ГЛАВА 3. Царство грибы

Ответы к § 13. Общая характеристика грибов

Вопросы перед параграфом

1.Как бактерии способствуют круговороту веществ в природе?

Бактерии — важнейшее звено общего круговорота веществ в природе. Бактерии разлагают сложные вещества на простые, которые снова используют растения. Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных, выделения живых организмов и разные отбросы. Питаясь этими органическими веществами, сапротрофные бактерии гниения превращают их в перегной.

2.Какие грибы вы знаете?

Существуют съедобные и несъедобные грибы. Не употребляют в пищу мухоморы и поганки. Пригодными к пище считаются опята, маслята, лисички, боровики.

Вопросы после параграфа

1.Каковы общие признаки грибов?

Грибы относятся к гетеротрофам по способу питания − питаются готовыми органическими веществами. Грибы−сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами, а грибы−паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счёт. Клеточная стенка хорошо выражена и имеет скелетные элементы из хитина и целлюлозы. Пластиды в клетках отсутствуют. Тело гриба состоит из гиф — тонких ветвящихся нитей. Бывают многоклеточные и одноклеточные.

2.Как питаются грибы?

Для питания грибам необходимо готовое органическое вещество, что сближает их с животными. Нот поглощают пищу они путем всасывания, как растения.

3.Как размножаются грибы?

Размножаются грибы бесполым или половым путём. Бесполое размножение происходит при помощи специализированных клеток — спор или вегетативно. Вегетативное размножение осуществляется частями грибницы или почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов). У некоторых грибов существует половое размножение. В этом случае грибница образуется в результате слияния специализированных половых клеток.

4.Какую роль играют грибы в природе и жизни человека?

Разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в круговороте веществ в природе и в образовании плодородного слоя почвы. Из некоторых грибов получают ценные лекарства. Съедобные грибы употребляют в пищу. Грибы необходимы при изготовлении хлеба, сыров, в виноделии.

Подумайте

1.Почему грибы были выделены в самостоятельное царство живых организмов?

Грибы сочетают признаки растений и животных и обладают собственными уникальными признаками.

Задания

1.Используя примеры из своего жизненного опыта, подготовьте сообщение «Роль грибов в жизни человека».

Значение грибов не ограничивается только использованием их в пищу. В пищевой промышленности грибы используются в процессе брожения. Грибы рода пеницилл используют для производства пенициллина, гризеофульвина и других антибиотиков. Но не все грибы полезны. Так, плесени вызывают гниение и порчу продуктов, зерна, фруктов, а также тканей. Многие грибы−сапрофиты – активные разрушители древесины. Поселяясь на деревянных частях домов и других построек, на шпалах и столбах, на штабелях лесоматериалов в складах, грибы приводят древесину в полную негодность. На полях во время сбора урожая можно заметить колосья странного чёрного цвета, похожие на обуглившиеся головешки. Если присмотреться к ним, то становится заметно, что колос покрыт мельчайшими черными пылинками. Эти пылинки представляют собой споры гриба−паразита головни. Различные виды головнёвых грибов поражают овёс, ячмень, просо, кукурузу, пшеницу и другие злаки.

Ответы к § 14. Шляпочные грибы

Вопросы перед параграфом

1.Какие съедобные грибы вы знаете?

Названия съедобных грибов: белый гриб, лисички, вешенка, рыжик, опята, моховик, сыроежка, трутовик, трюфель, боровик, грузди, масленок, подосиновик, подберезовик, рядовка, шампиньоны, чайный гриб.

2.Какие ядовитые грибы вам известны?

Известные ядовитые грибы: Бледная поганка, Мухомор, Чешуйница, Волоконница, Ложноопенок, Ложнодождевик.

3.Что такое симбиоз?

Это сожительство двух организмов разных видов, приносящее им взаимную пользу.

Вопросы после параграфа

1.Какие грибы называют шляпочными?

Шляпочными называются грибы с ножкой и шляпкой. К ним относятся белые грибы, подберёзовики и подосиновики, разноцветные сыроежки, рыжики и многие другие.

2.Что такое грибница и плодовое тело гриба?

Грибница — главная часть каждого гриба. Если в том месте, где снят гриб, слегка разрыть почву, можно обнаружить тонкие ветвящиеся белые нити — грибницу. Клетки грибницы шляпочных грибов чаще двухъядерные и не содержат пластид. На грибнице развиваются плодовые тела – ножка и шляпка гриба. Шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковы, а в шляпке они образуют два слоя — верхний, покрытый кожицей, окрашенной разными пигментами, и нижний.

3.Как образуются споры у шляпочных грибов?

В трубочках или на пластинках шляпки образуются особые клетки — споры, с помощью которых грибы размножаются. Созревшие мелкие и лёгкие споры высыпаются, их подхватывает и разносит ветер. Разносят их насекомые и слизни, а также белки и зайцы, поедающие грибы. Споры не перевариваются в пищеварительных органах этих животных и выбрасываются наружу вместе с помётом.

4.Почему некоторые грибы могут жить только вблизи деревьев?

Между определёнными видами деревьев и грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму, то есть симбиоз. Подберёзовики чаще всего можно встретить в березняке, белые грибы — вблизи берёз, сосен, елей и дубов, рыжики — в сосновых и еловых лесах, подосиновики — в осинниках. Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его, образуя грибокорень, или микоризу. Грибница поглощает из почвы воду и растворённые минеральные вещества, которые поступают из неё в корни деревьев. В свою очередь, грибница получает органические вещества, необходимые ей для питания и образования плодовых тел из корней деревьев.

5.Какие съедобные и ядовитые грибы вы знаете?

Наиболее ценными из съедобных грибов считаются шампиньоны, белые, маслята, подосиновики, подберёзовики, грузди. Наиболее опасны бледная поганка, мухомор, желчный гриб, ложные лисички и ложные опята.

6.Как выращивают грибы в искусственных условиях?

Искусственным образом выращивают шампиньоны. В специальных цехах устанавливают четырёхъярусные стеллажи (полки). На них в питательную почву высаживают грибницу. В помещении цехов поддерживают такую температуру и влажность воздуха и почвы, при которых плодовые тела быстро растут. С 1 м2 почвы снимают более 20 кг плодовых тел шампиньонов. В год можно получить до пяти урожаев грибов.

Подумайте

1.В чём отличие спор грибов от спор бактерий?

Споры грибов необходимы для размножения, а споры бактерий − это форма, в которой они переживают неблагоприятный для существования и опасный для жизни период.

Строение плодовых тел шляпочных грибов

1.Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части.

Части плодового тела: шляпка, ножка.

2.Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учётом их строения разделите грибы на пластинчатые и трубчатые.

У трубчатых грибов нижний слой шляпки состоит из многочисленных трубочек. У пластинчатых грибов нижний слой плодовых тел образован многочисленными пластинками.

Задания для любознательных

1.Летом соберите грибы, положите на тёмную бумагу шляпки пластинчатого и трубчатого грибов (нижней стороной). Через сутки осторожно снимите шляпки с бумаги, вы увидите на ней своеобразный рисунок, который образован высыпавшимися спорами.

Строение нижнего слоя шляпки отпечатается на листе бумаги. У трубчатых – сеточка из трубочек, у пластинчатых – отпечатки пластинок.

Ответы к § 15. Плесневые грибы и дрожжи

Вопросы перед параграфом

1. Где поселяется плесень?

Плесень поселяется во влажных, теплых и сырых местах.

2.Для чего нужны дрожжи?

Дрожжи нужны для того чтобы тесто поднималось, было пористым и воздушным. Также дрожжи используют для изготовления пива и вина.

Плесневый гриб мукор

1.Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок, состоящий из тонких нитей мукора. Рассмотрите в лупу плесень в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами.
2.Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.
3.Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры.
4.Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Рисунок 1

Основа мукора − мицелий, представляющий собой большую разветвлённую клетку с множеством ядер. С помощью белых нитей (гифа) это тело закрепляется в почве. Плесень, видная невооружённым глазом, это спорангиеносцы — волоски, растущие из основного тела−грибницы. Если паразит поселился в комфортных условиях, то эти волоски достигнут нескольких сантиметров высоту. В процессе созревания мукора на спорангиеносцах появляются спорангии — коробочки, содержащие споры для размножения. На последнем этапе роста у мукора лопаются оболочки спорангиев, и тысячи созревших спор, готовых дать жизнь следующим поколениям грибных колоний, рассыпаются во все стороны.

Строение дрожжей

1.
1.Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1—2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло. Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рисунком 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты — почки.
2. Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей.
3. На основе проведённых исследований сформулируйте выводы.

Части клетки дрожжей: митохондрия почки, вакуоль, ядро, почка, дрожжевая клетка.
Дрожжи относятся к одноклеточным грибам, содержащим ядро. Размножение дрожжей осуществляется благодаря выростам – почкам. Процесс называется – почкование. Ветвящиеся цепочки образуются в процессе почкования.

Рисунок 2

Вопросы после параграфа


1.Какое строение имеет мукор?

Грибница мукора состоит всего из одной сильно разросшейся и разветвлённой клетки с множеством ядер в цитоплазме.

2.Как он размножается?

Размножается мукор обрывками грибницы или спорами. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх и расширяются на концах. В этих чёрных расширениях, похожих на головки, образуются споры. Эти головки называют спорангиями. После созревания спор головки лопаются, и споры разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, они прорастают в грибницу.

3.Из чего получают лекарство пенициллин?

Пенициллин получают из плесневого гриба — пеницилла. В клетках пеницилла образуется вещество, убивающее некоторые болезнетворные бактерии. Его специально разводят, чтобы получать лекарства для лечения многих болезней.

4.Чем пеницилл отличается от мукора? Что общего у этих плесневых грибов?

Грибница пеницилла, в отличие от грибницы мукора, состоит из ветвящихся нитей, разделённых перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках.

5.В чём особенность строения и размножения дрожжей?

Эти микроскопические грибы состоят из одной клетки, имеющей форму шарика. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. Размножаются дрожжи почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, которая вскоре отделяется от материнской. Почкующиеся клетки дрожжей похожи на ветвящиеся цепочки.

6.Для чего разводят дрожжи?

Человек разводит дрожжи, чтобы использовать их для приготовления хлеба, пива, вина.

Подумайте

1.Как можно объяснить появление плесневых грибов на хлебе, фруктах и других продуктах?

Плесень появляется на хлебе, фруктах и других продуктах, поскольку на их поверхности образуется комфортная тёплая температура и повышенная влажность, т.е. оптимальные условия для размножения.

Ответы к § 16. Грибы-паразиты

Вопросы перед параграфом

1.Какие организмы называют паразитами?

Паразиты − организмы, питающиеся другими организмами и использующие свои жертвы как среду обитания, но при этом не убивающие жертву.

2.Приведите примеры организмов−паразитов.

Вши, гельминты, личинки мух, болезнетворные бактерии, глисты.

Вопросы после параграфа

1.Какие грибы называют грибами−паразитами?

Грибами−паразитами называют грибы, вызывающие различные болезни растений, животных и человека.

2.Как происходит заражение зерновых культур головнёвыми грибами?

Споры головни попадают на здоровые зерновки во время уборки урожая и молотьбы и сохраняются на них до посева. Вместе с зерном споры попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки зерновых растений и растёт внутри стебля, питаясь его соками. Ко времени цветения злаков грибница головнёвого гриба достигает колоса. Здесь она сильно разрастается, образует массу спор, разрушает зерновки и превращает их в чёрную пыль. Колоски становятся похожи на обуглившиеся головешки.

3.Какой вред наносят деревьям трутовики?

Трутовики разрушают древесину деревьев, нанося большой вред лесному хозяйству, садам и паркам. Их споры проникают в дерево через раны, появляющиеся в коре при поломке ветвей, морозобоинах, солнечных ожогах и других повреждениях. Споры прорастают в грибницу, которая распространяется по древесине, разрушает её, делает трухлявой.

4.Как предупреждают заражение деревьев грибами трутовиками?

Споры трутовика проникают через поврежденную кору. Поэтому для предупреждения заражения необходимо беречь деревья и не ломать ветки. Поврежденные места необходимо замазывать садовым варом. Нельзя использовать стволы деревьев, поражённые трутовиками, и полученные из них материалы при строительстве различных сооружений, т.к. грибница продолжает жить в мертвой древесине.

5.Каковы общие признаки грибов?

Грибы обладают гетеротрофным типом питания, лишены хлорофилла, клеточная стенка состоит из хитина.

Подумайте

1.Что общего и в чём различия между симбиозом и паразитизмом?

Симбиоз и паразитизм – это виды взаимодействия живых организмов в природе. Отличие состоит в том, что при симбиозе выгоду получают оба организма, а при паразитизме – только паразит.

Задания

1.На основании изучения материала параграфов и дополнительной литературы составьте сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека».

Грибы похожи на растения, но они во многом сходны с животным миром. Грибы в отличие от растений не способны к фотосинтезу, к созданию органического вещества из неорганического, им нужны в окружающей среде органические соединения. Но они их поглощают не как животные, имеющие специальные ротовые органы, пищеварительный тракт и так далее, а всем своим телом. Это уникальные организмы. Ученые до сих пор не определили, к какому царству их отнести: к растениям или животным. Поэтому их выделили в особое царство – Грибы.
Длительность жизни, способ питания и размножения определяют их ценность. Они участвуют практически во всех процессах жизнедеятельности, вступая в симбиоз с растениями и животными. Роль грибов в круговороте веществ заключается в том, что, как и бактерии, эти организмы способствуют разложению всех органических элементов, которые остаются после смерти животных и растений. Часто грибы образуют микоризу с растениями. Благодаря этому процессу дерево или куст получают больше питательных веществ и влаги из почвы. В природе грибы имеют значение для животных, т.к. обеспечивают их питание. Запасенные на зиму представители ряда видов и редкие зимние виды полезны для грызунов и птиц, когда погода снежная и морозная. Лоси, косули и кабаны с удовольствием лакомятся этими организмами зимой и летом, доставая их из−под опавшей листвы и веток.

В жизни человека грибы играют огромную роль. Они используются в таких сферах:
•в пищевой промышленности;
•в микробиологической промышленности;
•в хозяйственной сфере.

Задания для любознательных

1.Осмотрите деревья в микрорайоне школы. Если найдёте повреждения коры, аккуратно заделайте их садовым варом. Отметьте деревья, поражённые грибами−паразитами. Сбейте и сожгите плодовые тела грибов трутовиков.

Практическая работа.

2.Обследуйте посевы сельскохозяйственных культур. Найдите растения, поражённые различными грибами−паразитами. Зарисуйте или сфотографируйте растения, поражённые грибами−паразитами.

Практическая работа