Стр. 6-28 Делу время - потехе час
Ответы на вопросы к стр. 15. Е. Л. Шварц. Сказка о потерянном времени
1. Перечитай эпизод, в котором описывается, как вели себя дети, когда они стали старичками.
© Дети, став старичками, вели себя по-разному. Петя Зубов, увидев себя в зеркало, испугался. И побежал домой, надеясь, что мама узнает его. Но чуда не случилось. И тогда отправился он, куда глаза глядят. Маруся Поспелова, поплакав на скамеечке, сидела и ногами болтала. Читала «Пионерскую Правду» и выковыривала изюм из булочки. Потом, забыв про свой вид, играла в мячик. Наденька Соколова тоже не очень то переживала, она нарисовала мелом классы и скакала на одной ножке, гоняя камешек. А Вася Зайцев катался на трамвае по всему городу, и выглядело это очень забавно. Лихой дедушка на подножке !
2. Почему произведение названо сказкой? Обрати внимание на волшебные предметы, превращения. Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?
Превращение детей в стариков и обратно не могло произойти на самом деле, это волшебство, а значит произведение можно назвать сказкой. На самом деле вполне могли жить где-то такие ленивые и непунктуальные дети, которые не ценят время. Благодаря фантазии автора появились волшебники, которые отобрали у детей их время, превратив ребят в стариков, а сами стали молодыми.
3. Почему волшебники были уверены в том, что ребята больше никогда не станут детьми? Почему дети смогли победить волшебников?
© Волшебники были уверены, что ребята больше никогда не станут детьми, ведь это были самые ленивые дети! Петя, Маруся, Надя и Вася не умели ценить свое время, поэтому они не могли быть ответственными и собраться вместе. Но, благодаря упорству и настойчивости Пети Зубова, дети смогли победить волшебников. Мальчик сплотил своих друзей по несчастью, убедил всех, что только вместе они смогут вернуть свой прежний вид.
Поведение детей было разным. Большинство смирились с происходящим. Один Петя Зубов искал причину происходящего и обдумывал, как вернуть себе молодость. Он нашел всех заколдованных ребят и сплотил их в борьбе со злыми волшебниками.
4. Как ты относишься к ребятам? Как к героям относится автор? Обсудите с другом.
Ребята хоть и не умели ценить время, они не сделали никому зла и вместе сумели победить волшебников, поэтому я отношусь к ним с симпатией.
Автор относится к героям, как к ленивыми и безответственными детям, он не одобряет их поступки. Это показывают слова «колбасник», «Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются», «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают»
5. Какой момент в сказке самый напряжённый? Прочитайте с друзьями по ролям эту часть текста.
Самым напряженным моментом в сказке я считаю тот, когда ребята переводили часы. Это должно было решить их дальнейшую судьбу.
6. Что подразумевал Шварц под потерянным временем? Как ты понимаешь название сказки? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».
Время в жизни нужно распределять правильно, чтобы все успеть. Нельзя тратить свое время понапрасну, занимаясь пустяками, которые никак не обогащают нашу жизнь. Чем больше упускаешь времени, тем больше упускаешь возможность чему-то научиться и достичь каких-либо высот.
Страница 21. В. Ю. Драгунский. Главные реки
1. От чьего имени ведётся рассказ?
От имени Дениса Кораблева.
2. К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? Помогают ли герою подсказки друзей? Объясни.
© Дениска прибегает к разным уловкам, чтобы исправить свое неловкое положение. Например, сначала забежал в класс вперед учителя, затем начинает читать другое стихотворение, думая, что учитель не заметит этого. Но это не помогло, как и подсказки друга Мишки Слонова. Ведь Дениска совсем не имел представления о вопросах, которые ему задавали. Подсказки бывают, полезны, когда ты чуть-чуть подзабыл от волнения. Но не в этом случае.
3. Как автор относится к герою? Высмеивается ли в рассказе поведение мальчика? Обсудите с другом.
Автор относится к своему герою с доброй улыбкой. Поведение мальчика высмеивается в рассказе. Денис все время переспрашивал учительницу «что?». Одноклассники пытались подсказать ему материал, но он неправильно понимал подсказки. Стихотворение Некрасова Денис назвал «Мужичонка с ноготком», а главную реку Америки «Миси-писи» вместо Миссисипи.
4. Какой урок извлёк Дениска?
Денис извлек урок, что домашнее задание нужно делать вовремя. «Хотя мне идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки надо учить. Любишь, не любишь, хочешь, не хочешь, лень тебе или не лень, а учить надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь».
5. Перескажи текст от лица Мишки, друга Дениски.
© Текст от лица Мишки
Мой друг Денис не выучил урока, но не хотел в этом признаваться. Когда его вызвали к доске рассказать стихотворение наизусть, он вышел. И, начал читать другое произведение. Я понял, что дело плохо, решил помочь ему. Но , Денис, меня обидел, сказав, что я его сбиваю. Обижался я недолго, ведь нужно было выручать друга. Я смог подсказать первое слово Денису. И все! Сколько я ни старался, мне не удалось спасти ситуацию. Но Раиса Ивановна сама решила выручить Дениса и задала ему дополнительный вопрос. После чего Денис совсем пропал, насмешив весь класс, и получил свою двойку, назвав главную реку в Америке Миси-писи.
6. Было ли тебе смешно, когда ты читал про то, как главный герой отвечал уроки, или ты сочувствовал, сопереживал ему? Как ты думаешь, что он должен был сделать, чтобы не попасть в такую ситуацию?
© Мне было и смешно, когда я читал про то, как Денис отвечал уроки, и жалко его было. Он старался выкрутиться, путая учителя. А всего то, чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно было выучить уроки. Или честно признаться, что не выучил стихотворение.
7. Найди в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героя.
© Слова, описывающие эмоциональное состояние героя: испортилось настроение; не хотелось вылезать из-за своей парты; думал, что сейчас уже наверняка умру; до свидания, все. Все это Денис продумывал в душе.
8. Какие слова показались тебе особенно смешными? Какой приём использовал автор?
Неправильное звучание Неправильное значение Несуществующее слово
© Особенно смешными мне показались слова «Мужичонка с ноготком!» , «Миси-писи». Автор использовал приём «неправильного значения».
9. Могла ли такая история произойти с тобой?
© Да, такая история могла произойти и со мной. Тоже бывает, лень учить уроки. Но лучше признаться, что не выучил урок, чем попасть в такое неловкое положение.
10. Напишите с друзьями сценарий к рассказу «Главные реки». Распределите роли. Уточните, как необходимо играть свою роль. Продумайте декорации. Разыграйте сцену так, чтобы зрителю было смешно смотреть вашу постановку.
Инсценируем самостоятельно.
Страница 22. Поговорим о самом главном
1. Рассмотрите рисунки. Что вы можете сказать о мальчиках? Соотнесите пословицу «Труд лечит, лень калечит» с рисунками.
Мальчик на диване ленится, ничего не делает. Мальчик на втором рисунке работает в саду, копает землю, садит дерево. Труд лечит - это рисунок справа, лень калечит - рисунок слева.
2. Прочитайте пословицы. Обсудите в классе их смысл.
Плохо жить без забот, худо без доброго слова. Там счастье не диво, где трудятся не лениво. Без труда и отдых не сладок. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
© Пословицы
• «Плохо жить без забот, худо без доброго слова» - это значит, что каждый человек должен о ком то заботиться, делать какую то каждодневную работу, также , что все мы должны почаще говорить в адрес друг друга добрые слова, помогать друг другу.
• «Там счастье не диво, где трудятся не лениво» - пословица учит тому, что если трудиться в полную силу, то и счастлив будешь также. Лентяи не бывают, счастливы, только «трудяжкам» улыбается счастье!
• «Без труда и отдых не сладок» -говорит о том, что если человек потрудился на славу, то и спать он будет крепко, сладко.
• «Скучен день до вечера, коли делать нечего» - пословица про лентяев. Только им бывает скучно, день кажется длинным, бестолковым. Чтобы этого не случилось, нужно придумать себе занятие по душе, чтоб приносить пользу окружающим.
3. Приведи пример из жизни, когда благодаря своему труду ты чего-либо достиг и, наоборот, из-за лени не смог получить нужного результата.
© Благодаря моему упорству, я выучил таблицу умножения. И вот результат: самостоятельная работа выполнена на «4»!
А вот как то я из-за своей лени оказался в неприятной ситуации. Мама попросила помыть посуду, а мне так не хотелось. Я составил стаканы в шкаф, надеясь на чудо. А вечером пришли гости, и тайное стало явным. Мама, ничего не подозревая, поставила кружки на стол… Мне было очень стыдно!
Страница 23. Как хорошо уметь читать
Ответы на вопросы страницы 27. В. В. Голявкин. Никакой я горчицы не ел
1. Почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел»? Что он хотел сказать своим читателям?
«Никакой я горчицы не ел» - так сказал мальчик из рассказа. Его разоблачила кондуктор трамвая: «Видно, что в школу ты не пошел. Из школы ребята веселые едут. А ты как будто горчицей объелся»
© Автор дал своему рассказу «Никакой я горчицы не ел» такое название, потому что хотел показать «кислое» настроение мальчика. Я думаю, что В. В. Голявкин смог убедить своего читателя, что очень плохо прогуливать уроки. И, как нехорошо проводить время бестолково, когда все вокруг заняты делами.
2. От чьего имени ведётся рассказ? Как ты думаешь, почему используется такой приём?
Рассказ ведется от лица мальчика, который прогулял школу.
3. Почему герой попадает в нелепые ситуации?
Мальчик попадает в нелепые ситуации от безделья.
4. Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нём думают окружающие?
Мальчик показан ленивым, глупым, скучающим прогульщиком. «Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест».
Шофер: «Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе».
— «Да я... не умею...».
Парень: «Тебе нечего делать? Видишь, вон дом кривой? Пойди подтолкни его, чтоб он ровный был». И смеются оба. «Я что-то ответить хотел. По дороге придумал, вернулся к ним. Не смешно, — говорю, а вы смеетесь». «Эх, чем бы заняться? Ходить по улицам скучно. На леса строительные залезть?!»
Устав ходить пешком, мальчик проехал несколько кругов на трамвае, выглядывая в окно вагона: «Все спешат куда-то то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно». Кондуктор угадала, что он прогуливает школу.
Экскаваторщик: «В ковш хочешь попасть?» — «Я в кабину хочу. Покатайте меня» — «Это машина рабочая». — «Я тоже хочу на нем работать» — «Учиться надо».
5. Как к герою относится автор? Что ты думаешь о мальчике? Можно ли использовать, рассказывая о нём, такие опорные слова: смелый, ленивый, разговорчивый, глупый, грустный, скучающий, весёлый, сердитый, равнодушный? Подтверди свою точку зрения примерами из текста.
Автор рассказывает, как мальчик совершил плохой поступок. Автор осуждает школьника. Но в конце мальчик понимает, что сам виноват в своих неприятностях, потому что не хочет учиться. К мальчику можно применить слова ленивый, глупый, скучающий. Подтверждение в тексте: «Эх, чем бы заняться? Ходить по улицам скучно. На леса строительные залезть?!»
6. Прочитайте с друзьями рассказ по ролям.
Читаем по ролям.
7. Составь отзыв на произведение и запиши его в читательский дневник.
© Отзыв на произведение:
Рассказ Виктора Голявкина интересный и поучительный. Мальчик, решив прогулять уроки, слонялся по городу. Ему было скучно, вокруг кипела жизнь, каждый занимался своим любимым делом. Герой рассказа пытался помочь, вникнуть в работу персонажей. Но, как выяснилось, он ничего не умел делать! Окружающие смеялись над неумейкой, все догадывались, что он прогуливал школу. Автор показал на конкретном примере, что всем нужно учиться в школе и быть ответственным.
Страница 28. Проверим себя и оценим свои достижения
1. Как ты думаешь, можно ли дать разделу другое название? ...
Из перечисленных разделу подходит название «Откладывай безделье, да не откладывай дела».
2. Почему произведения Шварца, Драгунского и Голявкина объединены в один раздел?
Произведения Шварца, Драгунского и Голявкина объединены в один раздел, так как все они о школьниках, которые не умеют ценить время и теряют его понапрасну.
3. Перечитай конец сказки Шварца. Согласен ли ты с автором? Объясни свою позицию.
«Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».
Я согласен с автором. Если человек не хочет развиваться, учиться чему-то новому, он деградирует - начинает ухудшаться память, сужается кругозор, а это все признаки старения.
4. Можно ли назвать рассказ Голявкина смешным, весёлым? Объясни своё мнение.
Рассказ Голявкина нельзя назвать веселым. Скорее, это поучительный рассказ. Мальчик прогуливает школу, попадает в совершенно невеселые ситуации.
5. Почему герою рассказа «Никакой горчицы я не ел» было скучно в солнечный весенний день? Что бы ты посоветовал ему сделать, чтобы он не чувствовал себя одиноким?
Я бы посоветовал не прогуливать школу, так как в школе интересно. Еще можно найти для себя хобби или записаться в кружок или спортивную секцию.
6. Какие произведения мы называем рассказом?
Рассказ — это художественное повествовательное произведение небольшого размера. Рассказ обычно посвящен описанию эпизода из жизни его главного героя.
7. Вспомни, чем рассказ отличается от сказки. Запиши в «Рабочую тетрадь».
В рассказе повествуется о событиях, которые могли бы произойти в жизни на самом деле. В сказке, напротив, события нереальные, волшебные, могут использоваться волшебные предметы и действуют фантастические герои.
Рассказ — это художественное повествовательное произведение небольшого размера, в котором выражена авторская позиция по отношению к героям.
10. Придумай свой веселый рассказ, который можно было бы включить в раздел «Делу время — потехе час». Запиши художественные приемы, которые ты будешь использовать, в «Рабочую тетрадь».
«Делу время — потехе час»
Петя сидел у окна и водил пальцем по стеклу. Мама зашла в комнату и сказала, что пора идти на занятие в секцию по самбо. Но Пете совсем не хотелось заниматься, и он пошел совершенно в другую сторону. Он бродил по улицам, пока окончательно не заблудился. Петя сел на газон и заплакал. Как он расскажет маме, что прогулял занятие? Но маме все же пришлось позвонить и сказать, что он заблудился. Мама посмотрела по карте, где находится сын, и забрала его домой. Было уже поздно. На улице смеркалось. Нужно еще было сделать все уроки, потому что завтра в школу. Трудный вечер предстоял Пете, а все потому, что делу-время, потехе - час.
9. Что ты можешь рассказать о труде и праздности? Кто такой трудолюбивый человек? Кто такой ленивый человек? Составьте с друзьями беседу.
бить баклуши носить воду в решете не покладая рук работать засучив рукава толочь воду в ступе
© Трудолюбивый человек всегда ценится в обществе. На такого можно всегда положиться, зная, что не подведет. Труд человека украшает, а вот лень портит. Про ленивого человека часто говорят, что он «бьет баклуши», «носит воду в решете», «толчет воду в ступе». А вот работящий человек всегда в почете: он трудится, «засучив рукава» и «не покладая рук »!