Ответы к стр. 7 - 9 Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Страница  7

10. Заполните "домики" словами с данными буквосочетаниями.

   и                   а              у
пружина    задача    кольчуга
джип          удача     лачуга
душица      пища      прищур
ежиха        роща       грущу
машина      чаща      впущу

11. Прочитайте.

1. Не живут ужи, где живут ежи. 2. У шиповника колючие шипы, но душистые цветы. 3. В лесу в тени цветут ландыши, на лугу - мышиный горошек, в воде - кувшинки. 4. У зайчихи - зайчата, у крольчихи - крольчата, а щуки - щурята.

  • Вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить их написание.

Живут, ужи, ежи, (у) шиповника, шипы, душистые, ландыши, мышиный, кувшинки - жи-ши пиши с и.
Зайчата, крольчата - ча-ща пиши с а.
Щуки, щурята - чу-щу пиши с у.
Колю́чие (кóлкий), (в) лесý (лес), (в) тени́ (тень), цветýт (цвет), (в) водé (вóды), крольчи́хи, крольчáта (крóлик).

  • Найдите среди предложений скороговорку. Выучите её.

Не живут ужи, где живут ежи.

Страница  8

12. Составьте из рассыпанных частичек слов слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Запишите.

Щавель, чаща, роща, встреча, шина, смешинка, снежинка, живёт, мыши, щука, грущу, тужить, машина, туча, лыжи, дача, чайка, чай, шить, жить, стучу.

13. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Кочан капусты, шины у машины, жители деревни, чуткий товарищ, кувшин молока, широкое шоссе, цветные карандаши, площадка для ребят, вершина берёзы, чудесная картина, душистая малина, чайная посуда.

  • Проверьте по словарю написание словарных слов.
  • Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний.

Душистая малина хороша со стаканом молока.

Страница 9

14. Прочитайте скороговорку. Какие слова перепутали свои места? Напишите скороговорку правильно. Чем чашка чище, тем чаще чищу.

Чем чаще чищу, тем чашка чище.

  • Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

15. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

    Щука у щуки
Навещала щука щуку
В середине суток.
Угощала щука щуку
Щавéлевым супом.

А. Фёдорова

  • Озаглавьте текст.
  • Подчеркните в предложениях главные члены.
  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно выполнили задания.

Ча-ща - пишу с а (навещала, угощала), чу-щу - пишу с у (щука, щуку), (в) середине - серёдка.
Кто? щука (подлежащее) что делала? навещала (сказуемое).
Кто? щука (подлежащее) что делала? угощала (сказуемое).

16. Прочитайте. Вставьте в звуковые "домики" пропущенные звуки.

[ш], [ж] - твёрдые непарные шипящие согласные звуки.
[ч’], [щ’] - мягкие непарные шипящие звуки.