К читателям

Ответы к стр. 5

ЗНАКОМИМСЯ С УЧЕБНИКОМ

1. Как вы понимаете пушкинское определение: «Чтение — вот лучшее учение»?

А.С. Пушкин говорил: «Чтение — вот лучшее учение». Поначалу люди изучали мир только при помощи наблюдений и опытов, познания передавали из уст в уста. Позже научились записывать важнейшие мысли. Книги хранят внутри себя факты, размышления и открытия, которые накопило население земли за тысячелетия собственного существования. Из научных книг мы получаем познания о законах природы и мира. Из художественных произведений мы узнаем о людях, их эмоциях и переживаниях, учимся сопереживать и радоваться вместе с ними. При помощи чтения становишься более образованным человеком.

2. Благодаря кому на Руси «учительное» книжное слово стало доступно широкому кругу читателей? Благодаря труду людей каких профессий рождается книга?

На Руси книги всегда стоили дорого. Их писали на пергаменте, писали от руки. Иван Федоров устроил первую в типографию и в 1564 году выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Благодаря труду Ивана Федорова и его учеников книга стала доступна широкому кругу читателей.

В разработке современной книги участвует огромное количество людей различных профессий: создатели, редакторы, живописцы, наборщики, корректоры и работники типографий.

3. Что значит «уметь читать» и когда происходит между автором и читателем «доверительный разговор»? Бывали ли случаи, когда вы наслаждались, увлекались чтением и между вами и автором возникал «доверительный разговор»?
Назовите книги, отдельные произведения, которые вы любите перечитывать.

Уметь читать книгу— означает пристально смотреть за мыслью создателя, сопереживать его героям, стараться осознать главное, что желал сказать нам писатель собственной книгой. Доверительный разговор происходит, когда читатель отыскивает ответы на те вопросы, которые поднимает создатель, либо находит в книге ответы на собственные вопросы, когда читатель увлекается и услаждается чтением.

Доверие— это уверенность в искренности и корректности слов собеседника.

Доверительный разговор— это разговор искренний, добросовестный, открытый.

4. Рассмотрите внимательно учебник (автор, редактор, художники — авторы иллюстраций и рисунков к произведениям, вопросы, задания, словарь и т. д.). Подготовьте пересказ статьи, предварительно составив небольшой план. Каковы ваши суждения, размышления об учебнике, с которым вам предстоит работать в этом году (содержание, оформление)? Какова роль каждого из тех, кто создавал книгу? Подготовьте развёрнутый ответ.

План.

1) Значение книги для человека в прошлом и настоящем.

2) Деятельность первопечатника Ивана Федорова.

3) Доверительный разговор между читателем и писателем.

4) Значимость правильного выбора книги.

5) Роль создателей книги и читателя.

6) Творческое чтение художественной литературы.

7) Творческий читатель — это перечитыватель.

Авторы-составители учебника по литературе для 5-го класса — Вера Яновна Коровина, Виктор Петрович Журавлев, Валентин Иванович Коровин. Они продумывали содержание учебника, подбирали произведения и составляли вопросы и задания. Художники Л.М. Чернышов и И.И. Пчелко иллюстрировали сказки, рассказы, стихи и басни, а художественный редактор располагал эти иллюстрации на страничках книги. У этого учебника богатое содержание и яркое оформление.

Обогащаем свою речь

Ответы к страницам 5—6

1. Какие авторы художественных произведений вам уже знакомы, с какими встретитесь впервые? Объясните с помощью словарей слова «переплёт», «обложка», «титульный лист», «выходные данные» и т. д.; найдите все эти элементы в вашем учебнике.

Нам уже знакомы имена И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого. Мы читали стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова. В первый раз мы встречаемся с произведениями М.В. Ломоносова, А. Погорельского, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, А.М. Жемчужникова, А.В. Кольцова, Н.С. Никитина, И.З. Сурикова.

Обложка— картонная (либо другая мягкая) обложка книги, тетради (в отличие от твердого переплета). У нашего учебника переплет. Если мы желаем заботливо относиться к книге, мы выберем для нее обложку.

Форзацы— странички в самом начале и в конце книги. В учебнике на форзацах помещены иллюстрации палехских художников к вступлению к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина и к притче «Царевна-лягушка», также отрывки из этих произведений.

Титульный лист — страница книги, на которой написано название, имя создателя, год и место издания. В нашем учебнике не считая заглавия, имен авторов-составителей, года и места издания обозначено, что это 3-е издание, что учебник допущен Министерством образования Русской Федерации и состоит из 2-ух частей.

Выходные данные — это сведения, которые располагаются на последней странице книги. В их указывается, кто работал над книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии написана.

2. Как назвал В. Набоков «хорошего читателя»? Есть ли среди ваших родных и знакомых такие читатели? Какие книги вы хотели бы перечитывать много раз?

Владимир Набоков считал, что неплохой читатель — это «перечитыватель», другими словами человек, который читает не механически, а творчески, глубоко воспринимая и переосмысливая текст художественного произведения, возвращаясь к нему снова, чтоб задать себе вопросы и ответить на их.

3. Найдите изображения старинных книг в Интернете. Опишите их устно.

«Остромирово Евангелие» — древняя точно датированная книга, написанная кириллицей. В качестве материала использован пергамент, всего в книге Двести девяносто четыре листа с текстом, написанным уставным письмом в два столбца. Начала абзацев оформлены инициалами — укрупненными и увенчанными большими знаками. Меж главами можно узреть колоритные заставки с необычными орнаментами. Также в этой книге есть три художественные миниатюры с изображениями евангелистов Прохора, Луки и Марка.

Литература и изобразительное искусство

Ответы к странице 6

Рассмотрите страницы из старинных книг, воспроизведённые в вашем учебнике.
Что, по вашему мнению, отличает их от современных книг?

1-2. В учебнике-хрестоматии (стар. 4) воспроизведены страницы из книги «Апостол», сделанной в 1564году. Это 1-ая книга, изданная на Руси типографским методом. Сделал ее первопечатник Иван Федоров на первом в стране Печатном дворе в Москве, неподалеку от Кремля.

Левая страничка разворота книги украшена миниатюрой, на которой изображен один из апостолов, пишущих Евангелие. Правая страничка сверху тоже украшена миниатюрой с растительным орнаментом, который в старину именовался «травы разметные». Верхняя строчка, выполненная киноварью (красным цветом), — воззвание к Богу с просьбой благословить сие писание. Эта строчка написана необычным шрифтом, в каком некие буквы высочайшие, другие мелкие, третьи вообщем вынесены на верх строчки (так именуемые «титло»).

Ниже мы видим кропотливо прорисованную буквицу, изображающую буковку «С» (с нее начинается слово «старец»). Буквы в строчках написаны почерком, который именуется «устав» (в отличие от наименее понятного «полуустава» и нередко неразборчивой «скорописи»). В строчках нет больших букв, изредка встречаются обычные нам точки в низу строчки. Нередко мы видим точки в середине строки. Это говорит о том, что во времена Ивана Федорова не было обычной нам разбивки на предложения. Некие буквы нам понятны, некие непривычны, потому что на данный момент, после реформы алфавита, мы ими не пользуемся.

Обогащаем свою речь

Ответы к странице 6

1. Пословицы об учении. Объясните каждую из приведённых пословиц. Придумайте небольшой рассказ, используя одну из них.

Учение — краса, неученье — простота.

Чему обучался, тому и понадобился.

Наука — верней золотой поруки.

Наука не пиво, в рот не вольешь.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Ученье лучше богатства.

Ничего не смыслить — век киснуть.

Приведенные в учебнике пословицы молвят о значимости учения для человека. Пословица «Корень учения горек, да плод его сладок» гласит о том, что приступать к исследованию нового предмета тяжело, но когда приложишь усилия, то становится просто и любопытно.

При повторении уже изученного лучше понимаешь тему, находишь связи меж старым и новым материалом, становятся ясно видны главные закономерности. Потому говорят: «Повторенье — мать ученья».

«Ученье — свет, а неученье — тьма». Когда мы узнаем что-то новое, мы будто бы бы зажигаем лампочку в мгле, освещаем предметы и осознаем, как мы должны далее двигаться.

Пословица «Кто желает много знать, тому нужно не достаточно спать» говорит о том, что не нужно лениться: ленивый не сумеет выяснить много увлекательного о жизни и о мире.

«Красна птица пером, а человек ученьем». Птицу декорирует колоритное оперение. Человека же декорируют сначала познания, а не колоритная одежка.

Если разум и душа человека будут обращены к светлым мыслям, жизнь будет заполнена хорошими делами, то нехорошее, худое не отыщет для себя места в сердечко человека, потому что оно уже заполнено.

Пословица «Нетрудно сделать, да тяжело задумать» гласит о значимости идеи, которая лежит в базе хоть какого дела. Самому новую идею придумать сложнее, чем выполнить загаданное кем-то другим.

2. Как вы понимаете слово «доверие», словосочетание «доверительный разговор»? Введите эти слова в предложение собственной конструкции.

Доверие — это уверенность в искренности и корректности слов собеседника. Доверительный разговор— это разговор искренний, добросовестный, открытый.

Утратить доверие просто, заслужить тяжело. Доверительные дискуссии с другом помогают мне решать многие трудности.

3. Поработайте со словарём синонимов. Какие слова мы называем сленгом? Какие из слов синонимического ряда предпочтительнее для разговорной речи: хорошо — отлично — классно — блеск — клёво; плохо — худо — дрянь — лабуда?

Сленг — элементы речи, не совпадающие с нормой литературного языка (обычно экспрессивно окрашенные). Для разговорной речи предпочтительнее слова «хорошо», «отлично», «плохо».

Устное народное творчество

Размышляем о прочитанном

Ответы к странице 8

1. Прочитайте и перескажите небольшую статью, составленную по книге известного фольклориста В. Аникина.

2. Объясните, почему мы называем словесный фольклор устным народным творчеством. Какие произведения фольклора вы слышали от родителей, когда были маленькими, какие прочитали в книгах?

1-2. В статье фольклориста В. Аникина говорится, что искусство народа, либо фольклор, актуально и прекрасно.

Фольклор — это устное народное творчество, оно создавалось народом и передавалось из уст в уста. Древние колыбельные песни заполнены материнской любовью. Когда ребенок подрастает, его тешат, веселят пестушками и  потешками, рассказывают прибаутки и сказки. Потом ребенок обучается закличкам и приговоркам. Дальше возникают игры, в каких детки употребляют считалки. Детки обожают соревноваться, кто лучше скажет скороговорку. Любимый жанр фольклора у малышей и взрослых — загадки, они испытывают сообразительность человека.

Обогащаем свою речь

Ответы к странице 8

1. С помощью учебника и словарей дайте определение следующим жанрам устного народного творчества, фольклора: пестушка, потешка, колыбельная песня, закличка, приговорка, прибаутка, считалка, скороговорка, загадка.

Пестушка— маленькая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения малыша, деяния, в каких участвует ребенок в 1-ые месяцы жизни. К примеру, когда дитя проснется, его гладят по животу, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки!

Роток — говорунюшки,

Руки — хватунюшки,

Ноги — ходунюшки.

Когда дитя после купания окачивают водой, молвят:

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С тебя худоба.

Вода — книзу,

А дитя — наверх.

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками малыша. Потешки сопровождают рост и развитие малыша. Самые известные из их — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».

Колыбельная песня— песня, которую пела мама для засыпающего малыша над колыбелью. Такие песни отражают светлые чувства мамы.

Заклинка — куцее стихотворение, которое выкликали детки, участвуя в ритуалах календарного цикла. Когда закликали Весну, орали:

Весна красна! На чем пришла?

На сошечке, на бороночке!

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку!

Устное народное творчество
Нередко детки обращались к дождику, солнцу, радуге, птицам.

Если длительно не было дождика, орали:

Иди, дождь, дождичек,

Пробуравь землицу,

Дай нам водицу!

Если на небе появлялась радуга, то числилось, что просьба детей услышана.

Приговорка— короткие стихотворения, которые произносят малыши в различных случаях, к примеру, обращаясь к живым сущестдля вас — улитке, божьей коровке, к птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются прыганьем с приговоркой. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. При помощи приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Прибаутка — стихотворение по типу короткой сказки, которое ведает нянюшка либо мать собственному ребенку. Прибаутки — это радостные истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все малыши.

Считалка— маленький стишок, при помощи которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки, в каких нет счета, а есть какой-либо рассказ (к примеру, «Вышел месяц из тумана...»), и заумные считалки.

Скороговорка— это стихотворение, в каком специально собраны труднопроизносимые слова.

Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — означает отыскивать принципиальное, увлекательное, необычное в явлениях и предметах. Отыскивать отгадки — означает по признакам, действиям и подобию определять предмет либо явление.

2. Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты:

—Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать.
—Уж дождь дождём, поливай ковшом.
—Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко.
—Пришёл Прокоп, кипит укроп,
Ушёл Прокоп, кипит укроп,
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.

В учебнике поочередно приведены произведения малых жанров фольклора: колыбельная, закличка, загадка, закличка, скороговорка.

Русские народные сказки

Ответы к странице 10-12

1. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок. Назовите эти сказки.

«Морозко».

«Петушок — золотой гребешок».

«Гуси-лебеди».

«По щучьему веленью».

2. Прочитайте определение сказки в Кратком словаре литературоведческих терминов. С какими жанрами сказок вы познакомились? Приведите примеры каждого вида.

Сказки бывают 3-х видов: сказки о животных («Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля»), бытовые сказки («Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужчина гусей делил», «Вареный топор»), волшебные сказки («Финист— ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая»).

3. Иллюстрации каких художников к русским народным сказкам вам особенно нравятся? Почему?

Самыми известными являются иллюстрации к магическим сказкам, изготовленные Иваном Билибиным. Они точнее всего передают загадочность и древность российской народной сказки.

4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них?

Волшебная сказка «Царевна-лягушка» посвящена верности людей собственному слову и делу, напористости в преодолении препятствий для заслуги собственной цели. Главные герои этой сказки — Иван-царевич и Василиса Премудрая. Кощей Бессмертный не вмешивается в дела людей. Он живет в тридевятом королевстве и заколдовывает только Василису Прекрасную.

Сказка «Иван— крестьянский отпрыск и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь люд. Главный герой сказки не королевского роду, он младший отпрыск в обычной фермерской семье. Чудо-юдо не просто живет за рекой Смородиной, да и нападает на людей, спаливает целые деревни. В первой притче Иван-царевич от нетерпенья сам спалил лягушачью кожу, а во 2-ой притче предательство совершают братья.

5. Обратите внимание на постоянные эпитеты в сказках, присказки, зачины, концовки.

Неизменные эпитеты: тугие луки, красная девушка, гнедые жеребцы, столы дубовые, топкие болота, глухой бор, незапятнанное поле, голубое море, костяная нога, клинок булатный, сырая земля беда неминучая.

Зачины: «В неком королевстве, в неком государстве жил- был...», «В неком королевстве, в неком государстве жили- были...».

Концовки: «И стали они жить дружно, в любви и согласии», «И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять».

Царевна-лягушка

Ответы к странице 25

1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она от-носится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)? Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.

Сказка «Царевна-лягушка» — это волшебная сказка. Она начинается с зачина: «В неком королевстве, в неком государстве...», заканчивается концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии». В притче есть повторы: жил-был, подумал-подумал, царство-государство, костями-огрызками (осыпали), находила, искала. Неизменные эпитеты: тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, животные рыскучие, красная девушка, солнце ясное, столы дубовые, скатерти кружевные, белоснежные лебеди, высочайшие горы, дремучие леса, черные леса, зеленые луга, топкие болота, незапятнанное поле, острая стрела, голубое море, хороший молодец, красное солнце.

2. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

Главные герои— Иван-царевич и Василиса Премудрая. Сказка именуется «Царевна-лягушка», так как 1-ое и главное волшебство, чудо этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной своим папой Василисой Прелестной. Разгневанный Кощей Бессмертный преобразовал свою дочь в лягушку, которая подобрала стрелу младшего принца.

3. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу? Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?

Супруги старших царевичей кликали для себя на помощь мамушек, нянюшек и бардовых женщин, а Василиса Премудрая делала задания царя сама. Правитель воспринимает каравай, а потом ковер поначалу у старшего отпрыска, потом у среднего и только позже у младшего. Первый каравай он приказывает отнести дворовым псам, а первым ковром от дождика лошадок покрывать. О каравае среднего отпрыска гласит, что таковой будешь от большой нужды есть, ковер же купеческой дочери можно только у ворот стелить. Каравай и ковер младшего отпрыска по собственной красе подходят только для огромных праздничков.

Пир был богатым и радостным, было много угощений. После пищи все плясали.

4. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших на-родных сказок. Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки — ритмичное, складное, как стихотворение:
Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт, где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут, где кольнёт третий — птицы летят...
Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

В притче «Царевна-лягушка» ощущается внутренний ритм. К примеру, отрывок о клубочке можно записать так:

Катится клубочек по высочайшим горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам...

Слова о том, как принц отыскал иглу, передают быстроту действия:

Обрадовался принц, разбил яичко, достал иглу

и отломил у нее кончик.

Известен вариант сказки, текст которой к изданию готовил В. Аникин. Этот вариант в главном совпадает с тем, что дан в учебнике. Но есть небольшие отличия. Лягушка мало по другому приветствует Ивана, когда он возвращается домой после приказа отца: «Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Либо услыхал от батюшки слово неприветливое?» Поначалу правитель задает невесткам сшить рубаху, а позже выпечь хлеб. Василиса зовет на помощь мамок и нянек. При описании пира нет слов «музыка» и «танец», говорится, что «настал черед плясать». Царевна обернулась не белоснежной лебедью, а серой кукушкой. В варианте Аникина не говорится о стальных сапогах и стальных хлебах. Иван-царевич лицезреет на дубу не ларец, а кованый сундук. По-разному рассказывается зачин и концовка этих сказок.

5. Сказка — это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»? Кто помогал Ивану-царевичу? Почему? За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?

Волшебная сказка именуется так .так как в ней есть волшебство, чудо. Волшебство в том, что рядом с королевством людей существует тридесятое королевство Кощея Бессмертного. Его дочь хитрее отца, и поэтому отец превращает ее в лягушку. Эта лягушка оказывается в королевстве людей, и к ней в болото попадает стрела младшего принца. Чудеса приходят в мир людей, когда Иван- принц берет лягушку в супруги. Магическим образом Василиса делает ковер: «Где кольнет иглой раз— цветок зацветет...» Изумителен ее танец на пиру и новое перевоплощение в белоснежную лебедь. После долгого пути в поисках Василисы Иван-царевич встречает первого магического помощника — пожилого  старичка, получает в дар магический предмет— клубочек. От голода он желает съесть поначалу медведя, позже зайца, потом щуку, но жалеет и отпускает их. Они тоже становятся позже магическими помощниками Ивана-царевича. Последняя умопомрачительная встреча героя — с бабой Ягой, которая открывает тайну погибели Кощея Бессмертного.

6. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор? Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках

Принц показал нетерпение и ранее времени без разрешения собственной супруги сжег лягушачью кожу, так как ему было очень обидно слышать издевки братьев. Он задумывался о для себя, а не о причинах, которые принудили Василису Премудрую носить эту кожу. За то, что он показал нетерпение, он был должен длительно скитаться, сносить две пары стальных сапог, изглодать два железных хлеба, вытерпеть холод и голод, чтоб научиться мыслить не только лишь о для себя, да и об окружающих, жалеть и осознавать их.

Литература и изобразительное искусство

Ответы к странице 25

Сравните иллюстрации разных художников к сказке «Царевна-лягушка», например иллюстрацию И. Я. Билибина и картину В. М. Васнецова «Пир» (см. иллюстрацию Билибина в книге сказок или в Интернете). Какие из них вам кажутся наиболее близкими к тексту прочитанной сказки? Сделайте собственные рисунки к сказке (портреты героев, путь главного героя в поисках Василисы Премудрой, пир и т. д.).

В учебнике даны иллюстрации к притче И. Билибина и репродукция картины В. Васнецова. Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента более точно отражают содержание сказки. Мы можем рассмотреть детали костюмов героев, кривые деревца на болоте, выражение лиц ошеломленных бояр и даже узор на колчане Ивана-царевича. Васнецов в собственной картине не задерживается на деталях, но отлично передает движение Василисы, увлечение музыкантов. Мы можем додуматься, что музыка, под которую пляшет Василиса, радостная, озорная. Смотря на эту картину, ощущаешь нрав сказки.

Фонохрестоматия

Ответы к странице 26

1. Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.

Сказка «Царевна-лягушка» относится к магическим, так как в ней происходят чудеса — фантастические, сверхъестественные действия. К примеру:

«Уложила квакушка принца спать, а сама скинула с себя лягушачью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой...»

«Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт, где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут, где кольнёт 3-ий — птицы летят».

«Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белоснежные лебеди».

«Сказала, обернулась белоснежной лебедью и улетела в окно».

2. Как вы думаете, почему героиня сказки названа Василисой Премудрой? Послушайте внимательно, как читает актриса слова Василисы Премудрой. Какие качества её характера передаёт она в чтении?

Героиня названа Василисой Премудрой, так как она всегда находит решение — в хоть какой, даже самой сложной, ситуации — и при всем этом сохраняет спокойствие и трезвость рассудка, к тому же успокаивает окружающих (Ивана-царевича).

Герои народных сказок в оценке писателей

Ответы к странице 28

М.Горький произнес об виде Василисы Премудрой прекрасные слова. Василиса бережно спрашивает, о чем грустит Иван-царевич, успокаивает его. Она не хвастает перед ним собственной красотой и умением, а делает свое дело ночкой, когда ее никто не лицезреет. Трудится она просто, с любовью. И если бы не необходимость явиться на пир к царю, она бы не скинула перед людьми лягушачью кожу до назначенного срока.

Иван-царевич кажется дурачиной своим братьям и папе, так как он соглашается взять в супруги не боярскую либо купеческую дочь, а лягушку. После того как он совершает ошибку, он отчаливает в путь и преодолевает все трудности и невзгоды, которые выпадают на его долю.

После первого приказа отца выпечь каждой невестке по караваю Иван-царевич вернулся невесел, буйну голову повесил. Днем, увидев хлеб, он «диву дался: никогда таких не видывал!» Когда на последующее утро он посмотрел на ковер, сотканный собственной супругой, то просто «ахнул: таковой ковер расчудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в притче сказать!» Но даже после чего он не доверяет собственной супруге, колеблется, как поведет ее на пир, и терпит издевки от братьев и их жен. В нетерпении Иван-царевич сжигает лягушачью кожу. После прощания с Василисой он безутешно горюет, но не засыпает, как после заданий собственного отца, а собирается в поход. Он проявляет решимость, мужество, упорство, терпит нужду, холод и голод. Он проявляет доверие к старичку, который дает ему клубочек, сострадание и желание посодействовать, когда жалеет животных и отпускает щуку в море, и бесстрашие, когда смело отвечает Бабе Яге. В испытаниях раскрываются в нем те черты нрава, которые не проявлялись, когда он жил в королевстве собственного отца. Как заслуга, возвращается к нему Василиса Премудрая.

Иван — крестьянский отпрыск и чудо-юдо

Ответы к странице 38—39

За что сражался Иван — крестьянский сын

1. Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде?

Братья отправляются втроем на борьбу с чудом-юдом, но реальным героем оказывается только младший брат. Потому сказка именуется «Иван — крестьянский отпрыск и чудо-юдо».

Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом-юдом сразиться»?

2. Чем занимались старик и старуха — родители трёх братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

Старик и старуха, предки 3-х отпрыской, были крестьянами. В сказке об этом говорится так: «Жили они — не ленились, целый денек трудились: пашню пахали да хлеб засевали». Братьям пришлось уехать из родной деревни, так как они решили вступить в битву с чудом-юдом поганым, которое собиралось «на их землю поруха, всех людей истребить, города-села огнем спалить».

3. Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом-юдом сразиться»?

В сожженной деревне братья повстречали старушку. Старуха поведала, что чудо-юдо уже все ближние королевства разорил, разграбил, людей свирепой погибели кинул. Сообразили братья, что не зря они покинули землю: необходимо было одолеть чудо- юдо и спасти людей от неудачи.

4. Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становится всё тяжелее?

Старший брат первым пошел в дозор и уснул. Младшему брату не спалось. Он вышел к реке Смородине, нашел предательство брата и стал сам сторожить переезд. Когда появилось чудо-юдо шестиголовое, он вступил с ним в бой и одолел его.

Средний брат в дозоре тоже уснул в кустиках. Ивану — крестьянскому отпрыску было труднее биться во вторую ночь, так как у чуда-юда было уже девять голов. Ивану было тяжело, потому что он знал о том, что братья кинули не только лишь его, да и всю землю, и ему возлагать не на кого. В 3-ем бою Иван чуть ли не умер от предательства братьев, которые обещали не спать и все таки уснули. Выручил Ивана от смерти верный жеребец, который оттянул внимание чуда-юда о 12-ти головах.

5. Проследите по тексту, как называют Ивана — крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?

Сначала сказки братья именуют младшего Иванушкой: «молод он еще, чтоб на бой идти». Старушка в деревне гласит братьям: «Добрые молодцы!» Чудо-юдо и змеиха именуют его «Иван — крестьянский сын». Посреди сказки сказитель называет героя Иваном, а потом тоже Иваном — крестьянским отпрыском. Иванушка — это нежное имя. Так именуют обычно младших. Воззвание «Иван» — почтительное, а «Иван — крестьянский сын» похоже на воззвание по имени и отчеству (в старину гласили — Иван Петров отпрыск). Воззвание по имени и отчеству было надо заслужить.

Когда в погоню ринулась сама древняя змеиха, братьям помогли кузнецы, которые упрятали братьев, а кузницу закрыли на двенадцать кованых замков.

6. Какие черты характера Ивана — крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него?

В сказке раскрываются различные черты нрава Ивана. Сначала он проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями, потом во время боев он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие. После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Качество, которое показал Иван, отправившись с утра к змеевым палатам, можно именовать внимательностью. Он вызнал о планах змеевых жен. «Кто предупрежден, тот вооружен!» — гласит пословица.

Если нарисовать картины боев Ивана — крестьянского отпрыска, то они будут очень сумрачными, зловещими. Ночь. Луны и звезд нет. Только вдали сияет окошко в избушке, где дремлют братья. На небе тучи, дует ветер. Вспыхивают молнии. В свете молний поблескивает клинок Ивана и летят искры из отрубленных голов чуды-юды. Свистит чудо-юдо, и сверкает у него пламенный палец.

Журавль и цапля

Ответы к странице 40—42

1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных. Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?

«Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с смешной присказки, главные персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — короткое (лаконичное) окончание истории журавля и цапли: «Вот так и прогуливаются они до сей поры один на другом свататься, да никак не женятся».

В этой сказке есть повторы: журавль дважды прогуливается свататься к цапле, цаплю тоже прогуливается к журавлю дважды, и обращаются они друг к другу схожими либо точно совпадающими фразами. К примеру, цапля гласит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж...»

Неизменных эпитетов в притче нет.

Народные выражения, другими словами устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как не солоно похлебал».

2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.

В волшебных сказках рассказывается о поразительных, расчудесных событиях. В сказке «Журавль и цапля» сюжет можно именовать бытовым — схожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, но тогда бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в бытовом сюжете действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем узреть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, сокрытый хохот, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.

Фонохрестоматия

Ответы к странице 42

1. Как начинается сказка? Что это за странные слова про сову громко, нараспев произносит сказительница? Как называется такое вступление к сказкам? Как вы думаете, зачем в сказке нужна присказка?

Сказка начинается с присказки — рассказика о сове, который, казалось бы, никак не связан с главным содержанием сказки, но по сути в аллегоричной форме передает ее смысл: сова так же, как и журавль с цаплей, никак не может договориться, чего же она желает.

2. Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?

Отношение сказительницы к журавлю и цапле изменяется с течением повествования. Если поначалу она к ним относится нейтрально, то кое-где уже со второго прихода журавля к цапле в ее голосе появляются цвета драматичности, которые только нарастают к концу.

3. Помогает ли музыкальное сопровождение нам зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку? Кто знает, на каких инструментах исполняется музыкальное сопровождение?

Музыкальное сопровождение приметно помогает видимо представить героев, их нрав, внешний облик, походку. Эту сказку аккомпанирует игра на гармони, ксилофоне и гудке.

Из рассказов о сказочниках

Обогащаем устную речь

Ответы к странице 46

1. Как вы думаете, почему ровная, неторопливая, даже немного торжественная манера сказывания волшебных сказок не годится для исполнения сказок о животных?

Ровная, неторопливая манера рассказывания волшебных сказок не годится для выполнения сказок о животных. В волшебных сказках происходят чудеса. Это само по себе умопомрачительно, и не нужно особых приемов, чтоб поразить и увлечь слушателей. В сказках о животных чудес не происходит. Чтоб слушатели лучше представили для себя новых героев, сказитель начинает говорить вроде бы по ролям. Действие магической сказки происходит в тридевятом королевстве, а действие сказки о животных будто бы в реальном мире. Изменяя интонацию, сказитель дает возможность лучше осознать нрав каждого животного, ощутить смешные и менторские стороны сказочной истории.

2. Каковы особенности сказывания сказок у разных сказителей? Какими приёмами сказителей вы бы воспользовались при под-готовке пересказа сказки?

Каждый сказитель ведает сказку по-своему. Д.С. Асламов стремиться к точности повторения сказки, даже репетирует ее перед сеансом. Ф.И. Зыков уделял свое внимание на точность диалогов.

Другие сказители, к примеру А.К. Новопольцсв и А.К. Барышникова, без помощи других вносили в сказку «потешные элементы», вводили ритм, рифму.

Сказительница Н.О. Винокурова стремилась инсценировать сказку, обрисовать место деяния, ввести в рассказ песню.

4. Какими приёмами сказителей вы бы воспользовались при подготовке пересказа сказки?

При подготовке пересказа магической сказки лучше пользоваться размеренной, несколько праздничной манерой, и рассказывать точно, стараясь ничего не спутать. В сказках о животных и в бытовых сказках можно использовать шуточки, при помощи интонации передать особенности героев, выразить свое отношение к ним.

5. Рассмотрите несколько слов-синонимов. Есть ли среди них сленг, разговорные слова? Ругать — бранить — обзывать; талантливый — знаток — классный.

Разговорные слова: обзывать, потрясающий.

Литература и изобразительное искусство

Ответы к странице 46

Каких художников — иллюстраторов народных сказок вы знаете и какие сказки они иллюстрировали?
Кто из художников украшает иллюстрации орнаментами? Рассмотрите иллюстрации И. Билибина, репродукцию картины В. Васнецова.

1-2. Виктор Михайлович Васнецов был красивым художником, но не был иллюстратором народных сказок. Он писал картины по мотивам сказок, но это отличается от иллюстрирования.

Иллюстратор точно следует описанному в книге, а живописец свободно осмысляет сюжет, представляет нам свое видение картины. Васнецов сделал лирические и монументально-эпические полотна на темы российской истории, народных былин и сказок. Более известные его картины — «Аленушка» (1881), «Богатыри» (1881-1898). Сказочным сюжетам посвящены «Снегурочка», «Баба-яга», «Иван-царевич на Сером Волке», «Несмеяна- царевна», «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Спящая царевна», «Ковер-самолет», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».

Иван Яковлевич Билибин был конкретно иллюстратором. Он декорировал свои картинки красивым орнаментами, в каких мы лицезреем то картины российской природы, то воронов на елях, то цветочки трилистника и Ивана-да-Марьи, то головы магической птицы Сирин.

Картинки Билибина только точно передают дух русских народных сказок. Прекрасны его иллюстрации к волшебным сказкам «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке». Он иллюстрировал также былины, сказку Пушкина «О золотом петушке» и произведения Лермонтова.

Из иллюстраторов, работавших в XX веке, выделяются своим мастерством и проникновением в дух народной сказки два художника, работавших в соавторстве: С. Бордюга и Н. Трепенок. Они сделали иллюстрации к сказкам про животных: «Лиса и журавль», «Журавль и цапля», «Лисичка-сестричка и волк», «Почему сова мышей ловит», «Лиса и заяц», «Мороз и заяц», «Хитрый козел», «Как баран и свинья вести торговлю ходили» и другим.

Проверьте себя

Ответы к странице 46

Кто из сказочников пользовался следующими приёмами:
а) вносил «потешные элементы», рифмовку;
б) вводил в текст песни, пейзаж;
в) использовал зачины, концовки, повторы;
г) считал, что самое трудное в сказке — «разговор»;
д) заботился о том, чтобы «всё было на месте и к месту»?

а) А. К. Новопольцев,

б) Н. О. Винокурова,

в) А. К. Барышникова,

г) Ф. И. Зыков,

д) Д. С. Асламов.

Солдатская шинель

Ответы к странице 43-44

1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?

Сказку «Солдатская шинель» мы называем бытовой, так как в ней обыденные для такового типа сказки персонажи: находчивый боец и глупый барин. Мы радуемся находчивости бойца и смеемся над выращивая пой-барином.

Предмет, который становится предпосылкой торга меж солдатом и барином, — солдатская шинель. Мы узнаем, что боец умеет так постелить шинель, что умудряется и в голова ее положить, и укрыться. Но притча не только лишь об этом умении бойца. Мы узнаем о том, что служба солдатская в королевские времена была очень грозной, что на походе никаких удобств у бойца не было: он был должен воспользоваться тем, что было под рукою, что он постоянно нес с собой. Потому шинель для него служила не только лишь одежкой, да и постелью. Бойцы много работали, времени для сна им отводилось не достаточно. Они очень утомлялись, и когда приходило время спать, от утомления стремительно засыпали даже на жесткой постели, изготовленной из шинели.

Барин жил в совсем других критериях: спал на кровати, лежал на перине, голова на подушке, укрывался одеялом. Барин не работал и не знал тягот солдатской жизни. Об этой разнице меж жизнью бойца и барина и ведает нам притча, причем симпатии рассказчика на стороне бойца.

2. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?

Персонажи бытовой сказки, в отличие от сказок магических и о животных, — люди определенных типов, живущие не в тридевятом королевстве, а в реальном мире. Сюжет не магический, а жизненный, окрашенный юмором. В бытовой притче всегда получает заслугу и одолевает радостный и находчивый герой.

3. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?

Концовка сказки «Солдатская шинель» такая: «Вот как поработаешь да длительно не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не заснет!» Она похожа на пословицу.

В пословицах очень принципиальна идея, которая выражена кратко и образно; в концовке мы видим такую идею: кто трудится, тот всегда прочно дремлет.

Пословицы нередко бывают двухчастными, построенными на противопоставлении. В концовке мы видим две части, где работящий человек противопоставлен человеку ничего не делающему.

Пословицы, обычно, бывают ритмичными, в их есть рифма. В этой концовке ощущается ритм и ясно видны слова, последние звуки которых близки по звучанию: «поработаешь» — «не заснешь», «не делает» — «не уснет».

4. Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.

Мы исследовали три вида сказок: чудесные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.

5. Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них (например, о В. Васнецове, И. Билибине, о других художниках) или об особенностях их иллюстраций.

Васнецов, Билибин и другие.

Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к "Коньку-Горбунку" и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвящённые героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря". Он рисовал картины по сказкам "Иван Царевич на сером волке", "Царевна-Несмеяна", "Кощей Бессмертный", "Царевна-лягушка".

Литература и изобразительное искусства» (к странице 44).

Фонохрестоматия

Ответы к странице 44

Сказка «Солдатская шинель» относится к бытовым сказкам. Различается ли манера сказывания бытовых сказок и волшебных? Чем?

Манеры сказывания бытовых и магических сказок отличаются. В магических притчах употребляются особые приемы: присказки, зачины, повторы и другие, а бытовые сказки больше похожи на обыденные рассказы.