ГЛАВА 1. Клеточное строение организмов

Ответы к § 6. Устройство увеличительных приборов
Вопросы перед параграфом

1.Какие увеличительные приборы вы знаете?

Лупа и микроскоп.

2.Для чего их применяют?

Микроскоп используют, чтобы лучше рассмотреть клетки растений. Лупа нужна, чтобы увеличить элементы предмета и рассмотреть их лучше.

Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений

1. Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?
Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?
Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

1) Главная часть лупы – увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. У ручных луп есть рукоятка. У штативных – подставка – штатив.
2) У плодов неоднородное строение. Плоды состоят из одинаковых на вид клеток.
3) Клетки обладают округлой формой.

Устройство микроскопа и приемы работы с ним

1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, винты, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.

1) Тубус − цилиндр, в который сверху вставляют окуляры. Тубус подвижно соединен с головкой тубусодержателя, его фиксируют стопорным винтом в определенном положении.
Окуляр состоит из 2−3 линз, вмонтированных в металлический цилиндр. Между линзами расположена постоянная диафрагма, определяющая границы поля зрения. Нижняя линза фокусирует изображение объекта, построенное объективом в плоскости диафрагмы, а верхняя служит непосредственно для наблюдения.
Винт используют для значительного перемещения тубусодержателя с целью фокусировки объекта при малом увеличении.
Объектив − одна из важнейших частей микроскопа, поскольку он определяет полезное увеличение объекта. Объектив состоит из металлического цилиндра с вмонтированными в него линзами, число которых может быть различным. Увеличение объектива обозначено на нем цифрами.
Предметный столик предназначен для расположения на нем препарата. В середине столика имеется круглое отверстие, в которое входит фронтальная линза конденсора. На столике имеются две пружинистые клеммы − зажимы, закрепляющие препарат.
Зеркало служит для направления света через конденсор и отверстие предметного столика на объект.
Подставка − это основание микроскопа.
Чтобы узнать, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта, число, указанное на окуляре умножают на число, указанное на используемом объекте.

2) Правила использования микроскопа:
1. Располагайте микроскоп в удалении от края стола.
2. Мойте руки перед использованием прибора.
3. Не трогайте пальцами окуляр, объектив, зеркало.
4. Объектив не должен касаться препарата.

3) Поставьте микроскоп штативом к себе против левого плеча на 5—10 см от края стола. Зрительную трубку опустите вниз на 1—2 мм от предметного столика. Направьте свет при помощи подвижного зеркальца на предметный столик. Вращайте зеркальце осторожно, смотрите в окуляр, добиваясь самого яркого изображения. Положите на предметный столик напротив отверстия в нем готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения.

Вопросы после параграфа

1.Какие увеличительные приборы вы знаете?

Лупа и микроскоп.

2.Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает?

Лупа – простой увеличительный прибор, состоящий из увеличительного стекла, выпуклого с двух сторон и вставленного в оправу. Виды: ручные и штативные. Ручная увеличивает в 2−20 раз. Штативная – в 10−25 раз.

3.Как устроен микроскоп?

В зрительную трубку (тубус) вставлены увеличительные стекла (линзы). В верхней части тубуса расположен окуляр, состоящий из оправы и двух увеличительных стекол, через окуляр можно рассмотреть объекты. На нижнем конце тубуса размещен объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол. Тубус закреплен на штативе, к которому прикреплен предметный столик с отверстием. Под столиком – зеркало.

4.Как узнать, какое увеличение дает микроскоп?

Для этого число, указанное на окуляре умножают на число, указанное на используемом объекте.

Подумайте

1.Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?

Главный принцип работы светового микроскопа состоит в том, что через прозрачный предмет проходят лучи света и попадают на систему линз объектива, которые увеличивают изображение. Через непрозрачные предметы свет не проходит, поэтому изображения мы не увидим.

Задания

1.Выучите правила работы с микроскопом. Используя дополнительные источники информации, выясните, какие подробности строения живых организмов позволяют рассмотреть самые современные микроскопы.

Электронные микроскопы позволяют рассмотреть очень маленькие объекты. В них можно рассмотреть клетки живых организмов и даже их внутреннюю структуру на молекулярном уровне, а также многое другое из того, что не видно обычным глазом.

Ответы к § 7. Строение клетки

Вопросы перед параграфом

1.Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?

В световом микроскопе для увеличения предметов используются особенности распространения света.

2.Как называют мельчайшие крупинки, из которых состоят плоды и другие органы растений?

Мельчайшие крупинки – это клетки.

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

1.Рассмотрите на рисунке 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
Пипеткой нанесите 1−2 капли воды на предметное стекло.
При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем темную полосу, окружающую клетку, − оболочку; под ней золотистое вещество − цитоплазму (она может занимать всю клетку или находится около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазму по цвету).
Зарисуйте 2−3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Результат практической работы:

Видны прозрачные клетки, заполненные жидкостью. Форма клеток одинакова.
Границы клеток стали более четкими. Цвет клеток изменился, стал коричневым.

Рисунок 1

Пластиды в клетках листа элодеи

1.Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.
Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

Рисунок 2

Вопросы после параграфа

1.Как приготовить препарат кожицы чешуи лука?

Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей. Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

2.Какое строение имеет клетка?

Любая клетка имеет оболочку, цитоплазму, в которой расположены органоиды (ядро с ядрышком) и вакуоли с клеточным соком.
Оболочка придает форму клетке и защищает от внешних воздействий.
Цитоплазма — это живое бесцветное вязкое вещество, в котором расположены все органоиды клетки, важнейшим из которых является ядро.
Ядро имеет сложный состав и строение. Без ядра клетка не может расти, делиться и через некоторое время погибает. Цитоплазма и ядро — важнейшие части клетки. В цитоплазме расположены пластиды — зернистые образования различной формы.
Между оболочками клеток находится межклеточное вещество, соединяющее клетки.

3.Где находится клеточный сок и что в нем содержится?

В клетках, особенно в старых, расположены полости с клеточным соком, которые называются вакуолями. В клеточном соке вакуолей содержатся сахар, соли, красящие вещества, растворенные в воде.

4.В какой цвет красящие вещества, находящиеся в клеточном соке и в пластидах, могут окрашивать различные части растений?

У цветковых растений пластиды могут быть зеленой окраски (хлоропласты), желтой, оранжевой, красной (хромопласты) и бесцветные (лейкопласты). От пластид зависит окраска органов растения.

Задания

1.Приготовьте препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид. Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?

Клетки кожицы лука и плодов разные по геометрическому рисунку. Цвет пластид различается. У плодов пластиды разноцветные, а в клетках кожицы лука пластиды бесцветные. Вакуоли в клетках мякоти плодов более мелкие и разбросаны по клетке, в клетках кожицы чешуи лука их меньше и они крупнее.

Задания для любознательных

1.Вы можете сами приготовить «исторический» препарат. Для этого положите тонкий срез светлой пробки в спирт. Через несколько минут начните добавлять воду по каплям, чтобы удалить из ячеек — «клеток» воздух, затемняющий препарат. Затем рассмотрите срез под микроскопом. Вы увидите то же, что Р. Гук в XVII в.

Мы увидим, что пробка состоит из ячеек, которые Гук назвал клетками.

Ответы к § 8. Химический состав клетки

Вопросы перед параграфом

1.Что такое химический элемент?

Химический элемент – это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра и числом протонов, совпадающим с порядковым номером в таблице Менделеева.

2.Какие органические вещества вам известны?

Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

3.Какие вещества называют простыми, а какие сложными?

Простые вещества состоят из атомов одного элемента. Например, водород, железо, ртуть. Сложные вещества состоят из атомов разных элементов. К ним относится вода, сульфид железа.

Вопросы после параграфа

1.Каких химических элементов больше всего в клетке?

98% массы любой клетки приходится на углерод, водород, кислород и азот. 2% составляют такие химические элементы, как калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и сера.

2.Какую роль в клетке играет вода?

Благодаря воде клетка становится упругой. Вода определяет ее форму и участвует в обмене веществ. Чем интенсивнее происходит обмен веществ в клетке, тем больше в ней воды.

3.Какие вещества относятся к органическим?

К органическим веществам относятся белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

4.Каково значение органических веществ в клетке?

При расщеплении углероды передают клетке энергию, необходимую для жизнедеятельности. Благодаря углеводам клетка приобретает прочность. Углеводы запасаются в клетках в виде крахмала и сахара.
Белки участвуют в процессах жизнедеятельности, входят в состав клеточных структур и запасаются в клетках.
При расщеплении жиров высвобождается энергия, необходимая организму. Жиры также откладываются в клетках.
Нуклеиновые кислоты сохраняют наследственную информацию и передают ее потомкам.

Подумайте

1.Почему клетку сравнивают с «миниатюрной природной лабораторией»?

В клетке, как в химической лаборатории, синтезируются и претерпевают изменения различные химические соединения.

Ответы к § 9. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост

Вопросы перед параграфом

1.Что такое хлоропласты?

Хлоропласты – зеленые пластиды, встречающиеся в клетках растений и водорослей. Участвуют в фотосинтезе.

2.В какой части клетки они располагаются?

Хлоропласты располагаются в цитоплазме.

Наблюдение движения цитоплазмы

1.Наблюдать движение цитоплазмы вы сможете, приготовив микропрепараты листьев элодеи, валлиснерии, корневых волосков водокраса, волосков тычиночных нитей традесканции виргинской.
1. Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты.
2. Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движения цитоплазмы.
3. Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы.

Цитоплазма двигается внутри клеток по кругу, вдоль стенок. Хлоропласты движутся вместе с цитоплазмой для эффектного поглощения солнечных лучей.

Рисунок 1

Вопросы после параграфа

1.Как можно наблюдать движение цитоплазмы?

Движение цитоплазмы можно наблюдать, приготовив микропрепараты листьев элодеи, валлиснерии, корневых волосков водокраса и др. Затем необходимо рассмотреть микропрепараты под микроскопом и отметить движение цитоплазмы.

2.Какое значение для растений имеет движение цитоплазмы в клетках?

Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем с большей скоростью движется цитоплазма.

3.Из чего состоят все органы растения?

Органы растений состоят из клеток.

4.Почему не разъединяются клетки, из которых состоит растение?

Клетки не разъединяются благодаря нитям цитоплазмы и межклеточному веществу, которое находится между оболочками соседних клеток. При его разрушении клетки разъединяются.

5.Как поступают вещества в живую клетку?

Вещества поступают в клетку через клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников. Вещества растение получает из почвы и воздуха.

6.Как происходит деление клеток?

Делению клетки предшествует деление ее ядра. Ядро увеличивается, и в нем становятся видны тельца цилиндрической формы – хромосомы. Тельца передают наследственную информацию от клетки к клетке. Каждая хромосома копирует саму себя. В результате появляется 2 одинаковые части. Части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой клетки оказывается столько же хромосом, сколько было в исходной клетке. Содержимое равномерно распределяется между двумя новыми клетками.

7.Чем объясняется рост органов растения?

Органы растут за счет деления клеток.

8.В какой части клетки находятся хромосомы?

Ядро клетки содержит хромосомы.

9.Какую роль играют хромосомы?

Хромосомы передают наследственные признаки от клетки к клетке.

10.Чем отличается молодая клетка от старой?

Ядро молодой клетки располагается в центре. В старой содержится одна большая вакуоль, цитоплазма прилегает к клеточной оболочке. Молодая содержит много мелких вакуоле.

Подумайте

1.Почему клетки имеют постоянное число хромосом?

Число хромосом постоянное, т.к. в процессе деления каждая хромосома создает себе копию.
Клетки имеют постоянное число хромосом, потому что перед ее делением каждая хромосома удваивается (строит себе копию). Хромосомы−близнецы по одной из каждой пары расходятся к полюсам клетки. Затем клетка делится на две части, и в результате обе дочерние клетки имеют вновь первоначальное число хромосом.

Задания для любознательных

1.Изучите влияние температуры на интенсивность движения цитоплазмы. Наиболее интенсивным оно, как правило, бывает при температуре 37 °C. но уже при температуре выше 40—42 °C оно прекращается.

Цитоплазма движется наиболее интенсивно при температуре 37 градусов, так как это самая оптимальная температура. При еще большем повышении температуры цитоплазма вскипает. Соответственно при понижении движение замедляется, после чего замерзает.

Ответы к § 10. Ткани

Вопросы перед параграфом

1.Одинакова ли форма и размеры клеток чешуи кожицы лука и листа элодеи?

Они различны по размеру и форме, так как относятся к разным видам растений. Клетки кожицы лука небольшие и вытянутые, а клетки элодеи крупные и прямоугольные.

2.Какие различия в строении этих клеток вы отметили?

Клетки кожицы лука прозрачные, с тонкой оболочкой, вытянутые по своей форме. В листе элодеи есть хлоропласты, потому она имеет зеленый цвет. Ее клетки по форме напоминают прямоугольник, имеют плотную оболочку.

Вопросы после параграфа

1.Что называют тканью?

Ткань – это совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определенные функции.

2.Какие виды тканей известны у растений?

Образовательные, основные, проводящие, механические, покровные.

3.Какое строение могут иметь клетки проводящей ткани?

У клеток проводящей ткани строение в виде трубок, по которым передвигаются питательные вещества.

4.Какую функцию выполняют клетки образовательной ткани?

Клетки образовательной ткани делятся, образуя новые клетки, из которых формируются другие ткани.

Подумайте

1.Чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани?

Клетки разных тканей выполняют различные функции. Клетки механической ткани отвечают за прочность растений, поэтому они образованы группами клеток с утолщёнными оболочками.

Задания

1.Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей, отметьте особенности строение их клеток. По результатам изучения микропрепаратов и текста параграфа заполните таблицу.

Рисунок 1