Ответы к странице 139

279. Прочитайте каждую скороговорку четыре-пять раз подряд: сначала в замедленном, потом в обычном, затем в ускоренном темпе, стараясь не допустить ни одной ошибки.

1. Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.
2. На дворе трава, на траве — дрова.
3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
4. Щётка у чушки, чешуя у щучки.
5. Ткач ткёт ткани на платье Тане.

280. Приведите примеры скороговорок. Какие звуки (или сочетание звуков) в них обыгрываются?

Король — орёл. Звуки [р], [р’], [л], [л’].
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Звуки [б], [б’], [т], [п].
От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт. Звуки [п], [т].
Маленький мальчик менял марки на мячик. Звуки [м], [м’].
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Если бы Карл не крал у Клары кораллы, то Клара не крала б у Карла кларнет. Звуки [к], [л], [р].
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Звуки [д], [т], [р], [в].
Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. Звуки [к], [л], [п].

281. Чем объясняются недостатки в речи Саши? Почему стихотворение С. Михалкова названо «Сашина каша»?

• Составьте словосочетания с выделенными глаголами.

Он скажет:
«До свидания!»,
А слышится:
«До здания!»
Он так спешит с налёта
Прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва:
И звуки он глотает,
И целые слова.

Прочесть статью, спросить учителя, сказать слово.

В процессе речевого общения спешить при говорении и чтении нельзя.

Стихотворение названо так, потому что у Саши была “во рту каша”, то есть он неясно, непонятно выговаривал слова.