Страница (ы) 167-178. ГДЗ к разделу учебника "Поэтическая тетрадь 2"
Ответы к Страница (ы) 168 - 172. Некрасов Н. А.
"Славная осень!" из стихотворения "Железная дорога" Н. А. Некрасова, Страница (ы) 168
1. Какое настроение возникло у тебя при чтении этого стихотворения?
Настроение бодрое, жизнерадостное.
2. Найди сравнения. Как они помогают изобразить лед на речке, опавшие листья, осень?
Лед, как тающий сахар - чистый и прозрачный; листья, как ковер. Они более образно помогают изобразить лед, опавшие листья, осень.
3. Обрати внимание на начало стихотворения. Почему восклицательное предложение повторяется дважды?
Этим автор еще подчеркивает величество осени и свое восторженное отношение к ней.
Страница (ы) 170. "Не ветер бушует над бором…". Н. А. Некрасов
1. Как поэт назвал Мороза? Почему?
Мороз-воевода. Так поэт показал всю важность персонажа, то, что зимой Мороз является настоящим повелителем природы, его правителем. Автор пишет о покорности природных явлений Морозу, об их зависимости от него.
2. Как покоряется Морозу природа? О каких "ледяных мостах" говорится в его песенке? Какие картины ты представляешь, когда читаешь две последние строчки стихотворения?
Природа полностью подчинена Морозу. Он заковал реки и озера в лед, словно построил через них ледяные мосты. Последние строчки стихотворения «я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро... » подчеркивают особую картину зимнего пейзажа: ярких теплых красок нет, даже золотых отблесков, все вокруг становится белым, все сверкает жемчужным или серебристым светом, вот почему поэту и приходят на память именно сверкающие прозрачные алмазы, жемчуг и серебро.
3. Прочитай выразительно хвастливую песенку Мороза.
Читаем выразительно последние 4 четверостишия.
Ответы к Страница (ы) 172. Стихотворение "Дед Мазай и зайцы" Н. А. Некрасов
1. О чём сокрушался старый Мазай, какие слова он при этом говорил? Перечитай эпизоды, где описывается отношение Мазая к зайчишкам. Как он с ними разговаривает?
Старый Мазай сокрушается, что люди и паводки губят зайчишек. Вот как он к ним относится: «зайцы вот тоже, — их жалко до слез»; «жаль их, однако».
Отношение Мазая к зайчишкам со слов «зайцы вот тоже, — их жалко до слез» до «где у них совесть». Мазай разговаривает с зайчишками ласково, с заботой.
3. Можно ли сказать, что в произведении изображён не сказочный, а реальный случай из жизни? Как относится поэт к главному герою?
Такой случай может произойти и в жизни. Поэт уважает добросердечного деда Мазая, восхищается его неравнодушием, бескорыстием и предприимчивостью.
Ответы к Страница (ы) 173. Бальмонт К.Д. "Золотое слово"
1. Прочитай выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию ты выберешь? Почему?
Слова осени можно прочитать вдохновлено и величественно. Слова зимы читаем строже, спокойнее, но с уверенностью в голосе. Она считает себя сильнее осени и уверена, что все будет так, как решит именно она. Слова весны нужно читать с игривой интонацией, уверенно и в слегка приказном тоне. Весна понимала, что настало ее время и зиме придется уйти.
2. Объясни смысл выражения "золотое слово". Почему поэт назвал так свое стихотворение.
Золотое слово означает слово верное, правдивое, крепкое, надежное. Бальмонт дал стихотворению такое название, потому что слова весны оказались золотыми. Она сделала всё, как обещала – сказала зиме уходить и достойно переняла ее владения. Благодаря этому вся природа зажила новой жизнью, и хотя зима была сильной, справиться с обещанием весны она не смогла.
Ответы к Страница (ы) 174 - 177. Бунин И. А.
Стихотворение "Детство" И.А. Бунин Страница (ы) 175
1. Объясни название произведения. Можно ли было его озаглавить иначе?
В стихотворении поэт описывает свои детские воспоминания, вспоминает детство. При этом в нем нет слов и выражений, которые прямо указывали бы на детство, но есть упоминание возраста – десять лет. Стихотворение можно озаглавить «Летние деньки», «Воспоминания», «Летняя пора», «Солнечное лето».
2. Какие моменты детства остались навсегда в памяти Бунина? Что он чувствовал и ощущал, когда бродил летним днем по "солнечным палатам"?
В памяти поэта навсегда остались яркий солнечный свет, гигантские корявые стволы сосен, "песок как шёлк", "зной и сухость" жаркого солнечного дня. Бродя по "солнечным палатам", Бунин ощущал "сухой смолистый аромат" соснового бора, теплоту и грубость сосновой коры, мягкость песка.
3. Как ты думаешь, почему поэту важно поделиться с читателями своими детскими воспоминаниями?
Поэту важно поделиться своими воспоминаниями, потому что они очень красочные и позитивные, ему хочется сохранить память об этих счастливых, радостных моментах жизни. Он хотел донести читателям, что нужно ценить детские года, ведь вернуть их будет уже нельзя.
4. Обсудите с другом. Были ли у каждого из вас такие моменты, память о которых хотелось бы сохранить?
Я думаю, что у каждого в жизни были такие моменты, о которых приятно вспоминать, о которых хочется думать снова и снова и делиться ими с другими людьми. Это прогулки по лесу, поездки с родителями, праздники.
Ответы к Страница (ы) 176. Стихотворение "Полевые цветы" И.А. Бунин
1. Сравни строчки и расскажи, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы и цветы полевые.
Пышно цветут дорогие цветы... Веет от них красотою стыдливою..
Их привезли из-за синих морей... Сердцу и взору родные они...
2. Как подчёркнутые строки помогают представить цветы? Какие цветы поэт называет скромными, а их красоту стыдливой? Почему? О каких цветах он тоскует?
Дорогие заморские цветы Бунин изображает так: «пышно цветут дорогие цветы, нежны и сладки из тонкие запахи, листья и стебли полны красоты... их не пугают метели холодные, бурные грозы и свежесть ночей».
Полевые цветы автор описывает такими словами: «их возрастила весна благовонная в зелени майских лесов и лугов, видят они небосклона простор, таинственный вечных созвездий узор золотой, веет от них красотою стыдливою, сердцу и взору родные они». Полевые цветы милее сердцу поэта, так как они впитали в себя само небо, звезды, они нежны, трогательны и хрупки, потому что их выращивали не специально, не культивировали в них силу, мощь, равнодушное отношение к условиям обитания. Поэт тоскует именно о хрупких, непритязательных, но таких родных полевых цветах.
3. Почему автора привлекают скромные полевые цветы? Объясни.
Такие цветы – воплощение детских воспоминаний поэта, поэтому они особенные. Их нельзя вырастить в любую пору года, ведь их рождает весна. Естественность, неповторимость, красота и скромность, стыдливость и нежность – все то, что привлекает автора в полевых цветах. Этого нет в заморских цветах, в них нет той самой истинной жизни.
Ответы к Страница (ы) 177. Стихотворение "Густой зеленый ельник у дороги…" И.А. Бунин
1. Что произошло в зеленом ельнике? Как ты понял? Расскажи.
Олень спасался от смерти, за ним гнались охотники с собаками. О том, что речь идет о спасении, можно понять по последним строкам произведения.
2. Опиши оленя.
Олень тонконогий, с большими ветвистыми рогами, смелый и быстрый..
3. Как ты думаешь, о чём это стихотворение?
Произведение о том, что все живые существа хотят жить. Они борются за свою свободу, за право быть на воле, жить.
4. Сделай словесную иллюстрацию к произведению Бунина "Густой зеленый ельник у дороги…".
На краю дороги раскинулся ельник. Все вокруг занесено снегом. На снегу виды следы оленя. Тропинка из следов уводит вглубь ельника. По следам видно, что олень убегал от погони, а за ним гнались собаки.
5. Попробуй восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам:
Сегодня целый день играе
В траве последний мотылек
И, точно белый лепесток.
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом...
Прочитав эти строки, можно представить себе летний день на лугу, вокруг мелькают бабочки и мотыльки, запутываясь и застывая в паутине, повисшей на кустарниках и деревьях.
Ответы к Страница (ы) 178. Проверим себя
1. Произведения каких поэтов ты прочитал? Какое стихотворение произвело на тебя особое впечатление? Почему?
Н.А. Некрасов, К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин.
Мне понравилось стихотворение Некрасова «Дед Мазай и зайцы», потому что я тоже люблю животных и считаю, что человек должен заботиться о них, а не убивать.
2. Ты прочитал три стихотворения Некрасова. Как ты считаешь, одинаковые они по настроению или разные? Почему? Какие картины рисует поэт в каждом из произведений?
Все стихотворения Некрасова разные по настроению, потому что он описывает разные истории, разные пейзажи, к каждому из которых у него разное отношение. Поэт рисует осень и зиму, весеннее половодье, историю спасения Мазаем зайцев.
В стихотворении «Славная осень!» мы видим описание осенней поры, наблюдаем восхищение автора ею.
В стихотворении «Не ветер бушует над бором…» рассказывается о Морозе. Автор изображает прекрасные картины зимней поры.
История из жизни деда Мазая также не похожа на другие стихотворения. Это более жизненная история и, в отличие от предыдущего произведения, могла произойти на самом деле.
3. Какое из стихотворений Некрасова похоже на сказку? Обоснуй свое мнение.
На сказку похоже стихотворение «Не ветер бушует над бором…». В нем явление природы - мороз - описано как живой человек, старик, которых ходит по лесу и украшает свои владения. Это стихотворение похоже на сказку про Мороза. Мороз здесь показан «как живой».
4. Перечитай стихотворение Бальмонта. Что необычного в изображении времен года? Объясни.
Поэт описывает осень, зиму и весну, как людей. Они разговаривают, выполняют действия, присущие живым существам, исполняют обещания.
5. Вспомни и быстро ответь, кому из поэтов принадлежат эти строки: «...Есть на полях моей родины скромные Сёстры и братья заморских цветов...» «...В них шёл олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога...»
Бунину. 1- «Полевые цветы», 2 - "Густой зеленый ельник у дороги..."
6. Какое стихотворение Бунина тебе больше всего запомнилось? Объясни почему.
Стихотворение «Полевые цветы» пронизано теплыми чувствами к скромным полевым цветам.
В стихотворении "Густой зеленый ельник у дороги..." описана борьба между охотником и животным, строки заставляют переживать за оленя.
7. Ты уже знаешь, что строчки в стихотворениях записываются особым образом — в столбик. Является ли это произведение стихотворением?
Это стихотворение, потому что в нем есть рифма.