Стр. 7

7. Рассмотрите схему. Почему слова говорение - слушание, письмо - чтение соединены двойными стрелками?

Слова говорение - слушание, письмо - чтение соединены двойными стрелками, потому что имеется в виду, что идет общение людей друг с другом: один говорит, другой слушает; один пишет, другой читает написанное.

8. В каких пословицах (поговорках) русского народа говорится: 1) об устной речи и слушании; 2) о письменной речи и чтении? Объясните смысл выделенной пословицы.

1) об устной речи и слушании: 2. Хорошую речь хорошо и слушать. 3. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. 4. Хлеб - соль кушай, а умные речи слушай. 5. С умным разговориться что мёду напиться. 7. От учтивых слов язык не отсохнет.

2) о письменной речи и чтении: 1. Что написано пером, того не вырубишь и топором. 6. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. Прежде, чем что-либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о сказанном.

Что написано пером, того не вырубишь и топором. Если написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь.

Хорошую речь хорошо и слушать. Когда человек говорит грамотно, красиво, правильно, его приятно слушать.

Хлеб - соль кушай, а умные речи слушай Нужно прислушиваться к советам старших, более опытных людей.

С умным разговориться что мёду напиться. Когда поговоришь с уным человеком, запас знаний пополняется. Всегда приятно поговорить с образованным человеком.

От учтивых слов язык не отсохнет. Нужно говорить почаще вежливые слова.

Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. Читая книги, нужно вдумываться в смысл, получать знания, расширять кругозор.

9. Спишите текст. О чем в нем говорится? Выучите весь текст или одно-два предложения (на выбор). Какую интонацию вы выберете для произнесения приведённого высказывания? (Торжественную)

В тексте говорится о том, что наш язык самый богатый, меткий и могучий. Нужно любить свой язык и непрерывно учиться ему.