Ответы к стр. 24-33 Имя существительное

Страница  24

50. Прочитайте. Впишите пропущенные слова.

Вот так зимушка - зима:
Не сугробы - терема!
На деревьях синий иней,
Как густая бахрома.

Ю. Синицын

  • Подчеркните имена существительные.

51. Прочитайте. Дополните каждую группу слов двумя именами существительными.

Явления природы: дождь, гроза, град.
Времена года: зима, лето, весна.
Люди: художник, артист, режиссёр.
Мебель: диван, стул, кровать.
Месяцы года: февраль, март, апрель.
Дни недели: среда, четверг, пятница.
Посуда: тарелка, сковорода, стакан.
Животные: заяц, лиса, волк.
Растения: сирень, калина, малина.

Страница  25

52. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. В скобках перед каждым словом напишите вопрос, на который оно отвечает.

(Что?) берёза, (кто?) учи́тельница,
(что?) декáбрь, (кто?) обезья́на,
(что?) карти́на, (кто?) садóвник,
(что?) мéсяц, (кто?) дéвочка.

  • Обозначьте в словах ударение.
  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно выполнили задания.

53. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Кот → капуста → ноябрь → сахар → рисунок → ветерок → стакан → ветер

Собачка → ученик → заяц → сорока → медведица → медведь → лягушка → снегирь → лисица

  • Помогите коту и собачке собрать "свои" слова.
  • Выпишите однокоренные имена существительные. Выделите в них корень. (Корни медвед, ветер)

Медведь - медведица, ветерок - ветер.

Страница  26

54. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Соедините линиями синонимы и антонимы.

синонимы                         антонимы
луна → месяц                 жара → мороз
ребята → дети                север → юг
храбрец → смельчак      война → мир
метель → вьюга              друг → враг  

  • Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Скажите, как вы их определили.

Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что?

55. Прочитайте. Укажите над именами существительными часть речи (сущ.).

Составьте из данных слов четыре предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его. Запишите заголовок и текст.

                          Метелица
      сущ.                             сущ.                      сущ.
На небо наползла серая туча. Снежные облака
                  сущ.                         сущ.                   сущ.
закрыли солнце. Зашумела метелица. Густой снег
                сущ.          сущ.
засыпал кусты и деревья.

Страница  27

56. Вспомните имена существительные на тему "Школа" из орфографического словаря. Запишите, распределяя слова по вопросам.

(Кто?) ученик, ученица, учительница.
(Что?) пенал, тетрадь, карандаш.

  • Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.
  • Как в русском языке называются имена существительные каждого ряда?

Первый ряд - одушевлённые существительные.
Второй ряд - неодушевлённые существительные.

57. Прочитайте.

Настя и Маша Толмачёвы из города Курска представляли Россию на конкурсе детской песни "Евровидение-2006". И победили! Они исполнили песню "Весенний джаз". Настя и Маша занимались в эстрадной студии "Сверчок".

  • Найдите имена собственные. Что обозначает каждое из них? Подчеркните заглавные буквы в именах собственных.

Настя и Маша - имена. Толмачёвы - фамилия. Курска - название города. Россию - название страны. "Евровидение" - название конкурса. "Весенний джаз" - название песни. "Сверчок" - название студии.

58. Впишите имена собственные. (Впишите свои)

Моё имя - Иван.
Моё отчество - Петрович.
Моя фамилия - Смирнов.

Страница  28

59. Разгадайте ребусы, в которых "спрятались" имена. Запишите эти слова.

Зина    Юля    Игорь    Роман

60. Прочитайте. Подберите имена детям, названия реке и деревне, клички животным. Впишите их в предложения.

                  В деревне

Девочки Аня и Катя жили в деревне Лаптево. Рядом протекала речка Ик. Девочки пришли на лужок. С ними была собачка Тузик. На лугу пастушонок Володя пас маленьких телят. Жёлтая тёлочка Милка мычала. Чёрная тёлочка Ночка нюхала травку. Бычок Боря жевал длинный стебелёк цветка. Конь Буян стоял у реки. Он пил воду.

  • Придумайте к тексту заголовок и запишите его.
  • Подчеркните заглавную букву в именах существительных собственных.

Страница  29

61. Прочитайте. Впишите заглавную букву:

- в названия государств:
Россия, Франция, Англия;
- в названия городов:
Москва, Ярославль, Владимир;
- в названия рек:
Волга, Днепр, Иртыш, Нева, Ока;
- в названия планет:
Земля, Марс, Венера, Юпитер.

  • Составьте предложение с любым именем существительным собственным.

Земля - красивая планета.

  • В чём сходство и различие слов Земля и земля, Солнце и солнце? Устно составьте с каждым словом предложение.

Слова Земля и земля, Солнце и солнце схожи в написании, а различие в том, что слова Земля и Солнце пишутся с заглавной буквы, когда речь идёт об астрономических названиях: Земля вращается вокруг солнца, но: обработка земли, восход солнца.

62. Прочитайте.

Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия.

  • Подчеркните заглавную букву в именах собственных.
  • Выпишите из предложения синонимы.

Отечество - Родина.

Страница 30

63. Прочитайте. Впишите подходящие по смыслу имена существительные.

            Сам придумай
     ед. ч.               ед. ч.      ед. ч.                ед. ч.
У слона высокий рост. У лисы пушистый хвост. У
 ед. ч.                   мн. ч.
козлёнка крепки рожки. У цыплёнка тонки ножки. У мартышки толсты губы, а у волка остры зубы. Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа.

А. Бродский

  • Определите число имён существительных в первых трёх предложениях.
  • Составьте своё предложение про ежа или про ужа. Запишите его.

У ежа колючки есть
Их на пальцах нам не счесть!

64. Прочитайте. Подберите к данным словам однокоренные имена существительные. Запишите.

далёкий - дальний            свистеть - свист
олень - оленёнок              зелёный - зелень

Страница  31

65. Вставьте пропущенные буквы. Напишите рядом с каждым именем существительным это же имя существительное, но в другом числе.

бинты́ - бинт    
снегá - снег   
пчелá - пчёлы 
зáйцы - зáяц   
тýчи - тýча   
учени́к - ученики́ 

воробéй - воробьи́
дéрево - дерéвья
городá - гóрод
морóзы - морóз
завóды - завóд
снеги́рь - снегири́

  • Обозначьте в словах ударение. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

66. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

   ед. ч.
Урожай хороший
                     ед. ч.
В нынешнем году.
 мн. ч.             ед. ч.
Яблоки - как сахар,
   мн. ч.             ед. ч.
Груши - чистый мёд.

Е. Благинина

  • Укажите число имён существительных (ед. ч., мн. ч.).
  • Подчеркните имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа.

Страница 32

67. Прочитайте. Впишите пропущенные слова.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?.

68. Прочитайте выразительно. Объясните написание выделенных орфограмм.

Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: "Поскорей!"
Мышь пищит: "Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка".
"Уколю, - грозится ёж, -
Если снимка не пришлёшь!"

В. Берестов

  • Подчеркните имена существительные. Подготовьтесь объяснить, по каким признакам вы их определили.

(Кого?) зверей, (кто?) заяц, мышь, кошка, ёж.
(Что?) снимок, (чего?) снимка.

69. Прочитайте. Подчеркните имена существительные.

                                            неодуш.
У речки на пригорке чья-то норка.
                                  одуш.
Зовут (хозяйку) тоже (норка).

И. Гамазкова

  • Объясните, какое из выделенных имён существительных одушевлённое, а какое неодушевлённое. Обведите в кружок одушевлённые имена существительные.

Страница  33

70. Прочитайте. Озаглавьте текст.

                Весёлые приметы
Как на носу высыпают веснушки,
Это примета - ВЕСНА НА НОСУ.
Если же нос посинел у Танюшки -
Лето. Черника поспела в лесу.

А. Усачёв

  • Что обозначает выделенное выражение?

Весна на носу - весна наступит совсем скоро.

  • Подчеркните имена существительные. Объясните написание выделенных букв.

71. Прочитайте. Подчеркните имя существительное одушевлённое, нарицательное.

С колен у бабушки клубок
Упал случайно на порог.
И закрутился, и покатился...

Р. Сеф

  • Прочитайте ещё раз. А что будет дальше? Устно составьте продолжение текста.

С горы скатился -
С пути он сбился.

72. Запишите имена существительные, которые имеют такие признаки:

Дмитрий - сущ., одуш., собств., ед. ч.
Человек - сущ., одуш., нариц., ед. ч.
Москва - сущ., неодуш., собств., ед. ч.