Василий Андреевич Жуковский

Жуковский был первым поэтом на
Руси, которого поэзия вышла из жизни.
В.Г. Белинский

Спящая царевна

Ответы к странице 82-83

1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

В сказке Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна» мне в особенности понравилось, как создатель обрисовывает заснувших во дворе королевского дома людей. Это описание смешное и выразительное.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Если б эта сказка была народной, ее можно было бы отнести к магическим сказкам. Русскую народную магическую сказку в ней припоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был...», концовка: «Свадьба, пир, и я там был...» Создатель вводит в нее пословицы, поговорки, народные выражения: «Что ни в сказке поведать, / Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир / Авторитетный дан на целый мир...», «во цвете лет», «Начал жить да почивать», «Веретенце, не ленись, Пряжа узкая, не рвись...», «Птица там не пропархает, Близко зверек не пробежит...» В сказке Жуковского есть колдуньи, есть старуха- ведьма, есть пророчество и чернокнижниченство, есть ассистент, который ведает королевскому отпрыску о спящей царевне.

Отличает эту сказку от народной то, что она написана стихами. В ней есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи: к примеру, «Блещут розы по кустам», «Зданье — волшебство старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; / Вкупе с ней объемлет он / Весь большой королевский дом...», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках / Ножки — волшебство красотой», «Распалительным огнем / Горячо рдеющих ланит / И дыханьем уст облит, / Он души не удержал...»

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она ото-мстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую ведьму не пригласили, так как из двенадцати золотых блюд, созданных для чародеек, одно было похищено непонятно кем. Но если б правитель желал, он нашел бы выход из этой ситуации. Наверняка, правитель просто не желал звать злую ведьму. Если не хочешь чего-то делать, всегда просто отыскать причину.

Ведьма отомстила, пожелав королевской дочери умереть на шестнадцатом году, оцарапав руку веретеном. Чернокнижниченство старухи смягчила оставшаяся последней колдунья, сказав, что превратит погибель в сон, который продлится триста лет. Спустя триста лет юный королевский отпрыск разбудил царевну ото сна..

Фонохрестоматия

Ответы к странице 83

1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Манера сказывания народной сказки существенно отличается от художественного чтения литературной сказки. Если первая вначале создавалась как произведение устного творчества, то ей и требовались особые приемы: присказки, повторы, рифмовки и соответственная манера сказывания. Литературная сказка же создавалась поэтом вначале в письменном виде, поэтому в ней нет этих приемов и читают ее по-другому.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая колдунья гласит тихо, ворчливо, зло, хорошая же чародейка гласит бодро, звонко.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация актера вновь приобретает бодрые и радостные оттенки, ведь ранее он описывал «сонное царство», а сейчас перед нами — живой, активный принц, необходимо показать его деятельность, стремительность.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет, в их больше деяния, потому что их ведали устно. Теперь же, когда сказку можно записать и ничего не забудется, появилась возможность придумывать такие длинные описания.

Кубок

Ответы к странице 90

1. Кто главные герои баллады?

Главные герои баллады— правитель, юный паж и дочь царя. Морскую бездну и населяющих ее гадов тоже можно считать героями баллады.

Кубок — это большой, мощный сосуд в виде чаши, бокала. В балладе Жуковского кубок — это тот предмет, за которым в морскую бездну ныряет паж. В него наливают вино и пьют за здоровье фаворита. В наше время в спортивных соревнованиях победителям даруют кубки. Баллада именуется «Кубок», так как ради победы над морем и над своей слабостью нырял паж за этим предметом 1-ый раз, но когда он нырнул ради выполнения королевского каприза, он не сумел одолеть.

2. Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады?

Правитель проявляет беспощадность, когда в первый раз заявляет о своем желании узреть прыжок со горы за кубком и когда вторично отправляет юного пажа в море.

Благородство — это высочайшая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не опасаясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море 2-ой раз.

Рыцарство — это самоотверженность, благородство. Рыцарским можно именовать и 1-ый, и 2-ой прыжок пажа в море. Но, если глядеть на нравственную базу этих поступков, то мы увидим гордыню, желание получить дорогой кубок и жениться на царевне.

3. Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправдываете, какие осуждаете?

Можно приветствовать просьбу царевны пощадить молодого пажа. Желание пажа отличиться, проявить смелость, получить кубок и руку царевны можно оправдать его юностью и пылкими эмоциями. Но необходимо осудить веление царя, продиктованное произволом властителя, его желание повелевать жизнями людей и за счет смерти других выяснить потаенны морского дна.

4. Как автор относится к героям — кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?

Создатель по-разному относится к своим героям и по-разному передает свое отношение к ним. Описывая царя, он только один раз гласит, что правитель швыряет кубок в море, «не внимая» словам дочери. Но при помощи дела рыцарей и латников, которые «недвижно стоят» и отвечают молчаньем на вызов царя, Жуковский передает свое отношение к царю. Он, как и рыцари, осуждает его поступок и жалеет отважного юношу.

Создатель восторгается смелым поступком юноши: «...вдруг паж юный Смиренно и дерзко вперед...» Создатель передает свое отношение при помощи слов зрителей, которые именуют пажа «Красавец отважный», требуют у него прощения и жалеют его. Автор гласит, что парень «И борется, спорит с волной...». Человек, который не сдается, всегда вызывает почтение и симпатии. Жуковский пишет: «В нем жизнью небесной душа зажжена; Отзначимость сверкнула в глазах...» Мы осознаем, что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.

Зрители ликуют: «Спас душу живую красавчик отважный». Парень во время рассказа гласит о для себя: «Один, меж монстров, с любящей душой...» Поэт два раза подчеркивает, что для него принципиальна конкретно душа человека.

Создатель жалеет царевну и соболезнует ей. Он пишет, что она «с волненьем в груди, краснея», просит царя пощадить пажа. Она, может быть, с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вкупе с ней, когда она «с трепетом в пучину... глядит».

Обучаемся читать выразительно

Ответы к странице 90

2. Как вы прочитаете балладу «Кубок» вслух? Какие интонации будут повторяться особенно часто (грустные, тревожные, торжественные, печальные)?

При чтении баллады вслух будут появляться интонации призыва (при описании речи царя), ужаса (при описании моря), грусти (когда парень нырнул и его не видно), веселья и радости (когда парень вынырнул). Опять будет нужно особенная интонация, чтоб передать кошмар юноши перед морскими глубинами, интонация повеления и печали (2-ой приказ царя и заступничество царевны). Завершается чтение на печальной нотке, которая в этой балладе повторяется в особенности нередко.