Стр. 121-156 Зарубежная литература

Страница 123. В мире книг

1 Рассмотри портреты писателей. Знакомы ли они тебе? Какие сказки этих писателей ты читал? Кратко перескажи одну из них.
Шарль Перро        Г. Х. Андерсен    Братья Гримм

          Шарль Перро - автор многих сказок, которые мне очень нравятся: «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик». 
                Но я хочу рассказать о Золушке. Эта девочка рано осталась без  мамы, но отец недолго горевал и привел в дом  женщину с двумя дочками. Мачеха  невзлюбила Золушку, «сестры» относились плохо к ней. Девушка выполняла всю грязную работу по дому, но при этом никогда не унывала, все дела выполняла весело и в срок. Вскоре  фея, крестная Золушки,  исполнила заветную мечту девушки, помогла попасть ей  на королевский бал. Но  девушка  теряет туфельку, так как очень спешила  убежать  с бала. Принц нашел  туфельку  и пустил клич, что его невестой станет та, которой подойдет эта туфелька.  Золушке тоже примерили и вышла  замуж за принца. Добро победило!

                         Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»
В королевской семье было двенадцать детей – одиннадцать сыновей и одна сестра. Жизнь их была красивой, пока не появилась мачеха, которая отправила Эльзу жить в далекие края, а ее братьев заколдовала в лебедей. Девушка очень скучала по братьям. И, когда девушка вернулась в замок отца, она хотела узнать что-нибудь о судьбе братьев, но ничего не получилось. Мачехе не понравилось любопытство девушки и она снова решила избавиться от Эльзы. Колдунья измазала ее в болотной грязи до того, что даже отец не узнал дочку и выгнал ее из королевства. Эльза проводит страшную ночь в лесу, ей снится время, когда вся их большая и дружная семья были вместе. Проснувшись, девушка набрела на чистый пруд, умылась и превратилась в красавицу. Вскоре Эльза встретила своих братьев лебедей. И решила их спасти от колдовства. Условие было тяжелое, но Эльза справилась. Из крапивы, не проронив слова, она должна изготовить одиннадцать рубашек. Девушка справилась с заданием, и сняла колдовские чары с братьев.

                    Сказка братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"
В сказке повествуется о том, как король, оставшись без жены, женился на другой, завистливой и жестокой. У него росла дочка - Белоснежка. Девочка была самой красивой, никто с ней не мог сравниться. Но злая Королева не могла смириться с этим и решила погубить Белоснежку. Она велела Егерю отвести ее в лес и убить. Добрый Егерь пожалел красивую девочку и просто оставил ее в лесу. Но, чтобы убедить Королеву, что он выполнил задание, он принес сердце и печень убитого им оленя. А бедная девочка тем временем долго ходила по лесу и пришла к маленькому домику. Там жили семь гномов. Это были добрые и трудолюбивые существа, они пожалели Белоснежку и оставили жить у себя. Как и бывает в сказках, молодой принц влюбился в Белоснежку. Но Королева не успокаивается, она не может терпеть, что кто то может быть красивей ее. Злая мачеха пытается отравить Белоснежку и на третий раз у нее получается. Девушку хоронят в хрустальном гробу. Но Королевич спасает ее. Добро восторжествовало, злая Королева наказана.

2. Подготовьте выставку книг на тему «Зарубежные писатели-сказочники». Какие книги будут в неё включены? Составьте список. Подходит ли к теме книга «Рифмы Матушки Гусыни»?

Выставка книг на тему «Зарубежные писатели-сказочники»
• Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
• Братья Гримм «Бременские музыканты»
• Братья Гримм «Волк и семеро козлят»
• Братья Гримм «Горшочек каши»
• Братья Гримм «Король Дроздобород»
• Братья Гримм «Рапунцель»
• Шарль Перро «Золушка»
• Шарль Перро «Кот в сапогах»
• Шарль Перро «Красная шапочка»
• Шарль Перро «Мальчик с пальчик»
• Шарль Перро «Подарки феи»
• Шарль Перро «Спящая красавица»
• Шарль Перро «Пряничный домик»
• Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
• Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»
• Г.Х.Андерсен «Русалочка»
• Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»;
• Г.Х.Андерсен «Огниво»

«Рифмы матушки Гусыни» – это знаменитый сборник стихов, песенок, загадок, считалок, дразнилок, колыбельных. И я думаю, что к этой теме не подходит, так как  Шарль Перро, Андерсен и Гримм писали сказки.

3. Обсудите в классе, как вы оформите выставку.

Самостоятельно.

4. Найдите в библиотеке сборники сказок зарубежных писателей. Запишите в «Рабочую тетрадь» имена переводчиков.

Сборники сказок зарубежных писателей:
• Переводчик Маршак С.Я. - баллады о Робин Гуде, сказки братьев Гримм;
• Переводчик Чуковский К.И. - переводил про барона Мюнхгаузена, произведения Киплинга;
• Переводчик Габбе Т. - сказки братьев Гримм, "Путешествие Гулливера", сказки Андерсена, Перро;
• Переводчик Заходер Б. - "Мэрри Поппинс", "Винни Пух";
• Переводчик Исаева А. - "Тим Таллер, или проданный смех", "Принц и гном";
• Переводчик Токмакова И. - "Питер Пэн", "Алиса в волшебной стране","Мио, мой Мио!", "Гномобиль".

Страница 128-129. Дж. Свифт. Путешествие Гулливера

1. О каком приключении Гулливера рассказал Свифт? Была ли знакома герою страна, в которую он попал? Почему ты так думаешь?

Писатель Свифт рассказал об удивительном приключениях Гулливера, когда он попал в страну лилипутов, - Лилипутию. Лилипутия совсем не была знакома Гулливеру, он не ожидал оказаться там, это следует из его реакции на маленьких человечков, когда он удивлен не меньше, чем они сами.

2. Как автору удаётся показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном? Запиши  в «Рабочую тетрадь».

 Описание масштабов Гулливера по сравнению с жителями страны очень увлекательны. Они пробуждают нашу фантазию и мысли о том, как это могло быть. Ведь каждый из лилипутов был величиной с три его пальца. А для того, чтобы взобраться на Гулливера, человечкам нужны были длинные лестницы. Их канаты были тонкие и не прочные, словно волосы.

3. Как герой отнёсся к лилипутам? Какие его поступки говорят об этом?

Главный герой Гулливер весьма доброжелательно отнесся к лилипутам. Процитируем, где это отражено: «Гулливер ничего не понял, но на всякий случай кивнул головой и приложил к сердцу свободную руку».

4. Расскажи о Гулливере. Опиши его внешность, поступки. Дай характеристику герою.

Гулливер родился в Англии в небогатой семье. Автор представляет своего главного героя  как  врача, хирурга. Гулливер является  человеком – путешественником. Это целеустремленный человек, который стремился к познаниям и имел большое желание учиться. Внешность Гулливера довольно примечательная.  У него длинные волосы, и дети лилипутов часто приходили к нему, чтобы поиграть в его волосах. Хочется отметить и  слабое зрение, так как в кармане своего пиджака  великан  носил очки. Гулливер был очень любознательным, возможно,  поэтому судьба его постоянно забрасывала в разные необыкновенные страны. Это  общительный человек,  легко находит общий язык  со всеми, заучивает новые языки. Гулливер  добрый, так как никого ни разу не обидел, у него в мыслях этого не было. 

Гулливера можно охарактеризовать как доброго и рассудительного человека. Ведь он осознавая то, что мог бы покалечить, поработить и не считаться с лилипутами, все таки уважает их и не реагирует враждебно на свой плен. Кроме того, он помог им в их борьбе против злейшего врага.

5. Какие слова в отрывке пропущены? На какую деталь обращает внимание автор, повторяя несколько раз одни и те же слова? Зачем он это делает? ...

Здесь пропущены: веревочками, в сеть, веревочки, веревочной сеткой, веревочки.

6. Какие слова позволяют судить о том, что лилипуты опасались Гулливера? Были ли у них причины для этого?

Конечно лилипуты боялись Гулливера, ведь он мог легко расправиться с ним. Они опутали его сетью веревок и веревочек, дабы сдержать на месте и предотвратить возможную опасность. В целом причина так поступить у них была одна, Гулливер был большой по сравнению с ними, и они не знали, как он будет себя вести. Не знали, опасен ли он для них или нет.

7. Как ты думаешь, человечки были трусами? Объясни.

Нельзя говорить о том, что они были трусами, я бы сказал они были осмотрительными. Ведь нет смысла биться с тем, кто тебя сильнее в сто раз и исход битвы в этом случае предрешен. Так автор описывает эту ситуацию : «От удивления Гулливер громко вскрикнул. Человечки заметались и бросились врассыпную». «Минуты две-три никто больше не подходил к Гулливеру», «они нарочно подсыпали в бочки с вином сонного порошка, чтобы усыпить своего огромного гостя».

8. Если бы тебя попросили озаглавить текст, какое название ты бы предложил? Запиши в «Рабочую тетрадь». Сравни с вариантами, которые придумали твои одноклассники.

«Как Гулливер побывал в плену».

9. Подумай, как бы рассказал о своём приключении сам Гулливер. Составь план и перескажи текст от лица героя.

План:
1. Очнувшись я осознал, что связан по рукам и ногам.
2. Оценив ситуацию я понял, что случилось на самом деле.
3. Было решено вырваться из плена, наперекор всем желаниям лилипутов.
4. Переговоры с человеком в длинном плаще.
5. Я был голоден и попросил о пище, и мне не отказали.
6. После вина я захотел спать, и вскоре уснул не взирая на маленьких человечков.

10. Найди в библиотеке книгу о приключениях Гулливера и прочитай её. Обрати внимание на имя переводчика.

Первый русский перевод «Путешествий Гулливера» вышел в 1772—1773 годах и выполнил его  (с французского) Ерофей Каржавин.

11. Напиши отзыв на произведение. О чём важном хотел рассказать Свифт? Что тебе было сложно понять? Выскажи своё мнение о произведении.

       Путешествие Гулливера - это история о том, что главный герой потерпел кораблекрушение, оказался на берегу связанным, увидел рядом с собою крохотных человечков. Гулливер выглядит великаном, по сравнению с лилипутами. У них мизерные жилища, крошечные животные, все –очень мелкое. Когда лилипуты кормили Гулливера, были очень удивлены его хорошим аппетитом: гость запросто мог проглотить быка! Гулливер относился к лилипутам по-доброму, он боялся причинить им неприятности, ведь при его силе и размерах он мог уничтожить все государство и его жителей.
        Свифт хотел поведать нам о том, что испытания, выпавшие на долю Гулливера, способны сломить кого угодно. Но главный герой доказал, что является очень умным, находчивым и умелым человеком, который не намерен сидеть, сложа руки в трудной ситуации. Автор в своём произведении "Приключения Гулливера" хотел показать, как мы выглядим под различным "увеличением" и «уменьшением». Мне эта фантастическая повесть понравилась, очень интересно писатель рассказывает о приключениях Гулливера.

Страница 149. Г.-Х. Андерсен. Русалочка

1. Можно ли сказать, что сказка Г.-Х. Андерсена о любви? Выскажи своё мнение.

Да, конечно. Ведь в сказке Русалочка многим жертвовала ради того, чтобы быть с любимым. Она и обижалась, и любила, и ненавидела, но больше все же обожала. Ведь в итоге она не убила принца, а решила иначе. Она бросается в море, как только настаёт рассвет. Тело русалочки превращается в морскую пену, но вместо того, чтобы перестать существовать, она чувствует солнце и превращается в дочь воздуха.

2. Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнью и стать человеком? Виноват ли кто-нибудь в том, что её мечты не сбылись? Объясни свою точку зрения.

 Все просто. Русалочка любила принца, который жил на суше, а сама она жила в пучине морской. Поэтому, чтобы быть с принцем всегда, ей надо было переселиться на сушу. В целом в ее неприятностях виновны все и никто. Ведь каждый мог бы сделать хоть толику для того, чтобы желание Русалочки сбылось. С другой стороны, обстоятельства были столь сложны и непреодолимы, что невозможно было им перечить. 
 Здесь можно говорить лишь о трагизме любви и о том, что она не всегда бывает счастливой. Но это всегда сильное и эмоциональное чувство.

3. Как ты относишься к героине? А как автор относится к ней? Почему? Приведи примеры из текста.

Я думаю, что мое мнение совпадает с мнением автора, когда считаю, что Русалочка является искренне любящей, верной и готовой на любые жертвы ради своей любви. Однако жажда смерти принца граничит с безумием убить вместе с ним и свою мечту. Русалочка обречена и вынуждена отказаться от своих намерений. Она уплывает в море навсегда, но при этом также навсегда и сохраняет свою любовь к принцу. Это однобокость любви показывает, насколько многим можно пожертвовать ради любимого. Мне кажется, автор показывает, что главное в любви - это самопожертвование без каких-либо отступлений. Каждая собственная жертва, ведущая к благу любимого человека, лишь усиливает это чувство, а взаимность хоть и является важной, но не всегда бывает реальной.

4. Самостоятельно составь рассказ о русалочке по плану: где жила русалочка, какой она была, какая история с ней произошла, как я отношусь к её поступку.

План :

1. Русалочка в своем мире - добрая, красивая, талантливая.
3. Русалочка влюбляется в принца и теряет покой.
4. Русалочка хочет жить вместе с принцем.
5. Гибель Русалочки от неизбежности сложившейся ситуации.
6. Русалочка - символ самопожертвования ради любви.

5. Раздели текст на части, составь план. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

План:

1. Мир океана.
2. Русалочка до встречи с принцем.
3. Знакомство с другим миром.
4. Шторм и спасение прекрасного принца.
5. Русалочка грустит о возлюбленном.
6. Дворец принца.
7. Русалочка раскрывает свои чувства.
8. Русалочка получает то, что просила.
9. Русалочка во дворце с принцем.
10. Принц любит другую.
11. Женитьба принца.
12. Гибель Русалочки.

6. Прочитай названия произведений Г. Х. Андерсена. Какие произведения ты уже читал? Какие из них ты можешь посоветовать прочитать своему другу? Почему? Какие сказки ты хотел бы прочитать?

Сказки Г.-Х. Андерсена: "Дикие лебеди", "Пастушка и трубочист", "Гадкий утенок", "Снежная королева", "Стойкий оловянный солдатик", "Улитка и розовый куст", "Соловей".

Страница 155. М. Твен. Приключения Тома Сойера

1. Какие детали убеждают тебя в том, что действие в произведении Твена происходило много лет назад и в другой стране? Что тебя удивило, заинтересовало? Почему?

Здесь много аргументов и фактов, которые указывают и на время, и на другую страну. Это и имена героев, и нормы жизни того общества, о котором идет речь, и взгляды, и даже религия, так как в этом произведении речь идет о католических служениях в церкви, а не о наших православных. 

2. Как Том сумел обратить на себя внимание Бекки Тэтчер?

Том привлек внимание внимание Бекки тем, что на грифельной доске начал рисовать различные весьма интересные рисунки.

3. Какое впечатление сложилось у тебя о Томе? Что ты думаешь о Бекки? Почему?

Том весьма неординарный мальчишка, который одновременно и хитер, и смышлен, и полон сил и идей, и в нем есть некий дух свободы и цинизма. Бекки же более консервативна, она симпатичная, умненькая, гордая и любопытная девочка.

4. Рассмотри иллюстрацию в учебнике. Какими изобразил детей художник? А какими представляешь их ты? Опиши.

Я, как и художник, представляю детей несколько разными как снаружи, так и по нутру. Том бунтарь, и он не всегда обращает внимание на свою внешность. А вот Бекки с точностью наоборот. Она с классической внешностью порядочной и умной девочки, и точно таким же характером, требующим явно уважительного, снисходительного и в некоторой степени поклонительного отношения к ней, так как она маленькая леди. 

5. Как автор относится к Тому?

Том однозначно один из самых любимых героев автора. Ведь Том является своего рода тем человеком, который может преступить классическое поведение взрослых. Этому способствует и возраст Тома и его жизненные взгляды. Марку Твену нравится иметь в своем распоряжении такого героя, который способен на все, не взирая на общепринятые нормы морали. Ведь в этом случае он может смоделировать те события, которые не могли бы случится без Тома.

6. О чём произведение Марка Твена? Как бы ты его озаглавил? Обсудите с другом.

 В целом произведение Марка Твена является одним из наиболее важных произведений американской классики. Оно затрагивает не только тему юмора, по поводу небольших событий связанных с Томом, но тут же переносит эти события на мир взрослых, где подобное возможно в лице серьезных  лиц и в виде принятия формирования норм общества. Когда, скажем, Том дурит детей, заставляя красить за себя забор, так и в жизни порой кто-то может обмануть людей, заставляя работать на себя за одни обещания и не более того.
 Таких событий в книге много, они касаются не только жизненных приоритетов и возможности выпутаться из сложной ситуации, но и религиозных тем. Когда Марк Твен, порой, явно обозначает свое отношение к никчемности преподнесения современной религии через земных "слуг бога". Это отражено и в том, когда Том обменял безделушки на купоны и получил в подарок Библию, и в том, когда он явно игнорирует чтение тети про Моисея. При это весьма успешно живет и без этих обременений. Здесь можно утверждать о том, что Марк Твен был атеистом и отчасти пропагандировал это. 

7. Какие названия придумали твои одноклассники? Какое ты считаешь самым удачным? Почему?

Имена героя могут быть самыми разными, но имя Том весьма удачное. Оно словно звук "бом", "бум", как хлопок, явный и яркий. Да, здесь подходит короткое и в то же время взрывное имя.

8. Перескажи текст от лица Тома.

План:
1. Очередной раз опоздал на урок.
2. Наказание учителя.
3. Наказание превратилось в удовольствие — сесть рядом с симпатичной девочкой.
4. Я решил завоевать ее расположение.
5. И вот я решил ей нарисовать.
6. Я вырвал ее имя: Бекки Тэтчер, так она представилась мне.
7. «Я вас люблю!» написал я на руке.
8. Учитель пересадил меня к себе.
9. Со мной что-то случилось: я ликовал, я был невнимателен, я отвечал невпопад и наделал в диктанте множество ошибок.
10. И вот мои чувства к Беки стали результатом того, что медаль за правописание перешла к другому ученику.

9. Ты прочитал небольшой фрагмент о приключениях Тома Сойера. Как ты думаешь, есть ли продолжение у этой книги? Найди в библиотеке и прочитай целиком книгу о приключениях Тома. Напиши отзыв. Составь план своих действий.

      Прочитав фрагмент о приключениях Тома Сойера, я заинтересовался и нашел в библиотеке эту  книгу. Главные герои произведения  - Том Сойер и Гекльберри Финн. Мне больше понравился Том Сойер. Его воспитывает добрая тетушка Полли. Том  добрый, но любит похулиганить, он проказник, шалун и  никогда не может сидеть спокойно. Том - очень смышленый мальчик, и всегда он притягивает к себе приключения.  Также Том успевает не только проказничать, но и  посещать  воскресную школу. Еще мальчик не любит ходить чистым и опрятным. Было приятно читать о том, что за свои поступки Том всегда умел отвечать, то есть всегда  был очень ответственным ребенком.

10. Составь список произведений М. Твена, которые ты хотел бы прочитать.

Список произведений М. Твена, которые я хотел бы прочитать.
• Янки из Коннектикута при дворе короля Артура
• Принц и нищий
• Приключения Гекльберри Финна

Ответы на вопросы страницы 156. Проверим себя и оценим свои достижения

1. Какими произведениями ты бы дополнил раздел «Зарубежная литература»? Объясни свой выбор.

Я бы дополнил раздел «Зарубежная литература» такими произведениями: Братья Гримм «Бременские уличные музыканты», «Храбрый портняжка», О. Уайльд «Гранатовый домик», Ф. Зальтен «Бемби», Дж. Родари «Сказки», П. Трэверс «Мэри Поппинс»,  Льюис Кэрролл "Алиса в Стране чудес", сказками Шарля Перро.

2. Назови героя, который тебе запомнился. Чем он тебе понравился? Как его характеризуют поступки? Подумай, какими качествами характера писатель наделил своего героя? И как он к нему относится? Расскажи о герое, используя авторские слова и выражения.

Наиболее ярким героем всех изученных произведений стал Том Соер. Это мальчик бунтарь, и в то же время он умница и хитрец. У него все получается ловко и умело. Он несколько пренебрежителен, но и способен на принципиальные поступки. Скажем тогда, когда в суде свидетельствует о том, что убийцей был вовсе не тот человек, которого судили. Его начинает преследовать индеец и он теперь рискует своей жизнью. Но он поступил правильно, по своей совести и принципам.

3. Какое произведение произвело на тебя самое большое впечатление? Составь на него отзыв, запиши в читательский дневник.

Самое большое впечатление на меня произвело произведение Марка Твена "Приключения Тома Сойера". Главный герои произведения  - Том Сойер. Его воспитывает добрая тетушка Полли. Том  добрый, но любит похулиганить, он проказник, шалун и  никогда не может сидеть спокойно. Том - очень смышленый мальчик, и всегда он притягивает к себе приключения.  Также Том успевает не только проказничать, но и  посещать  воскресную школу. Еще мальчик не любит ходить чистым и опрятным. Было приятно читать о том, что за свои поступки Том всегда умел отвечать, то есть всегда  был очень ответственным ребенком. В произведении автор очень точно смог описать мальчишеский характер.

4. Рассмотри иллюстрации. Определи, к каким сказкам они сделаны. Перескажи сказку, которая тебе особенно запомнилась.

Приведены иллюстрации к сказкам Г.-Х. Андерсена «Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка» и «Сказки Оле-Лукойе».

5. Составь рассказ о творчестве Г.-Х. Андерсена. Используй материал из учебника и энциклопедии.

Г.-Х. Андерсен — датский писатель. Он родился в 1805 году. 

Андерсен начал писать свои сказки с пересказа народных сказок, которые он слышал в детстве от своей бабушки и других людей. Однако вскоре он начал создавать свои собственные произведения. Большинство его сказок оригинальны. Первые тома, написанные с 1835 по 1837 год, содержали девятнадцать рассказов и назывались «Сказки для детей». В 1845 году название было изменено на « Новые сказки». Четыре тома, вышедшие под этим названием, содержат двадцать две оригинальные сказки и считаются лучшими произведениями Андерсена. В 1852 году название было изменено. В последующие годы Андерсен опубликовал ряд томов сказок. Последние его произведения этого типа появились в 1872 году. Среди его самых популярных сказок - «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине» и «Русалочка».

Поначалу Андерсен не очень гордился своими сказками и после разговоров с друзьями и датскими критиками решил отказаться от них. Но позже он пришел к выводу, что сказка будет «универсальной поэзией» (поэзией, существующей во всех культурах), о которой мечтали многие писатели-романтики. Он видел в сказках поэтическую форму будущего, сочетающую народное искусство и литературу и описывающую как трагические, так и комические элементы жизни. Сказки Андерсена образуют богатый выдуманный мир. Хотя детям нравится большинство сказок, лучшие из них написаны так же и для взрослых. Сказки приобретают разное значение для разных читателей - подвиг, на который способен только великий поэт.

Андерсен умер в Копенгагене, Дания, 4 августа.

 

 

 

Конец второй части учебника