Изменение имён существительных по падежам
50. Прочитайте текст. Устно поставьте вопросы к выделенным словам.
Моя сестра учится в институте. Рано утром сестры уже нет дома. Она ушла сдавать экзамены. Сестре поставили пятёрки по всем предметам. В институте мою сестру похвалили. Вся наша семья гордится сестрой. О своей сестре я рассказал друзьям из класса.
Выпишите пары слов по образцу, укажите падеж.
Образец. Нет (кого?) сестры — Р. п.
Поставили (кому?) — сестре — Д.п.
Похвалили (кого?) — сестру — В.п.
Гордится (кем?) — сестрой — Т.п.
Рассказал (о ком?) — о сестре — П.п.
51. Прочитайте предложения, употребив слова из скобок в нужном падеже. Устно поставьте к каждому из этих слов вопрос, выделите окончания, укажите падеж.
1. (Лиса) семерых волков проведёт. Когда ищешь (лиса) впереди, то она всегда назади. У доброй (лиса) по три отнорка. У (лиса) Патрикеевны ушки на макушке.
2. Тихая (вода) берега подмывает. Сколько (вода) ни пить, а сыту не быть. Лучше хлеб с (вода), чем пирог с бедой. Будь ниже травы, тише (вода). На молоке ожёгся, так на (вода) дуешь. Замолчал, как (вода) в рот набрал.
1. (Кто?) Лис[а] (И.п.) семерых волков проведёт. Когда ищешь (кого?) лис[у] (В.п.) впереди, то она всегда назади. У доброй (кого?) лис[ы] (Р.п.) по три отнорка. У (кого?) лис[ы] (Р.п.) Патрикеевны ушки на макушке.
2. Тихая (что?) вод[а] (И.п.) берега подмывает. Сколько (чего?) вод[ы] (Р.п.) ни пить, а сыту не быть. Лучше хлеб (с чем?) с вод[ой] (Т.п.), чем пирог с бедой. Будь ниже травы, тише (чего?) вод[ы] (Р.п.). На молоке ожёгся, так (на что?) на вод[у] (В.п.) дуешь. Замолчал, как (чего?) вод[ы] (Р.п.) в рот набрал.
52. Укажите цифрами (1, 2, 3), в каком порядке надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного.
3 Определяю падеж имени существительного.
2 Ставлю вопрос от главного слова к имени существительному.
1 Нахожу слово, от которого зависит имя существительное.
53. Запишите в скобках вопросы к именам существительным. Укажите падеж этих существительных.
Любоваться (чем?) закатом Т.п.. Подружиться (с кем?) с соседом Т.п. по парте. Читать (что?) газету В.п.. Отвечать (без чего?) без подсказок Р.п.. Помогать (кому?) маме Д.п.. Вспоминать (очём?) о каникулах П.п..
54. Вставьте в словосочетания нужные предлоги. Укажите падеж имён существительных.
Мост через речку В.п.. Полёт чайки над рекой Т.п. Встретиться с другом Т.п.. Убежать от грозы Р.п.. Заботиться о птицах П.п.. Остаться без отдыха Р.п.. Подъехать к дому Д.п..
55. Прочитайте предложения. Найдите имена существительные в именительном падеже и единственном числе. Укажите род этих имён существительных.
1. Сквозь волнистые туманы пробирается лунаж.р.. (А. Пушкин.) 2. Ласточкаж.р. с весною в сени к нам летит. (А. Плещеев.) 3. Стоит берёзонькаж.р. посередь долинушки.
В каждом предложении подчеркните главные члены предложения. В каком падеже всегда стоит подлежащее? (В именительном)
56. Дополните таблицу вопросами и своими примерами.
Обратите внимание! Существительные в родительном падеже можно узнать по вопросам кого? чего? откуда? и предлогам от, до, из, без, для, у. Например: от собаки, до деревни, без косточки, для Вани и Ани, из земли, у дяди Пети.
Падеж Вопросы Примеры
И. п. Кто? Зме[я]
Девочк[а]
Дедушк[а]
Что? Вод[а]
Яблон[я]
Лес[]
Р. п. Кого? Зме[и]
Девочк[и]
Дедушк[и]
Чего? Вод[ы]
Яблон[и]
Лес[а]
Выделите окончания существительных в таблице.
57. Прочитайте словосочетания. Поставьте вопросы к именам существительным. Укажите их падеж, окончания выделите.
Ветка (чего?) вишн[и] Р.п.. Не боюсь (кого?) зме[и] Р.п.. Гнездо (кого?) белк[и] Р.п.. Листья (у чего?) у берёзк[и] Р.п.. Жил (у кого?) у дедушк[и] Р.п.. Вышел (из чего?) из рек[и] Р.п.. Стоял (около чего?) около черёмух[и] Р.п.. Сделано (из чего?) из кож[и] Р.п., глин[ы] Р.п.. Боюсь (кого?) собак[и] Р.п. Часть (чего?) комнат[ы] Р.п.
58. Спишите предложения, поставив в скобках вопросы к существительным в родительном падеже. Выделите окончания существительных.
1. Пч..ла за данью п..левой л..тит из кельи в..сковой. (А. Пушкин.) 2. Дубовый л..сток оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 3. От былинки к былинке протянулась золотая паутинка.
1. Пчела за данью полевой летит (из чего?) из кель[и] восковой. (А. Пушкин.) 2. Дубовый листок оторвался (от чего?)от ветк[и] родимой. (М. Лермонтов.) 3. (От чего?) От былинк[и] к былинке протянулась золотая паутинка.
59. Составьте словосочетания данных существительных со словом много или мало и запишите по образцу.
Образец. Килограмм — много килограммов. Ошибка — мало ошибок.
Килограмм, ошибка, дело, день, карандаш, деревня, вода, друг, апельсин, яблоко, носок, чулок, грамм, книга, сапог.
В каком числе вы употребили имена существительные? (во множественном)
Килограмм - много килограммов, ошибка - мало ошибок, дело - много дел, день - много дней, карандаш - мало карандашей, деревня - много деревень, вода - мало воды, друг - много друзей, апельсин - много апельсинов, яблоко - много яблок, носок - мало носков, чулок - много чулок, грамм - много граммов, книга - мало книг, сапог - много сапог.
60. Дополните таблицу вопросами и своими примерами.
Обратите внимание! Существительные в дательном падеже можно узнать по вопросам кому? чему? и предлогам к, по. Например: к школе, к яблоне, по дороге.
Падеж Вопросы Примеры
И. п. Кто? Зоя
кошка
мальчик
Что? Судьба
стакан
тарелка
Д. п. Кому? Зое
кошке
мальчику
Чему? Судьбе
стакану
тарелке
61. Выпишите словосочетания с выделенными словами, запишите вопросы, на которые они отвечают. Выделите окончания существительных в дательном падеже. Предлоги подчеркните.
1. Подруга подарила (кому?) Свет[е] интересную книгу. 2. Хорошо (кому?) птичк[е] на зелёной ветке, а не в клетке. 3. (По чему?) По дорог[е] зимней, скучной тройка борзая бежит. (А. Пушкин.) 4. Воротился старик (к кому?) ко старух[е] (А. Пушкин.) 5. Лодка быстро плывёт (по чему? ) по рек[е].
Подарила (кому?) Свет[е], хорошо (кому?) птичк[е] , бежит (по чему?) по дорог[е] , воротился (к кому?) ко старух[е], плывёт (по чему? ) по рек[е].
62. Дополните предложения однородными членами. Поставьте существительные в скобках в нужный падеж. Падеж укажите, окончания выделите.
1. Марина написала письмо (кому?) бабушк[е], Маш[е], тёт[е] Ол[е], дяд[е] Тол[е] Д.п. (Маша, тётя Оля, дядя Толя). 2. Учительница поставила отличные оценки (кому?) Кат[е], Юл[е], Вит[е], Кол[е] Д.п. (Юля, Витя, Коля). 3. Все подходили (к чему?) к яблон[е] и вишн[е] Д.п. (вишня) полюбоваться их цветами.
63. Ответьте письменно на вопросы. В ответах подчеркните существительные в дательном падеже.
Кому ты хочешь написать поздравление с днём рождения?
К кому ты хочешь пойти в гости в воскресенье?
Ты мечтаешь отправиться в путешествие: по морю на корабле, по воздуху на самолёте или по дороге на машине?
Я хочу написать поздравление с днём рождения маме.
Я хочу пойти в воскресенье в гости к бабушке.
Я мечтаю отправиться в путешествие по морю на корабле.
64. Спишите. Определите падеж выделенных имён существительных.
1. Смело топчу я ногой вешнюю леса красу. (А. Майков.) 2. И ребята дорогой знакомой на занятия в школу спешат. (М. Исаковский.) 3. Белый, пушистый снег тихо падает и ложится на землю. 4. Марина побежала на речку купаться. 5. Из окна поезда Василий увидел свою родную деревню.
1. Смело топчу я ногой вешнюю леса крас[у] (ж.р., В.п.). 2. И ребята дорогой знакомой на занятия в школ[у] (ж.р., В.п.) спешат. 3. Белый, пушистый снег тихо падает и ложится на земл[ю] (ж.р., В.п.). 4. Марина побежала на речк[у] (ж.р., В.п.) купаться. 5. Из окна поезда Василий увидел свою родную деревн[ю] (ж.р., В.п.).
Укажите род существительных, выделите окончания.
Подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении. Найдите предложения с однородными членами. (Третье)
65. Выберите и подчеркните нужные слова.
Существительное в именительном падеже (является, не является) подлежащим.
Существительное в винительном падеже (является, не является) подлежащим.
Имена существительные в именительном падеже (могут, не могут) употребляться с предлогами.
Имена существительные в винительном падеже (могут, не могут) употребляться с предлогами.
66. Аня и Ваня наблюдали за изменением слов и выяснили, что существительные с окончание -а (-я) в именительном падеже имеют окончание -у (-ю) в винительном падеже.
Дополните таблицу своими примерами.
Падеж Вопросы Примеры
И. п. Кто? Кошка
собака
птица
Что? Земля
стол
ручка
В. п. Кого? Кошку
собаку
птицу
Что? Землю
стол
ручку
Запишите сочетания слов из таблицы с глаголами и предлогами: в, на, за, под.
Целился в птицу, упал на кошку, закатился под стол, заступился за собаку.
67. Допишите предложение.
Существительные в творительном падеже можно узнать по вопросам кем? чем? и предлогам с, за, под, над. Например: за рекой, за деревней, под ёлкой, над рощей, с Васей.
Дополните таблицу своими примерами.
Падеж Вопросы Примеры
И. п. Кто? Сов[а]
мам[а]
мух[а]
Что? Земл[я]
вод[а]
дерев[о]
Т. п. Кем? Сов[ой]
мам[ой]
мух[ой]
Чем? Земл[ёй]
вод[ой]
дерев[ом]
Выделите окончания существительных в таблице.
68. Прочитайте стихотворение М. Либина «Котелок». Найдите имена существительные в творительном падеже. Выделите их окончания.
Жили-были баба с дед[ом],
Ели кашу с молок[ом],
И болтали баба с дед[ом]
За обед[ом] язык[ом].
Ели кашу с молок[ом]
И болтали язык[ом],
Не заметили — и съели
Кашу вместе с котелк[ом]!..
НЕ ШАЛИТЕ
ЗА ОБЕД[ОМ],
НЕ БОЛТАЙТЕ
ЗА СТОЛ[ОМ]!
69. Игра «Я творю!». Добавьте к каждому из глаголов как можно больше имён существительных в творительном падеже, называющих орудия действия.
Я рисую (чем?) кисточкой, краской, фломастером, ручкой, карандашом, мелом.
В старину люди писали (чем?) пером, чернилами.
Пиццу едят (чем?) руками, вилкой, ножом.
Мама убирала пыль в квартире (чем?) тряпкой, метёлкой, пылесосом.
Землю можно копать (чем?) совком, лопатой, экскаватором, руками.
70. Обведите имена существительные в творительном падеже, устно поставьте вопросы к ним.
1. Румяной (чем?) зарёю покрылся восток, в селе (за чем?) за рекою потух огонёк. (А. Пушкин.) 2. Опрятней модного паркета блистает речка, (чем?) льдом одета. (А. Пушкин.) 3. (чем?) Теплом растопит солнышко, как воск, снега пушистые. (С. Дрожжин.) 4. Заколдован (кем?) невидимкой, дремлет лес под сказку сна. (С. Есенин.)
Проведите самодиктант.
Прочитайте внимательно первое предложение.
Найдите орфограммы, слова с ними прочитайте по слогам.
Ещё раз прочитайте предложение и закройте его листком.
Запишите предложение по памяти, диктуя себе по слогам.
Проверьте написанное, сверьте с текстом.
Исправьте ошибки.
Румяной зарёю покрылся восток, в селе за рекою потух огонёк.
71. Допишите предложение.
Существительные в предложном падеже можно узнать по вопросам и предлогам о, об, при, на, в: о речке, о черёмухе, о Ване, на воде, на машине, на метле, в роще, в земле.
Дополните таблицу своими примерами.
Падеж Вопросы Примеры
И. п. Кто? Конь, дядя
крот
собак[а]
Что? Река, земля
стена
стол
П. п. О ком? О коне, о дяде
о кроте
о собаке
О чём? О реке, о земле
о стене
о столе
Выделите окончания существительных.
72. Прочитайте и отгадайте загадки. Найдите имена существительные в предложном падеже. Выделите их окончания.
1. Сидит красная девица в темниц[е], а коса на улиц[е]. 2. Сидит баба на грядк[е], вся в заплатк[ах]. 3. Ночью на земл[е] спит, утром в небеса летит.
73. Составьте несколько предложений с данными словосочетаниями.
Гулять по аллее парка, сидеть на скамейке, на черёмухе и вишне, мечтаю о поездке.
Мама любит прогуливаться по аллее парка. Бабушке нравится сидеть на скамейк[е]. На черёмух[е] и вишн[е] распустились цветы. Я мечтаю о поездк[е] в деревню.
Выделите окончания существительных в предложном падеже.
74. Запишите полные ответы на вопросы, поставив существительные из слов для выбора в предложный падеж.
1. Где собрались дети после уроков? 2. Где лежат книги и тетради? 3. О чём говорится в рассказе? 4. На чём растёт хвоя?
Слова для выбора: площадка; парта, папка; вода, река, земля; сосна, пихта, ёлка.
После уроков дети собрались на площадке. Книги и тетради лежат на парте. В рассказе говорится о реке. Хвоя растёт на сосне, пихте и ёлке.
75. Прочитайте и озаглавьте текст. Поставьте и запишите в скобках вопросы к существительным. Укажите их падеж, окончания выделите.
Цвела (что? — И. п.) черёмух[а]. Огромное и белое (что? — И. п. ) дерев[о] было похоже (на что? - В.п.) на облако. Всюду пахло (чем? - Т.п.) черёмух[ой]: (на чём? - П.п. ) на улиц[е], в переулк[е], в дом[е]. Даже чай был (с чем? - Т.п. ) с привкус[ом] (чего? - Р.п. ) черёмух[и]. (что? — И. п. ) Черёмух[а] отцвела. (На чём? - П.п. ) На мест[е] душистых (чего? - Р.п. ) цветк[ов] появились зелёные (что? — И. п. ) ягодк[и].
Подчеркните в предложениях главные члены предложения.
76. Игра «Измени направление!». Составьте словосочетания по образцу. Укажите падеж существительных.
Образец. Подъехать (к чему?) к дому (Д. п.) — отъехать (от чего?) от дома (Р. п.).
Подъехать к дому. Подплыть к берегу. Прийти к другу. Войти в дом. Приехать к сестре.
Подъехать (к чему?) к дому (Д. п.) — отъехать (от чего?) от дома (Р. п.). Подплыть (к чему?) к берегу (Д. п.) — отплыть (от чего?) от берега (Р.п.). Прийти (к кому?) к другу (Д.п.) — уйти (от кого?) от друга (Р.п.). Войти (во что?) в дом (В.п.) — выйти (из чего?) из дома (Р.п.). Приехать (к кому?) к сестре (Д.п.) — уехать (от кого?) от сестры (Р.п.).
77. Прочитайте предложения. Можно ли утверждать, что все выделенные в предложениях существительные стоят в именительном падеже?
1. В центре города строители возвели многоэтажный дом (м.р.,В.п.). 2. Этот дом (м.р.,И.п.) украсил городскую площадь. 3. Главная площадь (ж.р.,И.п.) города восхищает туристов своей красотой и древностью. 4. Мы начали своё путешествие (ср.р.,В.п.) на озеро рано утром. 5. Путешествие (ср.р.,И.п.) героев сказки окончилось благополучно. 6. Горное озеро (ср.р.,И.п.) находилось справа от дороги.
Подчеркните в каждом предложении главные члены предложения. Определите и обозначьте падеж и род выделенных имён существительных.
78. Составьте с каждым из данных слов по два предложения, чтобы имя существительное было употреблено в одном предложении в именительном падеже, а в другом предложении в винительном падеже.
Окно, дерево, луг, дочь, сирень, трамвай.
ОкноИ.п. пропускало много света. Солнце светило в окноВ.п.. ДеревоИ.п. широко раскинуло свои ветви. Кот залез на деревоВ.п.. ЛугИ.п. был очень красив. Пастух отогнал корову на лугВ.п.. ДочьИ.п. вернулась из школы. Мама ждала дочьВ.п. из школы. В мае расцвела сиреньИ.п.. Девочка смотрела на цветущую сиреньВ.п.. ТрамвайИ.п. издал громкий гудок. Мальчик сел в трамвайВ.п..
79. Ответьте письменно на вопросы. Найдите в ответах имена существительные в предложном падеже, выделите их окончания.
В каких городах ты хочешь побывать?
Я хочу побывать в Лондон[е], Париж[е], Берлин[е].
О чём ты любишь читать книги?
Я люблю читать книги о природ[е], о животн[ых], о путешестви[ях].
О чём ты разговариваешь с друзьями, с родителями?
Я разговариваю с друзьями и родителями о школ[е], о компьютер[ах].
На чём ты любишь кататься зимой?
Я люблю кататься зимой на коньк[ах], на санк[ах].
На чём ты катаешься летом?
Летом я катаюсь на гироскутер[е], на велосипед[е].
80. Прочитайте стихотворные строки И. Никитина. Найдите все имена существительные. Надпишите над ними падеж.
И.п.
Полюбуйся: весна наступает,
И.п. Т.п.
Журавли караваном летят.
П.п. И.п.
В ярком золоте день утопает,
И.п. Д.п.
И ручьи по оврагам шумят...
81. Прочитайте текст К. Паустовского по абзацам. Озаглавьте его.
Няня Пушкина
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» — назвал её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.
В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал, полюбил её песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни...
В длинные зимние вечера Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Поэт... записывал их. «Что за прелесть эти сказки! — говорил он. — Каждая есть поэма».
Под лёгким пером Пушкина некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им... удивительные богатства русской поэзии.
Составьте план текста, обсудите его, перед тем как записать. Устно перескажите друг другу текст по составленному плану.
План:
1. Самый близкий друг Пушкина.
2. Михайловское.
3. Нянины сказки.
4. Сказки превращаются в стихи.
Выберите из выделенных в тексте существительных любые четыре слова. Выпишите их. Сделайте полный анализ выписанных имён существительных по образцу.
Образец. (У) Пушкина - имя сущ., нач. форма - Пушкин, собств., одуш., м. р., ед. ч., Р. п.
Языку - имя сущ., нач. форма - язык, нариц., неодуш., м. р., ед. ч., В. п.
(С) жизнью - имя сущ., нач. форма - жизнь, нариц., неодуш., ж. р., ед. ч., Т. п.
(На) ярмарках - имя сущ., нач. форма - ярмарка, нариц., неодуш., ж. р., мн. ч., П. п.
Людей - имя сущ., нач. форма - люди, нариц., одуш., мн. ч., В. п.
82. Укажите номера строчек, в которых все выделенные имена существительные стоят в родительном падеже. Ответ проверьте в конце рабочей тетради (2 часть).
1. Стихи Пушкина, узнать от няни.
2. Приготовить для няни, стихи поэта.
3. Рассказывание сказок, герои в сказках.
Ответ: 1, 2.