч,
ш, щ, ъ, ы, ь, э, ю, я.

Страница 4

4. Разгадай ребус и запиши отгадку буквами. Произнеси слово, правильно поставив ударение.

П О Р Т Ф É Л Ь

5. Расположи слова так, как они должны стоять в Обратном словаре.

Тыква, краб, рукав, флаг, сосед, море.

Страница 5-6

6. Прочитай текст. В скобках напиши проверочное слово.

Зима

   С каждым днём всё холоднее. Лужи на улицах покрыты тонким ледком. И (пруды) пруд уже (замерзать) замёрз. Облетели с деревьев листья. На деревьях рябинки видны красные гроздья (ягоды) ягод.
   Хохлатые птицы клюют их. Запасайте осенью побольше ягод рябины. Зимой кладите ягоды в птичью кормушку.

(По Г. Скребицкому)

Выпиши слова с разделительным Ь. Подчеркни букву, стоящую после разделительного Ь.

С деревьев, листья, гроздья, осенью, птичью.

Впиши цветным карандашом.

КОРМушка — место, куда кладут корм.

7. Реши кроссворд на следующей странице. Если забыл(а), как пишется слово, обратись за помощью к словарю «Пиши правильно».

1. Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. Телефон
2. Живёт в нём вся вселенная, а вещь обыкновенная. Телевизор
3. Само с кулачок. Красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. Яблоко
4. Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. Морковь
5. Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? Коньки

Страница 7

Выпиши слова из кроссворда, в которых звуков меньше, чем букв. Миша и Маша выписали два слова. А ты?

Морковь, коньки

Допиши предложения. В выделенных словах поставь ударение. Произнеси предложения с правильным ударением в выделенных словах.

Маша ждалá маму с работы.
Ребята пóняли трудную задачу.

8. Запиши слова, вставляя нужные буквы: 1) б или д; 2) с или э.

1) будка, обед, губа, пруды, дуб, погода.
2) сыр, эскимо, снег, поэт (пост), экран, этаж (стаж), эскимо.

Сделай звуковые схемы слов.

бак — [•] () []
дуб — [•] () []
кот — [] () []
экран — () [] [•] () [•]

Страница 8

9. В квадратных скобках напиши звук, с которого начинается каждое слово.
Соедини слова, в которых за первой буквой скрываются одинаковые согласные звуки.

[л’]: лёд ⇒ липа, [ф]: фара ⇒ фургон, [д]: дача ⇒ дом.

Вспомни: так обозначается звук [й’]!

лёд   липа   фара   финиш
[л’]   [л’]        [ф]      [ф’]
лапа   фургон
[л]       [ф]

дом   дача   юла   яма
[д]     [д]      [й’у]    [й’а]
день    йод
[д’]      [й’]

Страница 9

Выпиши слова, в которых: 1) звуков больше, чем букв; 2) звуков меньше, чем букв.

1) юла, яма.
2) день.

Словарные слова: лопáта, завóд, рабóта.

10. Прочитай отрывок из стихотворения. Вт 2-м предложении подчеркни основу предложения.

Чёрный у топки стоит кочегар.
Всеми цветами сверкает маляр.
В синей спецовке
Под цвет небосвода
Ходит рабочий
Под сводом завода.

(Дж. Родари)

Страница 10

Впиши цветным карандашом.

СПЕЦовка — специальная одежда для работы.

11. Восстанови начало сказки В. Сутеева «Три котёнка», вставив по смыслу нужные слова.

Слова: 1) увидели, побежали
2) прыгнула, банку, мукой
3) убежала
4) банки, вылезли

1. Три котёнка — белый, серый, чёрный — увидели мышь и побежали за ней!
2. Мышь прыгнула в банку с мукой.
3. Котята — за ней!
4. Мышь убежала.
5. А из банки вылезли три белых котёнка.

Одинаковая или разная форма у слова «мышь» в 1-м и во 2-м предложениях? Подтверди своё мнение, правильно подчеркнув в каждом предложении слово «мышь».

В первом и во втором предложениях формы слова «мышь» разные, так как в первом предложении слово «мышь» является дополнением, а во втором — главным словом предложения.

Страница 11

12. Выпиши первые пять слов, конечные буквы в которых надо проверять. Рядом пиши проверочные слова. Твой сосед пусть выпишет оставшиеся пять слов, требующих проверки.
Образец: круг — круги.

Круг — круги, город — города, мост — мосты, серп — серпы, глаз — глаза.
Шарф — шарфы, шалаш — шалаши, краб — крабы, утюг — утюги, сад — сады.

13. Впиши слова по порядку, поставив их в нужную форму по смыслу. Выдели окончания.
Земля, жаворонок, бабочка, камни, краб, баобаб, ястреб, ласточка, земля.

Берегите (что?) землю! Берегите
(кого?) жаворонка в голубом зените,
(кого?) бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
(на чём?) На камнях играющего
(кого?) краба.
Над пустыней тень
(от чего?) от баобаба,
(кого?) Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
(кого?) ласточку, мелькающую в жите.
Берегите (что?) землю! Берегите!
(М. Дудин)

Страница 12

14. Выпиши парами разные формы одного слова. Выдели окончания.

На столе банка,
Под банкой стакан,
Под стаканом склянка,
В склянке таракан…
(Саша Чёрный)

Образец: банка — под банкой.

банк[а] — под банк[ой]
стакан[]— под стакан[ом],
склянк[а] — в склянк[е].

Страница 13

15. Запиши слово звуками, а потом соедини каждое слово с цифрой, которая соответствует количеству звуков в этом слове.

Образец: ёж [й’ош] ⇒ 3

яма [й’ама] ⇒ 4 фея [ф’эй’а]
Оля [ол’а] ⇒ 3 он [он]
пень [п’эн’] ⇒ 3 ты [ты]
я [й’а]

Выпиши слова, в которых одинаковое количество звуков и букв.

Оля, он, ты.

16. Подчеркни основу в 1-м и во 2-м предложениях.

На солнце тёмный лес зардел.
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

(В. Жуковский)

Прочти словосочетания из 1-го предложения.
Выпиши словосочетания из 2-го предложения.

1. Лес (какой?) тёмный.
Зардел (где?) на солнце.

2. Пар (какой?) тонкий.
Белеет (где?) в долине.

Впиши цветным карандашом.

БЕЛеет — становится белым.

Страница 14

17. Замени выделенную букву в слове так, чтобы новое слово соответствовало звуковой схеме. Запиши новое слово.

Образец: Тир — мир.

Лень — лань
Палка — балка
Коза — коса
Река — рука

Говори правильно!

нÁчал — началсЯ′
началÁ

Составь по схеме и запиши два предложения. В выделенных словах поставь ударение.

1. Начался́ сильный дождь.
2. Столяр нáчал делать мебель.

Страница 15

18. Почему их так назвали?

Муравьед — ест муравьёв.
Землеройка — роет землю.
Короед — ест кору.
Гремучая змея — гремит хвостом.
Яйцеед — ест яйца.
Вертишейка — вертит шеей.

Запиши новые слова.

воробéй
сорóка
ворóна

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. (Пословица)
Скакала сорока по сосне и осоке. (Скороговорка)
Пугливая ворона и куста боится. (Поговорка)

Страница 16

19. Запиши слова в три столбика. Выдели основу и окончание.

ОН         ОНА         ОНО
лак[]       блузк[а]     плать[е]
халат[]   булк[а]       масл[о]
плот[]     колбас[а]   сал[о]
плуг[]      свёкл[а]
               палк[а]

20. Образуй все формы слова-названия предмета. Выдели окончания.

Единственное  Множественное
       число                     число
костёр[]                         костр[ы]
без костр[а]                 до костр[ов]
к костр[у]                    к костр[ам]
про костёр[]                через костр[ы]
над костр[ом]           перед костр[ами]
при костр[е]                 при костр[ах]

Составь и напиши два предложения с разными формами этого слова.

Мы подошли погреться к костру.
В походе не обойтись без костра.

Страница 17

21. Найди и подчеркни формы слова кукла, выдели окончания.

Была у Насти кукл[а]. Настя звала кукл[у] дочкой. Были у кукл[ы] юбки, кофты, бусы. Настя дала книгу кукл[е]. Будто школа. Настя с кукл[ой] были ученицами.
(По Л. Толстому)

Разгадай ребус. Запиши отгадку буквами. Произнеси слово с правильным ударением.

С Т О Л Я′ Р

Страница 18

22. Подпиши рисунки. Соедини слова одного рода.

Пальто ⇒ ведро
шишка ⇒ лопата
сапог ⇒ лимон

23. Где можно увидеть этих животных? Раздели их на группы. Подсказка — картинки.

небо              вода        земля
галка              сом     кенгуру
ласточка      налим     зебу

Раздели слова, обозначающие животных, на три группы. Выдели основу и окончание.

1. Слова с ненулевым окончанием 2. Слова с нулевым окончанием 3. Неизменяемые слова

сорока        карп           пони
галка           сом            кенгуру 
ласточка     налим        зебу 

Назови каждую группу животных одним словом.

1-я группа — птицы
2-я группа — рыбы
3-я группа — звери

Страница 19

24. Выдели окончания в подчёркнутых словах.

Закружил[а] осень
Рыжие метели.
Золот[ые] листья
С клён[ов] полетел[и].

(Т. Шорыгина)

Какому предложению соответствует схема?

Первому.

Сделай схему другого предложения.

Золотые листья с клёнов полетели.

Страница 20

25. Какие слова-названия признаков подходят к предметам, изображённым на картинках? Покажи стрелочками.

платье ⇒ любимое
полотенце ⇒ красивое
карандаш ⇒ синий
книга ⇒ интересная
чайник ⇒ горячий
груша ⇒ сладкая
гнездо ⇒ орлиное
ранец ⇒ тяжёлый
шуба ⇒ тёплая

Страница 21

Составь словосочетания из слова-названия предмета и слова-названия признака. Запиши их в таком порядке:

1. Командует слово-название предмета мужского рода. Выдели окончания.

ранец[] (какой?) тяжёл[ый]
чайник[] (какой?) горяч[ий]
карандаш[] (какой?) син[ий]

2. Командует слово-название предмета среднего рода. Выдели окончания.

полотенц[е] (какое?) красив[ое]
плать[е] (какое?) любим[ое]
гнезд[о] (какое?) орлин[ое]

3. Командует слово-название предмета среднего рода. Выдели окончания.

шуб[а] (какая?) тёпл[ая]
книг[а] (какая?) интересн[ая]
груш[а] (какая?) сладк[ая]

Впиши цветным карандашом.

ОРЛиное гнездо – гнездо орла.

Страница 22

26. Слова потеряли буквенную одежду. Помоги им её найти.

[зуп] – зуб [сл’эт] — след
[л’ук] – люк [ч’иш] — чиж
[нош] – нож [ут’ук] — утюг
[шып] – шип [удаф] — удав
[нос] – нос [уш] — уж
[л’эс] – лес [дым] — дым
[куст] — куст [лоп] — лоб

Разгадай ребус. Запиши буквами отгадку.

С В Ё К Л А

Словарное слово: билет

Словарное слово: берёза

Страница 23

27. Прочитай отрывок из стихотворения Саши Чёрного «Про Катюшу». Выделенные слова-названия предметов выпиши в три столбика, поставив их в начальную форму.

На дворе мороз.
В поле плачут волки.
Снег крыльцо занёс,
Выбелил все ёлки…
В комнате тепло,
Печь горит алмазом,
И луна в стекло
Смотрит круглым глазом.

Муж. род         Жен. род      Средн. род
двор                ёлка                  поле     
мороз              комната          крыльцо  
волк                печь                      стекло   
снег                  луна                     
алмаз                        
глаз                   

Страница 24

28. Выпиши разные формы слова-названия признака, выдели у них окончания. Найди и подчеркни начальную форму этого слова.

Горячее солнце. Горячий песок.
Горячие губы – воды бы глоток.
В горячей пустыне не видно следа.
Скажи, караванщик, когда же вода?

(Ю. Энтин)

Горяч[ее], горяч[ий], горяч[ие], горяч[ей].

Впиши цветным карандашом.

КАРАВАНщик — человек, который сопровождает, водит караван.

29. Образуй начальную форму слов-названий действий.

Что делал? играл
Что делать? играть

Что сделала? посмотрела
Что сделать? посмотреть

Что делает? смотрит
Что делать? смотреть

Что делают? прыгают
Что делать? прыгать

Что сделает? убежит
Что сделать? убежать

Что делаем? рисуем
Что делать? рисовать

Что сделаешь? нарисуешь
Что сделать? нарисовать

Разгадай ребус. Запиши отгадку буквами. Поставь ударение. Проверь себя по словарю «Произнеси правильно». Произнеси слово с правильным ударением.

К И Л О М É Т Р

Страница 25

30. Прочитай скороговорки. Подчеркни в каждой скороговорке родственные слова.

Проворонила ворона воронёнка.

Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Впиши цветным карандашом.

СКОРОговорка — говорить скоро (быстро).

Страница 26

31. Выпиши парами разные формы одного слова: сначала выпиши разные формы слов-названий предметов, затем — разные формы слов-названий действий.

Если чиж летит к стрижу,
Ты выходишь, я вожу,
Если стриж летит к чижу,
Водишь ты, я выхожу.

(Считалка)

Слова-названия предметов:

1. Чиж — к чижу
2. Стриж — к стрижу

Слова-названия действий:

1. Выходишь — выхожу
2. Водишь — вожу

Страница 27

32. Прочитай стихотворение Саши Чёрного.

ЗЕЛЁНЫЕ СТИХИ

Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
Зелёные лягушки
Песенку поют.
Ёлка — сноп зелёных свечек,
Мох — зелёный пол.
А зелёненький кузнечик
Песенку завёл…
Над зелёной крышей дома
Спит зелёный дуб.
Два зелёненькие гнома
Сели между труб.
И, сорвав зелёный листик,
Шепчет младший гном:
«Видишь? Рыжий гимназистик
Ходит под окном.
Отчего он не зелёный?
Май теперь ведь… май!»
Старший гном зевает сонно:
«Цыц! не приставай».

Найди и подчеркни все однокоренные слова с корнем зелен- (зелён-). Напиши их начальные формы. Сколько разных слов получилось?

Зеленеть, зелёный, зелёненький.

Подсказка: должно получиться три слова.

Впиши цветным карандашом.

ЗЕЛЕНеть — становится зелёным.

Страница 28

33. Преврати звуковую запись в буквенную и подпиши рисунки.

[мы́шка] — мышка
[кн’и́шка] — книжка
[бýлка] — булка
[шы́шка] — шишка
[б’э́лка] — белка

акшым — мышка
аклеб — белка
аклуб — булка
акшиш — шишка
акжинк — книжка

Страница 29

34. В стихотворении Саши Чёрного «Зелёные стихи» найди выделенные предложения. Составь схемы.

Выпиши из этих предложений словосочетания в таком порядке:

1. Командует слово-название действия.

Поют (что?) песенку.
Ходит (где?) под окном.

2. Командует слово-название предмета.

Лягушки (какие?) зелёные.
Гимназистик (какой?) рыжий.

35. Найди слову его родственников. Запиши слово на нужной строке. Выдели корень.
Болеть, сорняк, горный, белить, горевать.

1. Боль/, боль/ной, боль/ница, бол/еть.
2. Бел/ый, бел/изна, бел/ить.
3. Сор/, сор/ить, сор/ный, сор/няк.
4. Гор/е, гор/юшко, гор/евать.
5. Гор/а, гор/няк, гор/очка, гор/ный.

Страница 30

36. Найди в стихотворении четыре группы родственных слов. Выпиши их, распределив по группам.

КАК УМЫВАЕТСЯ ЁЖИК

На жаре в лесу спросонок
Умывается ежонок,
Мать-ежиха таз берёт,
Мордочку ежонку трёт.
Только спину, только спину
Не потрёшь родному сыну.
Ходит по росе лесной
Он с немытою спиной.
Вот как, посудите сами,
Дело обстоит с ежами.
Хорошо, ребята, всё ж,
Что никто из Вас не ёж!
(Г. Виеру)

1. Ёжик, ежонок, ежиха, ёж.
2. В лесу, лесной.
3. Умывается, немытою.
4. Трёт, потрёшь.

Впиши цветным карандашом.

уМЫваться — мыть лицо, шею и руки.

Страница 31

37. «Четвёртый лишний».
Найди и подчеркни лишнее слово.

1. Уголок, уголёк, угольник, угол.
2. Удача, удачный, дачный, неудачник.
3. Летний, летала, летающий, лететь.

С лишними словами составь и напиши по одному предложению.

От костра остался один уголёк.
Наш дачный посёлок находится за городом.
Летний день только начинался.

38. Из стихотворения Саши Чёрного «Зелёные стихи» выпиши все формы слов.

1. Зеленеть — зеленеют, зеленеет.
2. Зелёный — зелёные, зелёных, зелёной.
3. Зелёненький — зелёненькие.
4. Гном — гнома.

Говори правильно!

раздÁла
раздÁли — раздалÁ
раздÁлся

Составь и запиши два предложения. В выделенных словах поставь ударение.

1. Учительница раздалá тетради.

2. Раздáлся долгожданный звонок.

Страница 32

39. Запиши слова, вставляя нужные буквы: п или р.

Парк, лампа, правила, пробка, купол, удар, порт, порт, шипы, укроп, спорт, рыба, парта.

40. Рассели по домикам родственные слова.

-вод-                       -вод-
1. Вода               1. Водить
2. Наводнение   2. Проводница
3. Водица           3. Поводок
4. Водяной         4. Проводы
5. Пáводок          5. Поводырь
6. Водник            6. Водитель

Страница 33

Разгадай ребус. Запиши отгадку буквами. Поставь ударение. Произнеси правильно. Проверь себя по словарю «Произнеси правильно».

М А Г А З И′ Н

Страница 34

Словарные слова: корóва, посýда, молокó.

Пришла во двор корова
Му! Я здорова,
Раздуты бока, —
Кому молока? (Саша Чёрный)

41. «Кто где живёт?»

куры — в курятнике
конь — в конюшне
скворец — в скворечнике
свинья — в свинарнике
голуби — в голубятне
корова — в коровнике
муравей — в муравейнике

Страница 35

Говори правильно!
Прочитай стихотворение.

О весне сказали нам
                          [ш]
Песни из скворечника,
Жёлтые серёжки
На ветвях орешника.

(Н. Найдёнова)

Узнай в словаре «Произноси правильно», как правильно говорить слово скворечник. Над выделенной буквой напиши звук, который надо запомнить.
Выучи стихотворение.

42. Выпиши парами слова, которые имеют близкое значение.

Разговор — беседа.
Конь — лошадь.
Сверкать — блестеть.
Путь — дорога.
Ураган — буря.

Страница 36

43. Отгадай слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения.

1. Она бывает при грозе — молния,
и застёгивается на одежде — молния.

2. Спортсмен — боксёр,
и порода собак боксёр.

3. Источник воды — ключ,
и предмет для открывания замка — ключ.

4. Заплетённые волосы — коса,
и орудие для срезания травы — коса.

5. Растение, от которого плачут — лук,
и орудие для стрельбы — лук.

Выбери любую пару слов и с каждым из них составь по одному предложению.

1. У девочки русая коса.
2. Косец косил косой траву.

Говори правильно!

продÁл
               — продалÁ
продÁли

позвÁл
              — позвалÁ
позвÁли

Страница 37

Составь и запиши два предложения. В выделенных словах поставь ударение. Произнеси предложения с правильным ударением в выделенных словах.

1. Позвалá мама сына.

2. Она продалá книгу.

44. Прочитай шуточное стихотворение. Определи, какие из выделенных слов являются формами слова-названия предмета (поставь рядом значок ∨), а какие — формами слова-названия действия (подчеркни двумя чертами).

Говорит ∨ попугай
∨ Попугаю:
— Я тебя, ∨ попугай,
Попугаю!
∨ Попугаю в ответ
∨ Попугай:
Попугай!
Попугай!
Попугай!

(В. Бахревский)

Страница 38

Из выделенных слов выпиши формы слова-названия действия. Затем — общую для них начальную форму.

(что сделаю?) попугаю
(что сделай?) попугай
(что сделать?) попугать

Выпиши из стихотворения слова, родственные данным:

1. Пуг/ать, за/пуг/ивать — по/пуг/ай.
2. Попугай/чик — попугай/.

45. Узнай в Толковом словаре значения выделенных слов. Напиши их.

На траве, что мягче байки,
Дед рассказывает байки.

1. Байка — мягкая ворсистая ткань.
2. Байка — короткая сказочка.

Это одно и то же слово или разные слова? Нужное подчеркни.

Страница 39

Словарные слова: газета, арбуз — арбузы.

У кого какой вкус:
Кто любит дыню, а кто арбуз.

46. Выпиши выделенные слова, вставляя нужные буквы. Рядом в скобках пиши проверочные слова.

Речной, лесной, гористый,
Морской, родной, лесистый.
Проверь слова, да не спеши,
Красиво, грамотно спиши.

(В. Волина)

Речной (рéчка), лесной (лес), гористый (гóры), морской (мóре), родной (род), спеши (спéшка), спиши (пи́сьма).

Страница 40

47. Кто это? Что это?
Подбери родственные слова.

ГРУЗовик: перевозит груз.
Снеговик: вылеплен из снега.
ЦВЕТник: там растут цветы.
ПОЧТальон: разносит почту.
САХАРница: в ней лежит сахар.
ТРАКТОРист: работает на тракторе.

48. Сделай проверку, используя:

форму этого же слова        родственное слово
Письмо — пи́сьма                   Гостить — гость
следы — след                        осень — осéнний
трава — трáвы                          вода — вóдный
нора — нóры                        вишнёвый — ви́шня
гнездо — гнёзда                   кормить — корм
дожди — дождь                      пятёрка — пятый
звезда — звёзды                  дворовый — двор

Страница 41

49. Запиши буквами скороговорку.

[куп’и к’ипу п’ик],
[к’ипу п’ик куп’и],
[п’ик к’ипу куп’и].

Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.

Словарные слова: собака, сирень.

Ехала деревня
Возле мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают воротá. (Небылица)

50. Вставь пропущенные буквы. В скобках для выделенных букв запиши проверку.

1. (Спéшка) Поспешишь — людей (смех) насмешишь.
2. Черепаха, не скучая, час (си́дя) сидит за чашкой чая.
3. Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь (дрóжь) дрожит.
4. Еду — не (свист) свищу,
а наеду — не спущу.

В каждой строчке подчеркни лишнее слово.

      [ч’]        [ш]      [ш]
1) поЧта, Что, Чтобы.

         [ш]        [ч’]          [ш]
2) скуЧно, даЧный, конеЧно.

Страница 42

51. Запиши слова в два столбика. Выдели окончание и основу слова.
Слово женского рода в форме единственного числа Слово стоит в форме множественного числа

дач[а]         груш[и]
чащ[а]        чиж[и]
рощ[а]        малыш[и]
задач[а]      крыш[и]
свеч[а]        мыш[и]
                   карандаш[и]

Страница 43

52. Вставь нужную букву. В скобках пиши проверочное слово.

(Жить) живой, (площáдка) площадь, (пощáда) щадить, (чай) чаинка, (шип) шипы, (час) часы.

Словарные слова: дéвочка, одéжда.

Страница 44

53. В подчёркнутых словах замени букву парного согласного и впиши новое, недостающее слово.

Очень зелены, густы
В нашем садике кусты.

Зреет красная калина,
Соберёт её Галина.

Лиза пробовала суп,
Заболел у Лизы зуб.

Архитекторы — творцы,
Строят чудные дворцы.

(И. Лопухина)

54. Спиши пословицы и поговорки. Словам, записанным звуками, найди их буквенную одежду. В скобках пиши проверочные слова.

1. Чтобы (рыба) рыбку съесть, надо в воду лезть.
2. (Хвостик) Хвост голове не (указывать) указка.
3. (Хлеба) Хлеб — всему голова.
4. На языке (медовый) мёд, а на сердце (ледок) лёд.

Проверь безударные гласные в корне слова гОлОва, используя:

форму этого слова родственное слово

Выдели окончание.                                                  Выдели корень.

Страница 45

55. Напиши слова-названия действий, от которых образовались данные слова-названия предметов. Вставь пропущенные буквы.

Повязать — повязка
загадывать — загадка
добавить — добавка
указывать — указка
переходить — переход
бегать — бег

Страница 46

56. Прочитай. Найди границы предложений. В конце каждого предложения поставь точку. Спиши, вставляя нужные буквы.

Хороша ель зимой. Тяжёлые шапки чистого снега лежат на её ветках. Вершины украшены гирляндами еловых шишек. На опушке елового леса растёт зелёный молодняк.

(По И. Соколову-Микитову)

Впиши цветным карандашом.

МОЛОДняк — молодые животные или растения.

Словарные слова: здравствуйте, машина

— Здравствуйте! Станция
Непрозевайка.
Тот, кто приехал сюда,
вылезай-ка! (Дж. Родари)

Страница 47

57. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

По гладкому асфальту неслись
машины в ряд.

(С. Михалков)

58. От имени образуй отчество и фамилию.

Пётр — Петрович Петров
Степан — Степанович Степанов
Роман — Романович Романов
Семён — Семёнович Семёнов

Страница 48

59. Запиши скороговорку буквами.

[на дуп н’э дуй гуп],
[н’э дуй гуп на дуп].

На дуб не дуй губ,
не дуй губ на дуб.

В выделенных словах словах поставь ударение. Прочитай стихотворение с правильным ударением.

В телефон залезла мышь:
— Пи-пи-пи.
Говорю: — Кому звони́шь?
— Пи-пи-пи.
— Может, ты звони́шь котам?
— Пи-пи-пи.
— А тебе не страшно там?
— Пи-пи-пи.

(А. Усачёв)

Страница 49

60. Запиши слова в два столбика, вставляя нужные буквы. Подчеркни буквы, которые ты вставил(а).

Слова-названия предметов    Слова-названия предметов
мужского рода                                 женского рода
грач                                                     дочь
клещ                                                   вещь
меч                                                      ночь        
обруч                                                  мышь
врач                                                    помощь
овощ                                                   брошь
ключ                                                    глушь
трубач                                                

61. Собери семейку. Сначала — с помощью родственных слов, а затем — с помощью неродственных слов.
Запиши слова, называющие животных одной семьи.

Родственные слова
Выдели корень

Неродственные слова

1. Конь - лошадь - жеребёнок
2. Бык - корова - телёнок
3. Петух - курица - цыплёнок

Страница 50

62. Напиши слова, от которых образовались данные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Выдели корень, а чередующиеся согласные в корне подчеркни.

Страница 51

63. Поставь слова-названия действий в начальную форму. Чередующиеся согласные в корне подчеркни.

(Что делаю?) вожу — (что делать?) водить.
(Что делаю?) кручу — (что делать?) крутить.
(Что сделаю?) схожу — (что сделать?) сходить.

64. Соедини каждое слово со звуковой схемой, которая ему подходит.

Страница 52

65. Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши проверочные слова.

ВОТ ТАК КОТ!

Как у нашего (кот) кота
(шуба) Шубка очень (хорóший) хороша.
(лапы) Лапки смелые, (зубы) зубки белые.
Выйдет (котик) кот наш
в (огороды) огород —
Всполошится весь (народы) народ.

66. Прочитай стихотворение. Подчеркни одной чертой родственные слова.

Я ПРИДУМЫВАЮ ФАМИЛИЮ

УтёнокУточкин!
Цыплёнок — Курочкин!
Щенок — Собачкин!
Жеребёнок — Клячкин!
Барашек — Овечкин!
А я?
— Человечкин!

(М. Яснов)

Проследи путь образования слов-фамилий.

1) курица — курочка — Курочкин;
2) утка — уточка — Уточкин;
3) собака — собачка — Собачкин;
4) овца — овечка — Овечкин.

Страница 53

67. Подбери по одному-два слова к каждой звуковой схеме.

Словарное слово: медведь

Медведь мёдом ведает.

68. Прочитай стихи. Подчеркни родственные слова одной чертой, а формы одного слова — волнистой линией.

Ослик был сегодня зол —
Он узнал, что он осёл.

(С. Маршак)

Нос не в свои дела суют,
~~~
Носами перед сном клюют.
~~~~~~

(Я. Аким)

Страница 54

Алеет за лесом вечерний закат.
Алые аисты к дому летят.

Ёлка с ёжиком похожа:
Ёж в иголках, ёлка — тоже.

Дуб дождя и ветра
~~~
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
                           ~~~~
Страшно простудиться?..

(И. Токмакова)

Выпиши все подчёркнутые тобой слова парами.

Формы одного слова         Родственные слова
1. Нос — носами                1. Ослик — осёл
2. Дуб — дубу                     2. Алеет — алые   
                                            3. Ёжиком — ёж