ГЛАВА 4. Царство растения
Ответы к § 17. Разнообразие, распространение, значение растений
Вопросы перед параграфом
1.Какие растения вы знаете?
Растения: папоротник, береза, дуб, одуванчик, акация, алоэ и т.д.
2.Где обитают растения?
Растения обитают практически во всех местах на земле: в горах, в пустынях, степях, в городской местности и т.д.
3.Как человек использует растения?
Человек использует растения в качестве пищи, материалов для строительства, корма для животных. Также из некоторых растений делают различные ткани.
Вопросы после параграфа
1.Что изучает ботаника?
Ботаника – это наука, изучающая растения.
2.Какое значение имеют растения в природе?
Растения выполняют важную роль в природе: они участвуют в фотосинтезе и насыщают атмосферу кислородом, выделяя углекислый газ.
3.Какое значение имеют растения в жизни человека?
Человек использует растения в качестве пищи, как корм для животных, материал для строительства, применяют в медицине.
4.Почему нужно охранять растения?
Растения необходимо охранять, так как они участвуют в фотосинтезе и образуют кислород, которым мы дышим.
5.Какое участие ученики вашей школы принимают в работе по охране природы?
Ученики моей школы вместе с родителями и учителями выходят на субботники, облагораживают территорию учебного заведения. Также на уроках технологии мы учимся высаживать комнатные растения и в дальнейшем ухаживать за ними.
6.В чём отличие низших растений от высших?
К высшим растениям относят сосну, папоротник, плауны, хвощи и тд. Они имеют оформленный корень, листья и стебель. Низшие растения всего вышеперечисленного не имеют. К ним относят ламинарию, спирогиру, хлореллу.
Подумайте
1.Почему без растений жизнь на нашей планете будет невозможна?
Жизнь без растений не возможна на Земле, потому что растения производят кислород, которым дышат все живые существа. Так же растения – основной источник сырья и корм для многих животных.
Задания
1.Подготовьте рассказ о многообразии и среде обитания растений вашего региона.
Многообразие растений моего региона.
Природа в моем регионе очень разнообразна. Среди растений встречаются деревья такие, как ель, береза, сосна, липа и тд. Так же встречаются кустарники: жимолость, кизильник, калина. Травяной покров также разнообразен. Встречаются подорожники, васильки, клевер, одуванчик.
2.Выясните, какие растения в вашем районе, области подлежат охране. Что делается для охраны этих растений?
В районе, в котором я проживаю, охране подвергаются такие растения, как брусника, жимолость, иван−чай, кедр, пихта и так далее. Эти и прочие растения заносят в красную книгу, власти следят за этим и вводят законы о запрете продажи этих растений.
3.Какие растения используют в озеленении вашего микрорайона, посёлка, села? Какие из них в какой период наиболее декоративны?
Для озеленения моего района используют разные деревья, такие как осина, рябина, клен, липа, дуб. Весной и летом город украшают клумбы с различными цветами, многие из которых являются декоративными: пионы, тюльпаны, ромашки, одуванчики.
Ответы к § 18. Водоросли
Вопросы перед параграфом
1.Какое строение имеет растительная клетка?
Растительная клетка имеет прочную клеточную стенку, цитоплазму, хлоропласты, вакуоль, митохондрии, рибосомы, а также ядро и ядрышко.
2.Что такое пластиды?
Пластиды – это органоиды высших растений, отвечающие за фотосинтез. К ним относятся хлоропласты, хромопласты и лейкопласты.
3.Какие пластиды вы знаете?
Пластиды: хлоропласты, содержащие хлорофилл, хромопласты и лейкопласты.
4. Что такое пигменты?
Пигменты – это вещества внутри пластид окрашивающие их в определенный цвет. Выполняют задачу поглощения солнечного цвета и фотосинтеза.
5.Что называют растительной тканью?
Растительной тканью называют пластины, состоящие из протопектина и соединяющие между собой клетки.
Строение зеленых одноклеточных водорослей
1.Поместите на предметное стекло микроскопа каплю «цветущей» воды, накройте покровным стеклом.
Рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли. Найдите хламидомонаду (тело грушевидной формы с заострённым передним концом) или хлореллу (тело шаровидной формы).
Оттяните часть воды из−под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении.
Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора.
Зарисуйте клетку и подпишите названия её частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника.
Рисунок 1
Части клетки: жгутики, цитоплазма, светочувствительный глазок, ядро, хроматофор, оболочка.
Вопросы после параграфа
1. Почему водоросли относят к низшим растениям?
Водоросли относятся к низшим растениям, потому что не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.
2.Где обитают зелёные одноклеточные водоросли?
Зелёные водоросли обитают в солёной и пресной воде, на суше, на поверхности деревьев, камней или зданий, в сырых, затенённых местах.
3.Какое строение имеет хламидомонада?
Хламидомонада состоит из двух жгутиков, оболочки, цитоплазмы, ядра, красного светочувствительного тельца, крупной вакуоли, заполненной клеточным соком, двух маленьких пульсирующих вакуолей, хлорофилла и других пигментов, которые находятся в хроматофоре.
4.Где обитают, и какое строение имеют зелёные многоклеточные водоросли?
У многоклеточных представителей зелёных водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. В проточных водоёмах живут многоклеточные нитчатые зелёные водоросли улотрикс − ярко−зелёные скопления шелковистых нитей, прикреплённые к подводным камням и корягам. Его нити состоят из ряда коротких клеток. В цитоплазме каждой из них расположены ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца. Клетки делятся, и нить растёт.
В стоячих и медленно текущих водах часто плавают или оседают на дно нитчатые водоросли спирогиры − скользкие ярко−зелёные комки. Они похожи на вату. Вытянутые цилиндрические клетки спирогиры покрыты слизью. Внутри клеток — хроматофоры в виде спирально закрученных лент.
Многоклеточные зелёные водоросли живут также в водах морей и океанов. Примером таких водорослей может служить ульва, или морской салат, длиной около 30 см и толщиной всего две клетки.
Наиболее сложное строение в этой группе растений имеют харовые водоросли, обитающие в пресноводных водоёмах. Эти многочисленные зелёные водоросли по внешнему виду напоминают хвощи. Харовую водоросль нителлу, или блестянку гибкую, часто выращивают в аквариумах.
У харовых имеются образования, которые по форме и по выполняемым функциям напоминают корни, стебли, листья, но по строению они не имеют ничего общего с этими органами высших растений. Например, к грунту они прикрепляются с помощью бесцветных ветвистых нитевидных клеток, которые называют ризоидами (от греческих слов «риза» — корень и «эйдос» — вид).
5.Где обитают, и какое строение имеют бурые водоросли?
Бурые водоросли в основном морские растения. Общий внешний признак этих водорослей — желтовато−бурая окраска слоевищ.
Бурые водоросли — многоклеточные растения. Их длина колеблется от микроскопической до гигантской (несколько десятков метров). Слоевища этих водорослей могут быть нитевидными, шаровидными, пластинчатыми, кустообразными. Иногда они содержат воздушные пузыри, удерживающие растение в воде в вертикальном положении. К грунту бурые водоросли прикрепляются ризоидами или дисковидно разросшимся основанием слоевища.
У некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать тканями.
6.Где обитают, и какое строение имеют красные водоросли?
Красные водоросли живут в морях и пресных водоемах. Водоросли многоклеточные и одноклеточные. Размеры багрянок обычно колеблются от нескольких сантиметров до метра в длину. Но среди них есть и микроскопические формы. В клетках красных водорослей, кроме хлорофилла, содержатся красные и синие пигменты. В зависимости от их сочетания окраска багрянок меняется от ярко−красной до голубовато−зелёной и жёлтой.
Внешне красные водоросли весьма разнообразны: нитевидные, цилиндрические, пластинчатые и кораллоподобные, в разной мере рассечённые и разветвлённые. Часто они очень красивы и причудливы.
В море красные водоросли встречаются повсеместно в самых разных условиях. Обычно они прикрепляются к скалам, валунам, искусственным сооружениям, а иногда и к другим водорослям. Благодаря тому, что красные пигменты способны улавливать даже очень небольшое количество света, багрянки могут расти на значительных глубинах. Их можно встретить даже на глубине 100—200 м.
В морях нашей страны широко распространены филлофора, порфира и др.
7.Что такое слоевище?
Слоевище – это не разделенное на органы и ткани тело водорослей.
8.Что такое хроматофор?
Хроматофор – это крупная чашеобразная пластида, где находятся хлорофилл и другие пигменты у хламидомонады. Хлорофилл, содержащийся в хроматофоре, придаёт зелёную окраску всей клетке.
9.Что такое ризоиды? Почему их нельзя называть корнями?
Ризоиды − это бесцветные ветвистые нитевидные клетки, с помощью которых харовые водоросли прикрепляются к грунту.
10.Какое значение имеют водоросли в природе?
Водорослями питаются рыбы и другие водные животные. Водоросли поглощают из воды углекислый газ и, как все зелёные растения, выделяют кислород, которым дышат живые организмы, обитающие в воде. Водоросли вырабатывают огромное количество кислорода, который не только растворяется в воде, но и выделяется в атмосферу.
11.Как человек использует водоросли?
Человек использует морские водоросли в химической промышленности. Из них получают йод, калийные соли, целлюлозу, спирт, уксусную кислоту и другие продукты. Водоросли используют как удобрения и употребляют на корм скоту. Из некоторых видов красных водорослей добывают студенистое вещество агар−агар, необходимое в кондитерской, хлебопекарной, бумажной и текстильной промышленности. На агар−агаре выращивают микроорганизмы для использования их в лабораторных исследованиях.
Во многих странах водоросли используют для приготовления разнообразных блюд. Они очень полезны, так как содержат много углеводов, витаминов, богаты йодом.
Особенно часто употребляют в пищу ламинарию (морскую капусту), ульву (морской салат), порфиру и др.
Хламидомонаду, хлореллу и другие одноклеточные зелёные водоросли применяют при биологической очистке сточных вод.
Подумайте
1.Почему даже у многоклеточных водорослей, имеющих большие размеры, отсутствует сосудистая система?
Водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом, т.е. из воды. Растения, обитающие на земле должны перемещать по своему телу воду и питательные вещества. Поэтому у них есть сосудистая система, выполняющая транспортную функцию.
Задания для любознательных
1.Осторожно снимите зелёный налёт с коры нескольких деревьев. Приготовьте микропрепараты и изучите их под микроскопом. Рассмотрите клетки водорослей, образующих зелёный налёт. Постарайтесь установить, одним или несколькими видами водорослей он образован.
Зеленый налет в нижней части деревьев образован приспособившимися к наземной жизни различными одноклеточными зелёными водорослями. Например, встречается хлорелла, хламидомонада, мелкие красные водоросли багрянки. Под микроскопом видны одиночные клетки или группы клеток зелёных водорослей. Таким образом, зеленый налет образован несколькими видами водорослей.
Ответы к § 19. Лишайники
Вопросы перед параграфом
1.Что такое грибница?
Грибница — главная часть каждого гриба. Если в том месте, где снят гриб, слегка разрыть почву, можно обнаружить тонкие ветвящиеся белые нити — грибницу. Клетки грибницы шляпочных грибов чаще двухъядерные и не содержат пластид.
2.Какие организмы называют паразитами?
Паразиты − организмы, питающиеся другими организмами и использующие свои жертвы как среду обитания, но при этом не убивающие жертву.
3.Что такое симбиоз?
Это сожительство двух организмов разных видов, приносящее им взаимную пользу.
4.В чём различие явления паразитизма и симбиоза?
Симбиоз и паразитизм – это виды взаимодействия живых организмов в природе. Отличие состоит в том, что при симбиозе выгоду получают оба организма, а при паразитизме – только паразит.
Вопросы после параграфа
1.Где встречаются лишайники?
Лишайники встречаются на голых, бесплодных скалах, на камнях, в пустынях, на крышах, даже на поверхности стекла.
2.Как устроены лишайники?
Тело лишайника — слоевище — состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм. Оно образовано переплетающимися нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зелёные водоросли или сине−зеленые (цианобактерии).
3.Как они питаются?
На грибных нитях иногда появляются присоски, которые проникают внутрь клетки водоросли. Нити гриба лишайника поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а в клетках зелёных водорослей образуются органические вещества.
Водоросль, входящая в организм лишайника, отделённая от гриба, как правило, может существовать самостоятельно. Гриб отдельно от водоросли жить не может.
4.Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?
Лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие растения.
5.Каково их практическое значение?
Практическое значение лишайников довольно велико. На Севере они служат основным кормом для оленей зимой. Из некоторых видов лишайников получают краску и лакмус, необходимый химической промышленности. Многие виды лишайников используют в медицине и парфюмерной промышленности.
6.В чём заключается явление симбиоза?
Симбиоз — это близкое сообщество живых организмов, принадлежащих к разных видам. В результате симбиоза гриба и водоросли появляется лишайник.
7.С какими ещё примерами симбиоза вы знакомы?
Известны многочисленные примеры симбиоза. Например, для круговорота азота в природе чрезвычайно важен симбиоз между бобовыми растениями и почвенным азотфиксирующими бактериями. Они поселяются на корнях растений и обладают способностью «фиксировать» азот, то есть расщеплять прочные связи между атомами атмосферного свободного азота, обеспечивая возможность включения азота в доступные для растения соединения, например аммиак. Корни являются местообитанием бактерий, а бактерии снабжают растение необходимыми питательными веществами.
Также пример симбиоза – бактерии, живущие в кишечнике человека, присутствие которых безвредно для человека. Аналогично, растения, называемые бромелиадами, обитают на ветвях деревьев, но получают питательные вещества из воздуха. Эти растения используют дерево для опоры, не лишая его питательных веществ.
Подумайте
1.Почему лишайники рассматривают как особую группу организмов?
Тело лишайников состоит из двух компонентов — гриба и водоросли, поэтому они выделены в особую группу.
Задания для любознательных
1.Задания для любознательных
Загрязнение атмосферы губительно для большинства лишайников, поэтому наличие лишайников свидетельствует о чистоте воздуха в данной местности.
Изучите лишайники вашей местности. Определите, какие формы лишайников здесь встречаются. Сделайте их рисунки и описания. Сделайте вывод о чистоте воздуха в вашей местности.
В России встречаются лишайники, различающиеся по жизненным формам:
Накипные лишайники – лепрария.
Рисунок 1
Их слоевище обычно имеет порошистую структуру или вид сплошной корочки. Среда обитания деревья, крутые склоны гор и даже отвесные стены.
Кустистые лишайники считают наиболее эволюционно развитыми из−за свойства гиф расти вертикально.
Рисунок 2
Слоевища этой формы характеризуются верхушечным ростом. В них водоросли могут максимально использовать свет. Длина их может достигать семи метров.
Листоватые лишайники.
Рисунок 3
Ярким представителем считается ксантория настенная (её ещё называют «стенная золотянка»). Радует своим присутствием городских жителей. Она произрастает на деревьях или камнях, даже на стекле. Их слоевище имеет вид горизонтальной пластинки, из−за свойства гиф расти радиально.
Ответы к § 20. Мхи
Вопросы перед параграфом
1.Что такое ризоиды?
Ризоиды − это бесцветные ветвистые нитевидные клетки, с помощью которых харовые водоросли прикрепляются к грунту.
2.Почему водоросли относят к низшим растениям?
Водоросли относятся к низшим растениям, потому что не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.
3.Что такое спора?
Спора – это специализированная клетка для бесполого размножения водорослей и грибов.
Строение мха
1.1.Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.
2.Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.
3.Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.
4.Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.
5.Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?
6.Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?
7.Запишите свои ответы на вопросы.
1) Мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем. Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду.
2) У листьев мха полупрозрачная или зеленая окраска. Форма из одной или нескольких клеток, расположение вокруг стеблей. По размеру листья очень маленькие: от 0,5 мм до 3 мм в длину.
Рисунок 1
3) Стебель не ветвистый.
4) Мужские растения отличаются наличием мужских органов размножения – мешочков с двужгутиковыми сперматозоидами. Листочки на верхушке красноватые. Женские растения мха отличаются наличием зеленых листочков и колбовидных женских органов размножения между ними. Яйцеклетка образуется в его расширенной части.
5) Мхи размножаются спорами.
6) В отличие от водорослей, мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем. Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду. Сходство заключается в наличии хлоропластов, благодаря которому происходит процесс фотосинтеза.
Вопросы после параграфа
1.Почему мхи называют высшими споровыми растениями?
Так как тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами, то их относят к высшим споровым растениям.
2.Каково строение кукушкина льна?
У кукушкина льна есть мужские и женские растения. На верхушках мужских растений размещаются половые органы, в которых развиваются подвижные половые клетки (гаметы) — сперматозоиды.
У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) — яйцеклеткой.
Его стройные коричневатые стебельки покрыты маленькими тёмно−зелёными листиками и похожи на миниатюрные растения льна. На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. Они напоминают сидящую кукушку. Отсюда и название мха — кукушкин лён. В коробочках развиваются споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха.
3.Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?
В отличие от кукушкина льна и других зелёных мхов, он не имеет ризоидов. Стебель и ветви большинства видов сфагнума покрыты мелкими светло−зелёными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток. Клетки эти двух разных типов, их различия хорошо заметны под микроскопом.
Узкие зелёные клетки, содержащие хлоропласты, соединены друг с другом и образуют сплошную сеть. В этих клетках образуются органические вещества, которые поступают из листьев в стебель.
Между зелёными клетками находятся другие, более крупные. Их цитоплазма разрушена, сохранились только оболочки с отверстиями, поэтому эти мёртвые клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом. До 2/3 поверхности листа состоит из этих клеток. Благодаря такому строению сфагнум быстро всасывает и проводит воду.
4.Чем мох отличается от водоросли?
В отличие от водорослей, мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем. Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду.
5.Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?
Мхи, поселяясь на лугах, в лесах, сплошным ковром покрывают почву, затрудняя поступление воздуха. Это ведёт к закисанию и заболачиванию почв.
Листостебельные, особенно сфагновые, мхи сплошным ковром покрывают болота и, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком. Торф применяется как топливо, удобрение и как сырьё для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционные ленты, смолу и многие другие ценные материалы.
Подумайте
1.Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?
У мхов нет сосудистой системы для проведения воды и питательных веществ. Поэтому размер мха не превышает 80 см.
Задания для любознательных
1.Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.
Каждый лист сфагнума состоит из одного слоя клеток. Клетки эти двух разных типов, их различия хорошо заметны под микроскопом.
Узкие зелёные клетки, содержащие хлоропласты, соединены друг с другом и образуют сплошную сеть. В этих клетках образуются органические вещества, которые поступают из листьев в стебель.
Между зелёными клетками находятся другие, более крупные. Их цитоплазма разрушена, сохранились только оболочки с отверстиями, поэтому эти мёртвые клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом. До 2/3 поверхности листа состоит из этих клеток. Благодаря такому строению сфагнум быстро всасывает и проводит воду.
Снаружи стебли также покрыты прозрачными мёртвыми клетками. Мёртвые клетки листьев и стеблей сфагнума способны поглощать воды в 20—25 раз больше своей массы, долго её удерживать, постепенно отдавая живым клеткам.
2.Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в тёплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.
Риччия, которое также называют «водяной мох», относится к классу Печеночные мхи. При благоприятных условиях содержания, риччию получится быстро вырастить. Мох разрастается и ветвится.
Ответы к § 21. Плауны. Хвощи. Папоротники
Вопросы перед параграфом
1.Что называют тканью?
Растительной тканью называют пластины, состоящие из протопектина и соединяющие между собой клетки.
2.Какие растительные ткани вы знаете?
Виды тканей: основная, проводящая, покровная, механическая, образовательная.
3.Какое строение имеют и какую функцию выполняют проводящие ткани?
В строении проводящей ткани выделяют ксилему (древесину) и флоэмы (ткани). Ткани выполняют функцию передвижение растворенных питательных веществ по растению.
4.Какое строение имеют и какую функцию выполняют механические ткани?
В строении механических тканей выделяют волокна из живых и мёртвых клеток с утолщёнными оболочками. Клетки придают прочность растениям, выполняют защитную и структурную функции.
Строение спороносящего хвоща
1.1.С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария.
2.Найдите спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща?
3.Зарисуйте побеги хвоща.
Рисунок 1
Споры выполняют функцию размножения.
Строение спороносящего папоротника
1.
1.Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища; форму, размеры и окраску вай.
2.Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вайи в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?
3.Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия.
4.Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.
1) Папоротник состоит из корневища, от которого отходят листья и многочисленные придаточные корни. От верхушки корневища отходит пучок зеленых длинночерешковых дважды перисто−рассеченных листьев, черешки которых густо покрыты бурыми пленками. Листья папоротников называются вайями.
2) Бурые бугорки – это скопления спорангариев папоротников или сорусы. В них происходит созревание спор. Споры нужны для размножения.
3) Черты сходства: имеются побеги, размножение спорами.
Черты различия: листья у папоротников имеют сложное строение, а у мхов они микроскопичны, мхи не имеют корней. Также у мхов фотосинтез идет медленно, в отличие от папоротников.
4) Папоротники относятся к высшим споровым растениям, потому что размножаются спорами, их тело разделено на корень, лист и стебель.
Вопросы после параграфа
1.Почему плауны, хвощи и папоротники относят к высшим споровым растениям?
Плауны, хвощи, и папоротники относятся к высшим споровым растениям, т.к. размножаются спорами.
2.Где они растут?
Плауны, хвощи, и папоротники растут преимущественно во влажных тенистых местах. Плауны растут преимущественно в сосновых лесах. Хвощи растут на полях, в лесах или около водоёмов, обычно на участках с влажной кислой почвой. Если на поле много хвощей, значит, почва нуждается в известковании. Папоротники широко распространены по всему земному шару. Они растут как на суше, так и в воде.
3.Каково их строение?
Плауны, хвощи, и папоротники имеют корни, стебель и листья. У этих растений хорошо развиты проводящие и механические ткани, что позволяет им достигать больших размеров. У плаунов длинный ползучий стебель с множеством веток, покрытых мелкими листьями. Летом у плаунов на прямостоячих побегах развиваются спороносные колоски со спорами. Стелющиеся ветвистые побеги плауна очень декоративны. Из них делают венки, гирлянды для украшения зданий.
Хвощи — многолетние травянистые растения с длинными ветвящимися корневищами, зимующими в почве. Весной появляются бурые побеги, на верхушках которых расположены спороносные колоски. В них созревают споры. Зелёные летние побеги содержат хлорофилл.
Размеры папоротников разнообразны: от нескольких миллиметров до 20 м высотой. Сильно рассечённые листья папоротников называются вайями. У некоторых папоротников вайи цельные. У большинства папоротников, растущих в умеренном климате, под землёй параллельно поверхности почвы расположены корневища (подземные побеги). Вайи растут прямо от корневищ. Если летом посмотреть на нижнюю сторону вайи папоротника, то можно увидеть маленькие бурые бугорки. Это группы спорангиев (от греческих слов «спора» и «ангейон» — сосуд), в которых созревают споры. Строение спорангиев можно рассмотреть только под микроскопом.
4.Какие растения — папоротники или мхи — имеют более сложное строение? Докажите это.
У папоротников строение сложнее. У папоротников есть корни, которые отрастают от корневища. У мхов корней нет, только ризоиды. Мхи имеют очень мелкие листья, а у папоротников они сложные и крупные. У папоротников лучше развиты ткани и проводящая система.
5.Каково значение плаунов, хвощей и папоротников?
Из древних древовидных форм этих растений миллионы лет назад образовались залежи каменного угля, который служит не только топливом, но и ценным химическим сырьём. Из него получают смазочные масла, смолы, кокс, пластмассы, парфюмерные изделия и многие другие продукты.
Споры плауна раньше широко использовали в аптечном деле при изготовлении детской присыпки. В металлургии формы для литья обсыпают порошком из спор, и металлические детали легко отстают от стенок.
Хвощ полевой является трудноистребимым сорняком полей с повышенной кислотностью почв.
Побеги хвоща жёсткие, они содержат много кремнезёма и раньше использовались при полировке металлических изделий. В некоторых районах нашей страны употребляют в пищу весенние побеги хвоща (в сыром, пареном виде и как начинку в пирогах), а также молодые листья папоротника орляка.
Подумайте
1.Почему многие виды папоротников, также являясь споровыми растениями, в отличие ото мхов могут достигать значительных размеров?
Папоротники относятся к высшим споровым растениям, у них есть корни и хорошо развитую проводящую и опорную системы. Это позволяет транспортировать воду и питательные вещества на большую высоту.
Задания для любознательных
1.Найдите и рассмотрите кусочки каменного угля с отпечатками древних растений.
Практическая работа.
Задания
1.На основании изучения материала параграфа и дополнительного текста составьте сообщение «Многообразие высших споровых растений и их значение в природе и жизни человека».
Высшие споровые растения очень многообразны. К ним относятся хвощи, плауны, мхи, папоротники. Они играют большую роль в природе и жизни человека. Эти растения являются частью пищевой цепочки, а так же имеют хозяйственную и промышленную роль, являются месторождением каменного угля.
Ответы к § 22. Голосеменные
Вопросы перед параграфом
1.Что такое спора?
Спора – это маленький зачаток организма, служащий для размножения, присутствует у растений и грибов.
2.Какую роль играют споры в жизни растений?
Споры необходимы растениям для размножения и расселения.
3.Какие растения относят к низшим? Чем они отличаются от высших? У каких растений образуются семена?
К низшим растениям относят водоросли. Они отличаются от высших строением: их тело не разделено на отдельные органы и ткани. Семена образуются у высших споровых растений.
Строение хвои и шишек хвойных
1.
1.Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.
2.Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.
Хвоинки длинные (до 5—7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе... Сосна обыкновенная.
Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку... Ель.
Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с одной стороны... Пихта.
Хвоинки светло−зелёные, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму... Лиственница.
3.Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.
4.Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным?
Длина достигает 6 см, окрас светло−зеленый. Хвоя растет по всей поверхности ветки. Хвоинки плоские и заостренные на кончике.
Рисунок 1
Чешуйка называется голосеменной, т.к. семя не покрыто дополнительной оболочкой.
Вопросы после параграфа
1.Почему голосеменные получили такое название?
Голосеменные получили такое название, потому как их семена не защищены дополнительными оболочками, как, например, у покрытосеменных.
2.Каковы основные признаки голосеменных растений? Чем их строение отличается от строения папоротников?
Признаки голосеменных растений: имеют мощный стебель и проводящую систему, свободное расположение семян на чешуйках шишек. В отличие от папоротников, которые размножаются спорами (одноклеточная структура), голосеменные размножаются семенами (многоклеточная структура).
3.Какие голосеменные растения вы знаете?
Голосеменные: сосна, ель, тис, кипарис, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник и т.д.
4.Сравните внешнее строение сосны и ели. В каких условиях растут сосны и ели?
Различия ели и сосны: хвоя ели короче и темнее, чем у сосны. Сосна имеет более сильную корневую систему. Сосна может расти в любых условиях, а ель растет только на влажной почве.
5.Почему в лесу нижние ветки у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?
Сосне для роста и развития необходим свет, поэтому те места, куда не достают лучи солнца, ветки отмирают. У ели же ветки могут развиваться и без освещения.
6.Каково значение голосеменных растений?
Голосеменные растения имеют очень большое значения в природе и в жизни человека: участвуют в фотосинтезе, являются строительным материалом, сырьем.
Подумайте
1.Почему многие санатории и дома отдыха расположены в сосновых борах, а на территории лечебных заведений высаживают хвойные растения?
Многие санатории, дома отдыха и прочие оздоровительные центры высаживают хвойные растения, потому что они выделяют вещества – фитонциды, которые обладают антибактериальным эффектом.
Задания для любознательных
1.Установите, в какие месяцы года происходит созревание и рассеивание семян сосны и ели в вашей местности.
Созревание семян у сосны и ели происходит до декабря, а рассеивание в период с февраля по апрель.
2.В мае—июне понаблюдайте за развитием из почек молодых побегов сосны или ели.
Обратите внимание на расположение шишек на побегах.
Соберите семена сосны и ели. Посейте их на пришкольном участке. Ухаживайте за всходами. Выращенные растения используйте для озеленения.
Почки развиваются из зачатков.
Задания
1.Выясните, какие еще голосеменные растения используются при лечении болезней. Подготовьте сообщение о лекарственных свойствах голосеменных и обсудите его в классе.
В медицине зачастую используют голосеменные растения, потому как их листья способны выделять особые вещества – фитонциды, которые помогают людям, например, с болезнями легких. Голосеменные нередко сажают возле медицинских учреждений. Также используют различные масла, отвары, которые стимулируют иммунитет.
Ответы к § 23. Покрытосеменные, или Цветковые
Вопросы перед параграфом
1.Какие растения называют цветковыми?
Покрытосеменные растения с органом семенного размножения — цветком, называют цветковыми.
2.Какие цветковые растения вы знаете?
Астра, роза, вербена, гвоздика, лилия, эхинацея, фиалка, пионы, примула, вербейник и др.
3.Какие цветковые растения вы знаете?
Астра, роза, вербена, гвоздика, лилия, эхинацея, фиалка, пионы, примула, вербейник и др.
Вопросы после параграфа
1.Какие растения называют покрытосеменными? Почему они получили такое название?
Покрытосеменные имеют орган семенного размножения — цветок, отсюда их второе название — цветковые растения.
2.Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных? Приведите по пять примеров известных вам покрытосеменных и голосеменных растений.
У голосеменных семена развиваются открыто на чешуйках, в покрытосеменных семена имеют дополнительную плотную оболочку.
Покрытосеменные: одуванчик, василек, георгин, яблоня, вишня.
Голосеменные: ель, кедр, кипарис, лиственница, сосна.
3.На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных?
Покрытосеменные представлены: деревьями, травами и промежуточными формами — кустарниками. Существуют однолетние, двулетние и многолетние растения. Покрытосеменные приспособились к самым различным условиям — от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонии. Они растут в воде (элодея, кувшинки) и в безводных пустынях (саксаул, верблюжья колючка), образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи. Одни из покрытосеменных живут очень недолго, всего несколько месяцев, например мокрица. Другие, как могучие дубы, могут жить сотни лет.
Подумайте
1.На нашей планете более 350 тыс. видов растений, почти 3/4 их — покрытосеменные. Почему покрытосеменные по разнообразию видов и численности заняли господствующее положение в растительном мире?
Решение
Покрытосеменные лучше других растений приспособились к изменениям окружающей среды. У семян есть защита, и они могут распространяться на большое расстояние.
Задания
1.Рассмотрите рисунок 81 и объясните, какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними.
Приведите примеры однолетних, двулетних и многолетних растений, характерных для вашего региона.
Однолетние растения – это растения, чей жизненный цикл длится всего один вегетационный период (то есть, такой период, который дает возможность растению вырасти и развиться; грубо говоря, один цикл). Для однолетних растений характерен рост, развитие и созревание, а также само цветение и отмирание (период смерти). Таким образом, растение, которое относится к однолетним растениям, проходит один цикл развития, а затем увядает и больше не растет – отцветает. Пример: капуста, горох, укроп.
Двулетние растения отличаются от однолетних более продолжительным периодом роста и развития. Формируется полностью оно в течение первого года, а вот уже цветет и дает плоды на второй год. Пример: гвоздики, ирисы, астры.
Многолетние растения же имеют специфику цвести и жить намного больше двух лет. Многолетние растения цветут каждый год, перед этим проходя те же самые фазы, что и любые другие виды растений, указанных выше, с одним только отличием, что у них эти фазы цикличны. Пример: базилик, анютины глазки.
2.Охарактеризуйте несколько знакомых вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.
Рисунок 1
Задания для любознательных
1.Выясните, какие растения в вашем районе, области подлежат охране. Что делается для охраны этих растений?
Растения Красной книги России:
• лиственница ольгинская
• можжевельник высокий
• сосна меловая
• тис ягодный
• сосна густцветковая Неотъемлемая часть леса – грибы. ...
• мутинус собачий
• мухомор шишкообразный
• венерин башмачок
Исходя их данных последнего издания Красной Книги РФ, в нее вошло более 600 видов растений. Для каждого вида существует шесть статусов, в которых указана стадия исчезновения: от сокращающихся видов до вероятно исчезнувших полностью. Их нельзя срывать и они находятся под охраной государства.
Ответы к § 24. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
Вопросы перед параграфом
1.Какие растения относятся к низшим? В чём их отличие от высших?
Высшие растения имеют оформленный корень, листья и стебель. Низшие растения всего вышеперечисленного не имеют.
2.Какая группа растений в настоящее время занимает господствующее положение на нашей планете?
Господствующее положение на нашей планете занимают покрытосеменные.
Вопросы после параграфа
1.На основании каких данных можно утверждать, что растительный мир развивался и усложнялся постепенно?
Ископаемые остатки растений свидетельствуют о том, что в далёкие времена растительный мир нашей планеты был совсем иным, чем сейчас.
В самых древних слоях земной коры не удаётся найти признаки живых организмов. В более поздних отложениях находят остатки примитивных организмов. Чем моложе слой, тем чаще встречаются более сложные организмы, которые приобретают всё большее сходство с современными.
Много миллионов лет назад жизни на Земле не было. Затем появились первые примитивные организмы, которые постепенно менялись, преобразовывались, уступая место новым, более сложным.
В процессе длительного развития многие растения на Земле бесследно исчезли, другие неузнаваемо изменились. Поэтому полностью восстановить историю развития растительного мира очень трудно. Но учёными уже доказано, что все современные виды растений произошли от более древних форм.
2.Где появились первые живые организмы?
Первые живые организмы появились в воде примерно 3,5—4 млрд лет назад.
3.Какое значение имело появление фотосинтеза?
С появлением фотосинтеза в атмосфере стал накапливаться кислород. Состав воздуха стал постепенно приближаться к современному, то есть в основном включать азот, кислород и небольшое количество углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни.
4.Под влиянием каких условий древние растения перешли от водного образа жизни к наземному?
Переход растений к наземному образу жизни, по−видимому, был связан с существованием периодически заливавшихся и освобождавшихся от воды участков суши. Осушение этих участков происходило постепенно. У некоторых водорослей стали появляться приспособления к обитанию вне воды. В это время на земном шаре был влажный и тёплый климат. Начался переход некоторых растений от водного к наземному образу жизни.
5.Какие древние растения дали начало папоротниковидным, а какие — голосеменным растениям?
От риниофитоподобных растений произошли древние плауны, хвощи и папоротники и, по−видимому, мхи, у которых уже были стебли, листья, корни. В конце каменноугольного периода климат Земли почти повсеместно стал суше и холоднее. Древовидные папоротники, хвощи и плауны постепенно вымирали. Появились примитивные голосеменные растения — потомки некоторых древних папоротниковидных. Очевидно, предками голосеменных растений были древовидные, лиановидные и травянистые семенные папоротники, впоследствии полностью вымершие.
6.В чём преимущество семенных растений перед споровыми?
Растения, размножавшиеся семенами, лучше приспособились к жизни на суше, чем растения, размножавшиеся спорами. Это связано с тем, что возможность оплодотворения у них не зависит от наличия воды во внешней среде. Особенно явно превосходство семенных растений над споровыми проявилось, когда климат стал менее влажным.
7.Сравните голосеменные и покрытосеменные растения. Какие особенности строения обеспечили преимущество покрытосеменным растениям?
У покрытосеменных имеются цветки, их семена развиваются внутри плода и защищены околоплодником. У голосеменных семена развиваются открыто. Таким образом, покрытосеменные могут пережить более жесткие условия жизни.
Задания для любознательных
1.Летом исследуйте крутые берега рек, склоны глубоких оврагов, карьеров, куски каменного угля, известняка. Найдите окаменевшие древние организмы или их отпечатки.
Зарисуйте их. Постарайтесь определить, к каким древним организмам они принадлежат.
Аммони́ты, или аммоноидеи (лат. Ammonoidea), — подкласс вымерших головоногих моллюсков. Своё название аммониты получили в честь древнеегипетского божества Амона с закрученными рогами.
Рисунок 1