Из древнерусской литературы
Ответы к странице 47
1. Когда возникла древнерусская литература? С чем это связано?
Древнерусская литература появилась в конце X века. Это связано с тем, что после принятия на Руси христианства появились книги для богослужений и для муниципальных нужд на церковно-славянском языке.
2. Постарайтесь коротко передать содержание статьи Л. Дмитриева, отметив основные этапы развития древнерусской литературы
В конце X века Русь приняла христианство как государственную религию. Появились книги на церковно-славянском языке. Так появилась древнерусская литература.
Поначалу на Русь попадали книги из Болгарии. В Болгарии в то время была высочайшая культура и литература, близкая византийской. В Старой Руси начали писать об истории появления Киева и Руси, о борьбе с неприятелями, о российских князьях.
Самая старая из сохранившихся рукописей — «Повесть временных лет» (начало XII века). Древнерусская литература XIII-XV веков отражает главные действия истории: борьбу с поработителями, укрепление княжеской власти, объединение княжеств вокруг Москвы.
Позднее возникают повести и хождения. История древнерусской литературы заканчивается семнадцатым веком.
Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича
Ответы к странице 51
1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?
Отрок-киевлянин сделал подвиг: он вышел из городка и прошел через стан противников, говоря по-печенежски. Если бы неприятели додумались, что он киевлянин, они бы схватили и уничтожили его.
Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Киева, а произнес ему, как будто он, воевода, возглавляет передовой отряд, а российский князь с бессчетным войском идет следом. Печенежский князь ужаснулся, попросил мира и отступил от городка.
2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы «и», «а». Какую роль они играют в тексте?
«И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали...», «И сказал один отрок...», «И ответили ему...», «А тот ответил ему...», «А ты не князь ли?».
Союзы «и», «а» играют в тексте летописи огромную роль. Они присваивают ритмичность и плавность повествованию.
3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?
Повествование завершается тем, что Святослав возвращается из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое принципиальное для человека — это мир.
Летописец с почтением относится к геройскому поступку отрока, который сумел пройти через неприятельский стан и под стрелами переплыть Днепр, с осознанием относится к принужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул». Неудачи и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.
«Прошлое должно служить современности!»
Ответы к странице 51—52
1. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высочайшее положение: Претич — воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав— российский князь, княгиня Ольга — его мама. Не занимает высочайшее положение только отрок, но его можно по справедливости именовать выдающимся храбрецом.
2. Как вы понимаете слова учёного, исследователя древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси»? За что мы должны быть благодарными и как это может проявляться (в каких делах, поступках)?
Мы должны быть признательны сыновьям Старой Руси за то, что они в тяжеленной борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и духовной стойкости. Это может выражаться в бережном отношении к памятникам российской старины, во вдумчивом и внимательном исследовании истории и в заботе о красе и благоденствии нашей Родины. Наша страна — это наше наследие, и мы должны заботиться о ней и позже передать это наследие нашим детям.
3. Д. С. Лихачёв говорит, что литература Древней Руси повествовала только о том, что было, существовало в прошлом, и что «прошлое должно служить современности». Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока-киевлянина «служить современности»?
Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.
Фонохрестоматия
Ответы к странице 52
1. Вы прослушали рассказ о тревожных военных событиях, угрожавших городу Киеву разорением, жителям погибелью.Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, читающий текст, не дают волю чувствам. Как вы думаете почему?
Летопись создавалась для того, чтоб поведать потомкам о том, что было в прошедшем, и обучить их, как избежать ошибок праотцов. Чтоб верно донести до их смысл собственного повествования, не следует давать волю эмоциям.
2. Но в одном месте спокойно-торжественное повествование всё же прерывается призывно-взволнованным обращением к князю Святославу: «Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул...» Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?
3. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?
2-3. Эти строчки выражают основную идея, главную идею этого текста, наболевшую дилемму тех пор, конкретно поэтому актер читает эти строчки так чувственно.
Обогащаем устную речь
Ответы к странице 52
1. Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.
2.О чём говорят первые слова этого повествования?
1-2. Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами: «В лето 6 тыщ четыреста 70 6 (968)». Это означает, что действия происходили в 6 тысяч четыреста 70 6 году от Сотворения Мира. В Старой Руси было принято летосчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года на данный момент, а от Сотворения Мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летосчислению. Пред нами отрывок из летописи, и летописец всегда указывал год (по древнему — «лето»), в каком происходили действия.
3. Прочитайте диалоги с отроком. Что для них более характерно (краткость, напевность и т. д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?
Для диалогов с отроком, так же как и для других диалогов в летописном отрывке свойственны краткость (краткость и точность), простота.
Если направить внимание на особенности языка летописного отрывка, то можно увидеть, что в тексте очень изредка встречаются прилагательные. В главном мы видим существительные и глаголы. Глаголы очень выразительны, к примеру: «затворились», «изнемогали», «тужить», «устремились», «затрубили», «закричали». Это гласит о том, что для людей тех пор самое принципиальное значение имели не характеристики либо свойства предметов, а их деяния.
4. Как вы понимаете слово «отрок»? Составьте предложение с этим словом.
Отрок 1) мальчик-подросток; 2) младший член дружины князя.
Отправился отрок по имени Михайло Ломоносов в Москву — ума-разума набираться.
5. Подберите синонимы к словам: отрок, осада, дружина.
Отрок — ребенок; осада — окружение, захват; дружина — войско.
Литература и изобразительное искусство
Ответы к странице 52
1. Рассмотрите репродукцию картины А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя.
Живописец Андрей Иванович Иванов жил в 1776-1848 годах, другими словами в конце XVIII — начале XIX веков. В это время в искусстве Рф царствовали принципы классицизма, который обращался к наследству Старой Греции и Старого Рима как к норме и безупречному эталону. Одной из основных различий российского классицизма было рвение живописцев показать в искусстве идеи гражданственности и патриотизма (любви к родине).
Картина А. И. Иванова «Подвиг юного киевлянина» была сотворена около Одна тысяча восемьсот 10 года (через два года после ее сотворения начнется Российская война Одна тысяча восемьсот двенадцать года с Наполеоном). Живописец берет сюжет из российской летописи, который перекликается с одним из сюжетов истории Старого Рима о том, как юный римлянин схожим образом выручил город от нашествия галлов.
Живописец не стремится к исторической достоверности костюмов и пейзажа. Для него важнее показать патриотический порыв юноши, спасающего свою родину от противников.
2. Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?
Мы видим юношу, который, перебежав через стан противников, на берегу реки сбросил с себя одежку и спешит ринуться в воду, чтоб переплыть реку. За фигурой юноши мы видим вороного коня в развевающимся хвостом и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего неба распластались кажущиеся темными ветки дерева. В правом верхнем углу мы угадываем бледные силуэты неприятельских всадников, скачущих, чтоб догнать героя. За ними — контур крепостных стенок осажденного печенегами Киева.
В нижнем левом углу мы видим полоску реки, окаймленную травкой. На берегу, опершись рукою в речное песочное дно, лежит российский богатырь в кольчуге, в груди его торчит оперенная стрела. Другую стрелу, уже вынутую из раны, он держит в правой руке. Лицо его выражает страдание и надежду, что парень выручит родную землю, за какую вояка пролил свою кровь. Левая рука его приподнята, как будто своим жестом он желает благословить отрока, но сил ему не хватает. Серебристая кольчуга, на которую отбрасывает отсвет плащ юноши, красный ремень и красные же элементы одежки связывают образы отрока и раненого вояки в одно смысловое целое.
Главный герой картины, киевский отрок, изображен оголенным. В правой руке у него уздечка, ею же он придерживает красный развевающийся плащ, с помощью которого передается стремительность движения юноши. Красный цвет символизирует собой героизм. Русые кудряшки его развеваются, тело напряжено в беге так, что мы видим упругие мускулы героя. В лице его сосредоточенность, рвение, но не ужас. Он желает добраться до российского войска, но не желание остаться в живых движет им: его задачка — передать воякам важную известие. Тело его освещено светом зари, которая занимается слева, за рекой, где стоят войска российского воеводы Претича. Мы догадываемся, что при помощи вида зари живописец желал передать идею освобождения от противников.
С помощью картины художник рассказывает нам, как через тревогу, страх и темноту человек стремится к свободе, к победе над врагами.