Константин Георгиевич Паустовский

Стр. 67. Проверьте себя

1. Какие произведения К. Г. Паустовского вам уже знакомы?

«Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Похождения жука-носорога», «Заботливый цветок», «Заячьи лапы», «Квакша».

2. Расскажите, что вы узнали о жизни писателя.

         Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в Москве, но детство провел в Киеве, так как его семья туду переехала. В 1912 году Константин, окончив гимназию, поступил в Киевский университет, а через два года перевелся в Московский университет.
     Когда началась Первая мировая война, Паустовский пошел служить санитаром на поездах, которые превозили раненых. После службы путешествовал по стране и писал книгу «Романтики».
      После революции Константин Георгиевич работает репортером в газетах и продолжает скитаться по стране. Он пишет много книг о тех местах, в которых ему доводилось побывать. Например, когда он задумал написать книгу об уничтожении пустынь, то объехал все берега Каспийского моря, где были пустыни, и написал правдивую книгу о людях, живущих в этих местах. Паустовский полюбил Черное море и тоже написал о нем книгу. Много рассказов посвятил он Мещерской стороне.
        Во время Второй Мировой - Великой Отечественной войны Паустовский был военным корреспондентом. После войны он много путешествовал, преподавал в Литературном институте и продолжал писать книги. За его творческую жизнь написано множество известных ныне произведений.

Теплый хлеб. Паустовский

Стр. 77. Размышляем о прочитанном

1. Как вы назвали бы эту сказку Паустовского? Как вы объясните название, которое дал ей автор?

Я бы назвал сказку «Сказка о чуде в Бережках» или «Раненый конь». Паустовский назвал эту сказку «Теплый хлеб», потому что теплый — значит добрый, сделанный с любовью. Именно это он хочет подчеркнуть в своей сказке.

2. Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам? Почему его звали «Ну Тебя»?

Характер у Фильки, судя по поступкам, был вредный, злой. Он был молчаливым, недоверчивым. Фильку звали «Ну Тебя», потому что это было его любимое выражение.

3. Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий?

Начало сказки: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне». Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». 

4. Что в сказке фантастического и что реального?

Фантастическое:
- конь, умеющий вызывать мороз и метель,
- рассказ филькиной бабки о том, что 10 лет после лютого мороза «голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыни», 
- болтливая сорока, которая за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер и попросила его прогнать мороз.
Все остальное вполне реально.

5. Как реагировали взрослые и дети на поступок Фильки?

Бабка Фильки причитала и рассказала историю о том, как 100 лет назад упал на округу такой же лютый мороз.
Мельник Панкрат не стал причитать, а укорил Фильку и строго запретил ему реветь: «Но только в этом я смысла не вижу». Панкрат велел Фильке изобрести спасение от стужи и этим снять с себя вину перед людьми и перед раненой лошадью.
Филька уговорил ребят вместе пробить лед на реке. Панкрат поговорил со стариками. (Была война, и в деревне остались только дети, женщины и старики.) Дети и старики разбили лед на реке. Потом дети пришли к коню с хлебом и солью: они хотели примирить коня с Филькой, и они помирились.

6. Чем закончилась сказка? Если бы эта сказка была не писатель-ской, а народной , то как бы она начиналась и заканчивалась? Какие слова важны для начала и концовки народной сказки?

Сказка закончилась тем, что все радовались примирению Фильки и раненого коня. Только старая сорока сердито трещала на дереве, но ее никто не понимал.
Если бы эта сказка была народной, то мы бы начали ее так: «В некотором царстве, в некотором государстве стояла одна деревня. В деревне жили мальчик с бабкой и мельник с конем». А закончить сказку можно было так: «Конь простил мальчика, и зажили они с тех пор дружно и счастливо».
Эта сказка литературная, в ней с самых первых слов создается впечатление, что это не сказочная, а правдивая история. Это достигается благодаря тому, что в самом начале сказки называется место, где происходят события — деревня Бережки, и указывается на время действия: «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице...» Кавалеристы и немецкий снаряд — это детали, которые указывают, что такое могло происходить во время гражданской войны.
В концовке автор хочет подчеркнуть, что фантастические события смешаны с реальными. Он передает нам, чем именно хвасталась сорока. То есть автор как будто бы ее понимает, а вот люди ее не слушают и не понимают, и от этого сорока сердится.

Стр. 77. Обогащаем свою речь

1. Постарайтесь рассказать эту сказку близко к тексту с концовкой, характерной для народной сказки, и такой, какая есть в сказке Паустовского.

Командир кавалеристского отряда оставил в деревне коня, раненного в ногу осколком немецкого снаряда. Приютил коня мельник Панкрат, мельница которого давно уже не работала. Мельник, считающийся в деревне колдуном, вылечил коня, но прокормить его не мог, и тот ходил по дворам, искал еду, побирался.

По деревне говорили, что конь ничей, а вернее — общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь — раненый, пострадал от врага.

В той же деревне жил со своей бабкой молчаливый и недоверчивый мальчик Филька по прозвищу «Ну Тебя». На любое предложение или замечание Филька хмуро отвечал: «Да ну тебя!».

Зима в том году выдалась тёплая. Панкрат сумел починить мельницу и уже собирался молоть муку, которая кончилась у деревенских хозяек.

Однажды во двор Фильки забрёл конь. Мальчик в тот момент жевал ломоть хорошо посоленного хлеба. Конь потянулся к хлебу, но Филька ударил его по губам, закинул ломоть далеко в снег и злорадно крикнул на животное.

"И вот после этого злорадного окрика и случились ‹…› те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было."

Из глаз коня покатились слёзы, он жалобно и протяжно заржал, взмахнул хвостом, и на деревню налетела снежная буря. Запершись в избе, перепуганный Филька слышал «тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам».

Метель затихла только к вечеру, и тогда вернулась домой Филькина бабка, застрявшая у соседки. Ночью в деревню пришёл колючий мороз — все слышали «скрип его валенок по твёрдому снегу». Мороз сжимал толстые брёвна изб так сильно, что они трещали и лопались.

Бабка расплакалась и сказала Фильке, что всех ждёт «неминучая смерть» — колодцы замёрзли, воды нет, вся мука кончилась, а мельница работать не будет, потому что река промёрзла до дна.

От бабки мальчик узнал, что такой же лютый мороз упал на их округу сто лет назад.

"Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь — боялся пустыни."

А случилось это «от злобы людской». Проходил тогда через деревню старый солдат, калека с деревяшкой вместо ноги. Попросил он хлеба в одной из изб, а хозяин, человек злой и крикливый, оскорбил калеку — бросил перед ним на землю заплесневелую корку. Тогда свистнул солдат, и «буря закружила деревню». А мужик тот злой умер «от охлаждения сердца». Видно, и теперь завёлся в деревне злой обидчик, и не отпустит мороз, пока этот человек злодейство своё не исправит. Как всё исправить, знает хитрый и учёный Панкрат.

Ночью Филька тихонько вышел из избы, с трудом добрался до мельницы и рассказал Панкрату, как обидел коня. Посоветовал мельник мальчику «изобрести спасение от стужи», чтобы снять свою вину перед людьми и раненым конём.

Разговор этот послушала сорока, которая жила у мельника в сенях. Выскочила она наружу и полетела на юг. А Филька тем временем решил поутру собрать всех деревенских ребят и прорубить лёд у мельничного лотка. Тогда потечёт вода, закрутится мельничное колесо, и в деревне будет свежий, тёплый хлеб. Одобрил мельник Филькину задумку и решил позвать в помощь ребятам деревенских стариков.

На следующее утро все собрались, разложили костры и работали до полудня. А потом небо затянуло облаками, подул тёплый южный ветер и земля начала оттаивать. К вечеру домой вернулась сорока, а у мельницы появилась первая полынья. Сорока трясла хвостом и трещала — хвасталась воронам, что это она долетела до тёплого моря, разбудила летний ветер, который спал в горах, и попросила его помочь людям.

"Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили — покаркали только между собой: что вот, мол, опять завралась старая."

Панкрат намолол муки, и вечером по всей деревне топились печи, и пёкся хлеб.

Утром Филька притащил к мельнице буханку тёплого хлеба и угостил им коня. Тот сначала испугался мальчишки, но потом съел хлеб, «положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

Все радовались этому примирению, только старая сорока сердито трещала — видно, хвасталась, что это она помирила Фильку и коня. Но её никто не слушал.

Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!

2. Объясните слова и выражения, использованные Паустовским, и включите их в свой пересказ:

Вороной конь — конь черного цвета.
Спелая рожь — зрелая рожь.
Скорый на работу— быстро выполняющий свою работу.
В воздухе висел дым — была большая влажность воздуха, и казалось, что в воздухе висит дым.
Теплый серый день — зимой, когда нет мороза, небо затягивают серые низкие облака.
Злорадный окрик— резкий крик, в котором чувствуется радость от неудачи другого.
Колючий мороз — в сильный мороз щиплет щеки.
Неминучая смерть — смерть, которую нельзя миновать, которая обязательно придет.
Лютый мороз — очень сильный мороз.
Нашкодил — нахулиганил, набезобразничал.

Совершенствуем свою речь

Вспомните, как называются красочные, образные определения предмета. При пересказе эпизодов сказки К. Г. Паустовского постарайтесь максимально использовать образные (художественные) определения (эпитеты).

Красочное, образное определение предмета называется эпитет.

Заячьи лапы. Паустовский

Стр. 83. Размышляем о прочитанном

1. Как вы объясните название рассказа?

У зайца в рассказе были обожжены лапы, главное действие разворачивается вокруг необходимости вылечить зайцу лапы, поэтому рассказ назван «Заячьи лапы»

2. От какой беды и как спас деда заяц? В чём перед ним провинился дед?

Заяц спас деда во время лесного пожара. Дед побежал вслед за зайцем и сумел добраться до озера.

3. Как Ларион Малявин отблагодарил зайца?

Ларион Малявин нашел в городе детского врача и сумел уговорить его вылечить зайцу обожженные лапы, а потом заяц остался жить у деда.

4. Заяц спас деда Лариона от пожара, а какую роль он сыграл в судьбе внука Вани? Какие черты характера Вани проявились в истории спасения зайца?

Если бы не заяц, то дед Ларион погиб бы, а Ваня остался бы сиротой. Заботясь о зайце, Ваня понял, что такое благодарность, что можно быть благодарным не только людям, но и животным, и природе. Ваня учился у зайца самоотверженности и внимательности. Когда он понял, что заяц хочет пить, он прямиком помчался через лес к озеро, чтобы дать зайцу напиться. Он научился целеустремленности. Когда ветеринар отказался лечить зайца, Ваня и дед могли бы опустить руки, но они пошли в город, нашли врача и уговарили его вылечить зайцу лапы. В истории с зайцем Ваня проявил настойчивость, внимательность, заботу, сострадание.

5. Найдите в тексте рассказа описания жаркого полдня, надвигающейся грозы. Какие силы природы олицетворяются в этих описаниях? Что вы можете сказать об облаках, громе, молниях?

Описание жаркого полдня: «Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы плотных белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам превратилась в янтарный камень». Облака описаны словно живые, будто они хотят смягчить погоду, но боятся и стремительно убегают от жары. Смола превращается в янтарный камень, и нам представляется, что сосны плачут, стараясь смягчить жару, но жара превращает эти слезы в камень.

Описание грозы: «Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя — из- за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи, и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер». В этом описании перед нами как живые предстают гром и молнии. Гром лениво потягивается за горизонтом, распрямляет плечи, словно заспанный силач, и потряхивает землю. Описанию молний особенную выразительность придает наречие «исподтишка», благодаря ему молнии предстают перед нами, словно коварные и сильные существа, которые забавляются, зажигая стога.
Таким образом, автор активно использовал в произведении прием олицетворения.

Стр. 83. Фонохрестоматия

1. В начале рассказа Ваня разговаривает с ветеринаром и бабкой Анисьей. По тону разговора, по тому, какие слова говорят ветеринар и бабка Анисья, как они обращаются к собеседнику, дайте характеристику этим персонажам.

Ветеринар — грубый и неотзывчивый врач, не слишком торопится помочь животным и людям.
Бабка Анисья  —  женщина доброй души, старается помочь всякому, дать совет.

2. Чем вам запомнилась речь аптекаря?

Речь аптекаря запомнилась часто повторяющейся фразой «Это мне нравится».

3. Почему в диалоге доктора Карла Петровича и деда доктор сердился, а дед волновался и сбивался? Как это звучит в чтении актёра?

Доктор сердился, потому что его оторвали от занятия музыкой, заставили снова думать о работе, да и принесли на лечение зайца, а животных он никогда не лечил. Дед волновался, потому что для него быоло очень важным, чтобы зайца вылечили, это была его благодарность зайцу за свое спасение.

4. Какие чувства, мысли, события дед сумел вложить в своё короткое письмо: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле...»?

Дед вылечил зайца в благодарность за свое спасение, дал ему возможность жить дальше.

5. Подготовьтесь к выразительному чтению рассказа, представив себе внешний вид, характер, манеру говорить всех персонажей произведения.

Читаем выразительно.

Стр. 84. Обогащаем свою речь

1. У многих из вас или ваших друзей есть домашние животные.  Может быть, вы стали свидетелями или участниками какого-нибудь происшествия с вашими любимцами. Расскажите или напишите об этом. Чтобы создать даже небольшой рассказ, нужно вспомнить,  что рассказом мы называем прозаическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях.

    У моей бабушки в деревне жила кошка. Это была почти дикая кошка, она ловила мышей и крыс и заходила домой только чтобы полакать молока. Все немного боялись этой кошки, и я тоже, потому что она смело нападала даже на окрестных собак и на людей, которые решались без стука пройти в ограду. Однажды ко мне на дороге подбежала соседская собака и зарычала, не давая мне пройти. Она приближадась, оскалив свои белые зубы. Справа и слева были заборы. Если побежать, собака догонит и покусает. Ситуация безвыходная.
   Вдруг передо мной очутилась бабушкина кошка. Она спрыгнула с забора и зашипела на собаку. Шерсть ее была дыбом, хвост распушился, а выражение мордашки было таким зловещим, что собака поджала свой схвост. А когда кошка решила выпустить когти и напасть на собаку, та с визгом убежал к себе под ворота. 
    Вот так спасла меня наша кошка от злой собаки. Теперь мы с ней друзья.

2. Каким одним словом можно заменить описание — «заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену»?

Заплакал.

3. Подберите синонимы к словам и выражениям:

Печальное — грустное;
бесшумные — беззвучные;
яви милость — прояви великодушие;
утки зябли — утки мерзли.

4. Найдите в рассказе примеры просторечной лексики.

Одурел, оголец, пущай, шибко, выдь.

5. Какие слова героев рассказа показывают их особое отношение к зайцу («живая душа», «милый» и др.)?

Заяц особенный, сердешные, «Что ребенок, что заяц — всё одно», милый, спаситель мой,.