УСТНЫЙ РАССКАЗ ПО РИСУНКУ

Упражнение 45, с. 116 — 118

45. Внимательно рассмотри серию рисунков под названием «Террорист*». Сможешь определить, кто автор этих рисунков?
Что помогло тебе догадаться? Какую другую серию рисунков этого художника мы уже обсуждали?

Мы уже видели и обсуждали похожую серию рисунков, которые представляют собой целый забавный рассказ. Если сложно вспомнить имя художника, можно полистать учебник, найти эту серию и уточнить, что она называется «Радости садоводства», а её автор Херлуф Бидструп.

Последовательно рассмотри каждый рисунок. Куда (в какое помещение) сначала попадает мама, когда входит в квартиру?
Что она там видит?

Мама с двумя тяжёлыми сумками (видимо, она ненадолго отлучилась в магазин за продуктами) открывает дверь и входит в квартиру. Она оказывается в прихожей (в коридоре). Там мама обнаруживает, что вещи, которые висели на вешалке (пальто, шляпа, шарф, зонт и др.), валяются на полу.

Куда мама проходит из коридора и что предстает перед её глазами?

Затем мама проходит в гостиную и видит разбитую вазу с цветами на полу, покосившуюся картину на стене и сваленные в кучу книги из книжного шкафа.

В какие комнаты мама попадает далее и что она в них обнаруживает?

Далее мама проходит в спальню, в папин кабинет и в комнату, где стоит столик для рукоделия. Надо подробно описать, что она в них обнаруживает: смятую постель, лежащие на полу подушки и перины, перевёрнутый телефон и разлитые чернила, размотанные клубки ниток, валяющиеся повсюду катушки, булавки и ножницы…

Ты догадываешься, о чём подумала мама, когда в каждой комнате обнаружила такой беспорядок? (Вспомни, как называется эта серия рисунков.) Знаешь ли ты значение слова «террорист»? Проверь в Толковом словаре.

Мама подумала, что в квартире побывали воры, разбойники, хулиганы…
Уточним в Толковом словаре значение слова «террорист». Мама очень рассердилась, схватила палку для выбивания ковров и вбежала в следующую комнату (возможно, это детская).

Кого же обнаружила мама в последней комнате? Чем занимался её маленький сын? Как повела себя мама, увидев сына?
Почему она не рассердилась, а очень обрадовалась?

В последней комнате мама обнаружила своего маленького сына, который разрисовывал краской стену. Но мама не рассердилась, потому что она, наверное, очень волновалась за своего сына и, когда обнаружила, что ему ничего не угрожает, обрадовалась.

Теперь можно ещё раз обратить внимание на то, как повела себя мама, когда обнаружила беспорядок, разгром в квартире. Она не испугалась грабителей, которые, по её мнению, забрались в квартиру, а бросилась на защиту своего маленького сынишки. Смешной эту ситуацию делает то, что «грабителем» и «террористом» оказался маленький мальчик, который, играя один в квартире, всё в ней перевернул вверх дном.

Помнишь стихотворение Эдуарда Успенского «Разгром» из учебника «Литературное чтение»? В чём его сходство с этим рисунком Бидструпа?

Сходство стихотворения и рисунка в том, что в них описаны и изображены колоссальные разрушения, которые наводят взрослых на самые нелепые и пугающие размышления: «Был на квартиру налёт?», «К нам заходил бегемот?» и др., а в итоге оказывается, что это дети во время игры устроили дома разгром.

Как ты думаешь, название «Террорист» нужно воспринимать всерьёз или в шутку, в прямом или в переносном смысле? Объясни своё мнение.

Название «Террорист» нужно воспринимать в шутку, в переносном смысле.

Составьте план и расскажите по цепочке историю, которую нарисовал Бидструп. Сколько учеников примут участие в рассказе?

В плане будет десять пунктов – по количеству картинок, и столько же учеников примут участие
в рассказе. Примерный план может быть таким:

1. Мама вернулась домой.
2. Что увидела мама в прихожей?
3. Что мама обнаружила в гостиной?
4. В каком виде мама нашла книжные полки?
5. Что мама увидела в спальне?
6. Что творилось на письменном столе?
7. Что произошло со столиком для рукоделия?
8. Какие чувства охватили маму и что она решила предпринять?
9. Кого мама обнаружила в последней комнате?
10. Почему мама не рассердилась, а обрадовалась?

После того как обсудим и запишем план рассказа, перескажем его по цепочке, опираясь на план и на репродукцию рисунка.