Андрей Платонович Платонов

Стр. 106. Проверьте себя

1. Какие воспоминания сохранил писатель о своей учительнице?

«Я ее никогда не забуду, потому что я через нее узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека».

2. Расскажите, что вы узнали о жизни А. П. Платонова.

    Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия - Климентов) родился в 1899 году в многодетной бедной семье. Жил в Ямской слободке на окраине Воронежа. Отец у работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем - самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни.
    Андрей Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С четырнадцати лет Андрей начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в гражданской войне. С девятнадцати лет начал участвовать в литературной жизни Воронежа. Он писал стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выхшла книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов. За свою жизнь Платонов написал много произведений.

Никита. Платонов

Стр. 115. Размышляем о прочитанном

1. Какие события — реальные или фантастические — происходят в этом произведении А. П. Платонова?

События из рассказа «Никита», вполне могли происходить в реальной жизни.

2. Как объяснить то, что фантазии приходили к Никите, когда уходила мама?

Фантазии приходили к Никите, когда уходила мама, потому что Никита был еще маленький, и ему было одиноко и страшно в пустом доме.

3. Почему Никита старался превратить в людей неодушевлённые предметы?

Никите было страшно одному дома, ему хотелось с кем-то поговорить, поэтому фантазия рисовала ему людей в неодушевленных предметах.

4. Что проявилось в характере Никиты, какие черты преобладали — доброта, сердечность, злоба, сострадание? Подтвердите свой ответ цитатами из текста рассказа.

Доброта, сердечность, сострадание.

Стр. 115. Фонохрестоматия

1. Почему строения, растения, животные казались Никите тайными людьми?

Никита надолго оставался один, ему было одиноко, нужно было с кем-то поговорить, вот он и представлял строения, растения и животных тайными людьми. Но по мнению отца Никита стремится сделать всех живыми, потому что у него доброе сердце.

2. Какие из предметов казались Никите добрыми, какие — злыми?  Почему? Как это передаёт актёр, читая монологи Никиты?

Лучше всего об этом сказал отец Никиты: «Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».

3. Почему Никита зовёт дедушку-солнце опять к ним жить?

Потому что солнце периодически закрывалось тучами и дедушка не мог всегда быть рядом с Никитой.

4. Отец верил, что Никита останется добрым на весь долгий век. Почему он так думал?

Потому что он с радостью вызвался трудиться, чтобы все вокруг были живые. 

Стр. 116. Совершенствуем свою речь

1. Подготовьте выразительное чтение текста или подробный рассказ о главном герое (на выбор)

                                       Никита
          Никита был маленьким мальчиком, ему было 5 лет. Жил Никита в деревне вместе с мамой. Отец мальчика ушел на войну, когда Никита был грудным ребенком. Мать работала с утра до ночи в колхозе и получала за это не деньги, а трудодни. Когда мама уходила на работу, Никита оставался в доме один. Он ходил по дому и по двору, рассматривал вещи и растения. Ему казалось, что каждый предмет — это тайный человек, что в бочке живет маленький человек, а на солнце живет дедушка. Постепенно Никите стало казаться, что на него смотрят незнакомые, злобные лица. Особенно страшным был пень-голова. Мальчик испугался и побежал к маме через всю деревню. У околицы он уморился и заснул. Когда он проснулся и пришел домой, то увидел дома старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это вернулся с войны отец Никиты. Утром Никита сказал всем, кто жил во дворе, что домой вернулся отец. Тайные жители молчали в ответ. Никита больше не видел в предметах злой жизни. Отец разобрал инструменты и расколол на дрова старый ветхий пень. Отец сказал сыну, что это его доброта хочет всех сделать живыми, и дал ему работу выпрямлять гвоздики. Он верил, что добрым может быть то, во что человек вложил свой труд. Отец хотел, чтобы сын вырос добрым и трудолюбивым.

2. Объясните значение следующих словосочетаний из текста рассказа:

Живи смирно один — живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.
На небе светило доброе солнце — солнце представлялось мальчику добрым. Он думал, что на солнце живет дедушка, который его любил.
Тайные жители — жители, которых никто не видит и не знает.
Век вековать — жить всю жизнь.
Трудом сработал — сделал, вкладывая все свое умение и старание.

3. Как объяснил отец желание Никиты всех «сделать живыми»?

«Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце».

4. Что значат слова героя: «Давай всё трудом работать, и все живые будут»? Во что верил отец?

Слова героя «давай все трудом работать, и все живые будут» означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живет душа человека, который вложил в них свой труд. Отец верил, что Никита «останется добрым на весь свой долгий век».

5. Какой фрагмент рассказа изображён на иллюстрации? Так ли вы представляли себе этот эпизод? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

На иллюстрации В. Куприянова изображен эпизод, когда вернувшийся с войны отец раскалывает на дрова ветхий пень на огороде. Никита стоит рядом и смотрит.