Стр. 29-58 Страна детства
Страница 31. В мире книг
1. Рассмотри обложки на выставке книг. Слышал ли ты когда-нибудь об этих книгах или читал их?
Л.Толстой Детство, М.Зощенко Лёля и Минька, В.Драгунский Денискины рассказы, Н.Носов Тайна на дне колодца.
© Замечательные произведения великих писателей Л.Толстого «Детство», М.Зощенко про Лёлю и Миньку, В.Драгунского «Денискины рассказы», Н.Носова! Этими рассказами можно зачитываться бесконечно! Но вот «Тайна на дне колодца» Н. Носова пока для меня остается действительно тайной. Нужно прочитать!
2. Все книги, которые ты видишь на выставке, включают в себя произведения, в которых писатели рассказали о событиях и переживаниях своего детства. Найди одну из книг в библиотеке, прочитай её и составь отзыв.
© Отзыв на произведение Л.Толстого «Детство»
Добрая, замечательная повесть великого писателя! Главный герой этого произведения спокойный мальчик Николенька относился к жизни очень чувственно, переживал за всех. Особенно его тяготила разлука с маменькой.
Детство-это время затрагивает каждого человека, и автор повествует нам в своих воспоминаниях о собственном детстве, таком чистом, красивом. Мальчика не интересует будущее, он живет в своем мире детства. Здесь царит мир, спокойствие и доброта. Думаю, что каждый должен познакомиться с этим произведением.
3. Какое название можно дать выставке книг?
Страна детства Когда писатель был маленьким Воспоминания
Страна детства
4. Подготовь рассказ о творчестве одного из писателя, книга которого представлена на выставке. Составь список его произведений, которые ты читал. Дополни свой рассказ некоторыми сведениями о жизни писателя (найди материал в энциклопедии или Интернете). Запиши рассказ в «Рабочую тетрадь».
© Творчество Николая Носова.
Николай Носов является самым популярным детским писателем. Мне нравятся все его произведения, но особенно люблю читать про Незнайку и Витю Малеева. Хотя эти весёлые и добрые рассказы я перечитал уже несколько раз.
Мальчики-герои этих произведений очень смешные, озорные и всегда попадают в интересные ситуации.
Ответы к стр. 38. Б. С. Житков. Как я ловил человечков
1. Почему Житков дал рассказу именно такое название? Придумай своё название. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
Житков дал рассказу именно такое название, потому что целью мальчика было поймать человечков, которые по его мнению жили в пароходике. Рассказ можно назвать «Как я сломал пароходик».
2. Перечитай начало произведения. Опиши пароходик своими словами. Какое впечатление пароходик произвел на героя? Найди строки, подтверждающие твой ответ.
Пароходик был как настоящий, только маленький. Он был с желтой трубой, на которой красовались два черных пояса, и с двумя мачтами, от которых шли к бортам веревочные лестницы. На корме находилась полированная будочка в виде домика с окошками и дверцей. У носа кормы - меднное рулевое колесо, а под кормой - руль, перед которым был блестящий винт. На носу пароходика было два якоря. Пароходик Боре так понравился, что казался настоящим. «Я такого никогда не видал... На носу два якоря. Ах, какие замечательные!»
3. Расскажи, что придумывал мальчик, чтобы увидеть человечков.
Мальчику казалось, что пароход настоящий. Его фантазия нарисовала ему маленьких человечков, живущих в будочке. Чтобы увидеть человечков, мальчик спрятался за дверь и глядел в щёлку. Потом затаился под одеялом и пытался разглядеть человечков. Он подкладывал конфетку и хлеб, чтобы выманить их, даже хотел подложить им коврик с чернилами, чтобы они запачкали ножки и наследили.
4. Какой момент в рассказе ты считаешь самым напряжённым? Почему? Какие чувства испытывал герой в этот момент? Найди в тексте подтверждение своим мыслям.
Самый напряженный момент, когда мальчик стал разбирать пароходик. Проскальзывала мысль, а вдруг он и вправду обнаружит в нем человечков. Было понятно, что ему попадет от бабушки.
5. Что пережил герой, когда увидел пустой пароходик? Как эти чувства его характеризуют? Что думал о своём поступке он сам?
Мальчик и увидел, что внутри нет никаких человечков. Он пытался починить пароходик, но выходило криво. Он понял, что натворил непоправимого и бросился к бабушке, чтобы рассказать ей все.
Это характеризует мальчика, как честного человека, несмотря на то, что из-за своей шалости он сломал пароходик.
Мальчик думал: «Теперь все пропало!», «...чего я наделал-то!». Ему было очень жалко, что он сломал дорогую бабушке вещь.
6. Как ты относишься к мальчику?
У мальчика богатая фантазия, но из-за нее он испортил бабушкин пароходик. Ему было очень жалко, что он сломал дорогую бабушке вещь, и за это самого мальчика тоже жаль.
7. Определи главную мысль произведения Житкова. Запиши её в «Рабочую тетрадь».
Нужно отделять фантазию от реальности.
8. Составь подробный план произведения и перескажи текст. ©
1. Интересная игрушка.
2. Запретили трогать пароход.
3. Интересно, какие они - человечки?
4. Мальчик – наблюдатель.
5. Гостинцы для матросов.
6. Мальчик придумал, как добраться до парохода.
8. Пароход сломался.
9. Мальчику стыдно, что так поступил.
Стр. 47-48. К. Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками
1. Что вспоминал композитор Григ, когда сочинял музыку для девочки?
Григ вспоминал о Дагни: «...писал и видел, как навстречу ему бежит девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке». «Ты как солнце, — говорит ей Григ. — Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь... она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни...»
2. Перечитай тот момент, когда Дагни слушала музыку. Что рисовало её воображение? Что представляла она? Можно ли сказать, что Дагни очень любила свой край и родину?
«Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Переливы и громы оркестра вызывали у Дагни картины, похожие на сны». Дагни потрясло то, что в этой музыке она ощутила, почувствовала свою родину. «Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, посни рожков, шум ее моря!»
Дагни любила свой край, иначе бы она не смогла его представить во всех подробностях, когда играла музыка, и она бы не узнала его, если бы не любила.
3. Смогла ли героиня понять, что хотел сказать ей Григ? О чём она сожалела? Согласишься ли ты с тем, что всё произошедшее на концерте можно назвать самым напряжённым моментом рассказа? Объясни.
Дагни поняла, что хотел сказать ей Григ: «В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. "Ты - счастье, - говорил он. - Ты - блеск зари!» , «Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!... Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности». Девушка сожалела только о том, что Григ умер, и она не сможет сказать ему, как она благодарна за этот подарок.
Да, произошедшее на концерте можно назвать самым напряженным моментом рассказа. Девушка поняла, что человек, который встретился ей 10 лет назад и проводил ее, помог донести до дома корзину с шишками, это композитор Эдвард Григ. А пьеса — обещанный подарок.
4. Придумай заглавие к каждой части рассказа. Почему К. Паустовский так разделил текст? Как все части рассказа связаны друг с другом?
1. Встреча Грига и Дагни
2. Григ пишет музыку для Дагни
3. Дагни в гостях у тети Магды
4. Подарок Эдварда Грига
Каждая часть посвящена определенному событию, и эти события разделены временем. Все части связывает Дагни.
5. Определи основную мысль произведения Паустовского. В чём она заключается?
Произведение Паустовского повествует об искусстве и красоте, их связи. Этой красотой и должен жить ченловек.
«За то, что открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек».
6. Подготовь разные виды пересказа.
• Вспомни, что такое выборочный пересказ. Обсуди с другом,какие темы могут быть использованы для пересказа: рассказ о Дагни Педерсен, встреча Грига с Дагни, сцена в театре.
• Вспомни, что такое подробный пересказ. Составь план для подробного пересказа. Определи содержание каждой части плана, назови опорные слова.
• Вспомни, что такое краткий пересказ. Определи основные события.
• Вспомни, что такое творческий пересказ. Подумай, от лица кого ты хотел бы пересказать произведение: Дагни, Грига, тёти или дяди Дагни.
Отбери в тексте материал для творческого пересказа.
План
1. Встреча Грига и Дагни
2. Григ пишет музыку для Дагни
3. Дагни в гостях у тети Магды
4. Подарок Эдварда Грига
7. Найди в тексте описание осени, зимы, белых ночей. Использует ли писатель приёмы сравнения и олицетворения? Приведи примеры.
«Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста».
«Началась зима. Туман закутал город под горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром. Вскоре пошёл снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.»
«Был тёплый июнь. Стояли белые ночи.»
Автор использует приемы сравнения и олицетворения.
Сравнение: ==
Олицетворение: туман закутал, пароходы дремали.
8. Попробуй придумать сравнения и олицетворения, с помощью которых ты мог бы описать осень или зиму.
© Холодная и властная красавица Зима приходит после осенних дождей и укрывает своим белоснежным одеялом леса и поля, города и деревеньки. А веселая и молодая Весна врывается с птичьим шумом и солнечными лучиками будит всю природу.
9. Составьте с друзьями литературно-музыкальную композицию. Используйте музыку Грига. Подберите стихотворения, которые подходят по настроению к музыке.
Вряд ли вам учитель это задаст, потому что это очень объемная творческая работа. Если нужно, рассмотрим в отдельной статье. Кому нужно, пишите в комментариях.
10. Побеседуйте с другом на тему «Я люблю слушать музыку». Используйте вопросы:
• Любишь ли ты слушать музыку?
• Ты слушаешь музыку один или в компании?
• Какую музыку ты предпочитаешь слушать: радостную или грустную; громкую или тихую; торжественную или спокойную?
- Любишь ли ты слушать музыку?
- Да, очень люблю.
- Ты слушаешь музыку один или в компании?
- Я люблю слушать музыку и один, и в компании.
- Какую музыку ты предпочитаешь слушать?
- Мне нравится современная иностранная поп музыка. Когда я с друзьями, мы слушаем именно ее. Но дома я иногда слушаю папины пластинки или старые диски, на них тоже очень много приятной музыки разных направлений.
Страница 49. Поговорим о самом главном
Обсудите в классе смысл белорусской пословицы «Тот не человек, кто думает только о себе, а тот человек, кто думает о людях».
© Человек, думающий о своих друзьях, родителях, окружающих, это Человек с большой буквы! Такие люди не способны на плохие поступки и дела.
Ответы к странице 53. М. М. Зощенко. Елка
1. Составь план произведения. Перескажи текст, используя вопросы.
• Почему был испорчен праздник? • Задумывались ли дети о последствиях своих поступков?
План
1. Воспоминания о елках
2. Леля и Минька у ёлки
3. Приход гостей
4. Раздача подарков.
5. Ссора и уход гостей
6. Наказание отца
2. Герои делали так, потому что были: жадными, завистливыми, жестокими, не способными правильно оценить то, что они делали, добрыми, отзывчивыми, смелыми? Приведи примеры из текста.
Лёля и Минька съели сладости с ёлки, откусили по кусочку яблока на ней, отбили руку у кулы, предназначенной для подарка гостям. Мама наказала детей, и паровозик, который предназначался Миньке, был подарен другому мальчику. Минька стукнул того мальчика игрушкой так, что тот заревел. Все, в том числе мамы детей, поссорились из-за этого и гости ушли.
Леля и Минька не задумывались о последствиях. Они были жадными, завистливыми, не способными правильно оценить то, что они делали.
Подтверждение из текста: «И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:
- Вообще все можете уходить, и тогда все игрушки нам останутся.»
3. Что ты думаешь о поведении Лёли и Миньки? Как писатель относится к героям? Обсудите с другом.
Я думаю, дети думали только о себе и не понимали, к каким последствиям это может привести, потому что они еще маленькие. Леля и Минька поступили плохо, но я думаю, потом они осознали свою вину и исправились. Писатель не может отрицательно относится к своим героям, потому что он пишет о себе в детстве. Но он показывает, какими глупыми и жадными могут быть дети, и что такими быть плохо.
4. Какие слова в рассказе ты считаешь главными? Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Можно использовать для ответа цитату на выбор:
«Я не хочу, чтобы мои дети были жадные и злые. И я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве»
«И за все эти тридцать пять лет я ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня... Поэтому я такой сравнительно веселый и добродушный».
5. Что значит «думать о других»? Всегда ли ты думаешь о других? Приведи пример, когда твои мысли были подтверждены поступками.
© «Думать о других» - это значит, всегда делать только хорошие дела, чтобы не было стыдно за свои поступки. Я стараюсь думать о других, но это очень тяжело , переборов себя, поступать так, чтоб всем было удобно…Например, в очереди за мороженым стоять так не хочется, когда на улице жарко… Подбежал бы, оставил мелочь продавцу, схватил мороженку. Но, посмотришь на родителей с малышами, и стыдно, встаешь в «хвост »очереди.
6. Если бы тебе пришлось писать письмо Миньке и Лёле, своим товарищам по классу на тему «Что значит думать о других и о себе», то какими мыслями ты хотел бы поделиться в этом письме? Запиши письмо в «Рабочую тетрадь».
© Не нужно быть эгоистом. Это очень плохое качество в человеке. Нужно уважать мнения других, думать об окружающих, относиться к людям так, как хотел бы, чтобы к тебе относились. Эгоисты чаще всего остаются без друзей.
Страница 54. Как хорошо уметь читать
Стр. 54. Наши царства. М.Цветаева
1. О каких царствах идёт речь? Как ты их представляешь?
О царстве взрослых и царстве детей. В царстве детей все волшебно «В них ручейки, деревья, поле, скаты И вишни прошлогодние во мху». В царстве взрослых «что ясно нам — для них совсем туманно».
2. Как меняются девочки и их жизнь, когда они попадают в волшебные царства?
Девочки с раннего утра в лесу, они представляют себя феями, лежат в траве, смотрят на белые облака, или бегают, танцуют.
«Мы — обе феи, добрые соседки»
Они счастливы. Но взрослые их не понимают, для них они просто девочки. С приходом вечера феи снова становятся детьми.
«Но день прошел — и снова феи дети,
Которых ждут и шаг которых тих».
Ответы к странице 55. М.И. Цветаева. Бежит тропинка с бугорка...
1. О чём стихотворение Цветаевой?
Это стихотворение - воспоминание о детстве и о родных краях.
«Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И все поют о добром, старом,
О детском времени они».
2. Какими чувствами наполнено произведение? Как бы ты его прочитал? Почему?
Стихотворение наполнено чувством ностальгии, грустью об ушедшем детстве.
«Все так же сонными лугами
Лениво движется Ока...
Все так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы...»,
«Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?»
Его нужно читать с грустью, медленно.
Стр. 56. С.А. Есенин. Бабушкины сказки
1. С каким чувством вспоминает поэт детские годы? Из каких слов это видно?
Поэт с любовью и нежностью вспоминает детские годы, как зимними вечерами они слушали бабушкины сказки.
«И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет».
«Скажет бабушка несмело:
«Что ж, сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори».
2. Какая тема объединяет стихотворения и рассказы раздела?
Тема детства.
Стр. 57-58. Проверим себя и оценим свои достижения
1. Что объединяет произведения данного раздела? Можно ли его озаглавить по-другому?
Все произведения из этого раздела о детях. Подойдет заголовок «Мир детства».
2. Знаешь ли ты о детстве твоих родителей или других близких? Расспроси взрослых, вопросы запиши в «Рабочую тетрадь».
Можно задать вопросы:
1) Где вы жили?
2) Как праздновали Новый год?
3) Какие у вас были любимые книги?
4) Как вы проводили лето и каникулы?
5) Какие развлечения у вас были зимой?
3. Какие эпизоды своего детства вспоминает Б. Житков? Как ты думаешь, какие чувства вызывают у писателя эти воспоминания: грусть о прошедшем детстве, радость или только желание поделиться с читателем событиями из своего детства?
Жидков вспоминает, как гостил у бабушки и сломал пароходик. Воспоминания написаны так, что вызывают легкую грусть, но в то же время улыбку, потому что воспоминания о своем детстве всегда приятны.
4. Какие рассказы Б. Житкова ты знаешь? Что их объединяет? Согласен ли ты с тем, что автор рассказал своим читателям истории, которые произвели на него особое впечатление? Почему ты так считаешь?
Я знаю рассказы Житкова «Про обезьянку», «Пудя», «Как я ловил человечков». В них автор рассказал об интересных и поучительных случаях из детства.
5. Представь, что могло произойти, если бы мальчик из рассказа Житкова нашёл человечков. Какая история получилась бы: реальная, фантастическая, юмористическая? Запиши отзыв на произведение в читательский дневник.
Если бы мальчик нашел человечков, получилась бы фантастическая, сказочная история.
© «Притворившись больным, мальчик лег в постель и дожидался, когда же уйдет бабушка. На кораблике слышался шепот, стук. Матросы заглядывали в окна и что то хотели сказать мальчику. Вскоре стук прекратился и матросы выкатили большой шарик. Это была витаминка! Они поверили, что наш герой заболел и решили помочь ему. Больной встал с кровати и взял вкусняшку. Какая вкусная! Очень хотел пообщаться с новыми друзьями. И проснулся! На корабле была тишина, а рядом лежала заветная витаминка…»
Отзыв ==
6. Какое впечатление произвело на тебя произведение Паустовского? Поделись своими мыслями с друзьями. Согласны ли они с тобой?
Мне очень понравился рассказ Паустовского. Очень эмоционально было описано, как Дагни слушала симфонический концерт и поняла, что музыка и есть подарок ей от Грига.
7. Если бы тебя попросили объединить все произведения М. Зощенко, которые ты читал, в одну книгу, какое название ты бы ей дал?
Книгу можно было бы назвать «Минька и Леля» или «Детство Миньки».
8. Расскажи, какие картины ты представляешь, читая стихотворения этого раздела. Какими чувствами они проникнуты? Подтверди свои ответы текстом.
Эти стихотворения показывают картины детства, детских воспоминаний и фантазии. Они проникнуты чувством ностальгии, радости от впечатлений и грусти по давно ушедшему.
«Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?»
Цветаева Бежит тропинка с бугорка
«Скажет бабушка несмело:
«Что ж, сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори».
Есенин Бабушкины сказки
9. В каких стихотворениях используется приём сравнения?
В стихотворениях Цветаевой «Наши царства» автор сравнивает мир детей с миром взрослых, в стихотворении Брюсова «Опять сон» также используется прием сравнения.
10. Обсуди с другом, какими другими произведениями можно дополнить раздел.
Сурков "Вот моя деревня", Бальмонт "Детство", Гумилев "Детство", Асадов "Свидание с детством".
11. Подумай, репродукции каких картин можно включить. Какие произведения они могут иллюстрировать?
В.Тимофеев «Девочка с ягодами», К.Маковский «Портрет детей Стасовых», А.Бортников «Весна пришла», К.Лемох «В лето. С поздравлением», Н.Богданов-Бельский «Виртуоз», В.Серов «Мика Морозов», Н.Богданов-Бельский «У больного учителя», Ю.Кугач «В субботу», Ф.Сычков «Катание с горы», А.Корзухин «Крестьянские дети в лесу», В.Маковский «Пастушки», П.Соколов «Портрет Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах», И.Прянишников «В засаде», Ю.Кротов «Мои куклы».
«Портрет Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах» может иллюстрировать стихотворение Цветаевой "Наши царства", картина «Катание с горы» - стихотворение Суркова "Вот моя деревня".
12. Составьте с другом словарь настроений к стихотворению Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…».
Настроение сонное, ленивое, доброе, сонно-тяжелое.
13. Как меняется интонация в третьей строфе стихотворения «Бежит тропинка с бугорка…»? Почему это происходит? Как ты прочитаешь четвёртую строфу? Меняется ли интонация в произведении «Наши царства»? Когда и почему?
В третьей строфе стихотворения «Бежит тропинка с бугорка...» интонация меняется, сначала строки читались быстро "Бежит тропинка с бугорка", а затем медленно "лениво движется Ока".
В стихотворении «Наше царство» интонация меняется при переходе из царства детей в царство взрослых, к последнему четверостишию.
14. С произведениями каких поэтов ты познакомился в данном разделе? Имена каких авторов ты узнал впервые? Какое стихотворение тебе особенно запомнилось? Почему?
Марина Цветаева и Сергей Есенин. Особенно запомнилось стихотворение Есенина, потому что оно написано простым языком, написано о том, как дети любят слушать бабушкины сказки. Все дети любят сказки, поэтому стихотворение особо запомнилось.
15. Сравни стихотворения, которые ты прочитал в этом разделе. Одинаковые ли чувства они вызывают?
Разные. От чувства грусти (Бежит тропинка с бугорка") до радости и беззаботного восторга ("Детская").
16. Вспомни, что такое описание и повествование. Подумай, какие из прочитанных произведений этого раздела являются описаниями природы, чувств поэта, а в каком произведении главным становится повествование о событиях из жизни героев.
==
Текст-описание используется тогда, когда необходимо описать какой-то предмет или явление.
Повествование — рассказ о событиях, которые произошли с героями произведения. События изображаются в определённой последовательности: автор рассказывает о том, с чего они начинались, как развивались и чем закончились.