УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Упражнение 29, с. 63 — 65

29. Прочитай текст.

ТРЯСОГУЗКИНЫ ПИСЬМА

У калитки в сад прибит почтовый ящик. Он так долго висел на заборе, что доски его стали серыми и в них завёлся древоточец. Осенью залетел в сад дятел. Прицепился к ящику, стукнул носом и сразу угадал: внутри древоточина! У самой щели, в которую опускают письма, выдолбил круглую дырку.
А весной прилетела в сад трясогузка — тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком. Она облюбовала ящик под гнездо. Трясогузку эту мы прозвали Почтальоном. Не потому, что она поселилась в почтовом ящике, а потому, что она, как настоящий почтальон, стала приносить и опускать в ящик разные бумажки.
Когда же приходил настоящий почтальон и опускал в ящик письмо, перепуганная трясогузка вылетала из ящика и долго бегала по крыше, тревожно попискивая и качая длинным хвостиком. И мы уже знали: тревожится птичка — значит, есть нам письмо.
Скоро вывела наша почтальонша птенцов. Тревог и забот у неё на целый день: и кормить птенцов надо, и от врагов защищать. Стоило теперь почтальону только показаться на улице, как трясогузка уже летела ему навстречу, порхала у самой головы и тревожно пищала. Птичка хорошо узнавала его среди других людей.
Услыхав отчаянный писк трясогузки, мы выбегали навстречу почтальону и брали у него газеты и письма: мы не хотели, чтобы он тревожил птичку.
Птенцы быстро росли. Самые ловкие стали уже выглядывать из щели ящика, крутя носами и жмурясь от солнца. И однажды вся весёлая семейка улетела на широкие, залитые солнцем речные отмели.

(По Н. Сладкову)

Тебе приходилось видеть трясогузку? Знаешь, как она выглядит? Найди в тексте и прочитай описание этой птички. Почему птичка облюбовала для своего гнезда почтовый ящик? Почему её прозвали Почтальоном?

«Трясогузка – тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком».

Как вела себя трясогузка, когда приходил почтальон? Как относились к трясогузке жители дома, хозяева почтового ящика? Какие фрагменты текста подтверждают твой ответ?

«Когда же приходил настоящий почтальон и опускал в ящик письмо, перепуганная трясогузка вылетала из ящика и долго бегала по крыше, тревожно попискивая и качая длинным хвостиком.»
«Стоило теперь почтальону только показаться на улице, как трясогузка уже летела ему навстречу, порхала у самой головы и тревожно пищала. Птичка хорошо узнавала его среди других людей.»
«Услыхав отчаянный писк трясогузки, мы выбегали навстречу почтальону и брали у него газеты и письма: мы не хотели, чтобы он тревожил птичку.»

Как ты понимаешь смысл названия текста? Оно соответствует его теме или основной мысли? Подели текст на части по смыслу.

Название текста соответствует его основной мысли: люди с вниманием и заботой относятся к птичке и ласково называют разные бумажки, из которых она строит гнездо, – трясогузкиными письмами.

Придумай название для каждой части текста и запиши план в тетрадь.

План:

1. Старый почтовый ящик и дятел.
2. Почему трясогузку назвали «Почтальон».
3. Тревожная жизнь трясогузки.
4. Новые заботы.
5. Как оберегали трясогузку.
6. Птичья семья покидает гнездо.

Закрой учебник и устно перескажи текст своими словами. Пользуйся планом.