Страница 125-126. Рассказ "Акула" Лев Толстой
1. Почему мальчики оказались в открытом море?
Командир корабля, на котором плыли мальчики, разрешил сделать купальню и искупаться. Но мальчики не ограничились купальней и выплыли в открытое море, чтобы посоревноваться в скорости.
2. Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? Когда артиллериста охватил страх? Прочитай, как автор описывает его состояние.
Сначала артиллерист не увидел ничего плохого в игре сына с товарищем. Он наблюдал за ними с восхищением, гордостью и даже прикрикивал ему слова поддержки. Но его охватил страх, когда сообщили о приближении акулы.
"Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей."
3. Расскажи, что было дальше. Почему с мальчиками произошла беда, едва не закончившаяся трагедией?
Команда бросилась к мальчикам, но опытный моряк понимал, что они не успеют – акула была уже слишком близко. Поэтому ему пришлось выстрелить, хоть это было опасно для жизни его сына, пуля могла попасть в мальчика, а не в акулу. После выстрела отец сел и закрыл лицо руками, настолько ему было страшно, ведь из-за дыма результат выстрела был виден не сразу. К счастью, выстрел был метким и акула умерла, а мальчики были спасены.
С мальчиками произошла беда, потому что они не соблюдали правила безопасности при купании.
4. Что ты думаешь о старом артиллеристе? Какой он человек? Что тебе в нём нравится?
Артиллерист смелый и решительный человеком. Он моментально взвесил ситуацию и очень быстро отреагировал. К тому же он очень метко стреляет.
5. О каком качестве характера говорит поступок артиллериста?
Артиллерист смелый и решительный.
6. Почему свой рассказ Толстой назвал "Акула"? Можно ли дать другое название?
Появление акулы стало угрозой жизни ребят, поэтому так назван рассказ. Не будь акулы, ничего особенного бы не произошло. Могли бы подойти названия: "Выстрел", "Опасная забава", "На грани", "В открытом море".
7. Перед тобой два варианта плана к рассказу. Сравни их, определи особенности каждого из них.
Первый вариант более строгий, он указывает на факты, которые описаны в произведении.
Второй вариант более художественный. План передает эмоции, переживания и состояние героев.