РАБОТА С КАРТИНОЙ. УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ

Упражнение 40, с. 96 — 97

40. Найди в «Музейном Доме» «Портрет Татьяны Любатович», написанный Константином Коровиным.

Как ты думаешь, кто эта молодая особа: артистка? учительница? художница? поэтесса?

Обсуждаем все выдвинутые версии. Молодая барышня может быть учительницей: у неё доброжелательное лицо, она одета в нарядное, но строгое платье, в руках у нее книга… Татьяна может быть артисткой: она прямо держит спину, очаровательно улыбается и смотрит прямо на зрителя, то есть с удовольствием позирует художнику. И так далее… Смысл этого обсуждения в том, чтобы подкрепить своё первое впечатление от портрета какими-то доводами. Для этого нам придётся приглядеться к выражению лица, позе и одежде девушки.

Ты заметил(а), на чём сидит барышня? В её позе чувствуется свобода, непринужденность? Или, напротив, ей неуютно, она чувствует себя скованно?

Эти вопросы обращают внимание на то, что барышня, изображённая на портрете, сидит на окне, выходящем в сад. Её поза свободна и раскованна, несмотря на прямую осанку.

Посмотри, как Татьяна держит книгу: она действительно её читала и лишь на минутку отвлеклась? Или она держит книгу открытой, а сама о чём-то мечтает?

Наиболее очевидным кажется то, что Татьяна давно уже отвлеклась от чтения и о чём-то думает, мечтает: её лицо озарено едва заметной улыбкой.

Если Татьяна только что прочитала что-нибудь интересное, она сможет увлеченно об этом рассказать? Общаясь с людьми, она, как правило, серьёзна или, напротив, часто и заразительно смеётся? Она нравится окружающим её людям?

Эти вопросы направлены на то, чтобы мы представили героиню портрета в жизни. Обратим внимание на ясный, живой взгляд и открытое, приветливое лицо девушки. Создаётся впечатление, что Татьяна очень живой, эмоциональный человек, что её легко рассмешить. Татьяна, конечно, может увлеченно и заинтересованно рассказать о прочитанном. Можно предположить, интересно ли общаться с таким человеком и почему.

Свободное время этой барышни наполнено общением с людьми, или она предпочитает уединение? От молодой особы исходит ощущение радости жизни? Пейзаж за окном помогает передать это ощущение?

Последний блок вопросов подводит к обобщающему впечатлению от портрета. Судя по улыбчивому взгляду и доброжелательному выражению лица, у девушки весёлый, жизнерадостный нрав, и окружающие люди общаются с ней с удовольствием. За окном изображён кусочек сада в летний, солнечный день, что поддерживает общее ощущение радости, которое создаёт портретный образ.

АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ

Как правильно говорить по телефону. Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас. с.98 — 102

Главный Закон Общения действует всегда: и когда ты пишешь письмо, и когда разговариваешь по телефону, и когда напрямую общаешься со сверстниками или взрослыми.

Миша совсем забыл о Главном Законе Общения. Он рассказывает о своих проблемах, просит продиктовать ему задание и совершенно не интересуется делами друга. Дети должны предложить варианты исправления этой ситуации: в начале разговора Миша мог бы поинтересоваться, не занят ли сейчас Витя; узнать, как у него дела; сделал ли он уроки и только после этого переходить к своей просьбе.

Школьники должны прийти к выводу, что при любом общении (в письме, по телефону, при личной встрече) сначала лучше поинтересоваться жизнью и делами того человека, с которым ты общаешься, а потом уже рассказать о себе.

Плакат Летучей Мыши на с. 100. обращает внимание на то, что, если у тебя нет телефона и ты идёшь к другу домой, чтобы узнать у него домашнее задание, звонишь или стучишь к нему в дверь, нужно соблюдать те же правила вежливого общения!

Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас.

И Петя, и Маша вели себя неправильно. Петя должен был выслушать Машу и разумно отнестись к её просьбе. Маша должна была спокойно и вежливо объяснить, для чего ей нужно войти в класс.

Смысл советов Анишит Йокоповны заключается в том, что в любой ситуации нужно стараться услышать и понять друг друга, разговаривать вежливо и ни в коем случае не проявлять агрессию.