Стр. 46 ГДЗ к теме Корень - главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова
Упражнение к учебнику 61. Прочитайте текст. Озаглавьте его. (На водопой) Найдите в тексте название каждого животного и его детеныша. Запишите эти слова парами по образцу... Выделите знаком дуги в каждой паре слов общую часть - корень... Запишите предложения с родственными словами.
За мамой-слонихой топал слонёнок. За мамой-лисицей крался лисёнок. За мамой-ежихой катился ежонок. За мамой-медведицей шёл медвежонок.
Упражнение к учебнику 62. Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова. Запишите слова. Обозначьте корни. Сравните слова по значению и написанию. Какое из них не относится к группе родственных слов?
Слово водитель не относится к группе родственных.
Упражнение к учебнику 63. Прочитайте. Все ли слова в группах родственные? (нет) Выпишите только родственные слова, выделите корень.
Звон, звонок, позвонить.
Холод, холодный, холодильник.
Гора, горный, горчица.
Море, моряк, морковь.
Упражнение к учебнику 64. Дополните предложения однокоренными словами: море, морской, приморский, моряк, морячка.
1. Мы живём на берегу Чёрного моря. 2. Мой отец - моряк. 3. Отец служит на большом морском корабле. 4. Морячка - это жена моряка. 5. Мы отдыхали в небольшом приморском городке.
Выделяем корень МОР в перечисленных однокоренных словах.
Упражнение к учебнику 65. Рассмотрите рисунок. Прочитайте вопросы. Ответы запишите. Выпишите из своих ответов родственные слова. Чем они похожи? Какая в них общая часть? (корень САД) Выделите корень.
1. На рисунке художник изобразил цветущий сад.
2. Этот сад вырастил садовник.
3. Он держит в руке садовые ножницы.
Упражнение к учебнику 66. Прочитайте предложения. Найдите родственные слова...
1. Летний дождь щедро оросил засохшие поля. 2. Утром росинки блестят на солнце. 3. Я люблю бродить по росистой траве. 4. Роса исчезает к полудню.
Выпишите однокоренные слова. Выделите корень. Как проверить букву безударного гласного в корне слова? (нужно подобрать такое родственное слово, чтобы ударение падало на эту букву)
Упражнение к учебнику 67. Прочитайте... Какое из слов помогает правильно писать все остальные родственные слова? (слон, соль, корм) Спишите группы слов. Обозначьте корень.
Упражнение к учебнику 68. Подберите к данным словам родственные слова, одно из которых обозначает предмет, а другое - признак предмета.
Летать - лётчик - лётный.
Светить - свет - ... .
Дружить - ...
Любить - ...
Какая часть в родственных словах остается неизменной? Как она называется? (корень) Выделите эту часть...
Упражнение к учебнику 69. Прочитайте текст. Разделите текст на предложения и запишите его, правильно оформляя предложения на письме. найдите однокоренные (родственные) слова. Обведите их. Какие из них являются проверочными?
На лужке
Маша и Ира вышли на лужок. Там паслись маленькие теля?та. Жёлтая тёлочка Бурёнка мычала. Чёрная тёлочка Ночка щипала травку. Тёлка Зорька пила воду. Бычок Буян забежал за бугорок. Пастушок Ваня его долго звал.
Тёлочка, тёлка - проверочные слова.
Упражнение к учебнику 70. Прочитайте предложения. К словам с пропущенными буквами подберите проверочные слова из слов для выбора. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.
1. Друзья помири?лись (мир) после ссоры. 2. Сестра примеря?ла (приме?рка) новое платье. 3. Стиральная машина сама прополоска?ла (поло?щет) белье. 4. Девочка приласка?ла (ла?ска) котёнка. 5. Хорошо спрятаться от солнца в тени? (тень) деревьев! 6. Старик вы?тянул (тя?нет) неводом золотую рыбку. 7. Не жале?ло (жа?лко) солнце жара для хорошего загара. (Е.Измайлов) 8. В нашем пруду живу?т (жить) карасики. 9. Во дворе школы второклассники слепи?ли (ле?пка) весёлого снеговика. 10. Была оттепель, и снег прилипа?л (ли?пкий) к лыжам.
Выделите корни в словах с пропущенными буквами и в проверочных.
Упражнение к учебнику 71. Прочитайте. Найдите среди предложений пословицы и запишите их по памяти. выделенным словам подберите однокоренные слова.
Береги нос в большой мороз. В зимний холод всякий молод. Зимой снег глубокий - летом хлеб высокий.
Упражнение к учебнику 72. Прочитайте слова. Определите, какие буквы пропущены. Подберите к каждому данному слову проверочное и запишите слова парами.
Гриб - грибок, Рыбка - рыба,
куст - кусток, шубка - шуба,
дождь - дождик, берёзка - берёза,
холод - холодок, травка - трава.
Упр 73. Прочитайте загадки Н. Бетеньковой. Запишите любую загадку, вставляя пропущенные буквы. Найдите корни в выделенных словах.
Я и горький, я и сладкий (сладок),
К солнцу я тянусь из грядки (гряда),
Малышам полезный друг (друга),
А зовусь я просто лук (лука).
Выделяем корни слад гряд друг лук.
Я и круглый, я и гладкий (гладок),
И на вкус приятно сладкий (сладок).
Знает каждый карапуз (карапузы),
Что зовут меня арбуз (арбузы).
Выделяем корни глад слад карапуз арбуз.
Упражнение к учебнику 74. Прочитайте текст. Озаглавьте его и запишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их написание.
У кошки Анфиски родились котятки (котята).
Скоро у котят открылись глазки (глаза) и прорезались зубки (зубы). Малыши первый раз выбрались из корзинки. Один залез (залезать) под шкаф (шкафы). Другой заполз (ползать) под кровать. Под кроватью стояли сапожки (сапожок). Котёнок залез в сапог (сапоги) и уснул.
Преподаватель может попросить выделить корни в словах с пропущенными буквами.