§19. Учимся с "Полярной звездой"
1. А) Найдите самые крупные по площади страны мира. Выпишите не менее пяти стран. Рядом с каждой укажите часть света, в которой находится страна.
Б) Используя только карту, расположите следующие страны в таком порядке, как, по вашей оценке, убывает площадь их территории: Украина, Пакистан, Иран, Аргентина, Франция.
Сравним страны по их расположению на планете и относительно друг друга. Обратите внимание, в каких полушариях — Западном или Восточном, Северном или Южном находится больше стран.
А) Россия (Евразия), Китай (Азия), США (Северная Америка), Канада (Северная Америка), Бразилия (Южная Америка).
Б) Аргентина − Иран − Пакистан − Франция – Украина.
2. А) Запишите название страны, через территорию которой проходят Северный тропик и нулевой (Гринвический) меридиан.
Б) Расположите параллели: Северный полярный круг, Северный тропик, Южный полярный круг, Южный тропик − в зависимости от количества стран, которые они пересекают. Для каждой параллели приведите примеры стран.
В) Вставьте пропущенные слова в следующие предложения:
Параллель ... пересекает страны: Колумбию, Бразилию, Кению, Индонезию.
Северный тропик и меридиан 100° з.д. пересекаются на территории страны ... .
Япония находится ... Казахстана, а Австралия — ... Японии.
Г) В два столбца выпишите примеры стран, которые:
а) имеют только сухопутные границы;
б) не имеют сухопутных границ.
Внимание! На картах морские границы, как правило, не указывают. Страны договорились, что их проводят в 12 морских милях (примерно в 22 км) от берега.
За этой полосой заканчиваются территориальные воды государства и начинаются доступные для всех международные воды.
В дальнейшем вы будете сравнивать страны и по многим другим признакам. Некоторые из них вы можете определить и сейчас.
А) Северный тропик и Гринвический меридиан проходит через Алжир и Мали, которые находятся в Африке.
Б) По мере увеличения количества стран:
Южный полярный круг (нет стран) − Северный полярный круг (Канада, Россия) − Южный тропик (Чили, Аргентина, Бразилия, Намибия, Австралия) − Северный тропик (Мексика, Мавритания, Алжир, Ливия, Египет, Саудовская Аравия, Индия, Бангладеш, Мьянма, Китай и др.)
В) Параллель нулевая пересекает страны: Колумбию, Бразилию, Кению, Индонезию.
Северный тропик и меридиан 100° з.д. пересекаются на территории страны Мексика.
Япония находится восточнее Казахстана, а Австралия − южнее Японии.
Г)
3. Сравните:
а) Чили и Турцию;
б) Китай и Канаду.
Запишите, какой признак для сравнения вы использовали в одном и другом случае.
А) Чили и Турция: Чили − вытянутая узкая территория страны. Турция − территория имеет форму, близкую к овалу.
Признак для сравнения: конфигурация территории.
Б) Китай и Канада: Китай − страна, расположенная на материке Евразия, а Канада − на материке Северная Америка.
Признак для сравнения: географическое положение.
4. Почтовые открытки (рис.41, А, Б, В и Г) послали своим друзьям школьники из разных стран, Определите:
а) какой текст (1—4) соответствует каждой из этих открыток;
6) из какой страны пришла каждая открытка.
1. Привет! Моя большая процветающая страна находится в Западном полушарии. Она выходит к берегам трёх океанов. В восточной части страны живёт больше людей, чем в
западной. У нас много больших городов. До Северного полюса нам ближе, чем до Южного.
2. Друзья! Узнайте о моей стране! Она совсем маленькая и почти незаметна на карте. В давние времена здесь была временная стоянка для кораблей путешественников и купцов. У нас очень красивая природа и нет сухопутных границ, Если отправиться вдоль 20−й параллели на запад, то, преодолев почти 900 км, вы окажетесь у берегов одного из крупнейших островов мира. Если двигаться вдоль той же параллели на восток, берега одного из материков покажутся только через 6000 км.
3. Дорогой друг! Я живу в огромной стране на самом большом материке. У нас много соседних стран и длинное морское побережье. Наше государство, конечно, меньше по площади, чем Россия, но больше, чем Бразилия. Многочисленное население проживает в восточной половине страны, а западная половина заселена слабо. У нас очень древняя история и культура. Мы производим много товаров для всего мира.
4. Всем добрый день! Моя прекрасная страна расположена в Старом свете. Через нашу страну проходит Гринвичский меридиан. До Северного полюса нам в 3,5 раза ближе, чем до Южного. Наша столица один из самых красивых городов мира. Цвета нашего флага похожи на цвета российского флага.
а)
1 − Г
2 − В
3 − Б
4 − А
б)
1) из Канады;
2) из Маврикия;
3) из Китая;
4) из Франции.
5. Напишите открытку другу. Расскажите главное о своей стране − России.
Привет, Миша!
Я живу в России – самой большой стране мира с населением 145 млн человек, которая располагается в Евразии и граничит с двадцатью странами мира. Россия – многонациональная страна, в ней проживают около 200 национальностей , которые разговаривают на 15 языках. Но государственный язык нашей страны – русский. Столица России – город Москва. Он также является самым крупным городом нашей страны с населением 12 млн человек. Россия − очень красивая страна с богатой историей и культурой. Я очень люблю свою Родину.
С уважением,
Кирилл.
Обобщение по теме
1. Составьте описание местности, в которой вы живёте. Выясните, какие традиции и обычаи были у людей, населяющих вашу местность в разные века. Что сохранилось до наших дней?
Москва – крупнейший центр и столица России. Город имеет многовековую историю. Первые упоминания о Москве относятся к 12 веку н.э. Основателем города считается князь Юрий Долгорукий. Само название Москва происходит от одноименной реки, протекающей через город.
За свою долгую историю существования город был неоднократно завоёван, сжигался, но всегда возрождался и отстраивался. Красоту Москвы трудно переоценить. Её пышным убранством восхищались многие писатели и поэты. Её живописные улочки и районы стали неотъемлемой частью многих литературных произведений.
Архитектура Москвы поражает своим многообразием и уникальностью. До наших дней сохранились здания и постройки многих столетий. Целый ряд памятников архитектуры входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наиболее выдающимися считаются − Красная площадь и Московский Кремль, Новодевичий и Донской монастыри, царские и дворянские усадьбы Царицыно, Останкино, Кузьминки. Известен на весь мир Большой театр. Все памятники перечислить невозможно.
Москва богата парками и музеями, театрами и художественными галереями. Это центр культурной и экономической жизни России. Здесь размещаются известнейшие российские институты и университеты, правления многих банков, крупных российских фирм, представительства иностранных компаний. Столица России пользуется возрастающей популярностью у туристов. В городе находится множество отелей и ресторанов. Также Москва является центром политической жизни. Здесь заседает государственная Дума и находится главная резиденция Президента Российской федерации.
Сегодня Москва – это современный европейский мегаполис с многомиллионным населением. Он стремительно развивается и становится все прекрасней.
2. Наш соотечественник, учёный Николай Николаевич Миклухо−Маклай, живя среди папуасов на острове Новая Гвинея, ещё в конце ХХ в. доказал ложность и вред идеи неравенства разных рас. Подберите из различных источников информации материал о жизни Н.Н.Миклухо−Маклая.
Образование Николай Николаевич Миклухо−Маклай получил в Германии. В 1864—1869, 1870—1882 и 1883—1886 годах жил за пределами России, никогда не оставаясь на родине больше чем на год. Автор около 160 научных трудов, в основном статей и заметок, при жизни публиковавшихся чаще всего на немецком и английском языках. Известен также как защитник коренных народов Юго−Восточной Азии и Океании, активно выступал против работорговли. Как учёный, последовательно придерживался принципа единства человеческого рода; отвергал популярные в своё время теории, что чёрные расы, включая австралийских аборигенов и папуасов, представляют собой переходный биологический вид от обезьяны к человеку разумному. В то же время он рассматривал северо−восточное побережье Новой Гвинеи как «этнографический заповедник», на единоличное обладание которым претендовал. Это толкало его на путь политических авантюр, в частности — призывам к российской колонизации Берега Маклая, с одновременным созданием Папуасского Союза — независимого государства, главой которого он стремился стать.После того, как российское правительство отклонило этот проект, обратился с одновременным предложением установить протекторат к правительствам Великобритании и Германской империи (при этом в обращении к Бисмарку Миклухо−Маклай призывал Германию стать гарантом того, что Новая Гвинея не будет подвергаться колонизации). В итоге Берег Маклая был в 1884 году превращён в германскую колонию.
3. Среди лауреатов Нобелевской премии (высшей международной награды ученых и писателей) есть представители всех человеческих рас. Подготовьте сообщение об одном из российских лауреатов.
Одним из самых известных российских лауреатов Нобелевской премии является А.Д.Сахаров − создатель водородной бомбы, физик, правозащитник. Известен, как диссидент, за что в Советском Союзе после получения им премии получил резкое осуждение от представителей науки и публицистики. Был автором проекта конституции Союза Советских Республик Европы и Азии − государства, которое должно было прийти на смену Советскому союзу. Его вклад в науку и общество был по достоинству оценен не только потомками, но и его современниками.