ГЛАВА 2. Царство бактерии

Ответы к § 11. Строение и жизнедеятельность бактерий

Вопросы перед параграфом

1.На какие царства принято разделять живые организмы?

Царства живых организмов: растения, грибы, бактерии, животные.

2.Какое строение имеет растительная клетка?

Растительная клетка имеет толстую клеточную стенку, цитоплазму, цитоплазматическую мембрану, пластиду, вакуоль, ядро.

Вопросы после параграфа

1.Какое строение имеет бактериальная клетка?

Бактериальная клетка состоит из жгутиков, цитоплазмы, плотной клеточной оболочки, рибосом, клеточной стенки.

2.Какое строение имеет бактериальная клетка?

Бактериальная клетка состоит из жгутиков, цитоплазмы, плотной клеточной оболочки, рибосом, клеточной стенки.

3.Какие бактерии называют сапрофитами, а какие − паразитами?

Бактерии различаются по способу питания. Сапрофиты и паразиты питаются готовыми органическими веществами. Сапрофиты получают органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов. Паразиты питаются органическими веществами живых организмов. Существуют бактерии, паразитирующие в теле бактерий других видов. Среди бактерий−паразитов много болезнетворных, вызывающих различные заболевания у растений, животных и человека.

4.Как бактерии размножаются?

Бактерии размножаются делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление клеток происходит через каждые 20—30 мин. Потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно заполнить все моря и океаны. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибает под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65—100°С, под действием дезинфицирующих веществ, в результате борьбы между видами и т.д.

5.Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий?

При недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри её на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются в неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают в кипящей воде.

Подумайте

1.Чем можно объяснить широкое распространение бактерий на нашей планете?

Бактерии быстро приспосабливаются к изменяющимся и даже экстремальным условиям окружающей среды. При неблагоприятных условиях бактерии преобразуются в споры и в таком виде распространяются на большие расстояния. Поэтому бактерии освоили различные места обитания и широко распространились.

Задания

1.Вымойте клубень картофеля, не очищая его от кожуры, нарежьте ломтиками. Натрите ломтики мелом и поместите в чашку Петри. Чашку поставьте в тёплое место с температурой 25—30 °С. Через 2—3 суток на поверхности ломтиков образуется плотная морщинистая плёнка. Маленький кусочек плёнки разотрите в капле воды и рассмотрите под микроскопом бактерии картофельной палочки. Они подвижны, обладают жгутиками и могут образовывать споры.

Практическая работа.

2.Для получения культуры сенной палочки положите в колбу с водой немного сена, горлышко колбы закройте ватой и кипятите содержимое в течение 15 мин, чтобы уничтожить другие бактерии, которые могут оказаться в колбе. Сенная палочка при кипячении не погибает.
Полученный настой сена отфильтруйте и на несколько дней поставьте в помещение с температурой 20—25 °С. Сенная палочка будет размножаться, и вскоре поверхность настоя покроется плёнкой из бактерий.
Стеклянной палочкой перенесите частичку плёнки на предметное стекло, накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом. Добавьте под покровное стекло каплю метиленовой синьки или чернил, разбавленных водой. На голубом фоне бактерии видны гораздо лучше. Некоторые из них подвижны, а у неподвижных внутри видны блестящие овальные образования. Это споры.

Практическая работа.

3.Большинство бактерий гибнет при температуре +65—100°С, но споры некоторых из них переносят нагревание до +140°С и охлаждение до –253°С.
Нагрейте отфильтрованный настой. Выясните, при какой температуре бактерии сенной палочки погибают.

Бактерии сенной палочки выдерживают нагревание до 60°С и погибают при более высокой температуре.

Ответы к § 12. Роль бактерий в природе и жизни человека

Вопросы перед параграфом

1.Какие бактерии называют сапрофитами?

Сапрофиты – это бактерии, которые питаются органическими веществами из отмерших организмов или выделений живых организмов.

2.Какие бактерии называют паразитами?

Паразиты – это бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов.

3.Что такое фотосинтез?

Фотосинтез – это образование в клетках зелёных растений и водорослей углеводов из углекислоты и воды под воздействием света, поглощаемого хлорофиллом растений.

4.Какие примеры круговорота веществ в природе вы знаете?

Круговорот воды – это классический пример круговорота веществ в природе. С поверхности водоемов вода испаряется и конденсируется в атмосфере. Затем вода выпадает в виде осадков и впитывается в почву. Влага из почвы попадает в грунтовые воды, которые впадают в реки и озера и затем – в моря и океаны.
Также в качестве примера можно привести круговорот углерода. В процессе фотосинтеза углерод попадает в атмосферу и рассеивается на большой территории. Попадая в водяные пары, углерод попадает с осадками в почву.

Вопросы после параграфа

1.В чём значение бактерий в природе?

Бактерии — важнейшее звено общего круговорота веществ в природе. Бактерии разлагают сложные вещества на простые, которые снова используют растения. Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных, выделения живых организмов и разные отбросы. Питаясь этими органическими веществами, сапротрофные бактерии гниения превращают их в перегной. Они — своеобразные санитары нашей планеты.

2.Что вы знаете о клубеньковых бактериях?

Клубеньковые бактерии поселяются в корнях бобовых растений. Проникнув в корни бобовых, эти бактерии вызывают разрастание клеток корней и образование на них клубеньков. Эти бактерии выделяют азотные соединения, которые используют растения. От растений бактерии получают углеводы и минеральные соли. Таким образом, между бобовым растением и клубеньковыми бактериями существует тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Это явление называется симбиоз.

3.Как человек использует молочнокислые бактерии?

Молочнокислые бактерии используются в пищевой промышленности. Питаясь сахаром, содержащимся в молоке, они образуют молочную кислоту. Под её действием молоко превращается в простоквашу, а сливки — в сметану. Квашение овощей, силосование кормов тоже происходит с помощью молочнокислых бактерий. Образовавшаяся молочная кислота предохраняет овощи и корма от порчи.

4.Как можно защитить продукты питания от бактерий?

Чтобы защитить продукты от бактерий, их сушат, солят, маринуют, засахаривают, консервируют. При консервировании плотно закрытые банки нагревают. При этом погибают не только бактерии, но и их споры.

5.Как бактерии попадают в организм человека и какой вред они наносят?

В организм проникают болезнетворные бактерии и вызывают заболевания. Проникновение происходит через мельчайшие капельки слюны при разговоре, кашле и чихании, при употреблении пищи или воды, в которую попали болезнетворные бактерии.

6.Какие болезни, вызываемые бактериями, вам известны?

Бактерии вызывают тиф, холеру, ботулизм, гастрит, коклюш, язву желудка, дифтерию, столбняк, туберкулёз, ангину, менингит, сап, сибирскую язву, бруцеллёз.

7.Какие условия способствуют распространению болезнетворных бактерий?

Антисанитарные условия, грязь, большая скученность людей, несоблюдение правил личной гигиены создают благоприятные условия для быстрого размножения и распространения болезнетворных бактерий. Это может вызвать эпидемию, то есть массовое заболевание людей.

8.Какие меры применяют для борьбы с заболеваниями, вызываемыми бактериями?

Для борьбы с заболеваниями проводят специальные мероприятия. Установлен строгий врачебный контроль за источниками воды и пищевыми продуктами. На водопроводных станциях воду очищают в специальных отстойниках, пропуская её через фильтры, хлорируют, озонируют. Больные получают лекарства, которые убивают болезнетворных бактерий. Для уничтожения бактерий в помещении, где находится заразный больной, проводят дезинфекцию, то есть опрыскивание или окуривание химическими веществами, вызывающими гибель бактерий. Солнечный свет также губителен для многих бактерий, например для бактерий туберкулёза. Для предупреждения заразных заболеваний применяют предохранительные прививки.

Подумайте

1.Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?

Бактерии участвуют в круговороте веществ в природе. Без них не смогли бы жить другие организмы, т.к. бактерии участвуют во всех процессах жизнедеятельности и являются звеньями всех цепей питания. Благодаря бактериям создаются питательные вещества путем фотосинтеза и утилизируются отмершие организмы.

Задания

1.Выясните, какие бактериальные препараты продаются в специализированных магазинах вашего населённого пункта.

В магазинах продаются бактериальные удобрения для роста растений, бактериальные препараты для уничтожения крыс и мышей, для улучшения состава и повышения активности полезной почвенной микрофлоры, для защиты леса от вредителей. В аптеке можно найти лекарства на основе бактериальных лизатов – Бронхо−Мунал, Бронхо−Ваксом, Уро−Ваксом и др.

2.Сделайте тонкие срезы корней бобовых растений (клевер, горох, люпин, люцерна и др.) в разные периоды их жизни. Рассмотрите их под большим увеличением микроскопа. Зарисуйте увиденное в тетради. Сделайте вывод.

При увеличении видны пузырьки – содержимое клубеньков. В них содержатся бактерии азотфиксаторы, которые активируют рост растительных тканей, накапливают биомассу, фиксируют атмосферный азот, доступный для растений, с которыми он состоит в симбиозе.