Константин Михайлович Симонов

Майор привез мальчишку на лафете...

Стр. 154. Размышляем о прочитанном

1. Что поразило рассказчика и что он хочет сказать своим стихотворением?

Рассказчика поразило зрелище, которое он увидел, когда войска отступали из Брестской крепости. Брестская крепость первой приняла на себя удар фашистской армии. Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт. Автор стихотворения хочет сказать, что он должен участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и «поцелует горсть родной земли».

2. Как вы понимаете следующие выражения?

«Седой мальчишка на лафете спал» -  поседевший от горя мальчик спал на лафете, то есть на станке артиллерийского орудия.
«Ты это горе знаешь понаслышке, / А нам оно оборвало сердца» - автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте, знает о войне только со слов других людей, и не может почувствовать всей душой трагедию войны, в отличие от фронтовиков. 

Фонохрестоматия

1. Послушайте подряд два стихотворения — «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского и «Майор привёз мальчишку на лафете...» К. М. Симонова. Различаются ли ритм, тембр, эмоциональная окраска звучания этих произведений? Если различаются, то чем?

Отличаются. «Рассказ танкиста» больше похож на повествование. Стихотворение Симонова более торжественное, в нем больше рассуждений.

2. Как вы считаете, почему стихотворение К. М. Симонова написано торжественным слогом, каким было бы уместно писать клятву или присягу?

Это стиховторение и звучит как клятва в том, что мы обязательно освободим родную землю от врагов и вернем мальчика домой, чтобы он «поцеловал горсть родной земли».