Из русской литературы ХХ века

И. А. Бунин. Ответы на вопросы и задания стр. 7

1. Как характеризует И.А. Бунина знание им своих предков и отношение к ним? 

Знание им своих предков и отношение к ним характеризует И. А. Бунина как вдумчивого, мудрого человека, который понимает, как важно помнить, знать и беречь свое прошлое. Бунин гордился своими предками, интересовался своей родословной, изучал историю своей семьи, потому что понимал, что именно им своим родичам обязан тем что у него есть сейчас. Они все служили  для него неким нравственным ориентиром, воплощали в себе лучшие качества представителей старинного дворянства: и знатный муж Симеон Банковский, знатный муж служивший великому князю, н Александр Лаврентьев, убитый под Казанью, и стольник Козьма Лаврентьев, который был жалован за службу и храбрость.

2. Что формировало будущего писателя?

Будущего писателя, помимо принадлежности к древнему дворянскому роду, сформировало и то что с ранних лет маленький Бунин был знаком с жизнью крестьян и их детей. Он хорошо знал жизнь и быт простых людей, их труд, бывал и в ночном с деревенскими ребятами, участвовал в посиделках, знал много песен: сказок, преданий, впитал в себя красоту народного н старинного языка, записывал старинные песни. Кроме того, он имел возможность с самого детства любоваться красотой родной природы и даже месяца два летом 1887 года спал только днем, чтобы наблюдать за таинственной ночной жизнью.

3. Что знаете вы о своих предках? До какого колена (поколения)?

Отвечаем самостоятельно. Примерный ответ, который вы можете дополнить своими словами:

О своих предках, к сожалению, я знаю не так много, как И. А. Бунин, примерно до поколения прабабушек и прапрадедушек, Но я тоже интересуюсь, кем были мои предки, расспрашиваю родных и даже пытаюсь составить родословное древо своей семьи.

Густой зеленый ельник у дороги. И.А.Бунин. Ответы на вопросы и задания стр. 8-9

1. Расскажите, какое впечатление произвело на вас это стихотворение. Какие чувства оно вызвало?

Читая стихотворение, четко представляешь картину зимнего леса, бегущего от погони оленя. Все описано так реалистично, что переживаешь за зверя, чтобы его не догнали собаки, а в конце становится радостно, что олень смог уйти от погони.

2. В чем своеобразие картины, воссозданной в стихотворении? Как лирический герой узнает о произошедшем?

В стихотворении события воссоздаются по следам, которые оставлены в лесу. Лирический герой узнает о произошедшем по следам на снегу, обломанным веткам, осыпавшейся хвое.

3. Подумайте, меняется ли при чтении интонация? Почему?

Интонация меняется с размеренной на динамичную, когда описывается побег оленя от погони.

В деревне. И.А.Бунин. Ответы на вопросы и задания на стр. 22

1. Что вы можете рассказать о впечатлениях мальчика, его восприятии родной природы, деревни, её жителей? Как это восприятие окружающего мира отражает его взгляды, вкусы, характер?

Для мальчика, в тексте воедино связаны между собой такие, казалось, бы далекие друг от друга явления, как рождественские праздники и весна. Весна у него ассоциируется с праздником, с радостью, с поездкой в деревню. Ему кажется, что только в деревне можно ощутить ее приход, ведь в городе люди видят лишь вывески и стены домов и совсем не замечают неба н солнца. Желанный, радостный день наступает для него с приездом отца. Мальчик не отходит от него ни на минуту и предвкушает предстоящее путешествие. В дороге он тоже радуется всему, по этически'описывает зимнюю природу, свой путь домой. С самым что ни на есть весенним настроением он просыпается поутру, и это чувство сопровождает его повсюду в деревне: и во дворе, и в саду. :: на гумне. А когда приходит время возвращаться в город; мальчик грустит, но грусть его легка и светла. Ему жаль расставаться с родными местами, однако он ощущает близость весны, н это скрашивает обратный путь. Такое восприятие родной природы, деревни, ее жителей отражает любовь мальчика ко всему этому, его жизнелюбие, глубокую связь с миром, со всем живым. Его душа открыта всему новому, он пытливо всматривается в окружающий мир. Видно, что герой И. А. Бунина очень чуткий, искренний, добрый ребенок, обладающий по-детски свежим, ясным и ярким восприятием мира.

2. В чём смысл советов отца?

Отец говорит что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо. Он считает, что в деревне, не может быть скучно, в ней можно жить хорошо, нужно только помогать деревенским людям, трудиться с ними, для них.

3. Постарайтесь передать близко к тексту описание дороги к селу. Подумайте, какие литературные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) помогают автору описать картины зимней дороги.

Дорога к селу начинается с путешествия по железной дороге в озаренном солнцем вагоне. Бунин, описывая этот отрезок пути, использует многочисленные литературные средства: олицетворение (поезд быстро бежит), сравнение (дым волнующимися клубами плывет перед окнами), эпитеты (широкие тени, утренним солнцем, янтарными полосами), риторическое восклицание (это было веселое путешествие!). Путешествие по зимней дороге на лошадях воссоздается не только с помощью зрительных, но и с помощью звуковых образов. Грохот поезда сменяется тишиной зимних полей, слышится только звон колокольчика, фырканье лошадей, постукиванье и визг полозьев на ухабах. Изобразительно - выразительные средства воссоздают зимний пейзаж. Это и эпитеты: одинокая станция, пустынных полей, поджарые лошади, тяжелыми снегами, чистые, холодные изваяния, короткий день, морозная Мгла, мертвое молчание, теплым паром и другие метафоры (коренник сеет иноходью, их изваяния ясно и резко отделяются от фона неба, догорает день, молчание царит над степью), и сравнения (как змея, вьется кнут кучера, огромными раковинами завиваются внутрь гребни снеговых навесов.). Повтор «мертвое молчание» усиливает царящее безмолвие. И. А. Бунин мастерски описывает звездную ночь, прибегая к метафорам, эпитетам и сравнениям: мелкие звезды содрогаются острыми синими огоньками, крупные блещут переливчатым блеском разноцветных камней. Читатель словно видит и краснеющие оконца и смутно чернеющие избы деревни, слышит скрип ворот, лай собачонки, далеко отдающийся в морозном воздухе.

4. Озаглавьте каждую часть рассказа. Выпишите из каждой части ключевые слова, определите тему.

Глава  I Путь - дорога
1) "Декабрь — вот это зима".
2) "Теперь уж близко праздник!"
3) "Мечты о завтрашнем путешествии в деревню."
4) "Ночью въезжаем в знакомое село."
5) "Чувство глубокого довольства и покоя наполняет душу."

Глава  II Превращение в вогула
1) "С весенним чувством открывал я глаза."
2) "Сад — в серебряном инее."
3) "Квадраты светлых горных хрусталей."
4) "Весь день не хочется уходить со двора!"
5) "Праздник проходил в светлых грезах о близкой весне."

Глава  III Весна близко
1)" Не скучай смотри,наступит весна, а там и святая, и лето."
2)"Совсем весной пахнет! "
3) "Человек должен любить родные поля, воздух, солнце, небо."
4)"Пора ехать. -"Значит, до весны в город?"
5)"Но все-таки весна близко!Хорошо в полях!"

Глава I: Тема - Ожидание весны.
Ключевые слова:"Я маленький"; "Декабрь - это весна"; " Близко праздник"; "Радостный день"; "Завтрашнее путешествие в деревню".

Глава II: Тема - Праздник в деревне.
Ключевые слова: "Радостные чувства"; "Старинный дом"; "Вогул, дикарь"; "Солнечный день"; "Весна, весна близко!"; "Светлые грёзы".

Глава III: Тема - Снова в город.
Ключевые слова: "Не скучай"; "грусть отъезда"; "Люблю деревню"; "Бедности в деревне много"; "Пора ехать"; "до весны в город"; "Хорошо в полях!"

Подснежник. И.А. Бунин. Страницы 26-27

1. Какой глагол повторяется в первом предложении рассказа? Что с его помощью передает автор? Как вы понимаете слова "была когда-то Россия"?

В первом предложении текста повторяется глагол "быть": была когда-то Россия, был уездный городишко, была Масленица, был гимназист Саша. С его помощью автор передает чувство ностальгии по тому времени, что уже прошло, окрашенное легкой грустью и сожалением. Он тоскует по прежним временам, по прежнему укладу жизни, который уже не вернется, поэтому и говорит, что "была когда-то Россия".

2. Подберите синонимы к данным словам: подворье, передержка (по латыни), стать во фронт, половой, мещане, барышник, коридорный.

Подворье - постоялый двор, гостиница;
передержка по латыни - переэкзаменовка, пересдача экзамена;
стать во фронт - вытянуться, встать навытяжку, вытянуться в струнку;
половой - трактирный; слуга, официант;
мещане - мелкие торговцы и ремесленники, обыватели;
барышник -перекупщик, торговец;
коридорный - слуга в гостинице, дежурный.

3. В чем смысл названия рассказа? Прочитайте от слов: "На нем новая длинная шинель..." до слов "... непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!" Какой образ создает писатель? Как он связан с заглавием?

Рассказ называется «Подснежник», потому что с этим цветком сравнивается главный герой рассказа - гимназист Саша, как его называла тетя Варя, заменившая ему родную мать. И. А. Бунин создает образ десятилетнего мальчика, который "поистине подобен" подснежнику, подчеркивая его чистоту, непорочность, невинность.

4. Запишите ключевые слова, характеризующие образ героя. Составьте его портрет.

У главного героя небесно-голубые, ясные глазки, чистое, нежное личико, доверчивый, внимательный взгляд ребенка, непорочный голос, почти всегда вопросительный, младенчески-простодушное дыхание. Эту душевную чистоту Бунин подчеркивает с помощью повтора слова "новый", описывая его новую длинную шинель, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками, и восклицания: -Он еще во всем, во всем новичок!» Этот поистине ангельский образ схож с образом первого весеннего цветка, такого же чистого, свежего, хрупкого.

5. Почему Сашу не пугал и не отвращал трактир с его обитателями?

Сашу не пугал и не отвращал трактир с его обитателями, потому что он был счастлив находиться рядом с отцом, потому что он живо интересуется всем происходящим, ему все ново и радостно п никакая грязь не липнет к нему: «И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно, и широко раскрыты лазурные детские глаза!»

6. Отчего у мальчика возникло ощущение счастья и радости? Расскажите.

Ощущение счастья и радости у мальчика возникло в связи с приездом отца, наступлением весны и приходом радостных дней Масленицы. Все это сливается в его душе с ощущением праздника, так отличающегося от его грустных, скучных, одинаковых дней в чужой семье, «на хлебах», в мещанском домишке.

7. Какое чувство вызвало у Саши расставание с отцом? Выберите нужное и обоснуйте свой выбор: грусти, огорчения, боли, страдания, надежды, безразличия.

Расставание с отцом вызывало у Саши чувство огорчения: «Великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает». Бунин усиливает это чувство с помощью восклицания: «Последний, самый горький час!». Мальчику кажутся родными и лошади, потому что у них не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый его сердцу вид, и даже сани, ведь они тоже деревенские, милые. Минуты прощания с отцом пролетают мгновенно, и вместе с ними заканчивается «счастливейшая в жизни неделя» мальчика.

8. Найдите слова и сочетания слов, в которых настроение мальчика передано через описание города. Какой пространственный образ противопоставлен в рассказе городу? Найдите в тексте слова, посвященные этому образу. Какие чувства он вызывает у маленького героя?

В рассказе городу противопоставлена деревня. Пренебрежение героя к городу, где ему грустно, одиноко и скучно живется в чужой семье, передается с помощью повтора слова «городишко» и эпитетами «снежный, уездный, старый, степной» к нему. На Елецком подворье - грязные и угарные, «мерзкие» номера, в трактире - чад, вонь, сырость, теснота, везде наплевано и натоптано. А когда отец собирается уезжать, для Саши и город пустеет, принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь. А вот все деревенское Саше мило: и лошади, и сани, и работник на козлах, ведь там в деревне, родной дом, семья, отец, все то близко и дорого сердцу мальчика.

9. Рассмотрите репродукцию картины Кустодиева "Масленица". Что, по вашему мнению, сближает эту картину с рассказом И.А. Бунина "Подснежник"?

Картину Б. М. Кустодиева «Масленица» сближает с рассказом И. А. Бунина «Подснежник» атмосфера праздника, народного гулянья, радости. Счастьем, светлой радостью, разгульным весельем проникнута она, в нее легко вписался бы образ отца Саши - большего и краснолицего, курчавого и седеющего, сильного и моложавого, в длинных сапогах и в романовском полушубке: возбужденного городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами. В ней сразу можно узнать и многих посетителей трактира - каких-то рыжих мужиков в тулупах, чернявых мещан в чуйках, извозчиков, толстых купцов, худых барышников.