Ответы к странице 120

245. В каких предложениях, данных под одним номером, союз и соединяет однородные члены, а в каких — простые предложения в составе сложного? Когда ставится запятая?

1. В небе появилась и засверкала первая вечерняя звёздочка. В небе ярко сверкнула первая звёздочка, и в окнах домов замелькали огоньки.
2. Первый луч солнца выглянул из-за тучи и заиграл на макушке высокой сосны. Первый луч солнца выглянул из-за тучи, и макушка сосны заискрилась розовым светом.

1. В небе появилась и засверкала первая вечерняя звёздочка. (союз и соединяет однородные члены)
В небе ярко сверкнула первая звёздочка, и в окнах домов замелькали огоньки. (союз и соединяет простые предложения в составе сложного)

2. Первый луч солнца выглянул из-за тучи и заиграл на макушке высокой сосны. (союз и соединяет однородные члены)
Первый луч солнца выглянул из-за тучи, и макушка сосны заискрилась розовым светом. (союз и соединяет простые предложения в составе сложного)

Запятая ставится перед союзом и, когда он соединяет простые предложения в составе сложного.

246. Прочитайте. Допишите предложения так, чтобы получился текст. Расставьте пропущенные запятые. В записанных сложных предложениях значком | укажите границы простых предложений.

Учитель объявил что наш класс пойдёт в поход. Мне поручили взять котелок а моему товарищу — — . Я опасался что в день экскурсии будет плохая погода но — — . Утром я увидел что солнце — — . За мной зашли товарищи и мы — — . Учитель ожидал когда соберутся — — . Но вот все в сборе и мы с песнями — — .

|Учитель объявил|, что |наш класс пойдёт в поход|. Мне поручили взять котелок, а моему товарищу — чайник и спички. |Я опасался|, что |в день экскурсии будет плохая погода|, но |небо было ясное|. |Утром я увидел|, что |солнце ярко светит|. |За мной зашли товарищи|, и |мы пошли вместе к школе|. |Учитель ожидал|, когда |соберутся все ребята|. |Но вот все в сборе|, и |мы с песнями отправились в лес|.

247. Придумайте продолжение предложений и запишите получившиеся у вас предложения целиком. Не забудьте про запятые в сложных предложениях. Поставьте знак разделения | простых предложений в составе сложного. Слова-связки заключите в овал.

1. Где-то за лесом всходит солнце (но) … .
2. Через некоторое время смолк шум деревьев (и) ….
3. Путешественники достигли вершины (откуда) ….
4. Я долго ждал (что) ….
5. Наш класс отправился на экскурсию (чтобы) ….
6. На моего друга можно положиться (так как) ….

1. |Где-то за лесом всходит солнце|, (но) |в чаще ещё совсем темно|.
2. |Через некоторое время смолк шум деревьев|, (и) |наступила предрассветная тишина|.
3. |Путешественники достигли вершины|, (откуда) |открылся прекрасный вид|.
4. |Я долго ждал|, (что) |скажет папа по поводу собаки|.
5. |Наш класс отправился на экскурсию|, (чтобы) |узнать о нашем крае что-то новое|.
6. |На моего друга можно положиться|, (так как) |он не подводит своих товарищей|.

Еще варианты предложений:

|Где-то за лесом всходит солнце |, (но) |густые облака не дают пробиться его лучам|.
|Через некоторое время смолк шум деревьев |, (и) |наступила тишина|.
|Путешественники достигли вершины |, (откуда) |лес был виден  с высоты птичьего полёта|.
|Я долго ждал |, (что) |друг выполнит своё обещание|.
|Наш класс отправился на экскурсию |, (чтобы) |мы могли поближе познакомиться с родным городом|.
|На моего друга можно положиться |, (так как) |он очень ответственный|.

248. Рассмотрите рисунки на с. 121. Напишите рассказ о том, что произошло с героями данного сюжета. Вы можете использовать сложные предложения в своём сочинении.

Возможное начало: Приближались новогодние праздники. Савелий мечтал о том, чтобы ему подарили…

        Приближались новогодние праздники. Савелий мечтал о том, чтобы ему подарили новенький планшет. Ему даже приснился сон, как утром он обнаружил заветный подарок. Накануне Савелий весь день думал о планшете, он разговаривал об этом с мамой и даже лёг раньше спать в ожидании чуда.
   Мама позвонила своим родителям и рассказала мечту сына.
    На следующий день в гости приехали бабушка и дедушка, они держали в руках кожаную командирскую сумку. Бабушка протянула подарок Савелию. Мальчик спросил с удивлением: "Что это?" "Это настоящий военный планшет твоего прадедушки!" - с гордостью сказала бабушка. 
   Савелий понял, что ему нужно было точнее выражать свои мысли, но праделушкин планшет ему тоже понравился.
   Савелий просиял и кинулся со всех ног в свою комнату. Выйдя оттуда, он нёс в руках красивые свёрточки. Оказалось, что накануне он мастерил весь день своими руками шкатулку для бабушки, нарисовал красивую открытку для мамы и собрал модель самолёта для дедушки. Праздник удался!