Стр. 74-79 Изменение глаголов по числам
116. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните нужные буквы в скобках.
К(о, а)зёл повадилсяпрош.вр., ед.ч. в огород. Как только п(а, о)стухи выг(а, о)нятбуд.вр., мн.ч. гурт свой, то Васька мой сперва идётнаст.вр., ед.ч., головой помахиваетнаст.вр., ед.ч., бородой потряхиваетнаст.вр., ед.ч.. А как только ребятишки засядутбуд.вр, мн.ч. в овра(ж, ш)ке где-нибудь в каме(ж, ш)ки игратьн.ф., то Васька отпр(а, о)вляетсянаст.вр., ед.ч. прямо в капусту.
(В. Даль)
Найдите глаголы, определите их время и число.
117. Поставьте данные глаголы в форму множественного числа по образцу, не меняя их времени.
Спешил, замолчит, пищит, плыву, построил, велит, говорит, убедил, прилетит.
Образец. Спешил — спешили, замолчит — замолчат.
Спешил — спешили, замолчит — замолчат, пищит - пищат, плыву - плывём, построил - построили, велит - велят, говорит - говорят, убедил - убедили, прилетит - прилетят.
118. Прочитайте пословицы. Найдите в них глаголы. Выпишите их, укажите время и число. Выделите окончания глаголов.
1. Кто рано встаёт, тот грибы себе берёт, а сонливый да ленивый идёт после за крапивой. 2. Под лежачий камень вода не течёт. 3. Человек от лени болеет, от труда здоровеет. 4. Не тот большую жизнь прожил, кому много лет, а тот, кто много сделал.
Вста[ёт] (наст.вр., ед.ч.), бер[ёт] (наст.вр., ед.ч.), ид[ёт] (наст.вр., ед.ч.), теч[ёт] (наст.вр., ед.ч.), боле[ет] (наст.вр., ед.ч.), здорове[ет] (наст.вр., ед.ч.), прожил[] (прош.вр., ед.ч.), сделал[] (прош.вр., ед.ч.).
Запишите одну из пословиц по памяти.
Под лежачий камень вода не течёт.
119. Употребите глаголы в предложениях в форме множественного числа. Какие слова придётся изменить? Получившиеся предложения запишите.
Осенью я посадил в саду несколько яблонь. Весной я покрасил стволы деревьев. Через несколько лет яблоня расцветёт и даст плоды.
Осенью мы посадили в саду несколько яблонь. Весной мы покрасили стволы деревьев. Через несколько лет яблони расцветут и дадут плоды.
120. Прочитайте предложения.
Наступил[а] весна. Наступил[] март. Наступил[о] утро.
Почему у глаголов в предложениях разные окончания? Чем различаются глаголы? Подчеркните верный ответ.
1. Глаголы употреблены в разном времени.
2. Глаголы употреблены в разном числе.
3. Глаголы употреблены в разном роде.
121. Допишите нужные окончания у глаголов прошедшего времени. Укажите род над именами существительными и над глаголами.
ср.р. ср.р. ж.р. ж.р. м.р. м.р.
Лето пришл[о]. Весна пришл[а]. Праздник пришёл[].
Выбери и подчеркни верный ответ.
У глагола пришёл нет окончания.
У глагола пришёл нулевое окончание.
122. Составьте предложения из слов первой и второй группы. Глаголы употребите в прошедшем времени. Определите их род, выделите окончания.
1. Зима, весна, лето; самолёты, машины, автобус; луна, солнце, месяц.
2. Наступить, пройти, пролететь; взлететь, остановиться; появиться, взойти, заблестеть.
Наступил[а]ж.р. зима. Прошл[а]ж.р. весна. Лето пролетел[о]ср.р.. Самолёты взлетел[и]. Машины остановил[и]сь. Автобус остановил[]сям.р.. Луна появил[а]сьж.р.. Солнце взошл[о]ср.р.. Месяц заблестел[]м.р..
В каких случаях нельзя определить род глаголов прошедшего времени? (Если они стоят во множественном числе)
123. Определите род глаголов прошедшего времени и допишите их окончания.
1. Яркое солнышко осветил[о]ср.р. и согрел[о]ср.р. землю. 2. Собака лаял[а]ж.р., рычал[а]ж.р., хотел[а]ж.р. укусить непрошеного гостя. 3. Подруга подарил[а]ж.р. мне котёнка. 4. Стёклышко сиял[о]ср.р. в лучах солнца.
124. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните нужные буквы в скобках.
День только что начиналсям.р.. По бледному голубому небу, точно клочьями, повисли мохнатые пушистые (а, о)блака. Над садом лё(г, к)ой дымкой стоялм.р. туман. Солнце ещё не поднялосьср.р., но з(е, и)мля уже ожидалаж.р. его по(е, я)вления.
Найдите глаголы прошедшего времени. Укажите их род, где это возможно.
125. Выберите верный ответ.
Ваня: — У глаголов прошедшего времени всегда можно определить род.
Аня: — У глаголов прошедшего времени род можно определить только в единственном числе.
Верно отвечает Аня.
126. Дополните таблицу своими примерами.
Окончания глаголов прошедшего времени Примеры
Глагол мужского рода - [] Начал[]. Собрал[]. Упал[].
Глагол женского рода - [а] Начал[а]. Собрал[а]. Упал[а].
Глагол среднего рода - [о] Начал[о]. Собрал[о]. Упал[о].
127. Игра "Помоги герою сказки". Прочитайте сказку. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо. Подчеркните нужные буквы в скобках.
В одной сказочной стр(а, о)не случилось несчастье. Из-за синих гор, из-за дальних м(о, а)рей прилетели туда злые волшебники: Барракуда, Рогокоз и чудище Бурлетто. Они задумали уничтожить всех жителей волшебной стр(а, о)ны. Чтобы поб(е, и)дить их, надо завладеть волшебным ключом. Но у кого из трёх колдунов ключ?
Смелый мальчик Светлогор прокрался к пещере, где обитали волшебники, и по(д, т)слушал их разговор.
— У меня есть мёртвая в(а, о)да. Я спрятала её в бутылке на м(а, о)рском дне.
— А я приготовило для людей ядовитые яблочки. Они в углу нашей пещеры.
— Самая важная вещь — у меня. Это волшебный ключ. Я спрятал его в шкатулке, а шкатулку положил в дупло высокого дуба. Чтобы она открылась, надо написать на ней моё имя.
Помогите Светлогору — напишите нужное имя.
Волшебный ключ у Рогокоза.
Что помогло вам найти верный ответ? (Род глаголов)
128. Игра «Самое длинное предложение».
Ребята проснулись.
Распространите данное предложение:
второстепенными членами предложения:
Ребята проснулись рано утром.
однородными членами предложения - подлежащими:
Ребята и котята проснулись.
однородными членами предложения - сказуемыми:
Ребята проснулись, потянулись, умылись и оделись.