Афанасий Афанасьевич Фет
«Чудная картина...»
Ответы к странице 227
1. Какие чувства вызвала у вас «чудная картина», нарисованная А. А. Фетом?
«Чудная картина», нарисованная Фетом, пробуждает чувство задумчивости, легкой печалься и причастности к грозной красе зимней российской природы.
2. Подумайте, как поэту удалось передать величественность, широту, простор изображённой картины. (Обратите внимание на эпитеты «высоких», «далёких».)
Поэт передает величественность, широту и простор российских зимних полей. Он делает это при помощи отбора самых важных частей пейзажа. Мы не видим маленьких деталей, все крупно и важно в нарисованной картине: над белоснежной, покрытой снегом равниной — полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льется свет, от которого поблескивает снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.
Эпитеты, которые употребляет Фет, очень ординарны: равнина «белая», луна «полная», небеса «высокие», сани «далекие», бег «одинокий». Вкупе с тем мы осознаем, что эти эпитеты — единственно верные в этом случае, когда каждое слово значимо, и все вкупе они обрисовывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.
3. Перечитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию и подумайте, каким образом поэт сумел добиться лёгкости сти-хотворного ритма.
Стихотворение написано трехстопным хореем: это размер, который в большинстве случаев употребляется в народной песне. В каждой строке по два, по три и изредка по четыре слова. Перекрестная рифмовка четверостиший просто воспринимается, рифмы богатые. Необыкновенную легкость звучанию присваивает то, что во 2-ой строфе отсутствуют звуки [р], [р']. В первой строфе их тоже не достаточно. Зато во 2-ой строфе нередко употребляется звук [с], который в этих стихах передает чувство света.
Так при помощи размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт достигает легкости стиха.
4. Как вы считаете, почему вся картина, восхитившая поэта, вос-принимается как чётко запечатлённое воспоминание? Почему эта картина постоянна, не изменяется? (Обратите внимание на отсутствие глаголов в стихотворении.)
Вся картина, запечатленная поэтом, воспринимается как единое целое, она как будто не меняется на наших очах, постоянна. Это получается благодаря тому, что все стихотворение представляет собой одно предложение, в каком мы совершенно не видим глаголов. В первой части сложного предложения грамматическая база выражена местоимением «ты» и коротким прилагательным «родна». Во 2-ой части мы видим однородные подлежащие «равнина», «луна», «свет», «снег», «бег», но глаголов совершенно нет. Из-за этого нам кажется, как будто мы видим картину, нарисованную художником на полотне.
«Задрожали листы, облетая...»
Ответы к странице 228
1. Как вы думаете, какое время года описано в стихотворении
В стихотворении «Задрожали листы, облетая...» описана середина озари.
2. В чём смысл противопоставления «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка»?
Стихотворение обрисовывает природу, но у него есть и другой, сокрытый смысл. Осенняя буря у Фета — это не только лишь проявлении стихии, да и знак сложностей людского мира, бурь, которые происходят в публичной жизни. «Теплое гнездышко» и «милая птичка» — это дом человека, семья, где хозяйка- дама сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как принципиально хранить тепло домашнего очага, тогда человек всегда сумеет отыскать для себя отдохновение в «теплом гнездышке». В этом смысл фетовского противопоставления.
3. Придумайте название этому стихотворению. Как вы думаете, почему автор не озаглавил его?
Сам создатель опубликовал свое стихотворение без наименования, означает, мы называем его по первой строке. Если мы назовем его, к примеру, «буря» либо «Птичка», мы можем обеднить восприятие стихотворения.
4. Какие эпитеты и метафоры и с какой целью использует поэт?
Эпитеты: буря «злая», темнота «шумящая» — гнездышко «теплое», птичка «светлогруда, легка, невеличка».
Метафора: «грохочет громов перекличка» грома грохочут, как будто перекликаются вместе.
Олицетворения: листы «дрожат», тучи «закрывает» красу неба, буря злая «рвет и мечет и воет в лесу».
В помощью эпитетов, метафор и олицетворений поэт делает стихотворение выразительным, образы — колоритными и понятными.