ВВЕДЕНИЕ

Ответы к § 1. Биология - наука о живой природе

Вопросы после параграфа

1.Что изучает биология?
Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, обитающих на Земле, их многообразие и развитие.

2.Что называют биосферой?
Биосфера – оболочка земли, область распространения жизни. Включает в себя нижние слои атмосферы, верхние слои литосферы, гидросферу и тропосферу.

3.Какое значение имеет биология?
Биология связана с сельским хозяйством, промышленностью и медициной. Знание биологии помогает сохранить и улучшить условия жизни на планете.

4.Почему необходимо изучать биологию?
Биологи−селекционеры улучшают и сохраняют растения и животных. Биотехнологии помогают предприятиям выпускать лекарства, витамины, удобрения, препараты. Знание законов биологии помогают лечить и предупреждать болезни.

5.Что изучает экология?
Экология изучает отношения организмов между собой и с окружающей средой.

Подумайте

1.Почему считают, что роль биологии в жизни человека в 21 в. Будет возрастать?

С каждым годом природные ресурсы все больше используются. Нетронутых уголков природы становится все меньше. Для сохранения нормальных условий жизни человека, необходимо восстанавливать природную среду. Для этого необходимо изучение законов природы и в частности биологии.

Задания

1.Выясните у своих родителей, знакомых их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека.

В повседневной жизни мы широко используем биологические знания и не всегда знаем об этом. Например, человек использует лекарства. Большинство лекарственных веществ получают из растений или продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Первый антибиотик был открыт случайно. Ученый Флеминг заметил, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. Впоследствии он выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». Это и был первый современный антибиотик. Антибиотики убивают возбудителей многих опасных заболеваний человека и животных. Также живые организмы широко используются и в промышленности. Например, простоквашу, кефир, сыры, которые мы ежедневно употребляем в пищу, человек получает благодаря деятельности определенных видов бактерий и грибов.

Ответы к § 2. Методы исследования в биологии

Вопросы перед параграфом

1.Какие методы исследования вы знаете?

Методы исследования: эксперимент, зарисовка, наблюдение, измерение, расчеты.

2.Какие приборы, используемые в биологии вам известны?

Приборы: микроскоп, лупа, пипетка, щипцы, колба, пробирки, скальпель, бинокль, секундомер, мерный цилиндр, линейка, препаровальная игла.

Вопросы после параграфа

1.Какие методы исследования в биологии вам известны?

Основные методы исследования: наблюдение, эксперимент, измерения.
Наблюдение – восприятие природных объектов и явлений с помощью органов чувств.
Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление.
Измерения – измерение длины и ширины тел, времени, температуры и пр.

2.Чем наблюдение отличается от эксперимента?

В ходе наблюдения лишь фиксируются результаты, в процесс человек не вмешивается. Эксперимент организуется, проводится, после чего фиксируются результаты и делаются выводы.

3.Что изучает фенология?

Фенология − система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.

Задания для любознательных

1.Понаблюдайте, у каких растений происходит изменение окраски листьев, какова она у разных растений (рис. 6)

У берёзы осенью становятся жёлто−золотистого цвета, у клена красного, у дуба коричневого, у рябины ярко−красного. 

2.Отметьте, у каких растений листья остаются зелеными до заморозков.

Растения, у которых листья остаются зелеными до заморозков: хвойные деревья, брусника, клевер, чистотел, клубника, земляника.

3.Понаблюдайте, как долго длится листопад у разных растений.

Хвойные листья не имеют конкретного периода листопада, дубовые растения теряют листья примерно за 30 дней, у тополя листопад занимает также не больше месяца.

4.Регулярно записывайте в тетрадь все изменения в жизни растений. Сравните результаты своих наблюдений с результатами наблюдений других учащихся класса. Обсудите их, сделайте выводы.

Результаты наблюдений у учеников класса оказались похожи, так как все наблюдали за одними растениями.
Вывод: у растений с мелкими листьями листопад занимает несколько дней, а у деревьев с крупными листьями за несколько недель.

Ответы к § 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

Вопросы перед параграфом

1.Чем растения отличаются от животных?

Различие растений и животных: строение клеток, особенности питания.

2.Какие признаки характерны для живых организмов?

Признаки живых организмов: дыхание, питание, выделение, рост, размножение, развитие, раздражимость.

Вопросы после параграфа

1.Какие царства живых организмов вы знаете?

Четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.

2.Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?

Живые организмы состоят из клеток, тела неживой природы не имеют клеточного строения. Живые организмы используют энергию извне, чтобы жить. Они дышат, питаются, выделяют продукты жизнедеятельности, обладают раздражимостью, растут и развиваются. Важное свойство – способность к размножению.

3.Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?

Живые организмы воспроизводят себе подобных. Таким образом, количество живых существ на планете не уменьшается после отмирания старых.

Подумайте

1.Рассмотрите рисунок 9.Какое явление изображено на нём и почему оно получило название "цепь питания"? Самостоятельно составьте пищевую цепь, характерную для живых организмов, обитающих в вашей местности. Выясните, какое число звеньев представлено в наиболее длинной пищевой цепи.

Перед нами цепь питания. Ей дали такое название, поскольку она демонстрирует, как происходит питание различных организмов. Составим следующие пищевые цепи:
1) Солнечная энергия → Трава → Кузнечик → Мышь → Змея → Ястреб.
2) Солнечная энергия → Кукуруза → Мышь → Сова.
Схемы одноклассников похожи, поскольку мы проживаем в одной местности.

Ответы к § 4. Среды обитания организмов

Вопросы перед параграфом

1.Что такое биосфера?

Биосфера – это особая оболочка Земли, область распространения жизни.

2.Какие среды обитания организмов вы знаете?

Среды обитания организмов: почвенная, водная, наземно−воздушная.

Вопросы после параграфа

1.Какие среды обитания живых организмов вы знаете?

Четыре основные среды обитания: наземно−воздушная, водная, почвенная и живые организмы, являющиеся средой обитания для других.

2.Какие свойства характерны для водной среды обитания?

Вода обладает выталкивающей силой, ее плотность больше, чем у воздуха. Поэтому живые организмы парят в воде. Вода накапливает и удерживает тепло, в воде нет резких колебаний температуры. У воды разный соленый состав, что имеет значение для обитающих в ней живых существ.

3.Почему считают, что наземно−воздушная среда более сложная и разнообразная, чем водная?

Температура воздуха быстро меняется, поэтому организмы приспосабливаются к резким перепадам температуры. Важное значение имеет химический состав воздуха, его загрязнение негативно влияет на живых существ. Живые организмы также заставляет приспосабливаться к условиям окружающей среды меняющаяся влажность.

4.Что такое почва?

Почва – верхний рыхлый плодородный слой суши. Состоит из неорганических существ и содержит органические вещества.

5.Какова роль почвы в жизни растений?

Почва обладает плодородием, т.е. способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для жизнедеятельности. От плодородия зависит урожай возделываемых культур. Уровень плодородия зависит от наличия минеральных веществ в перегное.

6.В чем состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?

Организмы, живущие в других живых существах, часто полностью утрачивают органы и системы органов, поскольку их условия жизни отличаются постоянством.

7.Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов? Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?

Существует огромное количество разнообразных организмов, которые могут существовать во внутренних органах человека и животного. Это паразиты, бактерии, насекомые. Довольно частое явление – наличие гельминтов или глистов. Анализ на их наличие берут в поликлинике.

Подумайте

1.Почему организмы, обитающие в наземно−воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной?

Обитатели наземно−воздушной среды вынуждены приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и менять места обитания. У обитателей водной среды такой необходимости нет. Поэтому организмы, обитающие в наземно−воздушной среде, научились летать, лазать по деревьям, рыть норы и пр.

Задания

1.Составьте план параграфа.

Определение среды обитания организмов и виды сред.
Наземно−воздушная среда обитания и ее особенности.
Водная среда обитания и ее свойства.
Почва, ее свойства. Что такое плодородие.
Тела живых организмов, как среда обитания.

Ответы к § 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Вопросы перед параграфом

1.Что изучает экология?

Экология изучает отношения организмов между собой и с окружающей средой.

2.Приведите примеры влияния условий среды на организмы.

У обитателей наземно−воздушной среды разнообразные приспособления, связанные с обеспечением себя водой, особенно в засушливых условиях. Некоторые животные живут на сухом корме, как, например, тушканчики. Температура воздуха также оказывает влияние на организмы. Например, медведи впадают на зиму в спячку, а шубка зайцев сменяется с серой на белоснежную.

Вопросы после параграфа

1.Что такое экологические факторы?

Экологические факторы – это условия среды, оказывающие влияние на существование и географическое распространение живых существ.

2.Какие группы экологических факторов вам известны?

Три группы: абиотические, биотические, антропогенные.

Подумайте

1.Какое значение для жизни на нашей планете имеют зелёные растения?

Значение зеленых растений определяется их способностью создавать органические вещества из углекислого газа и воды с использованием световой энергии. Процесс называется фотосинтез. Путем фотосинтеза растения образуют большое количество органических соединений. Растения используются человеком как источник питания, топлива и строительных материалов, в качестве сырья для переработки в различных отраслях хозяйства. Поглощая углекислый газ и выделяя кислород, зеленые растения обогащают атмосферу кислородом, необходимым для дыхания всех живых существ. Растения играют почвозащитную и водоохранную роль. Велико эстетическое значение растений в жизни человека.

Задания

1.Чтобы лучше усвоить учебный материал, научитесь правильно работать с текстом учебника.

План параграфа 5:
1. Экологические факторы.
2. Абиотические факторы.
3. Биотические факторы.
4. Антропогенные факторы.