§33. Реки - артерии Земли (1)
Откройте атлас
1. Найдите на карте реки: Волгу, Амазонку, Конго, Енисей, Нил, Лену, Обь, Миссисипи, Янцзы, Амур, Ангару.
1 − Волгу,
2 − Амазонку,
3 − Конго,
4 − Енисей,
5 − Нил,
6 − Лену,
7 − Обь,
8 − Миссисипи,
9 − Янцзы,
10 − Амур,
11 − Ангара.
Это я знаю
2. Что называется рекой?
Реки − это потоки поверхностных вод, постоянно текущих в выработанных ими углублениях − руслах.
3. Что такое речная система, речной бассейн, водораздел?
Речная система − это главная река с притоками.
Бассейн реки − это площадь суши, с которой река собирает воду.
Водораздел − это линии на поверхности Земли, по разные стороны от которых сток идёт в разные речные бассейны.
4. По физической карте мира определите, в каком направлении протекают реки: а) Амазонка;
6) Нил;
в) Лена.
а) Амазонка стекает с Анд и течет с востока на запад, неся свои воды к Атлантическому океану.
б) Нил стекает с Восточноафриканского плоскогорья и направляется с юга на север, впадает в Средиземное море.
в) Истоком Лены считается небольшое болото в 15 км от перевала Солнцепадь и в 10 км к западу от Байкала, расположенное на высоте 1470 м у подножия безымянной вершины высотой 2023 м, входящей в Байкальский хребет. Лена течет с юга на север, впадает в море Лаптевых.
5. Самые длинные реки Земли:
а) Обь, Волга, Хуанхэ;
6) Амазонка, Нил, Миссисипи;
в) Лена, Конго, Янцзы.
6) Амазонка, Нил, Миссисипи.
6. Из перечисленных понятий (устье, бассейн, водораздел, приток) выберите те, которые характеризуют:
а) части реки;
6) речную систему.
а) устье, приток;
б) водораздел, бассейн.
Это я могу
7. Подпишите на контурной карте реки, перечисленные в задании 1. Отметьте границы бассейнов рек: Амазонки, Конго, Оби, Енисея.
1 − Волгу,
2 − Амазонку,
3 − Конго,
4 − Енисей,
5 − Нил,
6 − Лену,
7 − Обь,
8 − Миссисипи,
9 − Янцзы,
10 − Амур,
11 − Ангара.
8. Прочитайте два описания реки Енисей в рубрике «Стоп−кадр». Сравните оба текста. Чем они различаются? Какие мысли и чувства вызывает тот и другой текст? Какой из них (или оба) вы выберете для:
а) ответа на уроке;
6) подготовки к экзамену;
в) составления устного сообщения;
г) написания доклада;
д) подготовки путешествия во время каникул?
Тексты различаются стилем описания. Первое описание − художественное, второе − строгое, документальное.
а) второй текст;
б) второй текст;
в) второй текст;
г) второй текст;
д) первый текст.