Страница с 78 по 96 Ответов для домашних заданий рабочей тетради к теме СОСТАВ СЛОВА

129. Вспомните всё, что вы знаете о строении слова, о том, из каких частей оно состоит. Разберите данные слова по составу.

Пригорки, кормушка, фонарик, словарь, цыплёнок, птенчик, алмазный.

130. Прочитайте однокоренные слова, выделите в них корни. Продолжите группы однокоренных слов.

Лес), лес)ок, лес)истый, лес)ной, лес)ничий, пере(лес)ок.
Вод)ный, под(вод)ный, (вод)янистый, вод)яной, вод)ица.
Чист)ый, чист)ота, чист)юля, чист)ить.

131. Игра «Найди лишнее слово». Прочитайте группы слов. Найдите и подчеркните лишнее слово в каждой группе. Как вы его определили?

1. Скрип), скрип)еть, скрип)ящий, скрепка.
2. Свист)еть, свист)ок, по(свист)ывать, свесить.
3. Мал)енький, умолкать, мал)оватый, мал)ыш.
4. При(нес)у, вы(нес)ти, низкий, у(нёс)ший.

132. Прочитайте сказку Р. Кошурниковой. Озаглавьте её. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо.

Звездочёт и Солнце

   Жил да был старый Звездочет. Каждую ночь он любовался красотой звёздного неба, наблюдал за далёкими звёздами. Днём Звездочет изучал самую близкую звезду - Солнце. Старик захотел разгадать тайну солнечного света и решил полететь к Солнцу.
   Тогда Звездочёт выбрал самую красивую и быструю машину. Но она не пожелала ехать к солнышку.
   Самолёт сказал‚ что в космическом пространстве нет воздуха и его крыльям не на что будет там опираться.
   И только серебристая красавица - ракета согласилась на путешествие. Звездочёт решил уже стать космонавтом и лететь к Солнцу.
   Но тут из-за туч выглянул солнечный лучик и шепнул: «Ракете нужен год, а мне только восемь минут. Полетели?» Обрадовался Звездочёт, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз...

Найдите однокоренные слова с данными корнями. Запишите родственные слова группами, корень выделите.

звезд-: Звезд)очёт, звёзд)ного, звёзд)ами.
косм-: косм)ическом, косм)онавтом.
солн-: Солн)це, солн)ечного, солн)ышку.
крас-: крас)отой, крас)ивую, крас)авица.
лет-: по(лёт), само(лёт), лет)еть.

Докажите, что это сказка.

133. Прочитайте шуточное стихотворение Л. Яхнина «Вода». Найдите однокоренные слова. Запишите их по группам в соответствии со значением корня.

Дождик льёт - кругом ВОДА.
Мокнут столб и проВОДА,
Мокнут кони и подВОДА,
Дым над крышами заВОДА,
От бегущих быстрых ВОД
Задрожал ВОДоотВОД.
Протекает небосВОД -
На земле ВОДоворот.
А по лужам у ворот 
Дети водят хороВОД.

Вод)а, вод), вод)оотвод, вод)оворот. Значение: вода.

Про(вод)а, под(вод)а, завод, водоот(вод), небос(вод), хоро(вод). Значение: водит.

Выделяем корень вод.

134. Прочитайте сложные слова, выделите в них корни. Вставьте пропущенные буквы.

Вод..лаз, пыл..сос‚ нос..рог‚ сам..лёт‚ рыб..лов‚ лед..кол, мух..мор‚ сам..вар‚ верт..лёт‚ везд..ход.

135. Подчеркните в скобках то слово, которое поможет проверить пропущенную букву. Вставьте пропущенные буквы.

Бабушкины волосы поседели (седенький, сидя). Дети посидели (седенький, сидя) у телевизора и пошли гулять. Машенька долго полоскала (полощет, ласка) бельё в речке. Гриша поласкал (полощет, ласка) собачку, а потом стал играть с ней. Котик слизал (лижет, слезть) всю сметану. Барсик боялся слезать (лижет, слезть) с дерева.

136. Подберите однокоренные слова — имена прилагательные и глаголы. Выделите корни, одинаковые гласные в корнях слов подчеркните.

Имя существительное Имя прилагательное Глагол
жал)ость                         жал)кий               жал)еть 
свет)                              свет)лый               свет)ить
холод)                           холод)ный              холод)ить
зелень)                           зелён)ый                зелен)еть

137. Составьте из данных слов предложения.

1. На, п..ляне, л..шадка, п..сётся, л..сной.
2. Б..жит‚ л..са, л..сочку, хв..стом‚ по, сл..ды‚ зам..тает.
3. В..сной, б..рега, р..ка‚ зат..пила‚ д..ревья‚ кусты, д..ма, и.

Запишите получившиеся предложения, вставляя пропущенные буквы. Приготовьтесь объяснить выбор буквы в каждом слове.

1. На лесной поляне пасётся лошадка.
2. Бежит по лесочку лиса, хвостом следы заметает.
3. Весной река затопила берега, кусты, дома и деревья.

138. Прочитайте и озаглавьте текст.

Жаркий день

   День был жаркий. По небу носились (носятся) дымчатые тучи и роняли (уронит) на поля (поле) потоки дождя (дождь). Трава жадно поглощала (проглотит) влагу. Деревья трепетали (трепет) всеми листочками (лист). Птицы не переставали (перестал) петь.
   Но вот тучка пронеслась (нёс), запорхал ветерок (ветер), и золотом начала (начало) переливаться (переливы) трава. Сильный запах (пахнет) поднялся отовсюду.(И. Тургенев)

Подберите проверочные однокоренные слова к словам с пропущенными буквами. Проверочные слова запишите, пропущенные буквы вставьте.

Определите вид данного текста: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Верный ответ подчеркните.

139. К словам с пропущенными буквами подберите однокоренные проверочные слова. Выделите корни слов.

б)чик - зуб)ы, бутерброд) - бутерброд)ы,
рас(сказ) - рас(сказ)ы, без(рукав)ка - рукав)а,
скорлуп)ка - скорлуп)а, креп)ко - креп)ок,
медведь) - медвед)и, мяг)кий - мяг)ок,
страус) - страус)ы, уз)кий - уз)ок,
труб)ка - труб)а‚ тряп)ка - тряп)очка,
роб)кий - роб)ок, про(рубь) - руб)ить.

Запишите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.

140. Спишите скороговорку, выбирая нужную букву из скобок.

Ре(д, т)ька ре(д‚ т)ко росла на гря(д‚ т)ке‚ гря(д‚ т)ка ре(д‚ т)ко была в поря(д, т)ке.

Редька редко росла на грядке‚ грядка редко была в порядке.

141. Распределите слова в две группы. В первую группу запишите слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне, которые надо проверять, во вторую группу - слова с парными по звонкости-глухости согласными, которые проверять не надо. К словам первой группы запишите проверочные слова, корни выделите.

Ножка, рубашка, супчик, зубки, деревяшка, ложка, влажный, добрый, коврик, коврижка, мальчишка, бумажка, подружка, записка, просьба, замазка.

142. Прочитайте пословицы. Найдите слова: 1) с парными по звонкости-глухости согласными в корне; 2) с непроизносимыми согласными в корне.

1. Поговорка - цветочек, пословица - ягодка. 2. Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз. 3. Честный правды не боится. 4. Ложь на глиняных ножках ходит. 5. Не для шапки только голова на плечах. 6. Не красна книжка письмом, а красна умом. 7. Хороша верёвка длинная, а речь короткая. 8. Быль за сказкой не угонится. 9. Лежебоке и солнце не в пору всходит. 10. Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь. 11. Кабы знал, где упасть, то б соломки подостлал.

Запишите найденные слова по группам вместе с однокоренными проверочными словами. Корни выделите.

143. Подберите проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо.

Счастливый — счастье, грустный — грустить, властный — власть, ненастный — ненастье, капустный — капуста, вкусный — вкусе, чудесный — чудесен.

144. Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Подчеркните нужные буквы в скобках.

Андерсен

   Старый писатель-сказочник (А, а)ндерсен был очень бедным человеком. Ска(з, с)ки не приносили ему богатства. Но он любил сочинять их и не хотел заниматься ничем другим.
   Ч(а, я)сто на у(с‚ з)ких улочках маленького горо(д, т)ка сказочник встреч(а‚ я)л своих богатых и хвастливых знакомых. Те с гордостью рассказывали ему о своих огромных д(а, о)мах… о красивой (а, о)дежде. Андерсен с улы(б‚ п)кой слушал их и говорил: «Мне не важно, новая или старая на человеке (а, о)дежда. Важнее, чтобы под шляпой была умная г(а‚ о)лова‚ а под (а, о)деждой - добрая душа».
   Труды сказочника не пропали даром. Его ска(з, с)ки, «духовные де(т‚ д)ки»‚ как он их называл, стали читать дети и взрослые во всём мире.

(К. Паустовский)

Письменно ответьте на вопросы.

Почему Андерсен был небогатым человеком?
Что он считал самым важным в человеке?
Какая судьба была суждена его сказкам?

Сказки не приносили Андерсену богатства. Самым важным в человеке он считал умную голову и добрую душу.Его сказки стали читать дети и взрослые во всём мире.

В выделенных словах обозначьте корни. (Корни выделены жирным шрифтом, рисуйте над ними дугу)

ГДЗ к странице 87 ПРИСТАВКА

145. Образуйте с помощью приставок от каждого слова по два однокоренных слова так, чтобы одно обозначало начало действия, а другое - завершение действия. Используйте приставки из подсказки.
Петь, говорить, кричать, плыть, бежать, кипеть, ехать.
Подсказка: за-‚ по-‚ про-, с-, до-‚ при-.
Образец. Петь - запеть, допеть.
Запишите слова по образцу. Обозначьте в получившихся словах корни и приставки.

Говорить - заговорить, договорить. Кричать - закричать, прокричать. Плыть - поплыть, приплыть. Бежать- побежать, добежать. Кипеть - закипеть, прокипеть. Ехать - поехать, приехать.

146. Запишите словосочетания, раскрыв скобки. Обозначьте приставки в словах.

(До)бежал (до)дома, (ото)шли (от)деревни, (со)рвался (с)ветки‚ (о)становка (у)дороги‚ (по)езд (ото)шёл, (на)писать (в)тетради‚ (на)чертить (на)бумаге, (по)ехали (по)грибы и (по)ягоды‚ (на)лететь (на)столб, (от)вязать (от)дерева.

До|бежал до дома, ото|шли от деревни, со|рвался с ветки‚ о|становка у дороги‚ по|езд ото|шёл, на|писать в тетради‚ на|чертить на бумаге, по|ехали по грибы и по ягоды‚ на|лететь на столб, от|вязать от дерева.

147. В каких частях слова пишется разделительный твёрдый знак? Укажите номер верного ответа на вопрос. Ответ проверьте в конце рабочей тетради.
1. В корне слова. 2. Между корнем и окончанием. 3. Между корнем и суффиксом. 4. Между приставкой и корнем.

Ответ: 4

148. В каких частях слова пишется разделительный мягкий знак? Укажите номера верных ответов на вопрос. Ответ проверьте в конце рабочей тетради.
1. В корне слова. 2. Между корнем и окончанием. 3. Между корнем и суффиксом. 4. Между приставкой и корнем.

Ответ: 1, 2, 3.

149. Укажите номера слов, в которые надо вписать разделительный твёрдый знак. Составьте и запишите с каждым из этих слов по одному предложению. Ответ проверьте в конце рабочей тетради.
1. Об..явление. 2. Суд..я. 3. Плат..е. 4. В..юга. 5. В..ехать.

Ответ: 1, 5.
На двери висело объявление. Машина не смогла въехать в гараж.

Страница 89 Ответы от ГДЗ-РЕШАЛКА по теме СУФФИКС

150. Разберите слова по составу, суффиксы выделите.
Солнышко. Травушка. Ледок. Лесок. Газетчик. Тигрица. Записка.

151. Запишите считалку по памяти. Выделите суффиксы во всех именах существительных. Какой оттенок значения они придают словам?

Ягод/к\а-малин/к\а.
Мед/ок\-сахар/ок\.
Вышел Иван/ушк
Сам корол/ёк\.

Уменьшительно-ласкательное значение.

152. Прочитайте строки из русских народных сказок. Найдите имена собственные, которые звучат ласково. Выделите в них суффиксы.

1. Жили-были дед/ушк\а и баб/ушк\а. Была у них внучка Маш/еньк\а.

2. Жили-были себе царь и царица; У них были сын и дочь, сына звали Иван/ушк\ой, а дочь Алён/ушк\ой.

3. Спрашивает отец младшую доч/к\у:
— Что тебе, доч/еньк\а Марь/юшк\а, купить, чем порадовать?

4. Осталась Крош/ечк\а-Хаврош/ечк\а сиротой, взяли её к себе чужие люди, выкормили и над работой заморили.

Подчеркните орфограммы в словах из последнего предложения.

153. Прочитайте. Выберите один из текстов: А или Б - для работы. Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Обозначьте суффиксы. Какое дополнительное значение придают они этим словам? (ласку и нежность)

А. На святой Руси, нашей мат/ушк\е,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно - будто лебёд/ушк\а,
Смотрит сладко - как голуб/ушк\а...

(М. Лермонтов)

Б. Уж ты кот/еньк\а, коток,
Котя - белый живот/ок\,
Не ходи ты в погреб/ок\
По сметан/к\у, по творог.
Приди, кот/ик\, ночевать,
Нашу дет/очк\у качать.

(Народная колыбельная песня)

154. Прочитайте строки из сказки Л. Кэрролла и узнайте, как заяц и сова разбирали слова.

Слово странное - мормышка.
Зайцу - мор,
Осталась - мышка.
Вот ещё одно - кормушка.
Мне весь корм,
А зайцу - ушко.

Помогите зайцу и сове правильно разобрать выделенные слова по составу.

Страница 92 ГДЗ к уроку в рабочей тетради ОКОНЧАНИЕ

155. Прочитайте вопросы. Запишите ответы на них.

Какая часть слова помогает связывать слова в предложении и словосочетании? Окончание.

Как называется часть слова без окончания? Основа.

В какой части слова заключено его основное значение? В корне.

156. Выделите в каждом слове основу и окончание.

Учениц[а], воскресн[ый], одуванчик[и], удачн[ый], журчани[е], журч[ит], суббот[а], кристалл[].

157. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, где это необходимо. Выделите в каждом слове основу и окончание.

Приветливый‚ помогут‚ магазины, антенна‚ капустный, вкусный, прелестный, жужжит, бассейны.

158. Прочитайте озорные стихи О. Григорьева. Выделите окончания в рифмующихся словах.

Пчела

Николай вспугнул пчел[у],
Побежал по сад[у].
Наступил он на метл[у],
Врезался в оград[у].
Звонко хлопнула метл[а],
да с такою сил[ой],
Что уж лучше бы пчел[а]
Колю укусил[а].

Запишите по памяти первое четверостишие.

Николай вспугнул пчел[у],
Побежал по сад[у].
Наступил он на метл[у],
Врезался в оград[у].

159. Прочитайте текст. Какая часть слова употреблена неверно? (Окончания)

Я просыпаюсь в семь часа. Сразу делаю зарядка и обливаюсь ледяная воды. После этого я завтракаю и идёшь в школой. После уроками гуляю с друзья, а потом готовлю домашнее задание.

Запишите текст без ошибок, выделите исправленные окончания.

Я просыпаюсь в семь час[ов]. Сразу делаю зарядк[у] и обливаюсь ледян[ой] вод[ой]. После этого я завтракаю и ид[у] в школ[у]. После урок[ов] гуляю с друзь[ями], а потом готовлю домашнее задание.

160. Прочитайте слова. Выделите окончания. Составьте и запишите с этими словами три-четыре словосочетания или предложения.

Платок[] - платк[и].
Квартир[а] - квартир[ы].
Смотр[ю] - смотр[ят] - смотр[им].
Русс[кий] - русск[ие] - русск[ая].
Начал[о] - начал[а] - начал[и].

Яркий платок. Просторная квартира. Русский язык. Начало сказки.

Страница 94 Ответы к теме рабочей тетради по русскому КАК ОБРАЗУЮТСЯ СЛОВА

161. От слов, данных в скобках, с помощью приставок устно образуйте новые слова. В каких случаях нужно писать разделительный твёрдый знак? (въехать, съехать, предъявлять, объявлять)

При-‚ про-, на-‚ в-, с- (ехать).  
При-, про-‚ на-‚ вы-, об-‚ от- (учить).
Про-‚ пред-‚ об- (являть).
При-, на-‚ об-‚ под- (лететь).

Приехать, проехать, наехать, въехать, съехать.
Приучить, проучить, научить, выучить, обучить, отучить.
Проявлять, предъявлять, объявлять.
Прилететь, налететь, облететь, подлететь.

162. Образуйте от данных слов новые слова с помощью суффиксов. Запишите слова по образцу. Выделите корни.
Река, зима, дети, дом, лес, стол, ель.
Образец. Река — реченька, речушка.

163. С помощью суффиксов образуйте новые слова от слов старый, синий, малый, зелёный, худой. Запишите слова по образцу. Выделите суффиксы.
Образец. Белый - беленький.

С помощью приставок образуйте новые слова от слов петь, читать, плыть, бежать. Запишите слова по образцу. Выделите приставки.
Образец. Писать - списать, переписать, записать, написать.

164. Выделите в данных словах корни. Помогите Ане и Ване вставить в предложенные модели корни слов. Запишите получившиеся слова.
Дум)а, пись)мо, бег)овой, плыв)ёт, уч)ит, игр)ать, друж)ить.

При-______-а-ть
Под-______-а-ть
Пере-_____-а-ть
Про-______-а-ть

Придумать, приписать, прибежать, приплывать, приучать.
Подписать, подбежать, подплывать, подыграть.
Передумать, переписать, перебежать, переплывать, переиграть.
Продумать, прописать, пробежать, проплывать, проиграть.

165. Определите, какой из четырёх моделей соответствует состав данных слов. Укажите цифрой.

     3                1                  3                   3
Перелески, переезды, пригородный, пришкольный,
     2                  2             2            4          4          4
стульчики, медведица, котята, столы, сёстры, новый.

Пишите, какую страницу рабочей тетради проходите, нам очень интересно, как у вас продвигается домашнее задание.