Стр. 60-71 Изменение глаголов по временам

93. Измените данные глаголы по вопросам. Укажите их время.

Стоять, лететь, рисовать, мечтать.

(Что делал?) (прош. время) — стоял, летел, рисовал, мечтал.
(Что делает?) (наст. время) — стоит, летит, рисует, мечтает.
(Что будет делать?) (буд. время) — будет стоять, будет лететь, будет рисовать, будет мечтать.

94. Прочитайте текст А. Ишимовой. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо.

   В старину в отечестве нашем, России, не был[о] (прош.вр.) таких прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы так весело бега[ете] (наст.вр.) в тени прохладных садов, некогда был[и] (прош.вр.) непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки.
   В этих местах был[и] (прош.вр.) и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время. В них жил[и] (прош.вр.) люди, красивые лицом и станом, гордые... делами предков, честные, добрые и ласковые.
   Их называл[и] (прош.вр.) славянами.

Найдите в тексте глаголы, укажите их время, выделите суффиксы (если они есть) и окончания.

Письменно ответьте на вопросы к тексту.

Что было в России раньше на месте красивых современных городов?
Какими были города России в старину?
Как называли наших предков?
Какими были древние славяне?

Раньше в России на месте современных городов были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки. В старину города были не такие обширные, как в наше время. Наших предков называли славянами. Древние славяне были красивые, гордые, честные, добрые и ласковые.

95. Прочитайте текст.

                    Зима в лесу
      Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы. Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.
      На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.
     Вот у обглоданных осинок натропил ночью зайчишка-беляк. Красивой цепочкой вьётся по лесной опушке след старого лиса, прошли разбойники-волки.
(И. Соколов-Микитов)

Найдите в каждом предложении подлежащее и сказуемое. Выпишите их по образцу. Укажите время глаголов-сказуемых.

                               прош.вр.     прош.вр.
Образец. Земля покрылась и отдыхает.

              наст.вр.             прош.вр.    прош.вр. 
Сугробы высятся. Лес накрылся и притих.
                наст.вр.                              прош.вр.
Охотники видят. Зайчишка-беляк натропил.
           наст.вр.                                прош.вр.
След вьётся, разбойники-волки прошли.

96. Кто точнее определяет, какие действия называют глаголы настоящего времени?

Ваня: — Глаголы настоящего времени называют действия, которые происходят сегодня.
Аня: — Глаголы настоящего времени называют действия, которые происходят в момент речи.

Точнее отвечает Аня.

97. Поставьте данные глаголы в форму настоящего времени и продолжите строчки.

Лететь, нести, стоять, молчать, плыть.

Я леч[у], нес[у], сто[ю], молч[у], плыв[у].
Ты лет[ишь], нес[ёшь], сто[ишь], молч[ишь], плыв[ёшь].
Он (она, оно) лет[ит], нес[ёт], сто[ит], молч[ит], плыв[ёт].
Мы лет[им], нес[ём], сто[им], молч[им], плыв[ём].
Вы лет[ите], нес[ёте], сто[ите], молч[ите], плыв[ёте].
Они лет[ят], нес[ут], сто[ят], молч[ат], плыв[ут].

Выделите окончания глаголов настоящего времени.

98. Допишите предложения, поставив глаголы идти, говорить в нужную форму настоящего времени. Выделите окончания глаголов.

Я ид[у], говор[ю].
Ты ид[ёшь], говор[ишь].
Он ид[ёт], говор[ит].
Мы ид[ём], говор[им].
Вы ид[ёте], говор[ите].
Они ид[ут], говор[ят].

Продолжите работу самостоятельно. Допишите предложения с глаголами лить, пить. Выделите окончания глаголов.

Я лью, пью.
Ты льёшь, пьёшь.
Он льёт, пьёт.
Мы льём, пьём.
Вы льёте, пьёте.
Они льют, пьют.

99. Определите, какие глаголы не могут употребляться в настоящем времени. На какой вопрос они отвечают? (Что сделать?)

Рисовать, нарисовать, говорить, сказать, знать, узнать, писать, написать.

Допишите предложение, изменив глаголы по вопросу.

Я (что делаю?) рисую, говорю, знаю, пишу.

100. Прочитайте четверостишия из стихотворения Ю. Мориц «Хохотальная путаница». Найдите и выпишите глаголы настоящего времени. Запишите в скобках вопрос к каждому из этих глаголов, выделите окончания глаголов.

Над землёй арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
«Я — горчица, я — лимон!
Я закрылся на ремонт!»

По реке бежит буфет,
В нём лежит Большой Секрет,
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!

(Что делает?) лет[ит], чирика[ет], свист[ит], беж[ит], леж[ит], снима[ет]ся.

Запишите любое четверостишие по памяти.

По реке бежит буфет,
В нём лежит Большой Секрет,
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!

101. Найдите в скороговорках и подчеркните двумя чертами глаголы настоящего времени.

Летят три пичужки
Через три пустые избушки.

На дворе растёт трава.
На траве стоят дрова.

Носит Сеня в сени сено.
Спать на сене будет Сеня.

Спишите любую из скороговорок, в скобках напишите вопрос к каждому глаголу. Окончания глаголов выделите.

На дворе (что делает?) раст[ёт] трава.
На траве (что делают?) сто[ят] дрова.

102. Прочитайте предложения. Найдите ошибки в употреблении глаголов. Запишите предложения верно. В случае затруднения обратитесь к словам для выбора.

1. Я всегда ложу на парту ручку и тетрадь. 2. Каждое лето я с родителями ездию на море. 3. Я часто помогаю маме, полоскаю свои носовые платки. 4. Я стою у окна и махаю рукой прохожим.

Слова для выбора: кладу, езжу, полощу, машу.

1. Я всегда кладу на парту ручку и тетрадь. 2. Каждое лето я с родителями езжу на море. 3. Я часто помогаю маме, полощу свои носовые платки. 4. Я стою у окна и машу рукой прохожим.

103. Определите, кто отвечает точнее. Более точный ответ перепишите.

Аня: — Глаголы прошедшего времени называют действия, которые совершились вчера.
Ваня: — Глаголы прошедшего времени называют действия, которые совершились раньше, до момента речи.

— Глаголы прошедшего времени называют действия, которые совершились раньше, до момента речи.

104. Прочитайте стихотворение В. Жуковского. Найдите в нём глаголы прошедшего времени. Время глаголов укажите.

                Жаворонок
                                        прош.вр.
На солнце тёмный лес зардел,
                         наст.вр.
В долине пар белеет тонкий,
                                прош.вр.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
 наст.вр
Поёт, на солнышке сверкая:
                прош.вр.
«Весна пришла к нам молодая!
              наст.вр.
Я здесь пою приход весны!»

Подчеркните в предложениях главные члены предложения.

105. Ваня написал о том, чем он будет заниматься во время летних каникул. Помогите ему дописать окончания некоторых глаголов и вставить пропущенные буквы. В каком времени употреблены глаголы? Укажите.

В мае я пойду на вокзал и куплю билет. В июне я поеду на Байкал к брату. Там я изучу окрестности, сфотографирую озеро Байкал, наловлю много рыбы, составлю гербарий из местных растений. В августе я приеду домой. В сентябре пойду в школу, обо всём расскажу друзьям.

Над всеми глаголами подписываем буд.вр.

106. Кто отвечает точнее?

Аня: — Глаголы будущего времени называют действия, которые произойдут завтра.
Ваня: — Глаголы будущего времени называют действия, которые произойдут после момента речи.

Точнее отвечает Ваня.

107. Что нужно записать на свободных линейках? Запишите. Выделите окончания глаголов будущего времени.

Я  (что сделаю?) возьм[у].
    (что буду делать?) буд[у] говорить.

Ты (что сделаешь?) возьм[ешь].
      (что будешь делать?) буд[ешь] говорить.

Он, она, оно (что сделает?) возьм[ёт].
                      (что будет делать?) буд[ет] говорить.

Мы (что сделаем?) возьм[ём].
      (что будем делать?) буд[ем] говорить.

Вы (что сделаете?) возьм[ёте].
       (что будете делать?) буд[ете] говорить.

Они (что сделают?) возьм[ут].
        (что будут делать?) буд[ут] говорить.

108. Поставьте данные глаголы в форму будущего времени.

Говорить, сказать, выучить, учить, играть, выиграть, ловить, поймать.

Я (что сделаю?) скажу, выучу, выиграю, поймаю.
Я (что буду делать?) буду говорить, буду учить, буду играть, буду ловить.

109. Игра «Допиши слова».

В воскресенье мы с другом пойдём (буд.вр.) в парк к реке. Там соберутся (буд.вр.) все ребята из нашего класса. Мы решили (прош.вр.) пускать кораблики по маленькой речке в парке. Смотреть, как плывут (наст.вр.) по воде бумажные кораблики, очень интересно.

Найдите глаголы. Укажите, в каком времени они употреблены. У каких двух глаголов время определить нельзя? (У глаголов пускать, смотреть. Они стоят в неопределённой форме, поэтому время определить нельзя))

110. Подберите слова, которыми вы хотите закончить предложения. Обратите внимание на слова для выбора. Допишите предложения.

Завтра в школе я буду отвечать (буд.вр.) лучше всех.
Вчера после уроков мой одноклассник помог (прош.вр., м.р.) девочке донести портфель до дома.
На уроках я всегда внимательно слушаю (наст.вр.) учителя.
Каждый вечер я читаю (наст.вр.) книги.
Недавно мама купила (прош.вр., ж.р.) мне собаку.

Слова для выбора: буду бегать и играть; буду дёргать девочек за косы; буду отвечать лучше всех; потерял портфель; помог девочке донести портфель до дома; дразнил собаку; внимательно слушаю учителя; разговариваю с другом; верчусь и хихикаю; смотрю телевизор; читаю книги; хожу на прогулку; гуляю с собакой; играю в компьютерные игры; купила мне собаку; отругала меня за двойку; сводила меня в зоопарк.

Укажите время и, если можно, род глаголов. Подчеркните в каждом предложении главные члены предложения.

111. В субботу Ваня написал письмо старшему брату, но не успел его отправить. Письмо будет отправлено в понедельник. Что в нём придётся изменить? Запишите изменённый вариант письма.

Дорогой Саша!
Завтра я с бабушкой пойду на выставку собак. Я увижу, как тренируют собак, посмотрю на собак разной породы. Бабушка купит мне щенка колли.
Твой брат Ваня

              Дорогой Саша!
Вчера я с бабушкой ходил на выставку собак. Я видел, как тренируют собак, посмотрел на собак разной породы. Бабушка купила мне щенка колли.
Твой брат Ваня