Страница 100
216. Составьте предложения по схемам. ( ? обозначает обращение).
1. Витя, ты пообедал?
2. Полина Викторовна! Поздравляем вас с юбилеем!
3. Тебе, Вика, подойдет это платье.
4. Я больше не буду озорничать, мама!
217. Прочитайте русскую народную песню. В каких предложениях выделенные слова являются обращениями, а в каких - подлежащими?
Уж как я ль мою коровушку люблю.
Уж как я ль то ей крапивушки нажну.
Кушай вволюшку, коровушка (обращение) моя;
Ешь ты досыта, бурёнушка (обращение) моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью:
Чтоб сыта была коровушка (подлежащее) моя,
Чтобы сливочек бурёнушка (подлежащее) дала.
218. Придумайте ситуацию, когда к молодому врачу Николаю Ивановичу Рыбакову уместно обратиться, называя его:
- Николай Иванович;
- Николай;
- сынок (сыночек);
- господин Рыбаков;
- коллега;
- молодой человек;
- доктор.
Составьте и запишите 2-3 предложения с обращениями. Составьте схемы.
1. Николай Иванович, мы ждем вас в операционной. [О, ]. (обращение коллег на работе).
2. Николай, поужинаем после работы вместе? [О, ]? (обращение друга)
3. Сынок, помоги мне починить розетку. [О, ]. (обращение мамы к сыну).
4. Мы рады, господин Рыбаков, видеть Вас на конференции! [ ,О, ]! (обращение на деловой встрече) !
5. Ну что, коллега, приступим к обходу. [ ,О, ].(обращение коллеги, с которым в хороших отношениях) .
6. Молодой человек, разрешите пройти. [О, ].(обращение незнакомого человека).
7. Когда мне на процедуры, доктор? [ ,О]?(обращении пациента).
219. Составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в следующих ситуациях:
- вы хотите узнать дорогу;
- вы просите продавца показать товар;
- вы спрашиваете, который час.
Девушка, не можете ли вы мне объяснить, как пройти к ближайшей станции метро. Женщина, будьте добры, покажите этот чайник. Молодой человек, подскажите, пожалуйста, который час.