Стр. 59-90 Природа и мы

Страница 61. В мире книг

1. Рассмотри обложки на выставке книг по теме «Природа и мы».

М.Зощенко Умные животные, Е.Чарушин Волчишко, Времена года Стихи русских поэтов, Тайны животного мира, И.Соколов-Микитов От весны до весны, Детская энциклопедия Земля.

2. Раздели книги на две группы: о природе и о животных и птицах.

О природе:  Времена года Стихи русских поэтов, И.Соколов-Микитов От весны до весны, Детская энциклопедия Земля.
О животных и птицах:  М.Зощенко Умные животные, Е.Чарушин Волчишко, Тайны животного мира, Детская энциклопедия Земля.

3. Определи в каждой группе книгу, которая тебе интересна. Запиши её название в «Рабочую тетрадь».

И.Соколов-Микитов От весны до весны, М.Зощенко Умные животные.

4. Составьте список книг, которыми можно было бы дополнить выставку. Обсудите в классе, почему вы выбрали именно эти книги.

Д. Н. Мамин-Сибиряк Приемыш, А. И. Куприн. Барбос и Жулька. Эти книги так же о животных.

5. Напиши отзыв на понравившуюся книгу и составь к ней аннотацию. Объясни разницу.

Мне очень понравился  добрый и грустный рассказ Д. Н. Мамин-Сибиряка  «Приемыш». Как ярко описывается природа земли русской! А самое главное, автор поведал о дружбе  и любви к животным. Дедушка спас лебедя, и даже собака подружилась с птицей. Птица окрепла, и все же улетела в теплые края. Старику и Соболько жалко было Приемыша, но они понимали, что ему лучше в птичьей стае. Этот рассказ учит доброте, милосердию, благородству! 

Страница 67-68. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш

1. Почему Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш»? Объясни.

Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш», потому что в нем повествуется о лебеде, которого приютил у себя рыбак.

2. Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как он относился к Приёмышу? Почему старик назвал лебедя особенной птицей?

Тарас приютил лебедя, потому что родителей птицы пристрелили охотники, а лебедь еще не умел летать и погиб бы в одиночестве. "Сиротой остался. Вот я его привез и держу".
Тарас называет его умной, ученой, гордой, царской, Божьей, особенной птицей. "Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке".  Тарас назвал лебедя особенной птицей, так как лебеди свободолюбивы и в неволе погибнут. "Его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная". 

3. Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел? Почему герой отпустил лебедя? Как он сам объяснил свой поступок?

Когда  Приемыш улетел с лебединой стаей, Тарасу было обидно: «Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним!» Он скучал по лебедю. Но Тарас не мог удержать Приемыша, он  понимал, что лебедь в неволе не выживет, так как эта птица очень свободолюбивая. Тарас так объяснил свой поступок: "Его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная. Ну, и выпустил.". 

Что было правильнее:
поступить так, как это сделал Тарас;
подрезать лебедю крылья и навсегда сделать его ручным;
силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

Правильно было поступить так, как это сделал Тарас. Лебедь - дикая птица, и должна жить на воле.

4. Приготовься пересказать историю дружбы Соболька и Приёмыша. Запиши план в «Рабочую тетрадь».

План:
1. Знакомство с лебедем
2. Совместные прогулки.
3. Совместные игры.

5. Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями? Обсудите с другом.

Автор показал читателю, что нужно с добротой относиться ко всему живому, любить природу, быть милосердным к животным и птицам.  «Я тут князь князем живу. Все у меня есть... И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю все. Сердце радуется посмотреть на Божью тварь».

6. Прочитай статью о  лебедях из энциклопедии.

В энциклопедии описан внешний вид лебедя, его места обитания, образ жизни. А в рассказе описан характер конкретной птицы, взаимоотношения с человеком и собакой, выражено авторское отношение.

7. Перечитай описание лебедя в рассказе. Сравни, что общего и различного в этих текстах.

В энциклопедии описан внешний вид лебедя, его места обитания, образ жизни. А в рассказе описан характер конкретной птицы, взаимоотношения с человеком и собакой, выражено авторское отношение.

8. В каком из прочитанных текстов чувствуется сопереживание автора? Является ли это признаком художественного произведения?

В рассказе Мамина-Сибиряка чувствуется сопереживание автора. Это признак художественного текста.

Страница 73. С. А. Есенин. Лебедушка

1. Не напоминает ли тебе стихотворение Есенина народную песню или сказку? Найди в произведении слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях.

Стихотворение очень напоминает сказку или народную песню своей манерой повествования. 
Роса жемчужная, словно зоренька, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные, трава шелковая, малых лебежатушек.

2. Перечитай начало стихотворения. Какую картину изображает поэт? Какие эпитеты и сравнения помогают ему описать красоту наступающего утра? Предвещало ли оно беду?

Поэт изображает утро на берегу озера. Сосны освещены красным светом восхода, на траве лежит роса. Из камышей выплыла лебедь с птенцами. Эпитеты: из-за леса темного, красна зорюшка,  ясной радугой, огоньки-лучи багровые,  сосны старые, могучие,  роса жемчужная, блестки алые. Ничто не предвещало беду.

3. Как автору удаётся показать, что лебедушка была хорошей матерью? Как поэт относится к ней? Обсудите с другом. В каких словах это передаётся?

Лебедушка заботится о своих птенцах, самоотверженно оберегает их от любой опасности. Она хорошая мать. Поэт любуется лебедушкой, выражает ей свою симпатию, жалеет ее, когда ее схватил орел:  "выплывала, словно зоренька", "а лебедка белоснежная, не спуская глаз, дозорила", "распустила крылья белые белоснежная лебедушка и ногами помертвелыми оттолкнула малых детушек". Даже при смерти мать пытается защитить своих детей, оттолкнула их к воде.

Ответы на вопросы страницы 76. М.Пришвин. Выскочка

1. Почему Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»? 

Рассказ Пришвина называется «Выскочка» в честь сороки. «Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».

2. Как автор описывает Вьюшку, её поведение? 

Лайку сначала назвали Бией в честь реки, на которой она родилась. Но скоро Бию стали называть Бьюшка, а потом и вовсе Вьюшка.  «Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок». Получая косточку, она опускала свой хвост,  «это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, - известно, что в природе на кости есть много охотников».

3. Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?

Сороки отвлекали внимание Вьюшки, чтобы украсть кость. Но собака распознала, что задумали сороки. Выскочка схватила кость, но взлететь с ней не успела - Вьюшка схватила ее за хвост, и кость выпала.

4. Что ты узнал о Выскочке? Какое чувство вызвала у тебя сорока? Случайно ли писатель так назвал её?

«Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».
Сороку жалко, но в то же время понимаешь, что она ведет себя глупо.  Хотя сам сорока явно думает, что умнее остальных сорок и даже собаки. Потому и называл ее писатель Выскочкой.

5. На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе самый напряжённый?

Вьюшка рассчитывала, что собака выпустит кость, и сорока ее схватит и быстренько унесет. «На свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет».
Самый напряженный момент был, когда Выскочка подошла очень близко к собаке и лишилась хвоста. «Вот только-только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила ее за хвост и кость выпала».

6. Как рассказчик относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием? Объясни.

К Вьюшке рассказчик относится с любовью, он находится на стороне собаки: «Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит врага».
К Выскочке автор относится с юмором и насмешкой: «Говорят, что в семье не без урода». «Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц. Ничего сорочьего не остается тогда в ней, и не за что в ней не узнаешь какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой».

7. Напиши отзыв на этот рассказ..

© Рассказ «Выскочка» читается легко и весело.  История вроде и обыкновенная, но поучительная.  Сороки по жизни пакостят  дружной семейкой, и все у них получается ладно да складно. А тут молодая  сорока, нахальная и вредная,  решила стать «выскочкой». Но не учла она того, что собачка то умнее оказалась.  Похищение не удалось, осталась Выскочка без обеда и своего хвоста.

Страница 77. Поговорим о самом главном

Обсудите в классе, что такое самопожертвование.

Это способность принести себя в жертву, рискнуть своей жизнью ради спасения кого-то другого.

Ответы на вопросы страницы 81. А. И. Куприн. Барбос и Жулька

Почему автор подробно описал нам внешний вид каждой собаки? Можно ли было ожидать, что Жулька окажется способной на такой поступок?

Автор подробно описал внешний вид каждой собаки, чтобы показать огромную разницу в размерах и характере между ними.
Жулька казалась маленькой тонконогой беззащитной собачкой, и от нее странно было бы ожидать проявлений отваги.

Ответы на вопросы к странице 89. В. П. Астафьев. Стрижонок Скрип

1. Как стрижонок Скрип появился на свет? Как прошли первые дни его жизни? Чему важному хотела научить стрижонка мама?

Стрижонок вылупился из яйца в темной норке, а потом уснул под крылом мамы-стрижихи. Когда он проснулся, мамы не было, но вокруг было много млышей-стрижат - его браьтев и сестер. Стрижата стали звать маму: «Скрип!» Мама вернулась и напоила первого стрижонка. Скрип обижался, когда мама заботилась и о других стрижатах, но он понял, что маму не разжалобить писком.  «...мама-стрижиха так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отбирать еду у других. Понял стрижонок, какая у них серьезная и строгая мама. Ее не разжалобишь писком». Мама хотела научить стрижонка, что нужно думать не только о себе, но и о своих близких.

2. Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе? Согласен ли ты с тем, что она была хорошей матерью? Объясни.

Стрижих растила стрижат одна, потому что их папу убили мальчишки. «Но она была хорошая мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их детям». Стрижиха волновалась за детей, воспитывала их.

3. Почему стрижата остались одни? Как писателю удаётся показать, что стрижи очень дружные?

Когда на стрижей напал сокол, стрижиха пыталась отвлечь его, и сокол схватил ее и унес. Но стрижи не бросили ее птенцов. Ночью к стрижатам прилетал вожак Белое брюшко и согрел их своими крыльями. Днем другие стрижи  кормили и поили сироток.
У стрижей много врагов: «страшный быстрый сокол, клюватая ворона, черная гадюка». Когда им угрожала опасность, все стрижи вылетали из своих норок и набрасывались на врага: «Дружно налетали стрижи, все как один».

4. Как стрижонок Скрип научился летать? Какие слова помогают понять его состояние?

Вожак Белое брюшко взялся обучить стрижат летать. Он вытолкнул Скрипа из норки, и стрижонку пришлось растопырить крылья и лететь. Остальные стрижи «погнали его от норки всей стаей, навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу». «А если я упаду?» — с ужасом подумал он. Но стрижи не давали ему упасть. Они гоняли его над водой, над берегом, над лесом». Так Скрип научился летать. «И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: «Скрип!» — и закружился над рекой, над лесом». 

5. Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент?

Скрип оказался в руках ребят, потому что не смог выкопать достаточно глубокую норку, чтобы укрыться в ней. Он очень испугался, когда дети его поймали. 

6. Как писатель относится к поступку мальчиков? Обсудите с другом.

Автор называет ребятишек хорошими, потому что они хоть и поймали, но потом выпустили Скрипа. Он прощались со стрижом, когда тот собирался лететь на юг, кричали ему «До свидания, Скрип! Прилетай в свою норку!»

7. Отчего стрижи стали беспокоиться? Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова?

Стрижи стали беспокоиться, потому что приближалось время отлёта. «Они все летали, кружились, лепились на проводах и часами сидели молча, прижавшись один к одному. Эта тревога передалась и Скрипу. Он стал ждать, сам не зная чего». Стрижи кричали тревожно и тоскливо, потому что прощались с родными местами.  Автор выбрал именно эти слова, потому что тоскливо покидать родной дом, где ты родился и вырос, тревожно, как пройдет долгий перелет в теплые края.

8. Подумай, что Астафьев мог наблюдать в жизни, а что создал своим воображением, фантазией, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа. Как писатель, используя приём олицетворения, «оживил» историю?

В жизни Астафьев мог наблюдать жизнь стрижей: как они копают норки, вместе нападают на врага, кормятся, собираются улетать на юг. Но автор придал стрижам человеческие способности, используя прием олицетворения - птицы в рассказе мыслят, как люди.

10. Раздели текст на части, озаглавь каждую из них. С помощью плана перескажи произведение от имени стрижонка Скрипа. С каких слов ты начнёшь свой рассказ? Почему?

   План:
1. Рождение Скрипа
2. Воспитание стрижат
3. Гибель стрижихи
4. Дружные стрижи
5. Первый полет
6. Мальчишки
7. Отлёт
Рассказ можно начать со слов "Я родился в узкой длинной норке".
                           Пересказ
© Я родился в узкой длинной норке, рядом были мои братья - стрижата. Мама - стрижиха была очень строгой и заботливой. Она всех нас  старалась накормить, принося в клюве мошек.  А я хотел получить больше еды, но справедливая мама наказывала меня.   Когда я подрос, я хотел выползти из гнезда, но мама упорно заталкивала меня обратно. Она переживала, что мне грозит опасность.  Но однажды мама не прилетела. Было очень голодно и холодно. Но наши соседи стрижи не дали нам пропасть. Стрижи очень дружные. Они научили нас летать и даже сделать себе норку. И, когда  я попал в руки к мальчишкам, я очень испугался. Но ребята оказались добрые, отпустили меня. А я понял, что норка должна быть глубже.  Наступило время, когда мне . как и другим стрижам , нужно было лететь в теплые края. Это были грустные моменты, очень жаль было покидать родной дом. Но мы вернемся!

Стр. 90. Проверим себя и оценим свои достижения

1. Объясни название раздела. Можно ли его озаглавить иначе? Почему? Что объединяет произведения, включённые в данный раздел?

Раздел «Природа и мы» содержит произведения, рассказывающие о взаимоотношениях животных, людей и животных. Другое название подобрать сложно, потому что это название наиболее полно отображает смысл раздела.

2. Как ты думаешь, автор какого текста: художественного или научно-познавательного — будет использовать эпитеты, сравнения и олицетворения при описании природы, животных, птиц и растений? Объясни. Приведи примеры из текстов.

Эпитеты,  сравнения и олицетворения будет использовать автор художественного текста, чтобы придать ему большей выразительности. Например, стрижонок Скрип в рассказе мыслит, как человек, и это дает читателю возможность лучше понять его.

3. Представь, что могло произойти с Приёмышем, о котором рассказал Мамин-Сибиряк, дальше. Случилось ли так, как думал Тарас, или Приёмыш, умная и сильная птица, благополучно добрался до места зимовки?

Я надеюсь, что Приёмыш был достаточно умным и сильным, чтобы добраться до места зимовки. На птиц могут напасть хищники, они могут ослабеть в дороге. Надеюсь, этого не случилось с Приёмышем.

4. Подготовь план для пересказа произведения «Выскочка». Подумай, какой план ты хочешь составить: выборочный (о сороке или собаке), краткий, подробный или творческий (от лица сороки или собаки).

©      План (1)
1. Сибирская лайка Вьюшка
2. Защита обеда
3. Задиры сороки.
4. Наглая птица.
5. Воровство не удалось.
6. Подруги стыдят бесхвостую Выскочку.

     План (2)
1. Вьюшка получила вкусный обед
2. Группа сорок атаковали лайку и украли косточку
3. Глупая молодая сорока
4. Умная Вьюшка
5. Сорока осталась без хвоста.
6. Очень стыдно потерять хвост!

5. Если бы тебя попросили озаглавить рассказ А. Куприна, какое название ты бы ему дал? Какое заглавие придумал твой друг? Обсудите.

«Собачья дружба»

6. Вспомни рассказ В. Астафьева «Капалуха», который ты прочитал в прошлом году. Что его сближает с произведением «Стрижонок Скрип»? Что хотел сказать читателям автор, когда создавал свои произведения? Обсудите с другом.

В прошлом году читали рассказ "Капалуха". Эти рассказы сближает то, что они повествуют о взаимоотношении детей с природой. В одном мальчики не стали трогать гнездо капалухи, в другом отпустили стрижонка.

7. Подготовь сообщение о стрижах. Найди информациюв энциклопедии или справочнике. В Интернете найди познавательный фильм о стрижах.

©   Сообщение о стрижах
Стриж – это известная птица. И она очень даже необычная. Многие путают ее с ласточкой. Но стрижи летают быстрей ласточек и у них крылья намного уже, чем у ласточек. И стрижи не умеют плавать и ходить, у них слишком маленькие лапки. Для того, чтобы взлететь птичке, ей нужен трамплин или горка. Стрижи в полете ищут себе еду, строительные материалы для домика и купаться .
Чаще всего они делают гнезда в скалах, но могут жить и в больших городах. Живут стаями, у этих птиц хороший аппетит, отличные слух и зрение. Самый страшный враг для стрижа – сокол. Он ловит маленькую птичку на лету. Несколько лет подряд стрижа выбирают птицей года.

На просторах интернета я нашел ролик «Короли неба. Чёрные стрижи», замечательный документальный фильм о птицах высокого полета.

8. Что в произведении В. Астафьева является художественным вымыслом, а что автор подметил, наблюдая за стрижами?

© В. Астафьев, видимо, очень долго наблюдал за жизнью и поведением стрижей. Изучил их повадки, как дружно живут эти шустрые птицы. Он мог видеть, как стриж спасается от сокола, или даже его гибель маленькой птички. Возможно, ему удалось даже подержать в руках это маленькое трепещущее тельце, слышать удары испуганной птички. Но, вот как воспитывают стрижи своих деток в норке, это автор, скорее всего, додумал.  

9. Назови, какими справочниками или энциклопедиями ты пользуешься.

Я пользуюсь Детской энциклопедией и Википедией.