Ответы к странице рабочей тетради 74
118. Игра "Кто быстрее и точнее?". Распределите глаголы по группам в зависимости от способа, с помощью которого нужно определить их спряжение.
Колоть, мокнуть, смотреть, молчать, мыть, видеть, вертеть, любить, ненавидеть, сидеть, лететь, сеять, клеить, кипеть, терпеть, мечтать, дружить, носит, обидеть, зависеть.
1-й способ — обратить внимание на ударное окончание: молчать, сидеть, лететь, кипеть.
2-й способ — обратить внимание на суффикс неопределённой формы: колоть, мокнуть, мыть, любить, сеять, клеить, мечтать, дружить, носить.
3-й способ — установить, не является ли глагол исключением: смотреть, видеть, вертеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, зависеть.
119. Прочитайте текст. Какие чувства вызывает у нас это описание? В скобках после глаголов запишите их неопределённую форму и укажите спряжение, затем вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.
Ночь. Няньки Варька, девочка лет тринадцати, качает (качать, I спр.) колыбель, в которой лежит ребёнок, и чуть слышно мурлычет (мурлыкать, I спр.) песню.
Перед образом горит лампадка; через всю комнату тянется (тянуться, I спр.) верёвка, на которой висят пелёнки. Пелёнки бросают (бросать, I спр.) длинные тени на печку, колыбель, на Варьку... Когда лампадка начинает (начинать, I спр.) мигать, пятно и тени оживает (оживать, I спр.) и приходит (приходить, II спр.) в движение, как от ветра. Душно. Пахнет (пахнуть, I спр.) щами и сапожным товаром.
Ребёнок плачет (плакать, I спр.)... А Варьке хочет_ся (хотеться, I спр.) спать. Глаза её слипаются (слипаться, I спр.), голову тянет (тянуть, I спр.) вниз, шея болит. Она не может (мочь, I спр.) шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется (казаться, I спр.), что лицо её высохло и одеревенело...
(А. Чехов)