Михаил Юрьевич Лермонтов

Ответы к странице 151

Перескажите статью о поэте, подчеркнув его первое знакомство с народными преданиями, сочинениями А. С. Пушкина

Миша Юрьевич Лермонтов родился в Москве. Детство провел в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. Конкретно там он слышал от фермеров предания и песни об Иване Суровом, о Степане Разине и Емельяне Пугачеве, о войне 1812 года. В барской усадьбе и селах мальчишка лицезрел народные празднички, утехи, песни и пляски.

Бабушка возила Лермонтова на исцеление на Кавказ, так как мальчишка нередко болел. Когда Лермонтов обучался в Столичном благородном пансионе, он участвовал в собраниях литературного общества, где воспитанники читали свои стихи и переводы. Лермонтов, как и многие другие, обожал стихотворения и поэмы Пушкина.

Во время учебы в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге Лермонтов начал работать над собственными большими литературными произведениями. В 1837 году на погибель Пушкина Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», за что был сослан на Кавказ. Там он написал еще несколько произведений, в том числе стихотворение «Бородино».

В 26 лет Лермонтов умер на дуэли.

В чём состояли занятия литературного общества в пансионе?

На упражнениях литературного общества воспитанники Московского великодушного пансиона читали свои сочинения и переводы, обсуждали их. Обменивались воззрениями о стихотворениях узнаваемых современных поэтов Пушкина и Рылеева. Южные поэмы Пушкина многие участники общества знали назубок.

Бородино

Ответы к странице 155

1. Какому событию посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»?

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» посвящено Бородинскому схватке во время войны Одна 1812 года.

2. Какой мыслью и какими настроениями оно пронизано?

Основная идея стихотворения: российские люди не жалеют ничего для победы над противником. Стихотворение пронизано чувствами любви к Родине и гордости за храбрость российских боец и офицеров. Стихотворение делает праздничное настроение.

3. От чьего лица ведётся рассказ? Что этим достигается?

Рассказ ведется от лица старого бойца, который участвовал в Бородинской битве. Этим достигается искренность эмоций, особая правдивость описания, воспоминание, как будто читатель тоже участвует в этом событии.

4. О чём сожалеет поэт и что его радует?

Через слова рассказчика поэт передает нам свое сожаление о том, что в схватках погибло много богатырей, храбрых русских воинов, о том, что российские длительно отступали, о том, что во время схватки умер полковник, которого обожали бойцы. Старый боец радуется, что российское войско одолело французов, что смогли показать противникам, «что означает российский бой удалый».

Поэт начинает с воззвания юного слушателя к старому бойцу. Я думаю, что Лермонтова веселит, что юные выяснят от стариков о подвигах российского народа и обучаются гордиться собственной государством.

5. Как вы понимаете строки?
—Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!..
—Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!..
—Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...

После Бородинского схватки российская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый боец считает, что на то была воля Господа, а по другому российские не дали бы Москвы.

Во время атаки убитые падали, но оставшиеся в живых смыкали строй. Об этом гласит выражение «пойдем ломить стеною». «Постоим мы головою» значит, что бойцы не будут трусить, не будут отступать и жалеть себя в атаке.

«Быть хватом» означает все уметь, делать отлично любые дела. Полковник правильно служил царю, выполняя его приказы, и был заботлив по отношению к бойцам, как отец.

Бородинское схватка длилось утром до позднего вечера, за денек и российские, и французы пару раз прогуливались в атаки, которые заканчивались рукопашным боем. Французы отлично узнали, что такое российская храбрость, сила и удаль.

6. Перечитайте внимательно текст и расскажите, какие картины природы и картины боя проходят перед мысленным взором читателя.

Когда читаешь стихотворение, то перед глазами встают картины природы и схватки. Поначалу мы видим старого бойца, который говорит с молодежью, может быть, в поле у костра. Позже - походный строй бойцов. Они отступают по дороге. Посреди них и юные бойцы, и уже бывалые, «старики», так как в те времена служба в армии длилась 20 5 лет. Старики недовольны отступлением, так как они привыкли побеждать под командованием Суворова, и ворчат.

Последующая картина: на просторном поле бойцы строят укрепление. Потом наступает утро, подымается солнце, освещает лес и пушки. В это время начинают наступать французы.

Рассказчик, артиллерист, забивает в пушку заряд, другой боец готовится поднести фитиль. Они храбрые и не страшатся парящих ядер.

Потом наступает ночь. Российские тихо дремлют на биваке либо сосредоточенно готовятся к бою: чистят кивера, точат штыки. В это время в лагере французов шумно празднуют завтрашнюю победу, которую они еще не одержали.

Наступает утро, и все приходит в движение. На редут нападают конники, полковник призывает воинов стоять насмерть под Москвой, идет в бой совместно с бойцами и падает, сраженный булатом, другими словами саблей.

С высоты холмика рассказчик лицезреет картину боя. По полю двигаются разные рода войск, пушечный дым и дым пылающих деревень застилает округи, летят ядра и пули, ржут жеребцы, бойцы бьются в рукопашной схватке.

Смеркается, и французы отступают. Российские считают утраты и отдыхают.

7. Кого объединяет слово «наш» в таком тексте?
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..

Слово «наш» соединяет воедино в этом тексте самого рассказчика, российских бойцов и весь российский люд.

9. «Бородино» — это первое стихотворение М. Ю. Лермонтова, напечатанное по его воле и с его ведома. Оно было откликом на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. В основе этого стихотворения — раннее стихотворение поэта «Поле Бородина». «Бородино», по мнению литературоведов, является открытием в истории русской реалистической поэзии. Вместо торжественных звуков в по-бедных одах Ломоносова, Державина, других поэтов звучит тихий голос бывалого солдата, грустное сознание «невозвратимых утрат и жертв». Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.
Критик Белинский отмечает простодушие и благородство солдата. Какие черты характера солдата заметили вы? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

Соответствующие черты бойца — простодушие, благородство (об этом пишет Белинский), храбрость, отсутствие хвастовства, правдивость, преданность, любовь к Родине. Храбрость доказывает роль бойца в сражении от начала до конца, его слова: «Что здесь лукавить, пожалуй к бою...»— ординарны и мужественны Он предан собственный клятве биться за Отечество: «Уж постоим мы головою За родину свою!»

Старый боец правдив, он без хвастовства гласит о том, что к вечеру французы отступили. Он не превозносит свои подвиги, а говорит, что бойцы начали считать свои раны и убитых товарищей.

Дважды — сначала и в конце стихотворения — поэт устами бойца выражает гордость за ушедшее поколение и жалобу на сегодняшнее:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы.

Обучаемся читать выразительно

Ответы к странице 156

2. Как интонационно подчёркнуты строки, в которых чувствуется горечь и сожаление о погибших в сражении воинах?

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам,
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

Строчки о погибших вояках начинаются с восхваления и восхищения, потом идет констатация: и такие отличные люди погибли.

Фонохрестоматия

Ответы к странице 156

1. Стихотворение построено в форме диалога юноши и война- ветерана. Вы прослушали этот диалог в исполнении актёров. Какими вы представили участников разговора? Опишите их внешность, манеру говорить. Что вы сможете сказать об их характерах?

Юноша любознательный, немного восторженный. Дядя уже в летах, с сединою, такой «мудрый дедушка», который рассказывает детям, как было ранее и как следует жить на данный момент.

2. Проследите, как меняется тональность речи старого воина от описания отступления до подготовки к бою «...за родину свою».

Глас актера равномерно набирает силу, он преисполняется гордостью за бравых российских боец.

4. Какие чувства переживает рассказчик, вспоминая о своём погибшем командире? Как эти чувства передают автор и актёр?

Начинает гласить о командире рассказчик очень возвышенно, как о величавом человеке. Позже вспоминает, что он погиб, — и глас сникает. Но позже опять подымается: рассказчик передает речь командира вроде бы из первых уст и старается сохранить его манеру — бравую, призывную.

6. Какие чувства старого воина выразил актёр в заключительных строках стихотворения?

В заключительных строчках стихотворения ощущается тоска и ностальгия рассказчика о тех славных вояках, его товарищах, которые защищали родину от захватчиков.